Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

когда передо мной открывается больше чем один

ход действий, не в состоянии чувствовать, судить и выбирать за меня.

Точно так же для того, чтобы узнать вас, я должен был знать вас в про­

шлом. Мое узнавание места или человека означает ссылку на собствен­

ный прошлый опыт, а не на прошлый опыт другого эго. Именно эту уни­

кальную взаимосвязь наших состояний мы и называем словом «я», и

именно здесь начинает возникать великая проблема психологии. Какова

природа этого «я»?

4* 103

Для мусульманской богословской школы, главный представитель ко­

торой — ал-Газали, эго есть простая, неделимая и неизменная духовная

субстанция, полностью отличная от наших ментальных состояний и не

подверженная влиянию хода времени. Опыт нашего сознания является

единством, потому что наши ментальные состояния, так же как и многие

другие качества, связаны с простейшей субстанцией, которая остается

неизменной в течение постоянного изменения ее качеств. Мое узнава­

ние вас возможно, только если я остаюсь неизменным между первона­

чальным восприятием и настоящим актом памяти. Интерес этой школы,

однако, был не столько психологическим, сколько метафизическим. Но

независимо от того, принимаем ли мы духовную сущность в качестве

объяснения фактов опыта нашего сознания или же в качестве основа­

ния для бессмертия, я боюсь, что это не будет служить ни интересу

психологии, ни метафизики. Кантовские ошибки чистого разума хоро­

шо известны изучающим современную философию8

. «Я мыслю», кото­

рое сопровождает каждую мысль, согласно Канту, есть чисто формаль­

ное условие мысли, а переход от чисто формального условия мысли к

онтологической субстанции логически неправомерен. Даже если от­

влечься от кантовского взгляда на предмет опыта, неделимость субстан­

ции не доказывает ее неразрушимости, поскольку неделимая субстан­

ция, как заметил сам Кант, может постепенно превращаться в ничто,

подобно интенсивному качеству, или неожиданно прекратить существо­

вание. Такое статичное представление о субстанции не может служить и

какому-либо интересу психологии. Прежде всего, трудно считать эле­

менты опыта нашего сознания качествами духовной субстанции в том

смысле, в котором, например, тяжесть тела является свойством этого

тела. Наблюдение показывает, что опыт представляет собой особые

акты референции, и, как таковые, они обладают собственным специ­

фическим бытием. Они составляют… «новый мир», а не просто новые

черты старого мира. Во-вторых, даже если мы будем считать опыты

качествами, мы не сможем обнаружить, каким образом им присуща

духовная субстанция. Словом, мы видим, что опыт нашего сознания не

может дать нам ключ к эго, рассматриваемому как духовная субстанция,

потому что, гипотетически, духовная субстанция не раскрывает себя в

опыте. Далее можно отметить, что, учитывая невозможность различных

духовных субстанций, контролирующих одно и то же тело в разное

8

«Кантовские ошибки чистого разума» — имеются в виду рассуждения о паралогиз­

ме чистого разума, который Кант характеризует как «ложное по форме умозаключение

с каким угодно содержанием. Но трансцендентальный паралогизм имеет трансценден­

тальное основание для ложного по форме умозаключения. Следовательно, подобное

ошибочное умозаключение имеет свое основание в природе человеческого разума и

потому должно сопровождаться неизбежной, хотя и не разрешимой иллюзией». (См.

подробнее: Кант И. Критика чистого разума. Пер. Н.Лосского. М., 1998, с. 313-352.)

104

время, эта теория не в состоянии предложить адекватного объяснения

такого явления, как меняющаяся личность, в прошлом объяснимого

одержимостью тела злыми духами.

И все же интерпретация опыта нашего сознания является единствен­

ным способом, которым мы можем постичь эго, если это вообще воз­

можно. Давайте посмотрим, как современная психология проясняет

вопрос о природе эго. Уильям Джеймс рассматривает сознание как

«поток мысли» — сознательное течение изменений с ощущаемой конти­

нуальностью9

. Он обнаруживает своего рода стадный принцип, дейст­

вующий в наших переживаниях, которые как бы имеют на себе

«крючки», цепляющиеся друг за друга в течение ментальной жизни. Эго

состоит из ощущений личной жизни и как таковое является частью сис­

темы мысли. Каждая пульсация мысли, настоящая или исчезающая, есть

неделимое единство, которое знает и помнит. Определение исчезающе­

го пульса по настоящему пульсу мысли, а настоящего— посредством

следующего за ним есть эго. Такое описание нашей ментальной жизни

чрезвычайно оригинально, но, осмелюсь полагать, не соответствует

тому сознанию, которое мы обнаруживаем в себе. Сознание есть нечто

единственное, заранее предполагаемое во всей ментальной жизни, и ни

одна его часть не общается с другой. Такая точка зрения на сознание,

далекая от того, чтобы дать нам какой-либо ключ к пониманию эго, пол­

ностью игнорирует относительно постоянный элемент в сознании. Не

существует континуальности бытия между проходящими мыслями. Когда

одна из них присутствует, другая полностью исчезла. И как может про­

ходящая мысль, которая навсегда утрачена, быть известной и оценена

настоящей мыслью? Я не хочу сказать, что эго есть к тому же взаимо­

проникающая множественность, которую мы называем опытом. Внут­

ренний опыт — это эго за работой. Мы оцениваем само эго в акте вос­

приятия, суждения и воления. Жизнь эго— своего рода напряжение,

вызванное эго, вторгающимся в окружающую среду, и окружающей

средой, вторгающейся в эго. Эго не стоит в стороне от этой арены вза­

имного вторжения. Оно присутствует в нем как направляющая энергия

и сформировано, а также дисциплинировано своим собственным опы­

том. Коран ясно говорит об этой направляющей функции эго:

«Они станут спрашивать тебя о духе. Отвечай: „Дух [нисходит] по

повелению Господа моего. Но вам [об этом] дано знать очень ма­

ло»» (17:85).

, Для того чтобы понять смысл слова амр, мы должны помнить о раз­

личии, которое Коран проводит между амр и хальк. Прингл-Паттисон

сожалеет, что в английском языке содержится только одно слово

«творение» для выражения отношения между Богом и миром протяжен-

9

James W. Principles of Psychology. 2 vols. N. Y., 1890, vol. 2, 449 ff.

105

ности, с одной стороны, и отношением Бога и человеческого эго — с

другой. Арабский язык в этом отношении более удачлив. В нем два сло­

ва — халк и амр для выражения двух способов, посредством которых

креативная деятельность Бога открывает себя нам. Как говорит Коран :

«…Ему дано творить и повелевать…» (7:54). Этот стих означает, что сущ­

ностная природа души — направляющая, поскольку она проистекает из

направляющей энергии Бога, хотя мы и не знаем, как Божественный

амр функционирует в качестве эго-единств. Имя собственное, исполь­

зуемое в выражении «Рабби» («Господь мой»), проясняет, далее, приро­

ду и поведение эго. Оно должно предполагать, что душу следует пони­

мать как нечто индивидуальное и специфическое со всевозможными

вариациями, балансом и эффективностью ее единства. «…Каждый чело­

век выбирает свой путь, а ваш Господь лучше знает, кто избрал прямой

путь» (17:84). Таким образом, моя реальная личность не есть вещь, она —

акт. Мой опыт — это только ряд актов, соотносящихся друг с другом и

связанных вместе единством направляющей цели. Вся моя реальность

содержится в моем направляющем отношении. Вы не можете восприни­

мать меня как вешь в пространстве или как набор переживаний во вре­

менном порядке, вы обязаны интерпретировать, понимать и оценивать

меня по моим суждениям, волевым отношениям, целям и стремлениям.

Следующий вопрос заключается в следующем: как эго возникает

внутри пространственно-временного порядка? Учение Корана по дан­

ному вопросу предельно ясно:

«Воистину, Мы сотворили человека из глиняного теста,

потом же мы определили его в виде капли [семени] в надежное

место.

Потом Мы превратили каплю в сгусток крови, кровяной сгу­

сток — в кусок мяса, создали в куске мяса кости и покрыли кости

мясом. Потом Мы воплотили его (то есть человека) в новое

создание (выделено М.Икбалом. — М.С.).

Благословен Аллах, наилучший из создателей!» (23:12-14).

«Воплощение человека в новое создание» развивается на базе физи­

ческого организма — того семейства под-эго, через посредство которо­

го более глубокое Эго постоянно воздействует на меня и тем самым

позволяет мне выстроить систематическое единство опыта. Значит ли

тогда, что душа и ее организм — в Декартовом смысле, независимы друг

от друга, хотя каким-то таинственным образом и связаны? Я склонен

полагать, что гипотеза о материи как о независимой экзистенции со­

вершенно необоснованна. Она может быть оправданна лишь на основа­

нии нашего восприятия, частичной причиной которого по крайней ме­

ре является материя, отличная от меня самого. Это нечто иное, чем я

сам, предполагается обладающим определенными качествами, именуе­

мыми первичными, которые соответствуют определенным ощущениям

106

во мне, и я оправдываю свою веру в эти качества на том основании, что

причина должна иметь некоторое сходство со следствием. Но ведь

сходство между причиной и следствием необязательно. Если мой успех

в жизни причиняет горе другому человеку, мой успех и его горе не

имеют между собой сходства. И тем не менее повседневный опыт и

физическая наука исходят из предпосылки независимого существования

материи. Давайте поэтому условно допустим, что тело и душа—взаим­

но независимы и в то же время некоторым образом таинственно связа­

ны. Декарт был первым, кто указал на эту проблему, и я считаю, что его

утверждение и конечный взгляд на нее были в значительной мере обу­

словлены влиянием манихейского наследия раннего христианства. Од­

нако, если они взаимонезависимы и не влияют друг на друга, тогда из­

менения обоих происходят строго параллельно, благодаря некого рода

предустановленной гармонии, как полагал Лейбниц. Это сводит душу к

роли пассивного наблюдателя того, что происходит в теле. Если же, с

другой стороны, мы предположим, что они влияют друг на друга, то в

этом случае как и когда именно происходит их взаимодействие и кому

из двух принадлежит инициатива? Душаорган тела, который она

использует с физиологическими целями, и телоинструмент души —

вот два одинаково равных суждения теории взаимодействия. Лангов-

ская10

теория эмоции стремится показать, что в акте взаимодействия

тело берет инициативу на себя. Существуют, однако, факты, опровер­

гающие данную теорию, но здесь невозможно их детальное перечисле­

ние. Достаточно отметить, что, если даже тело берет на себя инициати­

ву, разум вступает как согласующий фактор на определенной стадии

развития эмоции, и это в равной мере верно в отношении других внеш­

них стимулов, которые постоянно воздействуют на разум. Ответ на во­

прос о том, будет ли эмоция возрастать далее или же будет продолжать

действовать стимул, зависит от моего отношения к этому. В конечном

счете разрешение разума решает судьбу эмоции или стимула.

Таким образом, и параллелизм, и взаимодействие— оба являются

неудовлетворительными. И все же разум и тело становятся одним в

действии. Когда я беру со стола книгу, мое действие является единич­

ным и неделимым. Невозможно провести грань между долями участия в

этом действии тела и разума. Они должны каким-то образом принадле­

жать к одной и той же системе, и, согласно Корану, они действительно

относятся к одной и той же системе. «Ему принадлежит халк (creation) и

амр (direction)»11

. Как понимать это? Мы видели, что тело не есть вешь,

10

Икбал не уточняет, о каком Ланге илет речь. Судя по смыслу, имеется в виду Карл

Георг Ланге. .

11

В статье «Self in the Light of Relativity» («„Я» в свете теории относительности»),

опубликованной в «Crescent» (1925), Икбал определяет «халк» и «амр» следующим обра­

зом: «Первое [слово] используется Кораном для обозначения связи материального мира

107

находящаяся в пустоте, оно есть система событий и действий. Система

переживаний, которую мы называем душой или эго, есть также система

действий. Это не снимает различия между душой и телом, это только при­

ближает их друг к другу. Характерная черта эго — спонтанность; дейст­

вия, составляющие тело, повторяют себя. Тело— это аккумулированное

действие или привычка души и как таковое неотделимо от нее. Со сторо­

ны именно этот постоянный элемент сознания кажется чем-то устойчи­

вым. Что же тогда материя?

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн