властей и т.п.). Однако, хотя в основе санусит-
ских воззрений лежала, как и у ваххабитов, идея необходимости возврата к
«чистому» исламу, они разделяли многие суфийские воззрения и практики.
Сирр-и-акхсра — «самая скрытая тайна».
Сирр-и-кхафи — «скрытая тайна».
Таухил — принцип монизма, прежде всего выраженного в утверждении еди
ного и единственного божества (мусульманская формула веры: «Нет бога,
кроме Бога»). Таухил может также означать единство бытия в целом, именно
таковым он представлен в суфийской концепции вахлат ал-вулжул (единство
бытия). Представители фалсафа (см. «Аристотель» в Именном указателе)
толковали таухил как единство сушего, трансцендентного миру. В полити
ческих теориях таухил выдвигается как основание единства всех мусульман.
Факихи — знатоки фикха. В отличие от шариата, рассматриваемого в качестве
абсолютного во времени и пространстве, несотворенного, вечного и неиз
менного Закона Божьего, зафиксированного в Коране, фикх считается ин
терпретацией шариата, т.е. продуктом человеческого интеллекта.
Халифат — государство, возглавляемое халифом. В Коране слово халиф упо
требляется многократно. Чаше всего оно упоминается в смысле «преемник»,
«наместник Божественной власти на земле» (24:54, 27:63 и др.). После
смерти пророка Мухаммада халифами начали именовать исключительно
его преемников. Ни одно положение мусульманского вероучения не вызы
вало столь многочисленных толкований и не служило так часто поводом к
расколу, столкновениям и кровопролитиям, как положение о том, кто име
Харилжиты (от харилж — «мятежник», «раскольник») — последователи самой
первой религиозно-политической группировки в исламе (условно называе
мой сектой), возникшей в связи с борьбой за халифскую власть в 657 г. Их
позиция является прямо противоположной шиитской, ибо они утверждают,
что претендентом на звание халифа может быть любой человек, испове
дующий ислам, даже раб.
Хукм (букв, «мудрость») — ряд понятий, в основе которых лежит представле
ние о мудром суждении.
Шейх — в икбаловском тексте— почетное прозвише, которым наделяются
религиозные авторитеты, наставники суфийских орденов, главы торгово-
ремесленных объединений, ассоциированных с тем или иным суфийским
братством.
185
PERSONALIA
Абу Ханифа (699-767) — богослов, факих, основатель и эпоним ханифитско-
гомазхаба.
АбуХашим (ум. в’933т.) — автор одной из атомистических теорий.
Августин Вложенный, Аврелий (354-430) — один из «отцов церкви», оказав
ший огромное влияние на все западноевропейское средневековье. К числу
его наиболее значительных произведений относятся: «О блаженной жиз
ни», «О бессмертии души», «О свободе воли», «О граде Божьем».
Алексанлер Сэмюэл (1859-1938)— английский философ, представитель
неореализма, один из создателей теории эмерджентной эволюции. Рас
сматривал порыв, устремление (лат. nisus) как духовный источник, направ
ляющий к Богу как к пределу.
‘Али ибн Аби Талиб (600-661) — четвертый «праведный» халиф, двоюродный брат
и зять пророка Мухаммада. С именем ‘Али связано возникновение шиитского
направления в исламе, последователи которого почитают его как носителя
«божьей благодати», считая абсолютным и непогрешимым авторитетом.
Амили (ок. 1156/7-1233)— мусульманский мыслитель. Первоначально при
надлежал к мазхабу ханбалитского толка, а позже стал шафиитом. Известен
многочисленными трудами по богословию, «опровержению философов»
из числа мутазилитов, манихеев и сабиан, трактатами по мусульманскому
праву и др. Блестящее знание «рациональных наук» сделало его известным,
но в то же время явилось поводом для обвинений в ереси. Амили препода
вал в различных авторитетных учебных заведениях и даже возглавлял в те
чение почти 10 лет кафедру в Мадрасе ал-‘Азизийя по назначению прави
теля Дамаска. Однако в 1229 г. он был смешен с этого поста, будучи обви
ненным в преподавании философии.
Аристотель (384-322 до н.э.) — величайший древнегреческий философ,
влияние которого на развитие философской мысли в мусульманском мире
настолько велико, что целое направление, фалсафа, именуется так же, как
«восточный перипатетизм» (создав школу в Афинах, Аристотель проводил
обучение, прогуливаясь с учениками по аллеям гимнасии; греч. «перипа-
тео» — «прогуливаюсь»).
Аттлр Фарид ад-Лин (ум. в 1220 г.) — выдающийся персидский поэт-мистик,
мастер поэтического жанра маснави. Самым известным его произведением
является «Разговор птиц», ставший эталоном персидской поэзии.
ал-Афгани Лжамал ад-Лин (1839-1897) — основатель и главный идеолог панис-
ламского движения, один из наиболее крупных представителей исламского
реформаторства. Подробнее см.: Степаняни М.Т. Мусульманские концепции
в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982, с. 67-70, 118-123.
ал-Ашари Абу-л-Хасан ‘Али б. Исмаил (873-935) — богослов ашаритской
школы калама. Из сочинений ал-Аш’ари (ок. 100) сохранилось только два
аутентичных произведения: «Макалат ал-исламийин» и «ал-Дума». В отличие
186
от мутазилитов он признавал реальность и вечность Божественных атрибу
тов, а также несотворенность Корана.
лл-Блкилллни Абу Бакр Мухаммад (950-1013) — видный представитель аша-
ритского толка калама. По свидетельству Ибн Халдуна, ал-Бакиллани при
надлежала инициатива включения в калам атомистического учения. По во
просу об имамате он придерживался мнения о необходимости гласности
выборности последнего.
Белиль Мирза Абдул Кадир (1644-1721) — индийский поэт-мистик. Известен
своей критикой деградирующих суфиев, единственным зикром которых, по
его словам, является постоянная мысль о еде. (Позже Икбал говорил, что
для таких суфиев желудок ближе, чем Бог.) Поэзия Бедиля оказала большое
влияние на литературу не только Индии, но и Афганистана и Средней Азии
(особенно Таджикистана).
Бергсон Анри (1859-1941) — французский философ, представитель интуити
визма и философии жизни. М.Икбалу особенно импонируют бергсонов-
ские представления об интуиции, о движении и длительности, сближение
им бытия и времени. Важнейшие работы: «Материя и память» (1896), «Твор
ческая эволюция» (1907), «Два источника морали и религии» (1932).
Беркли Джордж (1685-1753)— виднейший представитель английского эмпи
ризма. Беркли часто критикуется за солипсизм, хотя сам он категорически
возражал против такого обвинения. Его произведения: «Опыт новой теории
зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора ме
жду Гиласом и Филонусом», «Алсифрон», «Аналитик», «Сейрис».
ал-Бируни Абу Рейхан Мухаммад ибн Ахмад (973-1048)— средневековый
ученый-энциклопедист, мыслитель. Автор ок. 150 трудов по астрологии,
геодезии, математике, географии, минералогии, истории, философии, этно
графии, литературоведению.
ал-Бистами Абу Йазид (Байазид) (ум. в 875 г.) — прославленный персидский
мистик, авторитет которого столь велик, что его называют «Султаном пра
ведных суфиев», сравнивая с архангелом Джибраилом, «передавшим» про
року Мухаммаду Божественное послание. На основании личного опыта
мистических переживаний ал-Бистами ввел в суфийский лексикон поня
тие фана— небытие. Подробнее см.: Ислам. Энциклопедический словарь,
с. 42.
Бллвлтская Елена Петровна (1831-1891) — известный представитель теософ
ского направления, основавшая вместе с Х.С.Олкоттом и У.А.Джаджем в
1873 г. в Нью-Йорке Теософское общество. Позднее ее деятельность была
сосредоточена в основном в Индии, где в 1879 г. она открыла отделения
упомянутого общества в Бомбее и Мадьяре (близ Мадраса).
Ьриффолт Роберт (1876-1948) — немецкий антрополог и историк, разделяв
ший приверженность к теории исторической континуальности английского
коллеги— Эдварда Барнетта Тейлора (1832-1917), профессора антропо
логии в Оксфорде в годы учебы Икбала в Европе.
Броул Чарльз Данбар ( 1887-1971 ) — английский философ.
Броунинг Роберт (1812-1889) — выдающийся английский поэт викторианской
эпохи, известный своими драматическими монологами и психологическими
портретами.
Брэлли Фрэнсис Герберт (1846-1924)— главный представитель английского
неогегельянства. Рассматривал материю, пространство и время лишь как
видимость, явление. Реальная действительность, с его точки зрения, есть
187
Абсолют, представляющий собой непротиворечивое единство и целост
ность многообразия. Противник панлогизма и гегелевской диалектической
логики. В этике отвергал утилитаризм, ригоризм кантовского императива,
противопоставляя им этику «совершенствования» личности.
ял-Бухари Мухаммад (810-870)— составитель авторитетнейшего сборника
хадисов— «ал-Джами* ас-Сахих», включающего около 7400 наиболее дос
товерных преданий, впервые систематизированных по сюжетам (юридиче
ские, исторические, биографические, этические, медицинские и др.). «Ас-
Сахих» признан руководством по фикху и с X в., наряду с «ас-Сахихом» Мус
лима, занимает первое место среди собраний суннитской традиции. Мно
гие сунниты признают «ас-Сахих» ал-Бухари второй после Корана книгой.
Бэкон Ролжер (ок. 1214-1292)— английский философ, принадлежавший к
ордену францисканцев. Учился и преподавал в Оксфорде и Париже. Изу
чал помимо философии математику, астрономию, оптику, алхимию, языки.
Выступал активным поборником экспериментальной науки. Основные про
изведения: The Opus majus, Opus minus и Opus tertium.
Ьэкои Фрэнсис (1561-1626) — английский философ, основатель науки нового
времени.
Валиуллл Ахмад Абд ар-Рахим Шах (1703-1762)— выдающийся мыслитель,
общественный деятель Индии, выступавший защитником «истинной» веры,
инициировавший распространение в Индии суфийских орденов кадарийя и
накшбандийя. Пытался примирить представителей различных направлений в
суфизме, а также смягчить разногласия между мазхабами, объясняя их ис
торически обусловленными. Осмелился перевести на урду — язык индий
ских мусульман — Коран, стремясь тем самым к демократизации мусуль
манской общественной жизни. Его считают предтечей современной индо-
мусульманской религиозной мысли.
ал-Газали Абу Хамид Мухаммад (1058-1111) — крупнейший мусульманский
богослов и философ, авторитет которого столь велик, что его называют
хулжжат ал-ислам, т.е. «доводом ислама». Творческое наследие его велико
и многолико, так что одни считают его ортодоксальным богословом, дру
гие — философом, третьи — мистиком. На самом деле ал-Газали критиче
ски относился к аргументации различных школ теологии и рационалистиче
ским доводам восточных перипатетиков, демонстрируя поистине фило
софский скепсис. Ибн Рушд считал, что кажущаяся противоречивость пози
ций самого ал-Газали объясняется тем, что, обращаясь к ашаритам, он был
ашаритом, к суфиям— суфием, к философам — философом. Его заслу
гой считают достижение «примирения» калама с суфизмом, позволившее
последнему получить статус «законного» знания.
Гамильтон Уильям (1788-1856)— английский философ-метафизик, видный
деятель в области образования, автор известных трудов по логике. Ему во
многом принадлежит заслуга знакомства британской публики с кантиан
скими идеями, которые он, в свою очередь, пытался соединить с шотланд
ской философией «здравого смысла».
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — крупнейший немецкий фило
соф. Учение об объективном духе излагается Гегелем в «Феноменологии
духа», «Науке логики», «Философии права».
Гексли (Хаксли) Томас Генри (1825-1895)— видный английский ученый и
гуманист. Известен своей зашитой дарвинизма. Во многом содействовал
введению преподавания естественных наук.
188
ГСЛЙВМГОЛЙМ Герман фон (1821-1894)— один из величайших ученых XIX в.,
прославившийся фундаментальными открытиями в области физиологии, оп
тики, электродинамики, математики и метеорологии. Гельмгольц полагал,
что прохождение нервного возбуждения к сознанию происходит со скоро
стью 30 м в секунду. Его концепция сенсорного восприятия наиболее пол
но изложена в двух работах: «Физиологическая оптика» (1859-1866) и
«Учение о слуховых ощущениях» (1862).
Гераклит Эфесский (ок. 544-480 до н.э.) — древнегреческий философ, во
многом предвосхитивший гегелевскую диалектику. Автор сочинения «О
природе», сохранившегося в отрывках. Гераклиту принадлежит известное
выражение: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Гёклльп Зия (1875-1924)— турецкий писатель, публицист, общественный
деятель, крупнейший идеолог пантюркизма. О себе и своих единомышлен
никах Гёкальп говорил: «Мы являемся в идеологии плюралистами: наша на
циональная идеология — тюркизм, наша интернациональная идеология —
ислам, вместе с тем мы являемся сторонниками идей османизма».
Гёте, Иоганн Вольфганг фон (1749-1832)— один из величайших немеиких
поэтов.
Гоббс Томас (1588-1679) — крупнейший английский философ XVII в., более
всего известный своей политической философией (трактат «Левиафан»). В
своих воззрениях относительно методов познания Гоббс был эмпириком и
сторонником математического подхода. Он переносил галилеевский метод
использования геометрии и механики для анализа явлений физического
мира на исследования не только природы, но и человеческой деятельности.
Гольлииер Игнац (1850-1921)— крупный венгерский исламовед. Рассматри
вал сунну как исторический источник, а потому считал многие из хадисов
недостоверными/указывая на наличие в них заимствований из немусуль
манских источников.
ал-Алвлии (мулла) Ажалал ад-Дин (1427-1502) — автор многочисленных ком
ментариев к известным богословским, философским и суфийским тракта
там. К числу самых важных его произведений относится Ахлак-и Ажалали,
написанное на персидском языке и переведенное на английский (см.:
Thompson W.T. Practical Philosophy of the Muhammedan People. L, 1839). В
указанном трактате утверждается необходимость верховного закона — ша
риата и правителя как Божественного наместника на земле. Ад-Лавани под
влиянием ал-Фараби и Насир ад-Лина ат-Туси делит цивилизации на добро
детельные и недобродетельные. Аля поддержания общественной стабильно
сти он утверждает потребность деления граждан на четыре класса (соответ
ствующих четырем варнам в Индии). Вслед за ат-Туси он делит людей также
на пять разрядов в соответствии с их моральной природой.
Ллмлл Мир Бакир (ум. в 1631/32 г.)— основатель исфаханской шиитской
религиозно-философской школы. В мировоззрении Ламада сочетаются
идеи, заимствованные им у восточного перипатетизма (прежде всего Ибн
Сины), ас-Сухраварди и шиитского