Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

за отрицание пророков, делается на основании

простого перечисления исторических прецедентов. Систематическое

опровержение греческой логики было предпринято Ишраки17

и Ибн

Таймийа. Возможно, Абу Бакр18

был инициатором критики аристоте­

левской первой фигуры, а в наше время его возражение, воспринятое в

глубоко индуктивном духе, было переформулировано Джоном Стюар­

том Миллем19

. Ибн Хазм в своих «Пределах логического знания» делает

акцент на чувственном восприятии как источнике познания, а Ибн Тай­

мийа в «Опровержении логики» показывает, что индукция есть единст­

венная форма заслуживающего доверия аргумента. Так возник метод

наблюдения и эксперимента. И это не было лишь делом теоретическим.

Открытие ал-Бируни того, что мы называем временем реакции, и от­

крытие ал-Кинди того, что ошушение пропорционально стимулу, явля-

14

Абу Хамил ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Избранные главы. М., 1980.

15

Арабское название трактата— «Худуд ал-мантик». Речь идет о трактате Газали

«Правильные весы» («Ал-кистас ал-мустаким»). Кистас — весы с двумя чашами. Некото­

рые главы из этого трактата переведены на русский язык В.В.Наумкиным и опубликованы

в «Воскрешении наук о вере».

16

Сура 26.

17

Ишраки — речь идет об упоминавшемся ранее ас-Сухраварди.

18

Речь идет о б Абу Бакре Бакилани, упоминавшемся в третьей лекции.

19

Икбал упоминает имя Милля в связи с его логическими взглядами («Система логики

силлогической и индуктивной», 1843).

127

ются примерами применения указанного метода в психологии. Было бы

ошибкой полагать, что экспериментальный метод является европейским

открытием. Дюринг говорит, что концепции науки Роджера Бэкона яв­

ляются более точными и ясными, чем у его знаменитого тезки. А где

Роджер Бэкон получил свою научную подготовку? В мусульманских

университетах Испании. В самом деле, часть пятая в его так называемом

Большом труде, посвященная «перспективе», является практически по-

вторением «Оптики» Ибн Хайтама. И вообще, трактат в целом свидетель­

ствует о влиянии на его автора Ибн Хазма20

. Европа довольно медленно

признавала исламское происхождение своего научного метода. Однако

полное признание этого факта наконец наступило. Позвольте мне при­

вести два отрывка из работы Бриффолта «Создавая человечество»:

«Роджер Бэкон изучал арабский язык и арабскую науку под руково­

дством арабов в Оксфордской школе. Ни Роджер Бэкон, ни его после­

дующий тезка21

не в праве считать своими заслугами введение экспери­

ментального метода. Роджер Бэкон был не более чем одним из апосто­

лов мусульманского научного метода в христианской Европе, и он неус­

танно заявлял, что знание арабского языка и арабской науки было для

его современников единственным путем к истинному знанию. Дискус­

сии относительно того, кто был основателем экспериментального мето­

да… являются частью огромного искажения истоков европейской циви­

лизации. Экспериментальный метод арабов к бэконовскому времени

широко и активйо культивировался по всей Европе»22

.

«Наукасамый значительный вклад арабской цивилизации в совре­

менный мир, но его плоды созревали медленно. Только спустя долгое

время после того, как мавританская культура23

вновь погрузилась в

темноту, великан, которого она породила, поднялся во весь рост. Но не

только благодаря науке Европа вернулась к жизни. Другие разнообраз­

ные влияния со стороны исламской цивилизации также передали свой

первый свет европейской жизни»24

.

«Хотя нет ни одного аспекта европейского развития, в котором не

прослеживалось бы решающее влияние исламской культуры, нигде оно

не является столь очевидным и значительным, как в генезисе той силы,

которая составляет постоянную отличительную мощь современного мира

и высший источник его достижений — естествознание и научный дух.

Комментатор считает, что в тексте лекции допушена опечатка, и речь на самом де­

ле идет об упоминавшемся чуть выше Ибн Хайтаме.

21

Имеется в виду Фрэнсис Бэкон.

22

Briffault R. The Making of Humanity. L., 1928, p. 202.

23

«Мавританская культура» — в английском языке «маврами» именуются мароккан­

цы, а также мусульмане из числа арабов, испанцев и берберов, создавшие арабскую

андалузскую цивилизацию, позже переселившиеся в Северную Африку (XI—XVII вв.).

24

Briffault R. The Making of Humanity, p. 202.

128

Долг нашей науки перед арабской состоит не в удивительных откры­

тиях революционных теорий, наука обязана арабской культуре значи­

тельно большим — самим своим существованием. Древний мир, как мы

видели, был донаучным. Астрономия и математика греков были импор­

том, так и не привившимся в греческой культуре. Греки систематизиро­

вали, обобщали и теоретизировали. Однако способы исследования, тре­

бующие терпения, аккумуляции позитивного знания, тщательных научных

методов, детальных и длительных наблюдений, а также эксперименталь­

ных наблюдений, были совершенно чужды греческому характеру. Толь­

ко в эллинистической Александрии имел место какой-то подход к науч­

ной деятельности, проводимой в древнем классическом мире. То, что

мы называем наукой, возникло в Европе в результате нового духа иска­

ний, новых методов исследования, метода эксперимента, наблюдения,

измерения, развития математики в неизвестной грекам форме. Тот дух

и те методы были представлены европейскому миру арабами»25

.

Первое, что следует отметить относительно духа мусульманской

культуры: во имя познания она фиксирует внимание на конкретном,

частном. Далее, ясно, что рождение метода наблюдения и эксперимента

в исламе произошло не благодаря компромиссу с греческой мыслью, а

вследствие продолжительного интеллектуального противоборства с ней.

В самом деле, влияние греков, которых, по словам Бриффолта, главным

образом интересовала теория, а не факт, скорее, склоняло к забвению

мусульманского коранического видения и по крайней мере в течение

двух столетий удерживало практический арабский характер от самоут­

верждения и возврата к самому себе. Поэтому я хочу самым решитель­

ным образом положить конец ошибочному представлению о том, что

греческая мысль каким-то образом определила характер мусульманской

культуры. Часть моей аргументации вы уже видели, другую — увидите

ниже.

Познание должно начинаться с конкретного. Только интеллектуаль­

ная способность схватить частное и иметь над ним власть позволяет

человеческому интеллекту выйти за пределы конкретного. Как гласит

Коран:

«О сонм джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за преде­

лы небес и земли, то пройдите! Не пройдете вы, иначе как с ВАЛ-

стью (выделено М.Икбалом)» (55.-33)26

.

Однако мир, будучи совокупностью конкретных вещей, представля­

ется в качестве некого рода острова, окруженного чистой пустотой, для

которого время, рассматриваемое как ряд взаимоисключаемых момен­

тов, есть ничто и оно не имеет никакого влияния. Такое видение мира

Ibid, р. 190-191.

Пер. И.Ю.Крачковского (более близкий по смыслу к тексту Икбала).

129

ведет рефлексирующий ум в никуда. Мысль об ограниченности воспри­

нимаемого пространства и времени подрывает ум. Конкретное как та­

ковое есть идол, стоящий на пути движения разума, и для того, чтобы

его преодолеть, разум должен преодолеть последовательное время и

чистую пустоту воспринимаемого пространства. Как говорит Коран, «[Во­

истину], к Господу твоему— конечный rfcxoA» (53:42). Этот аят вопло­

щает в себе одну из глубочайших коранических мыслей, ибо он со всей

определенностью утверждает: конечный предел следует искать не в

звездном направлении, а в бесконечной космической жизни и духовно­

сти. Интеллектуальное восхождение к этому конечному пределу дли­

тельно и мучительно, и мысль ислама, кажется, двигалась в совершенно

отличном от греков направлении. Идеалом для греков, как отмечает

Шпенглер, была пропорциональность, а не бесконечность. Только фи­

зическое рассмотрение конечного с его четко очерченными границами

занимало умы греков. Напротив, в истории мусульманской культуры мы

находим, что как в области чистого разума, так и в религиозной психо­

логии, под которой я понимаю высокий суфизм, идеал проявляется как

владение и наслаждение Бесконечным. В культуре при подобном под­

ходе проблема пространства и времени становится вопросом жизни и

смерти. В одной из настоящих лекций я уже отчасти показал вам, каким

образом проблема пространства и времени представлялась мусульман­

ским мыслителям, особенно ашаритам. Одной из причин, почему де-

мокритовский атомизм никогда не был популярным в мире ислама, яв­

ляется то, что он исходит из предпосылки об абсолютном пространстве.

Поэтому ашариты были вынуждены развивать иной вид атомизма и пы­

тались преодолеть проблемы перцептивного пространства способом,

схожим с современным атомизмом. Что касается математики, то здесь

следует помнить о том, что со времен Птолемея (87-165) вплоть до

Насира ат-Туси (1201-1274) никто серьезно не задумывался над про­

блемой демонстрации убедительности евклидовского постулата парал­

лельности на основе перцептивного пространства. Ат-Туси был первым,

кто нарушил спокойствие, царившее в мире математики в течение цело­

го тысячелетия, и в своей попытке улучшить упомянутый постулат осоз­

нал необходимость отказа от перцептивного пространства. Таким обра­

зом, он подвел базу, какой бы непрочной она ни была, под сверхпро­

странственное движение. Тем не менее ал-Бируни был тем, кто в своем

подходе к современной математической идее функции усмотрел, с

чисто научной точки зрения, недостаточность статичного взгляда на

вселенную. И это тоже — явное отклонение от греческого воззрения.

Идея функции вводит элемент времени в нашу картину мира. Она пре­

вращает неизменное в переменное и смотрит на вселенную как не на

существующее, а на становящееся. Шпенглер полагает, что математиче­

ское понятие функции, «не намеченное ни в какой другой культуре»,

130

есть символ Запада . Учитывая обобщение ал-Бируни ньютоновской

формулы интерполяции из тригонометрической функции к любой дру­

гой, утверждение Шпенглера фактически не имеет под собой основа­

ния. Трансформация греческого понятия числа из чистой величины в

чистое отношение фактически началась с движения ал-Хорезми от

арифметики к алгебре. Ал-Бируни сделал определенный шаг вперед к

тому, что Шпенглер описывает как хронологическое число, которое

обозначает переход разума от существования к становлению. Действи­

тельно, новейшие тенденции в европейской математике имеют тенден­

цию, скорее, лишить время его исторического характера и свести к

простой репрезентативности пространства. Вот почему взгляд Уайтхеда

на Реальность, по всей видимости, должен быть привлекателен для му­

сульманских студентов в большей степени, чем взгляд Эйнштейна, в

теории которого время теряет характер текучести и таинственным об­

разом переводится в абсолютное пространство.

Параллельно с прогрессом математической мысли в исламе мы об­

наруживаем постепенное формирование идеи эволюции. Джахиз был

первым, кто заметил изменения в жизни птиц, вызываемые миграцией.

Позже Ибн Мискавейх, современник ал-Бируни, придал данному явле­

нию форму более определенной теории и принял ее в своем теологи­

ческом труде «Малое спасение» (al-Fauz-ul-Asghar). Я воспроизвожу

здесь суть его эволюционной гипотезы не из-за ее научной ценности, а

потому, что она проливает свет на направленность движения мусуль­

манской мысли.

В представлении Ибн Мискавейха, растительная жизнь на самой

низшей ступени эволюции не требует для своего рождения и развития

какого-либо семени. Она также не увековечивает свои виды путем осе­

менения. Такого рода растительная жизнь отличается от минералов

лишь небольшой способностью движения, которая вырастает в более

высокие формы и проявляет себя далее в том, что растение раскидыва­

ет ветви и увековечивает свой [биологический] вид через осеменение.

Сила движения постепенно возрастает до тех пор, пока не доходит до

деревьев, обладающих стволом, листьями и плодами. На более высокой

стадии эволюции находятся формы растительной жизни, нуждающиеся

для своего роста в лучшей почве и климате. Последняя стадия развития

достигается виноградной лозой и финиковой пальмой, которые распо­

ложены как бы на пороге животной жизни. Половое различие явно

проявляется у финиковой пальмы. Помимо корней и коры она развива­

ет нечто, функционирующее наподобие мозга животного, от полноты

которого зависит жизнь финиковой пальмы. Это высшая стадия в разви­

тии растительной жизни и прелюдия к жизни животных. Первый шаг к

27

Шпенглер О. Закат Европы. Т. I. M., 1993, с. 228.

131

животной жизни— свобода от земной укорененности, являющаяся

зародышем сознательного движения. Это начальная стадия животности,

в которой первым появляется чувство осязания, а последним —- зрение.

С развитием ощущений животное обретает свободу движения, как это

происходит у червей, рептилий, муравьев и пчел. Животность, дости­

гающая своего совершенства в лошади среди четвероногих и в соколе

среди птиц подходит наконец к границе человечности в виде обезьяны,

которая лишь на один уровень стоит ниже человека на шкале эволюции.

Дальнейшая эволюция приносит физиологические изменения с нарас­

тающей силой различения и духовности до тех

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн