Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

абсолютно объективного. Этот ко­

нечный опыт есть открытие нового жизнепроиесса — оригинального,

существенного, спонтанного. Вечная тайна эго заключена в следующем:

как только оно достигает этого конечного откровения, оно признает

последнее в качестве корня своего бытия без малейшего колебания. И

тем не менее в самом опыте нет никакой тайны. Действительно, в целях

гарантирования полностью неэмоционального опыта техника суфизма

во всяком случае заботится о том, чтобы запретить использование в

богослужении музыки, и подчеркивает значимость ежедневных коллек­

тивных молений, дабы предотвратить возможные антиобщественные

179

эффекты одиночного созерцания. Опыт, достигнутый таким образом,

является совершенно естественным и имеет для эго биологическое зна­

чение высочайшей важности. Это есть человеческое эго, превосходя­

щее простую рефлексию и исправляющее свою мимолетность посред­

ством обретения вечного.

Единственная опасность, которой подвержено эго в этом поиске

Божественного,— возможность расслабления его активности, вызы­

ваемая испытываемым им удовольствием и поглощенностью опытами,

которые предшествуют этому конечному опыту. История «восточного

суфизма» показывает, что такая опасность является реальной. В том-то

и был смысл реформаторского движения, начатого великим индийским

святым, которого я цитировал ранее. И причина тому очевидна. Конеч­

ная цель эго не в том, чтобы увидеть что-то, а в том, чтобы быть чем-то.

В усилии эго быть чем-то оно открывает свою конечную возможность

отточить собственную объективность и обрести более фундаментальное

«Я есмь», которое находит свидетельство своей реальности не в карте­

зианском «Я мыслю», а в кантовском «Я могу». Цель поиска эго— не в

освобождении от ограничений индивидуальности, напротив, она — в ее

более точном определении.

Конечный акт эго — акт не интеллектуальный, а волевой, укрепляю­

щий его бытие в целом и усиливающий его волю творческой убежден­

ностью в том, что мир не представляет собой нечто, что должно быть

увидено и познано посредством концепций, но является чем-то, что

должно быть сделано и переделано постоянным действием. Это момент

высшего блаженства, но также и момент величайшего испытания эго:

Ты находишься на стоянке «жизни» или «смерти», «смерти в жизни».

Обратись к трем свидетелям, дабы определить «стоянку».

Первый свидетель — твое собственное сознание:

Смотри же сам, используя свой собственный свет.

Второй свидетель — это сознание другого эго:

Смотри же сам, используя свет эго иного, чем ты.

Третий свидетель — Божественное сознание:

Смотри же сам, используй Божественный свет.

Если ты выстоишь непотрясенным перед этим светом,

Считай себя живым и вечным, как Он!

Только тот человек реален, кто осмеливается —

Осмеливается взглянуть Богу в лицо!

Что такое «Вознесение»? Только поиск свидетеля,

Который мог бы окончательно подтвердить твою реальность.

Свидетеля, одно только подтверждение которого сделает тебя вечным.

Никто не может выстоять в Его Присутствии непотрясенным.

Но тот, кто сможет, воистину есть чистое золото.

А ты простая пылинка?

Завяжи накрепко узел своего эго!

180

И держись прочнее за свое крошечное бытие!

Как восхитительно сжечь эго

И сравнить его блеск в присутствии Солниа!

Переделай же тонкую старую рамку

И создай новое бытие.

Такое бытие является бытием реальным,

Иначе твое эго — лишь колечко дыма!

(Из поэмы Икбала «Лжавед нама».)

ГЛОССАРИЙ*

Аясл — разум, интеллект.

Аллм-и-ямр — «мир приказания».

Ахмалийл (другое название — калиани) — мусульманская обшина, основанная

в Индии Мирзой Гуламом Ахмедом Кадиани (1835-1908), выходцем из бо­

гатой помещичьей семьи, ставшим крупным торговцем и известным бого­

словом-провидцем. В 1891 г. члены основанного им религиозного общест­

ва признали его новым пророком. Религиозная доктрина Гулама Ахмеда из­

ложена в многочисленных сочинениях, главное из которых — «Философия

учения ислама». Он объявил себя не только мусульманским пророком, но и

христианским мессией, а также аватарой (земным воплощением) ин­

дуистского Вишну. Несмотря на преследования властей Пакистана, объявле­

ние ахмадийа Лигой арабских государств «враждебным исламу течением»,

ахмадийское движение получило довольно широкое распространение, у него

есть приверженцы в Индии, Мьянме, Шри-Ланке, Египте, Сирии, Великобри­

тании, США и в других странах. Распространению этого учения способство­

вало достаточно адекватное выражение им настроений и интересов мусуль­

манской буржуазии. В нем сочетаются тенденции к критическому пересмот­

ру ряда положений ислама (отрицание конечности пророчества, акцент на

важности мирской деятельности, утверждение реальности райской жизни на

земле и др.) и стремление к компромиссу в отношениях с представителями

других вероисповеданий (отрицаниелжихала, т.е. борьбы за веру).

Ашлриты— последователи Абу-л-Хасана ‘Али б. Исмаила ал-Аш’ари (873-

935) — богослова, эпонима ашаритской школы калама. Из сочинений ал-Аш’а­

ри (ок. 100) сохранилось только два аутентичных произведения: «Макалат ал-

исламийин» и «Ал-Лума’». В отличие от мутазилитов он признавал реальность

и вечность Божественных атрибутов, а также несотворенность Корана.

Ьабилы — участники массового религиозно-политического движения в Иране

(1848-1852), названного по имени его лидера и идеолога Мирзы Али Му-

хаммада из Шираза (1819/20-1850), провозгласившего себя Бабом (баб —

букв, «врата»); название духовного наставника шиитов, посвяшенного в боже­

ственные таинства). Движение носило характер протеста, выражая недоволь­

ство широких слоев иранского общества как шахской властью, феодальны­

ми порядками, так и иностранным засильем. Движение бабидов может рас­

сматриваться как первая попытка буржуазной реформации в исламе.

«Братья чистоты» — тайная организация, созданная в Ираке во второй поло­

вине X в. группой философов и ученых, связанных с исмаилитским на­

правлением в шиизме, с целью распространения естественных наук и фи­

лософии. Членами организации была составлена энциклопедия под назва-

* Пользуюсь возможностью выразить искреннюю признательность А.В.Смирнову и

Тауфику Ибрагиму за высококвалифицированные консультации (MC).

182

нием «Послание братьев и друзей верности», содержащая 52 трактата, рас­

пределенных по принципу средневековой классификации наук: пропедев-

тико-математические, естественные, философия, богословие. (См. русский

перевод К.Б.Старковой фрагментов из энциклопедии в кн.: Избранные

произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.

М., 1961, с. 137-160.)

Ваххабиты— последователи Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба (1703-1787) —

лидера и идеолога религиозно-политического движения, возникшего в Ара­

вии в середине XVIII в., названного по его имени ваххабизмом. Сами вах­

хабиты так себя не называют, а говорят о себе как о мувахиллинах, т.е.

унитаристах, поскольку, согласно их воззрениям, самым страшным отступ­

лением от истинного ислама является отступление в любой форме от прин­

ципа таухила, т.е. единобожия. ‘Абд ал-Ваххаб разделял взгляды Ибн Тай-

мийи, способствуя их возрождению в новой исторической ситуации. Рели­

гиозная доктрина ваххабитов была использована правителями недждийско-

го княжества Аарийя — эмиром Мухаммадом ибн Саудом и его сыном ‘Абд

ал-Азизом в качестве идеологического знамени движения, приведшего к

объединению арабов Аравийского полуострова и образованию в 1932 г.

государства во главе с династией Саудидов.

Ааури — выкуп за невесту.

Аживатма flivatama, а не Jiv Atama, как у Икбала) — правильное написание

индуистского понятия, означающего индивидуальную душу-сознание, отли­

чающуюся от космической души-сознания Атмана.

Айн — понятие религии в самом широком смысле; религиозная вера отдельно­

го человека; область духовного. Определение АЙН, данное в хадисе, приво­

димом ал-Бухари, — это совокупность веры {ал-иман), исполнения религи­

озных предписаний (ал-ислам) и искренности веры (ал-ихсан).

Захир и батин— ключевые понятия в суфизме. Ватин— т.е. внутреннее,

скрытое — означает Реальность, а природа, мир людей — захир, т.е. внеш­

нее, явленное. Икбал критикует суфийское разграничение Реального-Боже­

ственного и Явленного-мирского, при котором последнее игнорируется.

Имамсодержание понятия имам в шиизме разнится от того, которое оно

имеет в суннизме. У суннитов имамом называют халифа как главу религи­

озной обшины, а также наиболее выдающихся теологов, например основа­

телей мазхабов. У шиитов имам обязательно должен принадлежать к роду

четвертого халифа Али. Он — естественный носитель божественной ма­

нифестации, обладающий сверхчеловеческими духовными силами, непо­

грешимый в словах и деяниях. В шиизме различные секты признают раз­

личное число имамов. Большинство шиитов склонны считать, что было

12 имамов и что двенадцатый — Мухаммад ‘Абд ал-Касим — не умер в

872 г., а лишь временно скрылся, чтобы явиться в будущем и выполнить

свое мессианское предназначение.

Истихсан (букв, «глубокое понимание, знание») — термин фикха («предпоч­

тение», «предпочтительное решение»)— исламская доктрина о правилах

поведения, исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в

широком смысле слова), суждение, ведущее к отказу от решения по анало­

гии. Введен в практику Абу Ханифой.

Мал — «деньги», «имущество».

Манихейство — религиозное учение, берушее название от вероучителя Мани

(ок. 215-276). Возникло в Иранском царстве эпохи Сасанидов. В дальнейшем

183

получило распространение в Азии и Европе, от Китая до Италии. В основе

учения манихейства, в определенной мере синтезировавшего идеи зороаст­

ризма, христианства и гностицизма, представление о существовании двух на­

чал: царства света и царства тьмы, духовного и материального, души и тела,

добра и зла, борьба которых составляет содержание всемирной истории.

Махли (букв, «руководимый»). Поскольку хула есть руководство, в мусульман­

ском понимании исходящее исключительно от Аллаха, махди — это тот, ко­

го направляет Бог. В Коране само слово махди нигде не встречается. Оно

появляется в более поздней мусульманской литературе и несет две основ­

ные смысловые нагрузки. Под ним подразумеваются праведные люди, наде­

ленные пророческим даром, а иногда отдельные выдающиеся личности

(например, Ибрагим, Мухаммад, Али и др.) В дальнейшем становится рас­

пространенным эсхатологическое толкование махди как мессии, хотя не­

сомненно, что вера в спасителя не является догмой исламского вероучения,

поскольку в нем существует догма о конечности пророчества Мухаммада.

Под махдизмом в Судане Икбал имеет в виду религиозно-политическое

движение против угнетения со стороны турецко-египетских пашей и евро­

пейских колонизаторов, которое возглавил Мухаммад Ахмад (1834-1885).

Сын плотника с одного из нильских островов — Аарар, странствующий дер­

виш, выступил с призывом очистить религию, вернуться к исламу времен

Мухаммада, освободить мир от алчности и коррупции. В его проповеди со­

четались шиитское учение о махди с возрожденческими идеями, мисти­

цизм — с эгалитаристскими требованиями всеобщего равенства и братства.

Его последователи отвергали сунну и считали истинным лишь Коран, а так­

же прокламации своего руководителя, Ратиб (сборник о ритуале и технике

отправления зикр-— поминание как прославление имени Бога) и Мадж-

лис — «житие» самого Мухаммада Ахмада. Они не признавали авторитета

мазхабов, допуская тем самым новое толкование законов шариата, запре­

щали культ святых, призывали к строгой простоте нравов, граничащей с ас­

кетизмом. Мухаммад Ахмад дополнил шахаду (к формуле «Нет бога, кроме

Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» добавлялось «и махди — Му­

хаммад Ахмад ибн Абдулла»).

Мулжтлхил— ученый-богослов, обладающий правом самостоятельного реше­

ния вопросов фикха. По традиции муджтахидами считаются сподвижники

пророка Мухаммада и их ближайшие последователи. С образованием ос­

новных правовых школ (мазхабов) в середине VIII в. муджтахидами стали

именовать также их основателей. О трех степенях муджтахидов см. под­

робнее: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с. 168-169.

Мутлзилиты (букв, «удалившиеся», «отстранившиеся») — представители перво­

го крупного направления в мусульманском богословии — каламе. Деятель­

ность мугазилитов содействовала развитию философской мысли, ориенти­

рованной на греческую философию. Многие из их воззрений рассматри­

ваются как крамольные с точки зрения «правоверного» ислама. Так, они от­

рицали реальность и извечность Божественных атрибутов, признавали со-

творенность Корана, отрицали слепое следование авторитетам, утверждая

превосходство разума над слепой верой, ратовали за свободу воли — от­

ветственность человека за свои поступки.

Наск — право расширять или ограничивать применение коранического пред­

писания.

Наел — приплод, потомство.

184

Нафс (букв, «душа») — согласно ашаритскому пониманию, душа как критиче­

ски оцениваемое свойство. Это «низменное я», представляющее собой ба­

зовые человеческие инстинкты. В суфизме постоянно проводится мысль о

необходимости освобождения «я» от нафса.

Омейялы— первая династия халифов (661-750), основателем которой явля­

ется Му’авийа. Под «практическим материализмом», видимо, имеется в виду

покровительство первым арабским ученым, а также философам-перипате­

тикам, некоторые из которых если не полностью, то по крайней мере от­

части придерживались материалистических воззрений.

Рух— «дух».

Сануситы — члены суфийского ордена, основанного Мухаммадом 6. Али ас-

Сануси в 1837 г. в Северной Африке. Идеология сануситов совпадает с идея­

ми ваххабизма лишь отчасти (теократический принцип государственного

правления, отрицательное отношение к любым контактам с немусульманами,

борьба против колониальных

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн