Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

Ибн Рушду, не есть форма тела, он при­

надлежит к другому порядку бытия и трансцендентен индивидуальности.

Поэтому он универсален и вечен. Это означает, что, поскольку объеди­

няющий разум трансцендентен индивидуальности, его проявление в

качестве множества единств в многообразии человеческих личностей

является простой иллюзией. Вечное единство разума может означать,

как полагает Ренан, вечность человечества и цивилизации, но это вовсе

тают ал-Хусейна мученически погибшим святым и чтят его гробницу как одну из главных

своих святынь. Кербела — место паломничества шиитов.

112

не означает личного бессмертия17

. В самом деле, точка зрения Ибн

Рушда выглядит схожей с положением Уильяма Ажеймса о трансценден­

тальном механизме сознания, которое оперирует некоторое время в

физической среде, а затем ради чистой забавы оставляет ее.

В наши времена линия аргументации в защиту личного бессмертия —

в целом этическая. Но этические аргументы, такие, как у Канта, и совре­

менная ревизия его аргументов зависят от рода веры — либо в осуществ­

ление требований справедливости, либо в незаменимость и уникальность

деятельности человека как индивидуально преследующего безграничные

идеалы. У Канта бессмертие находится за пределами спекулятивного

разума, это — постулат практического разума, аксиома человеческого

нравственного сознания. Человек требует и стремится к высшему благу,

которое состоит одновременно из добродетели и счастья. Но доброде­

тель и счастье, долг и желания, согласно Канту, понятия разнородные.

Их единство не может быть достигнуто в пределах узкого отрезка вре­

мени жизни человека в этом чувственном мире. Поэтому нам приходит­

ся постулировать нетленную жизнь ради постепенного достижения че­

ловеком единства взаимоисключаемых понятий добродетели и счастья, а

существование Бога— для окончательного свершения этого слияния.

Неясно, однако, почему слияние добродетели и счастья требует беско­

нечного времени и как Бог может свершить слияние взаимоисключае­

мых понятий. Эта неубедительность метафизических аргументов приве­

ла многих мыслителей к принятию возражений современного материа­

лизма, который отрицает бессмертие, утверждая, что сознание есть про­

сто функция мозга и потому перестает существовать с прекращением

мозговой деятельности. Уильям Лжеймс полагает, что такое отрицание

бессмертия убедительно только в том случае, если считать, что функция,

стоящая под вопросом, будет продуктивной. Однако факт того, что опре­

деленные ментальные изменения различаются в соответствии с опреде­

ленными телесными изменениями, не оправдывают заключения о том, что

ментальные изменения вызываются изменениями телесными. Функция не

обязательно продуктивна, она может быть разрешающей, или передаю­

щей, наподобие триггера в самостреле или рефлектирующих линз.

Точка зрения, предполагающая, что наша внутренняя жизнь существу­

ет благодаря действию в нас некого трансцендентного механизма, каким-

то образом выбирающего физическую среду на короткий период време­

ни, не дает нам никаких гарантий континуальности содержания нашего

актуального опыта. Я уже отмечал в этих лекциях должный путь встречи с

материализмом. Науке, безусловно, следует избрать для изучения только

определенные специфические аспекты Реальности, исключив остальные.

Было бы чистым догматизмом со стороны науки утверждать, что аспекты

Реальности, избранные ею, являются единственными аспектами, досгой-

17

Renan ?. Averroes et l’averroisme: essai historique. P., 1882, p. 136f.

113

ными изучения. Нет сомнения в том, что человек обладает пространст­

венным аспектом, но это не единственный его аспект. Существуют другие

аспекты человека, такие, как оценивание, унитарный характер целена­

правленного опыта и поиск истины, которые наука должна обязательно

исключить из области своих исследований и понимание которых требует

категорий, отличных от тех, которые используются наукой.

Есть тем не менее в истории современной мысли одна позитивная

точка зрения на бессмертие — я имею в виду ницшеанскую18

доктрину

Вечного Возвращения19

. Эта точка зрения заслуживает рассмотрения не

только потому, что Ницше утверждал ее с пророческим пылом, но так­

же и по той причине, что она обнаруживает реальную тенденцию в

современной мысли. Эта идея приходила на ум и другим к тому време­

ни, когда она пришла к Ницше как поэтическое вдохновение, а зачатки

ее можно обнаружить также у Герберта Спенсера20

. Фактически не

столько сила идеала, сколько его логическая демонстрация привлекла

этого пророка современности (Ницше. — Л4.С). Это само по себе сви­

детельство того факта, что позитивные взгляды на конечные веши явля­

ются скорее результатами работы Воображения, чем Метафизики.

Однако Ницше придал своей доктрине форму логически обоснованной

теории, и я считаю, что мы должны рассмотреть ее именно в таком ви­

де. Доктрина исходит из предположения о том, что количество энергии

в мире постоянно и в конечном счете ограниченно. Пространство есть

только субъективная форма, и бессмысленно утверждать, что мир — в

пространстве, то есть что он расположен в абсолютной пустоте. Тем не

менее в своем воззрении на время Ницше разделяет взгляды Канта и

Шопенгауэра. Время не есть субъективная форма, это— реальный и

бесконечный процесс, который может быть воспринят только как

«периодический». Таким образом, ясно, что невозможно рассеивание

энергии в бесконечно пустом пространстве. Центры этой энергии огра­

ничены в числе, и их комбинация вполне поддается вычислению. У этой

вечно активной энергии нет ни начала, ни конца, нет устойчивости, нет

первого или последнего изменения. Поскольку время ограниченно,

постольку все возможные комбинации энергетических центров уже

18

Отношение Икбала к Ниише было настолько противоречивым, что одни рассмат­

ривают его в определенной мере подверженным влиянию Ницше, другие же считают его

противником великого нигилиста.

19

Ниишеанская доктрина о «вечном возвращении» и его концепция о сверхчеловеке

тесно взаимосвязаны. Исходя из того, что время бесконечно, а число возможных комбина­

ций и,положений различных сил конечно, Ниише утверждает постоянную повторяемость

событий. Аля демонстрации смысла указанной доктрины он использовал образ дороги и

стоящих на ней ворот с надписью «Мгновение». От этих ворот дорога бежит назад, все, что

произошло в прошлом, может произойти и в будущем. «Против парализующего ощущения

всеобщего разрушения и неоконченности Ницше выдвинул вечное возвращение».

20

Spencer H. First Principles: A System of Synthetic Philosophy. L, 1911, p. 549 ff.

114

исчерпаны. Ничего нового в мире не происходит, все, что случается

сейчас, случалось ранее бесчисленное количество раз и будет случаться

бесчисленное количество раз в будущем. По мнению Ниише, порядок

всего, что происходит в мире, должен быть стабильным и неизменным,

ибо к тому моменту, когда бесконечное время будет пройдено, центры

энергии должны будут сформировать некие определенные модели по­

ведения. Само слово «Возвращение» предусматривает эту стабильность.

Далее мы должны прийти к заключению, что комбинация центров энер­

гии, которая однажды имела место, всегда обязательно вернется, иначе

не гарантировано возвращение даже сверхчеловека.

«Все возвратилось: Сириус и паук, ваши мысли в данный момент и эта

последняя ваша мысль— все возвратится. Человек! Вся твоя жизнь,

подобно песочным часам, всегда будет возобновлена и всегда будет

снова иссякать. Кольцо, в котором ты — не более чем камушек, будет

вечно блистать как новое»21

.

Таково ницшеанское Вечное Возвращение. Оно— не что иное, как

более жесткий механизм, базирующийся не на установленных фактах,

а только на рабочей гипотезе науки. Ницше не пытается серьезно ре­

шать и проблему времени. Он считает его объективным и рассматривает

только как бесконечный ряд событий, возвращающихся снова и снова. А

время, рассматриваемое как вечное круговое движение, делает бес­

смертие абсолютно недопустимым. Ницше сам чувствует это и характе­

ризует свою доктрину не как доктрину о бессмертии, но скорее как

точку зрения на жизнь, которая делает бессмертие недопустимым. Но

что делает бессмертие допустимым, по мнению Ницше? Ожидание того,

что возвращение комбинации центров энергии, которая составляет мое

личное существование, является необходимым фактором в рождении

той идеальной комбинации, которую он называет «сверхчеловеком». Но

сверхчеловек в прошлом являлся бесчисленно много раз. Его рождение

неизбежно. Как эта перспектива может дать мне какое-то желание? Мы

21

Икбал использует в лекциях изложение ницшеанской доктрины «вечного возвра­

щения», данное в кн.: Tsanov R. The Problem of Immortality: Studies in Personality and

Value. L, 1924. Приведенная им цитата из Ницше, видимо, взята иановым из «Воли к

власти», представляющей собой собрание заметок, афоризмов, приписываемых Ницше и

опубликованных посмертно его сестрой. Ницшеведы считают, что «Воля к власти» не дает

достоверного представления о взглядах Ницше и «ни в коем случае не может рассматри­

ваться как его последнее или основное сочинение» {Kaufman W. The Portable Nietzsche.

N. Y., 1977, p. 13.). Упомянутая выше доктрина наиболее ярко выражена в сочинении

«Так говорил Заратустра». Последнего Ницше именует «учителем вечного возвращения».

«Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь

расцветает, вечно бежит год бытия.

Все погибает, все вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия. Все разлучает­

ся, все снова друг друга приветствует; вечно остается верным себе кольцо бытия» (Ниц­

ше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1990, с. 158).

115

можем желать того, что абсолютно ново, а абсолютно новое немыслимо

с точки зрения Ницше, которая есть не что иное, как фатализм худший,

чем тот, который резюмирован словом кисмат. Подобная доктрина,

далекая от того, чтобы подвигнуть человека на борьбу за жизнь, направ­

лена на уничтожение тенденций к действию и ведет к расслаблению эго.

Обратимся теперь к учению Корана. Коранический взгляд на судьбу

человека является отчасти биологическим. Я говорю отчасти, потому

что Коран высказывает в этой связи определенные утверждения о био­

логической природе, которые мы не в состоянии понять без более

глубокого проникновения в природу жизни. Например, он упомина­

ет барзак — состояние, представляющее, вероятно, ожидание между

Смертью и Воскресением. Воскресение также, по-видимому, понимает­

ся им иначе. Коран не аргументирует его возможность, как это делает

христианство, очевидностью актуального воскресения какого-либо ис­

торического персонажа. Представляется, что он принимает и утвер­

ждает воскресение как универсальный феномен жизни, в некотором

смысле присущий также птицам и животным (Икбал имеет в виду аят 38

суры 6: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей

на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сооб­

щество, — ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, — а потому

все они будут собраны перед своим Господом». — Л/1.С).

Однако, прежде чем мы обратимся к деталям коранической доктри­

ны личного бессмертия, мы должны отметить три обстоятельства, кото­

рые совершенно очевидны из Корана и относительно которых нет и не

может быть различных мнений:

1. Что эго имеет начало во времени и не предсушесгвует своему по­

явлению в пространственно-временном порядке. Это ясно из аята, ко­

торый я процитировал только что выше.

2. Что согласно коранической точке зрения, не существует возмож­

ности возврата на эту землю. Это ясно из следующего стиха:

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолит­

ся: „Господи! Верни меня [в этот мир]:

быть может, я свершу праведное дело в том, чем я пренебрег».

Так нет же! То, что он говорит, всего лишь [пустые] слова. Позади

тех, кто уходит из мира, [будет] преграда (Barzakh) ло того, как их

воскресят» (23:99-100) (курсив М.Икбала).

«… [клянусь] полной луной,

что вы будете переходить из одного состояния в другое» (84.18-

19).

«Думали ли вы о семени, что вы извергаете?

Вы его создаете или Мы творим?

Мы предопределили вам смерть, и никто не опередит Нас

в том, чтобы заменить вас подобными вам и вновь воссозлать вас

Пб

такими, какими вы [себе] и не прелставляете» (56:58-61) (курсив

М.Икбала).

3. Что конечность не является несчастьем:

«Каждый, кто [обитает] на небесах и земле, предстанет пред Ми­

лостивым только как раб,

ведь Он уже подвел итог числу людей и пересчитал [каждого],

и кажлый прелстанет перел Ним в Лень воскресения поолиночке»

( 19:93-95) (курсив М.Икбала).

Это очень важное утверждение и оно должно быть воспринято пра­

вильно с тем, чтобы обеспечить ясное понимание исламской теории

спасения. Ограниченное эго предстанет перед безграничным Эго в

незаменимой единичности своей индивидуальности АЛЯ того, чтобы са­

мому

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн