новую ситуацию и тем самым открыва
ет новые возможности для творческого раскрытия.
24
М.Икбал имеет в виду аяты 21-22 суры 78: «Воистину, ад— это …место, куда воз
вращаются творяшие беззаконие».
25
Видимо, речь идет об аяте 29 суры 55, которая в русском переводе звучит не
сколько иначе: «…Он каждый день занят делом».
Лекция пятая
АУХ МУСУЛЬМАНСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
«Мухаммад Аравийский вознесся на высочайшие Небеса и вернулся.
Клянусь Богом, если бы я достиг того же положения, я бы никогда не
вернулся». Это слова великого мусульманского святого Абдо Кудуса
Гангосского. Наверно, во всей суфийской литературе трудно отыскать
другой случай, когда в одном предложении с такой точностью раскры
валось бы психологическое различие между пророческим и мистиче
ским типом сознания. Мистик не желает вернуться из состояния
«опыта единения», и даже тогда, когда он, как ему и следует посту
пить, возвращается, его возвращение не имеет большого значения для
человечества в целом. Возвращение же пророка созидательно. Он
возвращается, АЛЯ ТОГО чтобы включиться в поток времени, дабы кон
тролировать силы истории и тем самым творить новый мир идей. Аля
мистика пребывание в «опыте единения» есть нечто конечное, для
Пророка — это пробуждение в самом себе потрясающих психологи
ческих сил, рассчитанных на полное преобразование человеческого
мира. Желание видеть свой опыт воплощенным в живой мировой силе
является для Пророка наиважнейшим. Таким образом, его возвраще
ние означает своего рода практическую проверку ценности религи
озного опыта. Воля Пророка в своем творческом акте оценивает од
новременно себя и мир конкретного, в котором она пытается объек
тивизироваться. Проникая в предстоящий перед ним непроницаемый
материал, Пророк раскрывает себя самому себе и взору истории.
Поэтому другим способом оценки пророческого религиозного опыта
могло бы быть изучение созданного им типа человечности и мира
культуры, который возник из духа его Послания. В настоящей лекции я
хотел бы ограничиться только последним. Мой замысел состоит не в
том/ чтобы дать описание достижений ислама в области знания. Я бы,
скорее, хотел обратить ваше внимание на некоторые важнейшие кон
цепции исламской культуры для того, чтобы понять процесс форми
рования идей, который лежит в их основе, и тем самым узреть выра
жаемый через них дух. Однако, прежде чем я приступлю к этому,
123
необходимо понять культурную ценность великой исламской идеи — я
имею в виду конечность института пророчества1
.
Пророк может быть определен как человек, обладающий особым ти
пом мистического сознания, в котором «опыт единения» имеет тенден
цию выхода за пределы границ индивида и открытия возможностей к
переориентации, а также к преобразованию сил коллективной жизни.
Конечный центр жизни индивида тонет в собственной бесконечной
глубине только АЛЯ ТОГО, чтобы возникнуть вновь, с новой силой разру
шить старое и раскрыть новые направления жизни. Такая связь с корнем
собственного бытия ни в коей мере не является особенностью одного
лишь человека как такового. В самом деле, то, как слово вахи (вдохно
вение) используется в Коране, свидетельствует о том, что Коран рас
сматривает его в качестве универсального свойства жизни: хотя его
природа и характер различны на различных стадиях эволюции жизни2
.
Растение, свободно произрастающее в пространстве, животное, разви
вающее новый орган для того, чтобы приспособиться к новой окру
жающей среде, и человеческое существо, получающее свет из внутрен
ней глубины жизни, — все это примеры вдохновения, различающиеся
по своему характеру в соответствии с потребностями того, кто получает
вдохновение, или же нуждами вида, к которому он принадлежит. Итак,
у меньшинства человечества развивается психическая энергия, которую
я называю пророческим сознанием— тип экономии индивидуальной
мысли и выбора посредством предоставления готовых решений, выбо
ров и способов действия.
Однако с рождением разума и критической способности жизнь в
своих собственных интересах сдерживает формирование и развитие
нерациональных типов сознания, в которых психическая энергия про
текала на более ранней стадии человеческой эволюции. Человек управ
ляется преимущественно страстью и инстинктом. Индуктивный разум,
который один только делает человека хозяином окружающей среды,
представляет собой достижение; и родившись однажды, он должен быть
усилен посредством сдерживания роста других видов знания. Нет со
мнения, что древний мир создал несколько великих философских сис
тем в то время, когда человек был относительно примитивен и управля
ем более или менее силой внушения. Но мы не должны забывать, что
1
Идея конечности пророчества пророка Мухаммада зафиксирована, в частности, в
40-м аяте 33-й суры: «Мухаммад— не отец кого-либо из ваших мужей, а только По
сланник Аллаха и печать (т.е. завершающий череду Божьих посланников. — М.С.) про
роков. Аллах ведает о всем сушем».
2
В Коране Аллах «внушает» вдохновение не только Пророкам, но и небесам («Он
завершил это, сотворив семь небес за два дня, и каждому небу внушил в откровении его
обязанности…» 41:12); земле (99:5); ангелам (8.12); пчелам («Твой Господь внушил пчеле:
„Воздвигай улья в горах, на деревьях и строениях»») (16:68) и т.д.
124
эта система построения в древнем мире была работой абстрактной
мысли, которая не могла выйти за пределы систематизации смутных
религиозных верований и традиций, дать нам какое-либо понимание
конкретных жизненных ситуаций.
Если рассматривать вопрос с данной точки зрения, тогда Пророк ис
лама видится стоящим между древним и современным миром. Он при
надлежит к древнему миру постольку, поскольку дело касается источни
ка его откровения, что же касается духа его откровения, то он принад
лежит современному миру. В нем жизнь раскрывает иные источники
знания, соответствующие ее новому направлению. Рождение ислама,
как я надеюсь здесь убедительно доказать, есть рождение индуктивного
разума. В исламе пророчество достигает своего совершенства благода
ря обнаружению необходимости собственного упразднения. Это вклю
чает в себя проницательное понимание того, что жизнь не может навсе
гда удерживаться в управляемой узде; что для полного самосознания
человек должен наконец опереться на свои собственные ресурсы. Уп
разднение духовенства и наследственной власти в исламе, постоянное
обращение к разуму и опыту в Коране, а также акцент, который он
делает на Природу и Историю как источники человеческого знания, —
все это различные аспекты одной и той же идеи конечности пророчест
ва. Идея тем не менее не означает того, что мистический опыт, который
качественно не отличается от опыта пророческого, теперь перестал
существовать как витальный факт. Действительно, Коран считает как
анфус («я»), так и афак («мир»)3
источниками знания4
. Бог раскрывает
Свои знаки во внутреннем и внешнем опыте, а долг человека — решать
вопрос о возможности обретения знания всех аспектов опыта. Идею
конечности пророчества, таким образом, не следует рассматривать как
утверждение того, что конечная судьба жизни есть полное замещение
эмоции разумом. Такое и невозможно и нежелательно. Интеллектуаль
ная ценность данной идеи состоит в ориентации на появление незави
симого критического отношения к мистическому опыту посредством
рождения веры в то, что в истории человечества пришел конец любому
личному авторитету, претендующему на сверхъестественное происхож
дение. Вера такого рода является психологической силой, противодей
ствующей росту подобного авторитета. Функция данной идеи заключа
ется в открытии новых горизонтов знания в области внутреннего опыта
человека. Точно так же первая часть формулы ислама5
создала и усили
ла дух критического наблюдения за внешним опытом человека, лишив
силы природы того божественного характера, которым наделяла их
3
Букв, перевод с араб, соответственно «души» и «миры». — Примеч. ред.
4
См. Коран (41:53).
5
Имеется в виду первая часть основного положения исламского религиозного уче
ния: «Нет бога, кроме Аллаха» или «Нет бога, кроме Бога».
125
более ранняя культура. Таким образом, мистический опыт каким бы
необычным и ненормаленым он ни был, должен рассматриваться му
сульманином как совершенно естественный и открытый для критическо
го изучения, наряду с другими аспектами человеческого опыта. Это
становится ясным из отношения самого Пророка к психическим состоя
ниям Ибн Сайда6
. Функция суфизма в исламе состояла и продолжает
состоять в систематизации мистического опыта, хотя следует признать,
что Ибн Халдун был единственным мусульманином, подход которого
полностью соответствовал научному духу7
.
Однако внутренний опыт лишь один из источников человеческого
знания. Согласно Корану, су шествуют два других источника знания —
Природа и История, а дух ислама лучше всего зрим в маркировке этих
источников знания. Коран усматривает знаки Конечной Реальности в
«солнце», «луне»8
, в «удлиненности тени», в «смене дня и ночи»9
, в
«многообразии цвета кожи людей и их языков»ю
, в «смене дней успеха
и неудач среди народов» * * — фактически во всей природе — так, как
она раскрывается чувственному восприятию человека. И долг мусуль
манина — размышлять над этими знаками, а не проходить мимо них, как
«если бы он был глух и слеп»,2
, ибо тот, кто «не видит этих знаков в этой
жизни, будет слеп к реальностям жизни, которая наступит»13
. Этот при
зыв к [учету] конкретного в сочетании с постепенным осознанием того,
что, согласно поучениям Корана, мир динамичен по своему происхож
дению, конечен и способен к росту, в конце концов привел мусульман
ских мыслителей к конфликту с греческой мыслью, которую в начале
своей интеллектуальной деятельности они изучали с таким энтузиазмом.
Не сознавая, что дух Корана был по существу антиклассическим, и пол
ностью полагаясь на греческих философов, первым импульсом мусуль
манских мыслителей было желание понять Коран в свете греческой
6
Ибн Сайд (Ibn Sayyad, ум. в 682 г.) упоминался в первой лекции.
7
Ibn Khaldun. The Muqaddimah: An Introduction to History. Transi, by F. Rosenthal,
3 vols. N. Y. & L, 1958, vol. 3, Section vi, Discourse: «The Science of Sufism».
8
Об этом говорится, в частности, в аяте 37 суры 41 : «Его знамения — это также и
ночь и день, и солние и луна».
9
Коран (10:6)— «Воистину, смена дня и ночи, а также то, что сотворил Аллах на
небесах и земле, — несомненные знамения для богобоязненных людей».
10
Коран (30:22) — «И [еше] из Его знамений — создание небес и земли, разнообра
зие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом— знамения для тех, кто обладает
знанием».
11
Видимо, имеется в виду аят 140 суры 3: «Если вам нанесена рана ныне, то подоб
ная же рана была нанесена другому народу. Мы сменяем [благополучные и злополуч
ные] для людей дни чередой…»
12
Коран гласит (25:73): «[Рабы Милостивого] те, которые, когда их наставляют зна
мениями Господа, не падают [на земь] слепыми и глухими к [этим знамениям]».
13
Коран (17:72) — «Кто слеп в этой жизни, слеп и в будущей, и к тому же он более
других заблудший».
126
философии. Учитывая конкретный дух Корана и спекулятивный харак
тер греческой философии, которая увлекалась теорией и игнорировала
факт, подобная попытка была обречена на провал. И именно то, что
последовало за тем провалом, представляет собой истинный дух му
сульманской культуры, закладывая основания для современной культуры
в некоторые из ее наиболее важных аспектов.
Этот интеллектуальный мятеж против греческой философии прояв
ляется во всех сферах знания. Боюсь, что не смогу компетентно пока
зать, как последний проявился в математике, астрономии и медицине.
Он вполне ошутим в метафизической мысли ашаритов, однако в качест
ве наилучшим образом определившегося феномена он демонстрирует
ся в мусульманской критике греческой логики. И это вполне естествен
но, ибо неудовлетворенность чисто спекулятивной философией озна
чает поиск более надежного метода познания. Я полагаю, Наззам был
первым, кто сформулировал принцип «сомнения» в качестве начала
всякого знания. Ал-Газали, далее, расширил его в своем трактате «Вос
крешение наук о вере»14
и подготовил появление метода Декарта. Ал-
Газали оставался в целом последователем аристотелевской логики. В
своих «Кистас»15
он представляет некоторые коранические аргументы в
форме аристотелевских фигур, забыв о коранической суре, известной
под названием «Поэты»16
, в которой утверждение относительно того,
что возмездие следует