Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

учения об имамате. Его иногда называют

«Третьим учителем» (после Аристотеля и ал-Фараби).

Декарт Рене (1596-1650)— французский философ, математик, ученый-

экспериментатор. Основоположник современной западной философии,

создатель современной алгебры и аналитической геометрии. Автор закона

преломления света, ряда открытий в области физиологии, психологии и

физики. Будучи уроженцем Франции, Аекарт большую часть жизни прожил

189

в Нидерландах. Основные философские сочинения: «Рассуждение о мето­

де», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Правила для

руководства ума». Различные направления философии, продолжающие

развитие идей Декарта, получили название «картезианство» от его латини­

зированного имени — Картезий.

Аемокрит (ок. 460-370 до н.э.) —древнегреческий философ, физик, матема­

тик. Вслед за своим учителем Левкиппом Аемокрит отстаивал и значительно

развил атомистическую теорию.

ал-Ажахиз (776-869) — ученик упоминавшегося в третьей лекции Икбала

известного мутазилита ан-Наззама. Сочинения ад-Джахиза являются источни­

ком нашего знания о взглядах ан-Наззама, труды которого не сохранились.

Аженмс Уильям (1842-1910)— американский психолог и философ, видный

представитель прагматизма.

Ариш Ганс Адольф Эдвард (1867-1941) — немецкий эмбриолог-эксперимента­

тор, последний из представителей витализма.

Аюринт Евгений Карл (1833-1921)— немецкий философ, занимавшийся

также вопросами политэкономии и права. Пытался построить систему

«философии действительности», которая бы утверждала новый способ

мышления. Считал, что мир не имеет конца, но имел начало во времени

вследствие выхода из состояния покоя с помошью механической силы, при­

сущей материи. Отрывал время от материи и пространства.

Евклид (ум. ок. 300 г. до н.э.) — знаменитый древнегреческий математик.

Главный трудтрактат по геометрии «Начала», прокомментированный ал-

Кинди. Основатель школы в Александрии.

Зенои Элейский (ок. 490-430 до н.э.) — древнегреческий ученый, представи­

тель элейской школы. Аристотель называл его родоначальником диалектики

в смысле установления истины посредством выявления противоречий в

мышлении и указания путей избежания последних. Известен сорока доказа­

тельствами против множественности сушего и пятью доказательствами в

подтверждение его неподвижности.

Иби ‘Арлби Мухйи ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммад (1165-1240) — крупней­

ший мусульманский философ-мистик, сформулировавший учение о един­

стве бытия — вахлат ал-вулжул. В исламском мире одни считают его ерети­

ком, другие же являются восторженными последователями. Его резко кри­

тиковали Ибн Таймийя и Ибн Халдун, в то время как его идеи вдохновляли

творчество величайших персидских поэтов и ряда мыслителей в различных

концах мусульманского мира.

Иби Мисклвейх (ок. 930-1030) — крупнейший представитель мусульманской

этической мысли. Считается первым мусульманским ученым, давшим во

многих отношениях соответствующую современному уровню науки теорию

происхождения человека. См.: Мискавейх. Трактат о сущности справедли­

вости. Вступительная статья, пер. с араб, и комментарии З.И.Гусейновой //

Историко-философский ежегодник-1998. М., 2000, с. 286-300.

Иби Рушл (Аверроэс) (1126-1198) — последний крупный представитель вос­

точного перипатетизма. Его также называют иногда Комментатором, по­

скольку именно такое почетное прозвище получил он в Европе, которую,

по существу, ознакомил с наследием Аристотеля. Ибн Рушд принадлежит к

андалузской ветви восточного перипатетизма, центр которого переместил­

ся с Ближнего Востока на Пиренейский полуостров, где он достиг наиболь­

шего своего расцвета в Андалузии в XII в. благодаря деятельности прежде

190

всего таких мыслителей, как Ибн Баджа, Ибн Туфейль и, наконец, Ибн

Рушд. Подобно другим представителям той блистательной эпохи в истории

мусульманской цивилизации, которую сравнивают нередко со сходной по

духу эпохой европейского Возрождения, Ибн Рушд был всесторонне обра­

зованным человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями в области

философии, теологии, юриспруденции, филологии, медицины. Творческое

наследие Аверроэса включает комментаторские и оригинальные труды.

Всего им было написано тридцать восемь комментариев, сохранившихся на

арабском языке, в древнееврейском и латинском переводах. В основном

это комментарии к трудам Аристотеля. Хотя Ибн Рушд и не владел грече­

ским, тем не менее, исходя из сравнительного анализа имевшихся в нали­

чии переводов и толкований, ему удалось, по сравнению с предшествую­

щими восточными перепатетиками, представить современникам и передать

будущим поколениям философию Стагирита наиболее адекватным обра­

зом, освободив ее от неоплатойистских примесей. К числу наиболее важ­

ных оригинальных произведений кордовского мыслителя относятся сле­

дующие труды: трактат «Опровержение опровержения», обосновывающий

несостоятельность критики Абу Хамидом эл-Газали перипатетиков, содер­

жащейся в трактате «Опровержение философов» (более точное назва­

ние— «Непоследовательность философов»), и трактат «Рассуждение, вы­

носящее решение относительно связи между религией и философией».

Последний формально причисляется к разряду теологических трудов

Аверроэса. Однако трактат не столько преследует цель оправдать, с теоло­

гической точки зрения, право философии на существование, сколько от­

стаивает особо высокий статус философии в общественном сознании, ут­

верждая превосходство разума над верой.

Иби Таймийа, Таки ад-Аин Ахмад (1263-1328) — знаменитый теолог, правовед

ханбалитского направления, суфий. Известен как рьяный поборник очище­

ния ислама от каких-либо «новшеств», в особенности навеянных филосо­

фией древних греков. Среди суфиев чтил только так называемых право­

верных шейхов и отвергал «еретиков», к числу которых относил, в частно­

сти, приверженцев концепции вахлат ал-вулжул. В области политики рато­

вал за нерасторжимое единство религии и государства. Его идеи возроди­

лись в XVIII в., став основой ваххабитского движения, а позже, вплоть до

настоящего времени, — официальной идеологии Саудовской Аравии.

Ибн Ту март, Мухаммад б. ‘Абд ар-Рахман (1078/81-1130)— руководитель

движения и основатель династий Альмохадов в Северной Африке. Ярый

противник суждения, не основанного на хадисах. Призывал к очищению

ислама от наслоений времени, возвращению к истокам {усул). Его открытая

политическая оппозиция правящим Альморавилам (сер. XI в. — 1147) на­

шла особенную поддержку среди берберов.

Ибн Хазм (994-1064) — основатель захиритской правовой школы в Испании,

один из самых ярких представителей указанного мазхаба в истории ислама.

Ибн Хаитам (ум. в 1038 г.) — Икбал упоминает его имя рядом с именем ал-

Бируни в своей диссертации, утверждая, что оба мыслителя предвосхитили

достижения современной экспериментальной психологии, признавая так

называемую реакцию-время.

Ибн Халлуи (1332-1406) — арабский мыслитель, автор ранних социологиче­

ских взглядов. По значимости своих социальных взглядов он часто ставится

в один ряд с Макиавелли, Вико, Монтескье. Готовность Ибн Халдуна слу-

191

жить разным правителям (султанам Феса, Туниса, Бужи, королю Кастилии и

даже Тимуру), явное приспособленчество к постоянно менявшейся полити­

ческой обстановке оцениваются неоднозначно. Нельзя, однако, не при­

знать, что непосредственное участие в политической жизни своего време­

ни (служба почти у всех правителей Магриба) благотворно сказалось на ис-

торико-социологических занятиях и размышлениях Ибн Халдуна. Самым

значительным из его произведений является «Большая история», или «Книга

поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и бер­

беров и их современников, обладавших властью великих размеров». Осо­

бенно знаменито Введение к «Большой истории», известное под названием

«Пролегомены» («Муккадима»)— своего рода энциклопедия социально-

экономической и политической жизни современной ему эпохи.

Ибн Хлнблл Ахмад (780-855) — основатель и эпоним религиозно-политиче­

ского движения и догматико-правовой школы ханбалитов.

Кант Иммануил (1724-1804)— немецкий мыслитель, один из величайших

философов мира, учение которого рассматривают как вершину всей за­

падной философии до XX в. Икбал неоднократно ссылается на фундамен­

тальный кантовский труд «Критика чистого разума», в котором подвергнута

критическому рассмотрению рационалистическая метафизика от Декарта

до Лейбница.

Клитор Георг (1845-1918) — математик и философ. Уроженец Санкт-Петер­

бурга, умер в Германии. Создатель теории множеств. Наиболее известный

труд, опубликованный в 1883 г.: Основы обшего учения о многообразиях.

Математическо-философский опыт о бесконечном / / Кантор Георг. Труды

по теории множеств. Отв. ред. А.Н.Колмогоров, А.П.Юшкевич. М., 1985.

Одним из первых в России о Канторе писал Павел Флоренский: О символах

бесконечности. Очерки идей Г.Кантора// Священник Павел Флоренский.

Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1994. Самой свежей работой, посвященной Г.Канто­

ру, является книга В.Н.Катасонова «Боровшийся с бесконечным. Философ­

ско-религиозные аспекты генезиса теории множеств». М., 1999.

Клркхи Абу Хассан (874-952) — один из так называемых правоверных су­

фийских шейхов.

Клрр Уилдон (1845-1918) — автор доктрины так называемого монадического

идеализма, наиболее полно изложенной им в следующих работах: General

Principle of Relativity in Its Philosophical and Historical Aspect. L., 1920; A

Theory of Monads: Outlines of the Philosophy of the Principle of Relativity. L,

1922.

ЛА-КИНАИ Абу Юсуф Якуб ибн Исхак (ум. в 873 г.) — первый представитель

восточного перипатетизма. Ему принадлежит заслуга введения в научный

оборот наследия античных философов. Он является, в частности, автором

сокращенного изложения ряда произведений древнегреческих философов

и комментариев к «Категориям» и «Второй аналитике» Аристотеля, «Элемен­

там» Евклида и «Альмагесте» Птолемея. Ал-Кинди выдвинул концепцию пяти

субстанций (материя, форма, движение, пространство и время). Он разра­

ботал идею о четырех вилах разума: актуального, потенциального, приоб­

ретенного и проявляющегося.

Константин Великий — римский император (ок. 285-337).

Конт Огюст (1798-1857)— французский философ, один из основателей

позитивизма и современной социологии. Развивал идею о трех стадиях ин­

теллектуальной эволюции человечества и индивида как такового: теологиче-

192

ской, метафизической и научной. К его основным трудам относятся «Курс

позитивной философии» и «Система позитивной политики», в которой он

провозгласил создание новой религии человечества.

Кулус Абдо (Гангосский) (ум. в 1538 г.) —- мусульманский святой, автор много­

численных сочинений. Яркий представитель суфийского направления вах-

лат ал-вулжул («единство бытия»).

Лайте Карл Георг (1834-1900) — голландский врач и физиолог, известный свои­

ми работами об эмоциях как телесных восприятиях. Подобно У.Ажеймсу, он

распространил экспериментальные методы исследования на изучение про­

цессов эмоций.

Локк Джон (1632-1704) — английский философ, принявший активное участие

в политической жизни своей страны, переживавшей период революции,

связанной с радикальными политическими реформами, обеспечением ре­

лигиозной свободы и т.п. Его теория познания дала толчок дальнейшему

развитию психологии, в частности ассоциативной.

Мабал б. Абдалла ал-Ажухани (ум. в 699 г.) — один из первых кадаритов,

настаивавший на свободе воли.

Малжлиси Мулла Мухаммад Бакир (1627-1698) — виднейший представитель

шиитского толка ислама, официально провозглашенный в 1686 г. Шейхом

ислама шахом Сулейманом. Практически правил Ираном в течение че­

тырех лет при султане Хусейне. Большую часть жизни посвятил собира­

нию шиитского предания, пропагандируя учение и традиции шиитского

толка двенадцати имамов. Центральным положением в воззрениях самого

Муллы Бакира было требование безусловного уважения и подчинения

правителю (что находится в прямом противоречии с позицией многих

других шиитских авторитетов, в том числе аятоллы Хомейни и его после­

дователей). Любопытно, что Икбал ссылается на авторитет Муллы Баки­

ра, несмотря на то что тот был непримиримым противником суннитов и

по его указу были уничтожены изваяния индийских божеств в Исфагане

и т.п.

Маймонид Моисей (1135-1204) — выдающийся представитель средневековой

еврейской философии. Будучи врачом при дворе египетского султана,

Маймонид в то же время занимался теологией и философией, стремился

примирить религию и философию. Самым значительным его сочинением

является «Путеводитель колеблющихся», в котором, в частности, подробно

изложены атомистические идеи некоторых из последователей калама (см.

русский перевод в кн.: Григорян СИ. Из истории Средней Азии и Ирана

(VII—XII вв.). М., 1960).

МакТатглрт Лжон Эллис (1866-1925) — английский философ-неогегельянеи.

Его философия строится на двух основных посылках: признании диалекти­

ческой диалектики в качестве основного метода философской аргумента­

ции и на убежденности в том, что истины метафизики содержат в себе не­

что мистическое. Вслед за Гегелем МакТаггарт именует Абсолютом то, что

является фундаментально реальным и находящимся за пределами обычного

опыта. Однако в отличие от Гегеля он не считает Абсолют вершиной, куль­

минацией исторического процесса.

Малик Абдул (699-767) — один из составителей сборников хадисов.

Массиньон Луи (1883-1962)— французский востоковед, известный своими

переводами и исследованиями, прежде всего духовного наследия ал-Хал-

ладжа: «Китаб ат-Тавасин», «Ливан ал-Халладж».

193

Mac y AH Абу-л Хасан (ок. 893/6-956) — уроженец Багдада, человек энцикло­

педических знаний, автор ок. 40 сочинений по различным дисциплинам,

включая историю, географию, религиоведение, философию, теологию.

Основные труды — Мурулж и Танбих, содержащие обширные сведения по

географии и истории стран и народов до появления ислама, включая Ин­

дию, Китай, Месопотамию, Персию, Грецию, Рим, Египет, Византию и даже

Черную Африку, а также историю самого ислама.

Милль Джон Стюарт (1806-1873) — английский философ, экономист, общест­

венный деятель. Самый крупный из английских философов, пропагандиро­

вавших доктрину утилитаризма, детально изложенную в одноименной рабо­

те «Утилитаризм».

МУавийя б. Абу Суфйан (603/5-680) — первый

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн