учения об имамате. Его иногда называют
«Третьим учителем» (после Аристотеля и ал-Фараби).
Декарт Рене (1596-1650)— французский философ, математик, ученый-
экспериментатор. Основоположник современной западной философии,
создатель современной алгебры и аналитической геометрии. Автор закона
преломления света, ряда открытий в области физиологии, психологии и
физики. Будучи уроженцем Франции, Аекарт большую часть жизни прожил
189
в Нидерландах. Основные философские сочинения: «Рассуждение о мето
де», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Правила для
руководства ума». Различные направления философии, продолжающие
развитие идей Декарта, получили название «картезианство» от его латини
зированного имени — Картезий.
Аемокрит (ок. 460-370 до н.э.) —древнегреческий философ, физик, матема
тик. Вслед за своим учителем Левкиппом Аемокрит отстаивал и значительно
развил атомистическую теорию.
ал-Ажахиз (776-869) — ученик упоминавшегося в третьей лекции Икбала
известного мутазилита ан-Наззама. Сочинения ад-Джахиза являются источни
ком нашего знания о взглядах ан-Наззама, труды которого не сохранились.
Аженмс Уильям (1842-1910)— американский психолог и философ, видный
представитель прагматизма.
Ариш Ганс Адольф Эдвард (1867-1941) — немецкий эмбриолог-эксперимента
тор, последний из представителей витализма.
Аюринт Евгений Карл (1833-1921)— немецкий философ, занимавшийся
также вопросами политэкономии и права. Пытался построить систему
«философии действительности», которая бы утверждала новый способ
мышления. Считал, что мир не имеет конца, но имел начало во времени
вследствие выхода из состояния покоя с помошью механической силы, при
сущей материи. Отрывал время от материи и пространства.
Евклид (ум. ок. 300 г. до н.э.) — знаменитый древнегреческий математик.
Главный труд — трактат по геометрии «Начала», прокомментированный ал-
Кинди. Основатель школы в Александрии.
Зенои Элейский (ок. 490-430 до н.э.) — древнегреческий ученый, представи
тель элейской школы. Аристотель называл его родоначальником диалектики
в смысле установления истины посредством выявления противоречий в
мышлении и указания путей избежания последних. Известен сорока доказа
тельствами против множественности сушего и пятью доказательствами в
подтверждение его неподвижности.
Иби ‘Арлби Мухйи ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммад (1165-1240) — крупней
ший мусульманский философ-мистик, сформулировавший учение о един
стве бытия — вахлат ал-вулжул. В исламском мире одни считают его ерети
ком, другие же являются восторженными последователями. Его резко кри
тиковали Ибн Таймийя и Ибн Халдун, в то время как его идеи вдохновляли
творчество величайших персидских поэтов и ряда мыслителей в различных
концах мусульманского мира.
Иби Мисклвейх (ок. 930-1030) — крупнейший представитель мусульманской
этической мысли. Считается первым мусульманским ученым, давшим во
многих отношениях соответствующую современному уровню науки теорию
происхождения человека. См.: Мискавейх. Трактат о сущности справедли
вости. Вступительная статья, пер. с араб, и комментарии З.И.Гусейновой //
Историко-философский ежегодник-1998. М., 2000, с. 286-300.
Иби Рушл (Аверроэс) (1126-1198) — последний крупный представитель вос
точного перипатетизма. Его также называют иногда Комментатором, по
скольку именно такое почетное прозвище получил он в Европе, которую,
по существу, ознакомил с наследием Аристотеля. Ибн Рушд принадлежит к
андалузской ветви восточного перипатетизма, центр которого переместил
ся с Ближнего Востока на Пиренейский полуостров, где он достиг наиболь
шего своего расцвета в Андалузии в XII в. благодаря деятельности прежде
190
всего таких мыслителей, как Ибн Баджа, Ибн Туфейль и, наконец, Ибн
Рушд. Подобно другим представителям той блистательной эпохи в истории
мусульманской цивилизации, которую сравнивают нередко со сходной по
духу эпохой европейского Возрождения, Ибн Рушд был всесторонне обра
зованным человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями в области
философии, теологии, юриспруденции, филологии, медицины. Творческое
наследие Аверроэса включает комментаторские и оригинальные труды.
Всего им было написано тридцать восемь комментариев, сохранившихся на
арабском языке, в древнееврейском и латинском переводах. В основном
это комментарии к трудам Аристотеля. Хотя Ибн Рушд и не владел грече
ским, тем не менее, исходя из сравнительного анализа имевшихся в нали
чии переводов и толкований, ему удалось, по сравнению с предшествую
щими восточными перепатетиками, представить современникам и передать
будущим поколениям философию Стагирита наиболее адекватным обра
зом, освободив ее от неоплатойистских примесей. К числу наиболее важ
ных оригинальных произведений кордовского мыслителя относятся сле
дующие труды: трактат «Опровержение опровержения», обосновывающий
несостоятельность критики Абу Хамидом эл-Газали перипатетиков, содер
жащейся в трактате «Опровержение философов» (более точное назва
ние— «Непоследовательность философов»), и трактат «Рассуждение, вы
носящее решение относительно связи между религией и философией».
Последний формально причисляется к разряду теологических трудов
Аверроэса. Однако трактат не столько преследует цель оправдать, с теоло
гической точки зрения, право философии на существование, сколько от
стаивает особо высокий статус философии в общественном сознании, ут
верждая превосходство разума над верой.
Иби Таймийа, Таки ад-Аин Ахмад (1263-1328) — знаменитый теолог, правовед
ханбалитского направления, суфий. Известен как рьяный поборник очище
ния ислама от каких-либо «новшеств», в особенности навеянных филосо
фией древних греков. Среди суфиев чтил только так называемых право
верных шейхов и отвергал «еретиков», к числу которых относил, в частно
сти, приверженцев концепции вахлат ал-вулжул. В области политики рато
вал за нерасторжимое единство религии и государства. Его идеи возроди
лись в XVIII в., став основой ваххабитского движения, а позже, вплоть до
настоящего времени, — официальной идеологии Саудовской Аравии.
Ибн Ту март, Мухаммад б. ‘Абд ар-Рахман (1078/81-1130)— руководитель
движения и основатель династий Альмохадов в Северной Африке. Ярый
противник суждения, не основанного на хадисах. Призывал к очищению
ислама от наслоений времени, возвращению к истокам {усул). Его открытая
политическая оппозиция правящим Альморавилам (сер. XI в. — 1147) на
шла особенную поддержку среди берберов.
Ибн Хазм (994-1064) — основатель захиритской правовой школы в Испании,
один из самых ярких представителей указанного мазхаба в истории ислама.
Ибн Хаитам (ум. в 1038 г.) — Икбал упоминает его имя рядом с именем ал-
Бируни в своей диссертации, утверждая, что оба мыслителя предвосхитили
достижения современной экспериментальной психологии, признавая так
называемую реакцию-время.
Ибн Халлуи (1332-1406) — арабский мыслитель, автор ранних социологиче
ских взглядов. По значимости своих социальных взглядов он часто ставится
в один ряд с Макиавелли, Вико, Монтескье. Готовность Ибн Халдуна слу-
191
жить разным правителям (султанам Феса, Туниса, Бужи, королю Кастилии и
даже Тимуру), явное приспособленчество к постоянно менявшейся полити
ческой обстановке оцениваются неоднозначно. Нельзя, однако, не при
знать, что непосредственное участие в политической жизни своего време
ни (служба почти у всех правителей Магриба) благотворно сказалось на ис-
торико-социологических занятиях и размышлениях Ибн Халдуна. Самым
значительным из его произведений является «Большая история», или «Книга
поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и бер
беров и их современников, обладавших властью великих размеров». Осо
бенно знаменито Введение к «Большой истории», известное под названием
«Пролегомены» («Муккадима»)— своего рода энциклопедия социально-
экономической и политической жизни современной ему эпохи.
Ибн Хлнблл Ахмад (780-855) — основатель и эпоним религиозно-политиче
ского движения и догматико-правовой школы ханбалитов.
Кант Иммануил (1724-1804)— немецкий мыслитель, один из величайших
философов мира, учение которого рассматривают как вершину всей за
падной философии до XX в. Икбал неоднократно ссылается на фундамен
тальный кантовский труд «Критика чистого разума», в котором подвергнута
критическому рассмотрению рационалистическая метафизика от Декарта
до Лейбница.
Клитор Георг (1845-1918) — математик и философ. Уроженец Санкт-Петер
бурга, умер в Германии. Создатель теории множеств. Наиболее известный
труд, опубликованный в 1883 г.: Основы обшего учения о многообразиях.
Математическо-философский опыт о бесконечном / / Кантор Георг. Труды
по теории множеств. Отв. ред. А.Н.Колмогоров, А.П.Юшкевич. М., 1985.
Одним из первых в России о Канторе писал Павел Флоренский: О символах
бесконечности. Очерки идей Г.Кантора// Священник Павел Флоренский.
Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1994. Самой свежей работой, посвященной Г.Канто
ру, является книга В.Н.Катасонова «Боровшийся с бесконечным. Философ
ско-религиозные аспекты генезиса теории множеств». М., 1999.
Клркхи Абу Хассан (874-952) — один из так называемых правоверных су
фийских шейхов.
Клрр Уилдон (1845-1918) — автор доктрины так называемого монадического
идеализма, наиболее полно изложенной им в следующих работах: General
Principle of Relativity in Its Philosophical and Historical Aspect. L., 1920; A
Theory of Monads: Outlines of the Philosophy of the Principle of Relativity. L,
1922.
ЛА-КИНАИ Абу Юсуф Якуб ибн Исхак (ум. в 873 г.) — первый представитель
восточного перипатетизма. Ему принадлежит заслуга введения в научный
оборот наследия античных философов. Он является, в частности, автором
сокращенного изложения ряда произведений древнегреческих философов
и комментариев к «Категориям» и «Второй аналитике» Аристотеля, «Элемен
там» Евклида и «Альмагесте» Птолемея. Ал-Кинди выдвинул концепцию пяти
субстанций (материя, форма, движение, пространство и время). Он разра
ботал идею о четырех вилах разума: актуального, потенциального, приоб
ретенного и проявляющегося.
Константин Великий — римский император (ок. 285-337).
Конт Огюст (1798-1857)— французский философ, один из основателей
позитивизма и современной социологии. Развивал идею о трех стадиях ин
теллектуальной эволюции человечества и индивида как такового: теологиче-
192
ской, метафизической и научной. К его основным трудам относятся «Курс
позитивной философии» и «Система позитивной политики», в которой он
провозгласил создание новой религии человечества.
Кулус Абдо (Гангосский) (ум. в 1538 г.) —- мусульманский святой, автор много
численных сочинений. Яркий представитель суфийского направления вах-
лат ал-вулжул («единство бытия»).
Лайте Карл Георг (1834-1900) — голландский врач и физиолог, известный свои
ми работами об эмоциях как телесных восприятиях. Подобно У.Ажеймсу, он
распространил экспериментальные методы исследования на изучение про
цессов эмоций.
Локк Джон (1632-1704) — английский философ, принявший активное участие
в политической жизни своей страны, переживавшей период революции,
связанной с радикальными политическими реформами, обеспечением ре
лигиозной свободы и т.п. Его теория познания дала толчок дальнейшему
развитию психологии, в частности ассоциативной.
Мабал б. Абдалла ал-Ажухани (ум. в 699 г.) — один из первых кадаритов,
настаивавший на свободе воли.
Малжлиси Мулла Мухаммад Бакир (1627-1698) — виднейший представитель
шиитского толка ислама, официально провозглашенный в 1686 г. Шейхом
ислама шахом Сулейманом. Практически правил Ираном в течение че
тырех лет при султане Хусейне. Большую часть жизни посвятил собира
нию шиитского предания, пропагандируя учение и традиции шиитского
толка двенадцати имамов. Центральным положением в воззрениях самого
Муллы Бакира было требование безусловного уважения и подчинения
правителю (что находится в прямом противоречии с позицией многих
других шиитских авторитетов, в том числе аятоллы Хомейни и его после
дователей). Любопытно, что Икбал ссылается на авторитет Муллы Баки
ра, несмотря на то что тот был непримиримым противником суннитов и
по его указу были уничтожены изваяния индийских божеств в Исфагане
и т.п.
Маймонид Моисей (1135-1204) — выдающийся представитель средневековой
еврейской философии. Будучи врачом при дворе египетского султана,
Маймонид в то же время занимался теологией и философией, стремился
примирить религию и философию. Самым значительным его сочинением
является «Путеводитель колеблющихся», в котором, в частности, подробно
изложены атомистические идеи некоторых из последователей калама (см.
русский перевод в кн.: Григорян СИ. Из истории Средней Азии и Ирана
(VII—XII вв.). М., 1960).
МакТатглрт Лжон Эллис (1866-1925) — английский философ-неогегельянеи.
Его философия строится на двух основных посылках: признании диалекти
ческой диалектики в качестве основного метода философской аргумента
ции и на убежденности в том, что истины метафизики содержат в себе не
что мистическое. Вслед за Гегелем МакТаггарт именует Абсолютом то, что
является фундаментально реальным и находящимся за пределами обычного
опыта. Однако в отличие от Гегеля он не считает Абсолют вершиной, куль
минацией исторического процесса.
Малик Абдул (699-767) — один из составителей сборников хадисов.
Массиньон Луи (1883-1962)— французский востоковед, известный своими
переводами и исследованиями, прежде всего духовного наследия ал-Хал-
ладжа: «Китаб ат-Тавасин», «Ливан ал-Халладж».
193
Mac y AH Абу-л Хасан (ок. 893/6-956) — уроженец Багдада, человек энцикло
педических знаний, автор ок. 40 сочинений по различным дисциплинам,
включая историю, географию, религиоведение, философию, теологию.
Основные труды — Мурулж и Танбих, содержащие обширные сведения по
географии и истории стран и народов до появления ислама, включая Ин
дию, Китай, Месопотамию, Персию, Грецию, Рим, Египет, Византию и даже
Черную Африку, а также историю самого ислама.
Милль Джон Стюарт (1806-1873) — английский философ, экономист, общест
венный деятель. Самый крупный из английских философов, пропагандиро
вавших доктрину утилитаризма, детально изложенную в одноименной рабо
те «Утилитаризм».
МУавийя б. Абу Суфйан (603/5-680) — первый