абсолютно объективного. Этот ко
нечный опыт есть открытие нового жизнепроиесса — оригинального,
существенного, спонтанного. Вечная тайна эго заключена в следующем:
как только оно достигает этого конечного откровения, оно признает
последнее в качестве корня своего бытия без малейшего колебания. И
тем не менее в самом опыте нет никакой тайны. Действительно, в целях
гарантирования полностью неэмоционального опыта техника суфизма
во всяком случае заботится о том, чтобы запретить использование в
богослужении музыки, и подчеркивает значимость ежедневных коллек
тивных молений, дабы предотвратить возможные антиобщественные
179
эффекты одиночного созерцания. Опыт, достигнутый таким образом,
является совершенно естественным и имеет для эго биологическое зна
чение высочайшей важности. Это есть человеческое эго, превосходя
щее простую рефлексию и исправляющее свою мимолетность посред
ством обретения вечного.
Единственная опасность, которой подвержено эго в этом поиске
Божественного,— возможность расслабления его активности, вызы
ваемая испытываемым им удовольствием и поглощенностью опытами,
которые предшествуют этому конечному опыту. История «восточного
суфизма» показывает, что такая опасность является реальной. В том-то
и был смысл реформаторского движения, начатого великим индийским
святым, которого я цитировал ранее. И причина тому очевидна. Конеч
ная цель эго не в том, чтобы увидеть что-то, а в том, чтобы быть чем-то.
В усилии эго быть чем-то оно открывает свою конечную возможность
отточить собственную объективность и обрести более фундаментальное
«Я есмь», которое находит свидетельство своей реальности не в карте
зианском «Я мыслю», а в кантовском «Я могу». Цель поиска эго— не в
освобождении от ограничений индивидуальности, напротив, она — в ее
более точном определении.
Конечный акт эго — акт не интеллектуальный, а волевой, укрепляю
щий его бытие в целом и усиливающий его волю творческой убежден
ностью в том, что мир не представляет собой нечто, что должно быть
увидено и познано посредством концепций, но является чем-то, что
должно быть сделано и переделано постоянным действием. Это момент
высшего блаженства, но также и момент величайшего испытания эго:
Ты находишься на стоянке «жизни» или «смерти», «смерти в жизни».
Обратись к трем свидетелям, дабы определить «стоянку».
Первый свидетель — твое собственное сознание:
Смотри же сам, используя свой собственный свет.
Второй свидетель — это сознание другого эго:
Смотри же сам, используя свет эго иного, чем ты.
Третий свидетель — Божественное сознание:
Смотри же сам, используй Божественный свет.
Если ты выстоишь непотрясенным перед этим светом,
Считай себя живым и вечным, как Он!
Только тот человек реален, кто осмеливается —
Осмеливается взглянуть Богу в лицо!
Что такое «Вознесение»? Только поиск свидетеля,
Который мог бы окончательно подтвердить твою реальность.
Свидетеля, одно только подтверждение которого сделает тебя вечным.
Никто не может выстоять в Его Присутствии непотрясенным.
Но тот, кто сможет, воистину есть чистое золото.
А ты простая пылинка?
Завяжи накрепко узел своего эго!
180
И держись прочнее за свое крошечное бытие!
Как восхитительно сжечь эго
И сравнить его блеск в присутствии Солниа!
Переделай же тонкую старую рамку
И создай новое бытие.
Такое бытие является бытием реальным,
Иначе твое эго — лишь колечко дыма!
(Из поэмы Икбала «Лжавед нама».)
ГЛОССАРИЙ*
Аллм-и-ямр — «мир приказания».
Ахмалийл (другое название — калиани) — мусульманская обшина, основанная
в Индии Мирзой Гуламом Ахмедом Кадиани (1835-1908), выходцем из бо
гатой помещичьей семьи, ставшим крупным торговцем и известным бого
словом-провидцем. В 1891 г. члены основанного им религиозного общест
ва признали его новым пророком. Религиозная доктрина Гулама Ахмеда из
ложена в многочисленных сочинениях, главное из которых — «Философия
учения ислама». Он объявил себя не только мусульманским пророком, но и
христианским мессией, а также аватарой (земным воплощением) ин
дуистского Вишну. Несмотря на преследования властей Пакистана, объявле
ние ахмадийа Лигой арабских государств «враждебным исламу течением»,
ахмадийское движение получило довольно широкое распространение, у него
есть приверженцы в Индии, Мьянме, Шри-Ланке, Египте, Сирии, Великобри
тании, США и в других странах. Распространению этого учения способство
вало достаточно адекватное выражение им настроений и интересов мусуль
манской буржуазии. В нем сочетаются тенденции к критическому пересмот
ру ряда положений ислама (отрицание конечности пророчества, акцент на
важности мирской деятельности, утверждение реальности райской жизни на
земле и др.) и стремление к компромиссу в отношениях с представителями
других вероисповеданий (отрицаниелжихала, т.е. борьбы за веру).
Ашлриты— последователи Абу-л-Хасана ‘Али б. Исмаила ал-Аш’ари (873-
935) — богослова, эпонима ашаритской школы калама. Из сочинений ал-Аш’а
ри (ок. 100) сохранилось только два аутентичных произведения: «Макалат ал-
исламийин» и «Ал-Лума’». В отличие от мутазилитов он признавал реальность
и вечность Божественных атрибутов, а также несотворенность Корана.
Ьабилы — участники массового религиозно-политического движения в Иране
(1848-1852), названного по имени его лидера и идеолога Мирзы Али Му-
хаммада из Шираза (1819/20-1850), провозгласившего себя Бабом (баб —
букв, «врата»); название духовного наставника шиитов, посвяшенного в боже
ственные таинства). Движение носило характер протеста, выражая недоволь
ство широких слоев иранского общества как шахской властью, феодальны
ми порядками, так и иностранным засильем. Движение бабидов может рас
сматриваться как первая попытка буржуазной реформации в исламе.
«Братья чистоты» — тайная организация, созданная в Ираке во второй поло
вине X в. группой философов и ученых, связанных с исмаилитским на
правлением в шиизме, с целью распространения естественных наук и фи
лософии. Членами организации была составлена энциклопедия под назва-
* Пользуюсь возможностью выразить искреннюю признательность А.В.Смирнову и
Тауфику Ибрагиму за высококвалифицированные консультации (MC).
182
нием «Послание братьев и друзей верности», содержащая 52 трактата, рас
пределенных по принципу средневековой классификации наук: пропедев-
тико-математические, естественные, философия, богословие. (См. русский
перевод К.Б.Старковой фрагментов из энциклопедии в кн.: Избранные
произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.
М., 1961, с. 137-160.)
Ваххабиты— последователи Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба (1703-1787) —
лидера и идеолога религиозно-политического движения, возникшего в Ара
вии в середине XVIII в., названного по его имени ваххабизмом. Сами вах
хабиты так себя не называют, а говорят о себе как о мувахиллинах, т.е.
унитаристах, поскольку, согласно их воззрениям, самым страшным отступ
лением от истинного ислама является отступление в любой форме от прин
ципа таухила, т.е. единобожия. ‘Абд ал-Ваххаб разделял взгляды Ибн Тай-
мийи, способствуя их возрождению в новой исторической ситуации. Рели
гиозная доктрина ваххабитов была использована правителями недждийско-
го княжества Аарийя — эмиром Мухаммадом ибн Саудом и его сыном ‘Абд
ал-Азизом в качестве идеологического знамени движения, приведшего к
объединению арабов Аравийского полуострова и образованию в 1932 г.
государства во главе с династией Саудидов.
Ааури — выкуп за невесту.
Аживатма flivatama, а не Jiv Atama, как у Икбала) — правильное написание
индуистского понятия, означающего индивидуальную душу-сознание, отли
чающуюся от космической души-сознания Атмана.
Айн — понятие религии в самом широком смысле; религиозная вера отдельно
го человека; область духовного. Определение АЙН, данное в хадисе, приво
димом ал-Бухари, — это совокупность веры {ал-иман), исполнения религи
озных предписаний (ал-ислам) и искренности веры (ал-ихсан).
Захир и батин— ключевые понятия в суфизме. Ватин— т.е. внутреннее,
скрытое — означает Реальность, а природа, мир людей — захир, т.е. внеш
нее, явленное. Икбал критикует суфийское разграничение Реального-Боже
ственного и Явленного-мирского, при котором последнее игнорируется.
Имам — содержание понятия имам в шиизме разнится от того, которое оно
имеет в суннизме. У суннитов имамом называют халифа как главу религи
озной обшины, а также наиболее выдающихся теологов, например основа
телей мазхабов. У шиитов имам обязательно должен принадлежать к роду
четвертого халифа Али. Он — естественный носитель божественной ма
нифестации, обладающий сверхчеловеческими духовными силами, непо
грешимый в словах и деяниях. В шиизме различные секты признают раз
личное число имамов. Большинство шиитов склонны считать, что было
12 имамов и что двенадцатый — Мухаммад ‘Абд ал-Касим — не умер в
872 г., а лишь временно скрылся, чтобы явиться в будущем и выполнить
свое мессианское предназначение.
Истихсан (букв, «глубокое понимание, знание») — термин фикха («предпоч
тение», «предпочтительное решение»)— исламская доктрина о правилах
поведения, исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в
широком смысле слова), суждение, ведущее к отказу от решения по анало
гии. Введен в практику Абу Ханифой.
Манихейство — религиозное учение, берушее название от вероучителя Мани
(ок. 215-276). Возникло в Иранском царстве эпохи Сасанидов. В дальнейшем
183
получило распространение в Азии и Европе, от Китая до Италии. В основе
учения манихейства, в определенной мере синтезировавшего идеи зороаст
ризма, христианства и гностицизма, представление о существовании двух на
чал: царства света и царства тьмы, духовного и материального, души и тела,
добра и зла, борьба которых составляет содержание всемирной истории.
Махли (букв, «руководимый»). Поскольку хула есть руководство, в мусульман
ском понимании исходящее исключительно от Аллаха, махди — это тот, ко
го направляет Бог. В Коране само слово махди нигде не встречается. Оно
появляется в более поздней мусульманской литературе и несет две основ
ные смысловые нагрузки. Под ним подразумеваются праведные люди, наде
ленные пророческим даром, а иногда отдельные выдающиеся личности
(например, Ибрагим, Мухаммад, Али и др.) В дальнейшем становится рас
пространенным эсхатологическое толкование махди как мессии, хотя не
сомненно, что вера в спасителя не является догмой исламского вероучения,
поскольку в нем существует догма о конечности пророчества Мухаммада.
Под махдизмом в Судане Икбал имеет в виду религиозно-политическое
движение против угнетения со стороны турецко-египетских пашей и евро
пейских колонизаторов, которое возглавил Мухаммад Ахмад (1834-1885).
Сын плотника с одного из нильских островов — Аарар, странствующий дер
виш, выступил с призывом очистить религию, вернуться к исламу времен
Мухаммада, освободить мир от алчности и коррупции. В его проповеди со
четались шиитское учение о махди с возрожденческими идеями, мисти
цизм — с эгалитаристскими требованиями всеобщего равенства и братства.
Его последователи отвергали сунну и считали истинным лишь Коран, а так
же прокламации своего руководителя, Ратиб (сборник о ритуале и технике
отправления зикр-— поминание как прославление имени Бога) и Мадж-
лис — «житие» самого Мухаммада Ахмада. Они не признавали авторитета
мазхабов, допуская тем самым новое толкование законов шариата, запре
щали культ святых, призывали к строгой простоте нравов, граничащей с ас
кетизмом. Мухаммад Ахмад дополнил шахаду (к формуле «Нет бога, кроме
Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» добавлялось «и махди — Му
хаммад Ахмад ибн Абдулла»).
Мулжтлхил— ученый-богослов, обладающий правом самостоятельного реше
ния вопросов фикха. По традиции муджтахидами считаются сподвижники
пророка Мухаммада и их ближайшие последователи. С образованием ос
новных правовых школ (мазхабов) в середине VIII в. муджтахидами стали
именовать также их основателей. О трех степенях муджтахидов см. под
робнее: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с. 168-169.
Мутлзилиты (букв, «удалившиеся», «отстранившиеся») — представители перво
го крупного направления в мусульманском богословии — каламе. Деятель
ность мугазилитов содействовала развитию философской мысли, ориенти
рованной на греческую философию. Многие из их воззрений рассматри
ваются как крамольные с точки зрения «правоверного» ислама. Так, они от
рицали реальность и извечность Божественных атрибутов, признавали со-
творенность Корана, отрицали слепое следование авторитетам, утверждая
превосходство разума над слепой верой, ратовали за свободу воли — от
ветственность человека за свои поступки.
Наск — право расширять или ограничивать применение коранического пред
писания.
184
Нафс (букв, «душа») — согласно ашаритскому пониманию, душа как критиче
ски оцениваемое свойство. Это «низменное я», представляющее собой ба
зовые человеческие инстинкты. В суфизме постоянно проводится мысль о
необходимости освобождения «я» от нафса.
Омейялы— первая династия халифов (661-750), основателем которой явля
ется Му’авийа. Под «практическим материализмом», видимо, имеется в виду
покровительство первым арабским ученым, а также философам-перипате
тикам, некоторые из которых если не полностью, то по крайней мере от
части придерживались материалистических воззрений.
Рух— «дух».
Сануситы — члены суфийского ордена, основанного Мухаммадом 6. Али ас-
Сануси в 1837 г. в Северной Африке. Идеология сануситов совпадает с идея
ми ваххабизма лишь отчасти (теократический принцип государственного
правления, отрицательное отношение к любым контактам с немусульманами,
борьба против колониальных