Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

пор, пока человечество

не освобождается от проблемы пространства и времени. Я уже изложил

ранее точку зрения Ираки на стратификации времени, теперь я пред­

ставлю вам суть его взгляда на пространство.

Согласно Ираки, существование некого рода пространства относи­

тельно Бога очевидно из следующих аятов Корана:

«Неужели ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и

то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы

Он не был четвертым; между пятью, чтобы Он не был шестым-, [не

бывает тайной беседы] между меньшим или большим [количест­

вом людей], чем перечислено, без того, чтобы Он не был с ними,

где бы они ни находились…» (58:7).

«В каком бы положении ты, [Мухаммад,] ни очутился, что бы ты

ни читал из Корана и что бы вы (т.е. верующие) ни делали, Мы

наблюдаем за вами с самого начала [ваших действий]. И не скро­

ется от Господа твоего ни одно [из ваших деяний], будь оно весом

даже меньше пылинки, поскольку все [это записано] в книге яс­

ной» (10:61).

«Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептыва­

ет ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена»

(50:16).

Однако нам не следует забывать, что слова «близость», «контакт» и

«разлученность», которые применимы к материальным телам, неприме­

нимы к Богу. Божественная жизнь находится в контакте с миром в це­

лом по аналогии связи души с телом. Душа — ни внутри тела, ни вне

его, она ни приближается, ни удаляется от него. И тем не менее ее

контакт с каждым атомом тела реален, и невозможно представить этот

контакт без того, чтобы расположить некоторого рода пространство,

которое бы соответствовало тонкости души. Значит, существование про­

странства в отношении Божественной жизни невозможно отрицать.

Однако нам следует быть осторожным при определении того рода про­

странства, которое может быть приписано Абсолютности Бога. Сущест­

вуют три вида пространства: пространство материальных тел, простран­

ство нематериальных существ и Божественное пространство. Простран-

132

ство материальных тел, в свою очередь, подразделяется на три вида.

Первыйпространство массивных тел, которым мы приписываем вме­

стительность. В этом пространстве происходит движение, тела занимают

соответствующие места и сопротивляются перемещению с них. Вто­

рой — пространство тонких тел, например воздуха и звука. В этом про­

странстве тела также оказывают друг другу сопротивление и их движе­

ние измеряется в терминах времени, которое, однако, представляется

отличным от времени массивных тел. Воздух из трубки должен быть

выведен, прежде чем другой воздух мог бы войти в нее, а время звуко­

вых волн являегся практически ничем по сравнению со временем мас­

сивных тел. Третий — мы имеем пространство света. Солнечный свет

мгновенно достигает самых отдаленных уголков земли. Так, скорость

света и звуковое время сводятся почти к нулю. Поэтому ясно, что про­

странство света отлично от пространства воздуха и звука. Есть, однако,

аргумент еще более ресомый, чем приведенный выше. Свет свечи рас­

пространяется в комнате по всем направлениям, не замещая при этом

воздуха в комнате. И это показывает, что пространство света более

тонкое, чем пространство воздуха, которое не имеет входа в световое

пространство. Учитывая тесную близость указанных пространств, не­

возможно отличить их друг от друга иначе как путем чисто интеллекту­

ального анализа и духовного опыта. Опять же в горячей воде две проти­

воположности — огонь и вода, — кажущиеся взаимопроникающими, не

могут, исходя из различия их природы, существовать в одном и том же

пространстве. Данный факт нельзя объяснить иначе как на основе

предположения, что пространства двух субстанций, хотя они и очень

близки друг к другу, тем не менее различны. Однако хотя элемент дис­

танции и не отсутствует полностью, возможности взаимного сопротив­

ления в световом пространстве не существует. Свет свечи доходит лишь

до определенной точки, а свет сотен свечей освещает одну и ту же ком­

нату, не вымещая один другого.

Описав таким образом пространства физических тел, обладающих

различными степенями тонкости, Ираки далее коротко касается основ­

ных разновидностей пространства, в которых оперируют различные

нематериальные существа, то есть ангелы. Элемент удаленности не яв­

ляется полностью отсутствующим в этих пространствах, поскольку нема­

териальные существа, хотя они и способны с легкостью проходить через

каменные стены, тем не менее не в состоянии обойтись без движения,

которое, согласно Ираки, является свидетельством духовного несовер­

шенства. Самой высокой ступени на шкале пространственной свободы

достигает человеческая душа, которая по своей уникальной сущности не

находится ни в покое, ни в движении. Так, проходя через бесчисленное

разнообразие пространств, мы доходим до Божественного пространст­

ва, которое абсолютно свободно от всех измерений и является местом

встречи всех бесконечностей.

133

Из данного изложения взглядов Ираки мы видим, как культурный му­

сульманин-суфий интеллектуально интерпретировал собственное ду­

ховное переживание времени и пространства в век, который не имел

никакого представления о теориях и концепциях современной матема­

тики и физики. Ираки на самом деле пытается достичь концепции про­

странства как динамической видимости. Его ум, кажется, смутно борет­

ся с концепцией пространства как бесконечного континуума, и все же

он не сумел оценить полную значимость своих идей отчасти потому, что

не был математиком, а отчасти из-за своего естественного предрассудка

относительно традиционной аристотелевской идеи о неизменном уни­

версуме. Опять же взаимопроникновение сверхвременного «здесь» и

сверхвечного «сейчас» в конечной Реальности предполагает наличие

современного понятия пространства-времени, которое профессор

Александер в лекции «Пространство, Время и Божество» считает мат­

рицей всех вещей. Более проницательный взгляд на природу позволил

бы Ираки увидеть, что время является наиболее фундаментальным из

этих двух составляющих, и не просто метафорой было бы утверждать,

как это делает профессор Александер, что время есть разум простран­

ства. Ираки представляет себе Божественное отношение к миру по

аналогии с отношением человеческой души к телу; но вместо того, что­

бы философски прийти к данной позиции через критику пространст­

венного и временного аспектов опыта, он просто постулирует это пред­

ставление на основе собственного духовного опыта. Недостаточно лишь

свести пространство и время к исчезающей точке-мгновению. Фило­

софский путь, который ведет к Богу как к панпсихическому началу

мира проходит через обнаружение живой мысли в качестве конечного

принципа пространства-времени. Мысль Ираки, несомненно, двигалась

в правильном направлении, однако его аристотелевские предрассудки в

сочетании с отсутствием психологического анализа блокировали это

продвижение. При своем взгляде на Божественное Время как на абсо­

лютно лишенное изменения— взгляде, который явно базируется на

неадекватном анализе опыта сознания, — ему не удалось раскрыть

связь между Божественным Временем и временем последовательным и

посредством такого раскрытия прийти, по существу, к исламской идее

континуального творения, которая предполагает развивающийся мир.

Итак, все направления мусульманской мысли сходятся на динамич­

ном понимании мира. Эта точка зрения еще более укрепилась благода­

ря теории Ибн Мискавейха о жизни как эволюционном движении и

взгляду Ибн Халду на на историю. История, или, говоря словами Корана,

«Божьи дни», является третьим источником человеческого знания. Од­

ним из самых существенных положений коранического учения является

учение о том, что народ судится коллективно и страдает за свои дурные

дела уже здесь и сейчас. Аля того чтобы утвердить данное представле-

134

ние, Коран постоянно приводит исторические примеры и призывает

читателя к размышлению над прошлым и современным опытом челове­

чества.

«Мы отправили Мусу с Нашими знамениями [и повелели]: „Выве­

ди твой народ из мрака к свету и напомни им лни Аллаха» (курсив

М.Икбала). Воистину, во всем этом— знамения для любого тер­

пеливого, благородного [человека]» (14:5).

«Среди созданных нами людей есть такие, которые ведут [прочих]

прямым путем посредством истины и благодаря ей поступают

справедливо.

А тех, которые опровергают Наши знамения, Мы олного за лру-

гим низвергаем [в ал] так, что они не заметят.

И [тем не менее ] Я лаю им отсрочку, ибо то, что Я предрешил,

неотвратимо (курсив М.Икбала)» (7:181-183).

«Задолго до вас случалось, [что Аллах откладывал наказание не­

верных]. Так похолите же по земле и посмотрите, каков был коней

тех, кто опровергал [посланников] (курсив М.Икбала)» (3.137).

«Если вам нанесена рана ныне, то подобная же рана была нане­

сена другому народу. Мы сменяем [благополучные и злополуч­

ные] АЛЯ людей АНИ чередой…28

(курсив М.Икбала)» (3:140).

«И лля каждой религиозной обшины— свой срок (курсив М.Ик­

бала)» (7:34).

Последний аят представляет собой, пожалуй, более специфическое

историческое обобщение, которое в своей эпиграмматической форму­

лировке предполагает возможность научного подхода к жизни общест­

ва, рассматриваемого в качестве организма. Поэтому большим заблуж­

дением было бы полагать, что Коран не содержит в себе зародыша ис­

торической доктрины. На самом деле, весь дух «Пролегомен» Ибн Хал-

дуна стал результатом вдохновения, полученного автором от Корана.

Ааже своими суждениями о характере он в немалой степени обязан

Корану. Имеется в виду длинный параграф, посвященный оценке ха­

рактера арабов как народа. Весь параграф является, по существу, рас­

ширенным воспроизведением следующих яатов Корана:

«Бедуины— упорнейшие в неверии и лицемерии и наиболее

склонные не принимать предписаний, ниспосланных Аллахом

Своему Посланнику. Ведь Аллахзнающий, мудрый.

Среди бедуинов есть и такие, которые считают убытком то, что

расходуют [на борьбу во имя Аллаха], и выжидают [неблаго-

28

Примечательно, что Икбал цитирует аят не полностью, опуская его концовку:

«…чтобы Аллах мог распознать тех, кто верует, и избрать шахилов из вас, — воистину,

х Аллах не любит нечестивцев».

135

приятных] для вас поворотов судьбы! Аа постигнут их [самих]

превратности судьбы! Воистину, Аллах— слышащий, знающий»

(9:97-98).

Однако коранический интерес к истории, рассматриваемой в каче­

стве источника человеческого знания, представляет собой нечто боль­

шее, чем просто свидетельство наличия исторических обобщений. Он

дает нам один из наиболее фундаментальных принципов исторического

критицизма, поскольку точность в записи фактов, составляющих мате­

риал истории, является необходимым условием истории как науки, а

точное знание признанных фактов в конечном счете зависит от тех, кто

их сообщает. Первый принцип исторического критицизма состоит в

том, что личный характер заявляющего является важным фактором при

оценке его свидетельства. Коран гласит:

«О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивей с какой-

либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по

неведению [невинных людей], а не то вам придется расплачивать­

ся в том, что вы совершили» (49:6).

Именно из принципа, содержащегося в данном аяте и обращенного

к тем, кто передавал традиции Пророка, постепенно и были развиты

каноны исторического критицизма. Рост исторического чувства в исла­

ме — увлекательнейшая тема. Кораническая апелляция к опыту, необ­

ходимость установления точности высказываний Пророка и желание

предоставить потомкам устойчивые источники вдохновения — все эти

факторы содействовали появлению людей, подобных Ибн Ишраки, Та-

бари и Мас’уди. И все же история, как искусство возбуждения вообра­

жения читателя, есть только стадия в развитии истории в качестве под­

линной науки. Возможность научного подхода к истории означает бо­

лее широкий опыт, большую зрелость практического разума и, наконец,

более полную реализацию определенных базовых идей, касающихся

природы жизни и времени. Этих идей в основном две, и обе вытекают

из основания коранического учения:

1. Единство человеческого происхожлеиия (выделено М.Икба-

лом. — М.С.): «И Мы сотворили всех вас из одного дыхания жизни»30

.

Тем не менее представление о жизни как органическом единстве обре­

тается медленно, рост [его влияния] зависит от вступления людей в ос­

новной поток мировых событий. Эта возможность была предоставлена

исламу благодаря стремительному развитию обширной империи. Несо-

Речь идет о материальной поддержке деятельности и военных операиий, прово­

дившихся Мухаммадом после хиджры.

30

Икбал, видимо, вольно цитирует Коран, имея в виду такие его стихи: «О люди!

Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа…» (4:1) или

«Именно Он сотворил вас из единой души…» (7:189).

136

мненно, христианство задолго до ислама принесло человечеству

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн