Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

властей и т.п.). Однако, хотя в основе санусит-

ских воззрений лежала, как и у ваххабитов, идея необходимости возврата к

«чистому» исламу, они разделяли многие суфийские воззрения и практики.

Сирр-и-акхсра — «самая скрытая тайна».

Сирр-и-кхафи — «скрытая тайна».

Таухил — принцип монизма, прежде всего выраженного в утверждении еди­

ного и единственного божества (мусульманская формула веры: «Нет бога,

кроме Бога»). Таухил может также означать единство бытия в целом, именно

таковым он представлен в суфийской концепции вахлат ал-вулжул (единство

бытия). Представители фалсафа (см. «Аристотель» в Именном указателе)

толковали таухил как единство сушего, трансцендентного миру. В полити­

ческих теориях таухил выдвигается как основание единства всех мусульман.

Факихи — знатоки фикха. В отличие от шариата, рассматриваемого в качестве

абсолютного во времени и пространстве, несотворенного, вечного и неиз­

менного Закона Божьего, зафиксированного в Коране, фикх считается ин­

терпретацией шариата, т.е. продуктом человеческого интеллекта.

Халифатгосударство, возглавляемое халифом. В Коране слово халиф упо­

требляется многократно. Чаше всего оно упоминается в смысле «преемник»,

«наместник Божественной власти на земле» (24:54, 27:63 и др.). После

смерти пророка Мухаммада халифами начали именовать исключительно

его преемников. Ни одно положение мусульманского вероучения не вызы­

вало столь многочисленных толкований и не служило так часто поводом к

расколу, столкновениям и кровопролитиям, как положение о том, кто име­

ет право быть халифом.

Харилжиты (от харилж — «мятежник», «раскольник») — последователи самой

первой религиозно-политической группировки в исламе (условно называе­

мой сектой), возникшей в связи с борьбой за халифскую власть в 657 г. Их

позиция является прямо противоположной шиитской, ибо они утверждают,

что претендентом на звание халифа может быть любой человек, испове­

дующий ислам, даже раб.

Хукм (букв, «мудрость») — ряд понятий, в основе которых лежит представле­

ние о мудром суждении.

Шейх — в икбаловском тексте— почетное прозвише, которым наделяются

религиозные авторитеты, наставники суфийских орденов, главы торгово-

ремесленных объединений, ассоциированных с тем или иным суфийским

братством.

185

PERSONALIA

Абу Ханифа (699-767) — богослов, факих, основатель и эпоним ханифитско-

гомазхаба.

АбуХашим (ум. в’933т.) — автор одной из атомистических теорий.

Августин Вложенный, Аврелий (354-430) — один из «отцов церкви», оказав­

ший огромное влияние на все западноевропейское средневековье. К числу

его наиболее значительных произведений относятся: «О блаженной жиз­

ни», «О бессмертии души», «О свободе воли», «О граде Божьем».

Алексанлер Сэмюэл (1859-1938)— английский философ, представитель

неореализма, один из создателей теории эмерджентной эволюции. Рас­

сматривал порыв, устремление (лат. nisus) как духовный источник, направ­

ляющий к Богу как к пределу.

‘Али ибн Аби Талиб (600-661) — четвертый «праведный» халиф, двоюродный брат

и зять пророка Мухаммада. С именем ‘Али связано возникновение шиитского

направления в исламе, последователи которого почитают его как носителя

«божьей благодати», считая абсолютным и непогрешимым авторитетом.

Амили (ок. 1156/7-1233)— мусульманский мыслитель. Первоначально при­

надлежал к мазхабу ханбалитского толка, а позже стал шафиитом. Известен

многочисленными трудами по богословию, «опровержению философов»

из числа мутазилитов, манихеев и сабиан, трактатами по мусульманскому

праву и др. Блестящее знание «рациональных наук» сделало его известным,

но в то же время явилось поводом для обвинений в ереси. Амили препода­

вал в различных авторитетных учебных заведениях и даже возглавлял в те­

чение почти 10 лет кафедру в Мадрасе ал-‘Азизийя по назначению прави­

теля Дамаска. Однако в 1229 г. он был смешен с этого поста, будучи обви­

ненным в преподавании философии.

Аристотель (384-322 до н.э.) — величайший древнегреческий философ,

влияние которого на развитие философской мысли в мусульманском мире

настолько велико, что целое направление, фалсафа, именуется так же, как

«восточный перипатетизм» (создав школу в Афинах, Аристотель проводил

обучение, прогуливаясь с учениками по аллеям гимнасии; греч. «перипа-

тео» — «прогуливаюсь»).

Аттлр Фарид ад-Лин (ум. в 1220 г.) — выдающийся персидский поэт-мистик,

мастер поэтического жанра маснави. Самым известным его произведением

является «Разговор птиц», ставший эталоном персидской поэзии.

ал-Афгани Лжамал ад-Лин (1839-1897) — основатель и главный идеолог панис-

ламского движения, один из наиболее крупных представителей исламского

реформаторства. Подробнее см.: Степаняни М.Т. Мусульманские концепции

в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982, с. 67-70, 118-123.

ал-Ашари Абу-л-Хасан ‘Али б. Исмаил (873-935) — богослов ашаритской

школы калама. Из сочинений ал-Аш’ари (ок. 100) сохранилось только два

аутентичных произведения: «Макалат ал-исламийин» и «ал-Дума». В отличие

186

от мутазилитов он признавал реальность и вечность Божественных атрибу­

тов, а также несотворенность Корана.

лл-Блкилллни Абу Бакр Мухаммад (950-1013) — видный представитель аша-

ритского толка калама. По свидетельству Ибн Халдуна, ал-Бакиллани при­

надлежала инициатива включения в калам атомистического учения. По во­

просу об имамате он придерживался мнения о необходимости гласности

выборности последнего.

Белиль Мирза Абдул Кадир (1644-1721) — индийский поэт-мистик. Известен

своей критикой деградирующих суфиев, единственным зикром которых, по

его словам, является постоянная мысль о еде. (Позже Икбал говорил, что

для таких суфиев желудок ближе, чем Бог.) Поэзия Бедиля оказала большое

влияние на литературу не только Индии, но и Афганистана и Средней Азии

(особенно Таджикистана).

Бергсон Анри (1859-1941) — французский философ, представитель интуити­

визма и философии жизни. М.Икбалу особенно импонируют бергсонов-

ские представления об интуиции, о движении и длительности, сближение

им бытия и времени. Важнейшие работы: «Материя и память» (1896), «Твор­

ческая эволюция» (1907), «Два источника морали и религии» (1932).

Беркли Джордж (1685-1753)— виднейший представитель английского эмпи­

ризма. Беркли часто критикуется за солипсизм, хотя сам он категорически

возражал против такого обвинения. Его произведения: «Опыт новой теории

зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора ме­

жду Гиласом и Филонусом», «Алсифрон», «Аналитик», «Сейрис».

ал-Бируни Абу Рейхан Мухаммад ибн Ахмад (973-1048)— средневековый

ученый-энциклопедист, мыслитель. Автор ок. 150 трудов по астрологии,

геодезии, математике, географии, минералогии, истории, философии, этно­

графии, литературоведению.

ал-Бистами Абу Йазид (Байазид) (ум. в 875 г.) — прославленный персидский

мистик, авторитет которого столь велик, что его называют «Султаном пра­

ведных суфиев», сравнивая с архангелом Джибраилом, «передавшим» про­

року Мухаммаду Божественное послание. На основании личного опыта

мистических переживаний ал-Бистами ввел в суфийский лексикон поня­

тие фана— небытие. Подробнее см.: Ислам. Энциклопедический словарь,

с. 42.

Бллвлтская Елена Петровна (1831-1891) — известный представитель теософ­

ского направления, основавшая вместе с Х.С.Олкоттом и У.А.Джаджем в

1873 г. в Нью-Йорке Теософское общество. Позднее ее деятельность была

сосредоточена в основном в Индии, где в 1879 г. она открыла отделения

упомянутого общества в Бомбее и Мадьяре (близ Мадраса).

Ьриффолт Роберт (1876-1948) — немецкий антрополог и историк, разделяв­

ший приверженность к теории исторической континуальности английского

коллеги— Эдварда Барнетта Тейлора (1832-1917), профессора антропо­

логии в Оксфорде в годы учебы Икбала в Европе.

Броул Чарльз Данбар ( 1887-1971 ) — английский философ.

Броунинг Роберт (1812-1889) — выдающийся английский поэт викторианской

эпохи, известный своими драматическими монологами и психологическими

портретами.

Брэлли Фрэнсис Герберт (1846-1924)— главный представитель английского

неогегельянства. Рассматривал материю, пространство и время лишь как

видимость, явление. Реальная действительность, с его точки зрения, есть

187

Абсолют, представляющий собой непротиворечивое единство и целост­

ность многообразия. Противник панлогизма и гегелевской диалектической

логики. В этике отвергал утилитаризм, ригоризм кантовского императива,

противопоставляя им этику «совершенствования» личности.

ял-Бухари Мухаммад (810-870)— составитель авторитетнейшего сборника

хадисов— «ал-Джами* ас-Сахих», включающего около 7400 наиболее дос­

товерных преданий, впервые систематизированных по сюжетам (юридиче­

ские, исторические, биографические, этические, медицинские и др.). «Ас-

Сахих» признан руководством по фикху и с X в., наряду с «ас-Сахихом» Мус­

лима, занимает первое место среди собраний суннитской традиции. Мно­

гие сунниты признают «ас-Сахих» ал-Бухари второй после Корана книгой.

Бэкон Ролжер (ок. 1214-1292)— английский философ, принадлежавший к

ордену францисканцев. Учился и преподавал в Оксфорде и Париже. Изу­

чал помимо философии математику, астрономию, оптику, алхимию, языки.

Выступал активным поборником экспериментальной науки. Основные про­

изведения: The Opus majus, Opus minus и Opus tertium.

Ьэкои Фрэнсис (1561-1626) — английский философ, основатель науки нового

времени.

Валиуллл Ахмад Абд ар-Рахим Шах (1703-1762)— выдающийся мыслитель,

общественный деятель Индии, выступавший защитником «истинной» веры,

инициировавший распространение в Индии суфийских орденов кадарийя и

накшбандийя. Пытался примирить представителей различных направлений в

суфизме, а также смягчить разногласия между мазхабами, объясняя их ис­

торически обусловленными. Осмелился перевести на урду — язык индий­

ских мусульман — Коран, стремясь тем самым к демократизации мусуль­

манской общественной жизни. Его считают предтечей современной индо-

мусульманской религиозной мысли.

ал-Газали Абу Хамид Мухаммад (1058-1111) — крупнейший мусульманский

богослов и философ, авторитет которого столь велик, что его называют

хулжжат ал-ислам, т.е. «доводом ислама». Творческое наследие его велико

и многолико, так что одни считают его ортодоксальным богословом, дру­

гие — философом, третьи — мистиком. На самом деле ал-Газали критиче­

ски относился к аргументации различных школ теологии и рационалистиче­

ским доводам восточных перипатетиков, демонстрируя поистине фило­

софский скепсис. Ибн Рушд считал, что кажущаяся противоречивость пози­

ций самого ал-Газали объясняется тем, что, обращаясь к ашаритам, он был

ашаритом, к суфиям— суфием, к философам — философом. Его заслу­

гой считают достижение «примирения» калама с суфизмом, позволившее

последнему получить статус «законного» знания.

Гамильтон Уильям (1788-1856)— английский философ-метафизик, видный

деятель в области образования, автор известных трудов по логике. Ему во

многом принадлежит заслуга знакомства британской публики с кантиан­

скими идеями, которые он, в свою очередь, пытался соединить с шотланд­

ской философией «здравого смысла».

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — крупнейший немецкий фило­

соф. Учение об объективном духе излагается Гегелем в «Феноменологии

духа», «Науке логики», «Философии права».

Гексли (Хаксли) Томас Генри (1825-1895)— видный английский ученый и

гуманист. Известен своей зашитой дарвинизма. Во многом содействовал

введению преподавания естественных наук.

188

ГСЛЙВМГОЛЙМ Герман фон (1821-1894)— один из величайших ученых XIX в.,

прославившийся фундаментальными открытиями в области физиологии, оп­

тики, электродинамики, математики и метеорологии. Гельмгольц полагал,

что прохождение нервного возбуждения к сознанию происходит со скоро­

стью 30 м в секунду. Его концепция сенсорного восприятия наиболее пол­

но изложена в двух работах: «Физиологическая оптика» (1859-1866) и

«Учение о слуховых ощущениях» (1862).

Гераклит Эфесский (ок. 544-480 до н.э.) — древнегреческий философ, во

многом предвосхитивший гегелевскую диалектику. Автор сочинения «О

природе», сохранившегося в отрывках. Гераклиту принадлежит известное

выражение: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Гёклльп Зия (1875-1924)— турецкий писатель, публицист, общественный

деятель, крупнейший идеолог пантюркизма. О себе и своих единомышлен­

никах Гёкальп говорил: «Мы являемся в идеологии плюралистами: наша на­

циональная идеологиятюркизм, наша интернациональная идеология

ислам, вместе с тем мы являемся сторонниками идей османизма».

Гёте, Иоганн Вольфганг фон (1749-1832)— один из величайших немеиких

поэтов.

Гоббс Томас (1588-1679) — крупнейший английский философ XVII в., более

всего известный своей политической философией (трактат «Левиафан»). В

своих воззрениях относительно методов познания Гоббс был эмпириком и

сторонником математического подхода. Он переносил галилеевский метод

использования геометрии и механики для анализа явлений физического

мира на исследования не только природы, но и человеческой деятельности.

Гольлииер Игнац (1850-1921)— крупный венгерский исламовед. Рассматри­

вал сунну как исторический источник, а потому считал многие из хадисов

недостоверными/указывая на наличие в них заимствований из немусуль­

манских источников.

ал-Алвлии (мулла) Ажалал ад-Дин (1427-1502) — автор многочисленных ком­

ментариев к известным богословским, философским и суфийским тракта­

там. К числу самых важных его произведений относится Ахлак-и Ажалали,

написанное на персидском языке и переведенное на английский (см.:

Thompson W.T. Practical Philosophy of the Muhammedan People. L, 1839). В

указанном трактате утверждается необходимость верховного закона — ша­

риата и правителя как Божественного наместника на земле. Ад-Лавани под

влиянием ал-Фараби и Насир ад-Лина ат-Туси делит цивилизации на добро­

детельные и недобродетельные. Аля поддержания общественной стабильно­

сти он утверждает потребность деления граждан на четыре класса (соответ­

ствующих четырем варнам в Индии). Вслед за ат-Туси он делит людей также

на пять разрядов в соответствии с их моральной природой.

Ллмлл Мир Бакир (ум. в 1631/32 г.)— основатель исфаханской шиитской

религиозно-философской школы. В мировоззрении Ламада сочетаются

идеи, заимствованные им у восточного перипатетизма (прежде всего Ибн

Сины), ас-Сухраварди и шиитского

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн