Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

омейядский халиф, правив­

ший с 661 по 680 г. Принял ислам только после победы Пророка Мухам-

мада над Меккой, т.е. в 630 г., став секретарем Пророка. Участвовал в

завоевании Палестины, Сирии и Кипра. Отказался признать Али хали­

фом. Под «мятежом эмира» имеется в виду акт присяги сирийцев Му’авийи

как халифу в апреле 658 г. Вскоре после убийства Али стал правителем

всего Халифата. Шииты считают Му’авийю узурпатором Халифатской вла­

сти, сунниты же, особенно в Сирии, чтят его как образцового доброго пра­

вителя.

My лл б. Ажабал (603-669) — один из ближайших сподвижников Пророка

Мухаммада. В 631-632 гг. был направлен вместе с военачальником Абу

Мусой ал-Ашари в Йемен для распространения там ислама.

Мустафа Кемаль-паша (1881-1938)— государственный деятель, реформа­

тор, основатель и первый президент Турецкой республики. Авторитет его

был столь велик, что в ноябре 1934 г. он был наречен Ататюрком —

«Отцом турок». Ататюрк модернизировал законодательную систему Турции,

содействовал принятию страной европейского образа жизни. По его ини­

циативе в 1923 г. был отменен халифат и Турция была провозглашена свет­

ским государством.

Мухаммал Али-паша (ок. 1769-1849)— генерал-губернатор Египта (1805-

1848). Его наследники правили Египтом практически вплоть до 1952 г. Одна

из самых выдающихся и в то же время противоречивых политических фи­

гур в новейшей истории Египта. Его проегипетская позиция в границах Ос­

манской империи позволяет многим считать Али-пашу провозвестником

египетского национализма и даже национальным героем Египта. Его попыт­

ки воспринять европейские достижения науки и техники с целью создания

сильной армии и современной экономики дают основания именовать Му­

хаммада Али просвещенным модернистом.

Наззам Абу Исхак Ибрахим б. Саййар (ум. в 835/36 или 845 г.)— видный

представитель мутазилизма, имевший значительное число последователей

(школа наззамитов). Сведения о его трудах и содержащихся в них идеях со­

держатся в сочинениях его ученика ад-Ажазиза.

Наумани Йозеф Фридрих (1860-1919)— немецкий протестантский теолог,

журналист, один из основателей и первый председатель Немецкой нацио­

нал-социалистической партии (1896).

Ниише Фридрих (1844-1900)— знаменитый немецкий философ, предтеча

«философии жизни». Испытал большое влияние Шопенгауэра, однако в от­

личие от последнего не призывал к отказу от «воли к жизни», а, напротив,

усматривал в «воле к власти» жизнеутверждающее начало.

194

Нунн Т.Перси (1870-1944) — английский философ, известный главным обра­

зом как просветитель. Несмотря на малочисленность собственно философ­

ских произведений, его имя в первой половине XX в. упоминалось в ряду с

такими выдающимися английскими философами, как Уайтхед, Рассел, Бро-

уд. Считается, что именно Нунн первым сформулировал основные поло­

жения философской школы неореализма.

Омар — ‘Умар (Омар I) ибн ал-Хаттаб ал-Фарук (ок. 634-644) — второй из

четырех «праведных халифов», зять пророка Мухаммада. Играл ключевую

роль в избрании Абу Бакра первым халифом. В период своего правления

ввел мусульманское летоисчисление от хиджры, с его именем связывают

предписание об обязательном паломничестве— хаджже, в Мекку. На

смертном одре назначил совет— шуру, из шести старейших и наиболее

уважаемых сподвижников Пророка для избрания нового халифа. Шура

рассматривается мусульманскими реформаторами как прообраз парламен­

та, а Умар — как демократический лидер.

Пллтои (428/7-348/7 до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа,

основатель Академии. Платон известен своими диалогами. Основные про­

изведения: «Государство», «Теэтет», «Федон», «Протагор», «Парменид», «Ти-

мей», «Законы».

Прннгл-Плттисон Эндрю Сетх (1856-1931) — английский философ, принад­

лежавший к группе философов «персоналистского идеализма» (personal

idealism).

Птолемей Клавдий (ок. 87 — ок. 165) — греческий астроном, математик, оп­

тик, географ. Его главное сочинение— «Великое построение», известное как

«Альмагеста» (от искаж. м-Малжисти —«Великое»), — название, данное при

переводе на арабский язык в знаменитом комментарии первым арабским

философом ал-Кинди, —детально излагало геоцентрическую модель мира.

ар-Рази Фахр ад-Лин (1149-1209) — арабский мусульманский философ аша-

ритского направления, прославился своими логическими трактатами, где, в

частности, критиковал Аристотеля за силлогизм первой фигуры, в которой

средний член является субъектом в большей посылке и предикатом в мень­

шей. Он также является автором ряда критических комментариев к сочине­

ниям Ибн Сины.

Рассел Бертран (1872-1970)— английский философ, логик, математик, со­

циолог, общественный деятель. Создатель концепции логического атомизма,

основоположник философии логического анализа. Путь эволюции взглядов

Б. Рассела: от увлечения неогегельянством к английской версии неореализ­

ма под влиянием Уайтхеда, в 2О-30-е годы — сближение с неопозитивиз­

мом, в 40-50-е годы — обращение к идеям Юма. Рассел признавал реаль­

ность лишь чувственных данных, трактуемых в духе «нейтрального мониз­

ма», согласно которому дух и материя толкуются как логические конструк­

ции, выведенные из чувственных данных.

Ренаи Эрнст (1823-1892)— французский писатель, историк религии, фило­

лог-востоковед. Автор церковно-исторического романа «Жизнь Иисуса», в

котором Христос представлен как историческая личность. В мусульманском

мире Ренан известен более всего своим сочинением об Аверроэсе и авер-

роизме.

Ройс Ажосайя (1855-1916) — профессор Гарвардского университета.

Ругьер Ауи (1889-1982) — французский философ, преподававший в универ­

ситетах различных городов мира, включая Нью-Йорк и Каир, участник мно-

195

начисленных конгрессов, Президент парижского Международного кон­

гресса научной философии в 1935 г. Ругьер критически пересмотрел раз­

личные теории познания и выдвинул положение о разнообразии «метафи­

зических темпераментов», проявляющихся в «совершенно разных формах

рациональности». Одной из наиболее важных работ Л.Ругьера является

«Метафизика и язык», опубликованная в 1960 г,

Руми Ажалал ад-Аин Мухаммад (1207-1273) — знаменитый персидский поэт-

мистик, основатель-эпоним суфийского братства маулавийя. В громадном

литературном наследии Руми собенно значимы его «Диван», поэтический

сборник в 8 томах, Маснави-ий манави («Поэма о сокрытом смысле») — в

8 книгах и Фихи ма фихи — собрание изречений Руми, его ответов на во­

просы учеников. Маснави Руми считается своеобразной энциклопедией

суфизма в поэтической форме.

Сирхинли Шейх Ахмад (1564-1624) — индийский мистик, принадлежавший к

суфийскому ордену накшбандийя, играл важную роль в религиозной и по­

литической жизни средневековой Индии. Автор ряда трудов, хотя наиболь­

шую славу ему принесли письма, написанные от имени мистического на­

ставника и распространявшиеся среди небольшого круга единомышленни­

ков. Из 574 писем ок. 70 были адресованы могольским правителям. Имен­

но эпистолярное творчество Сирхинли сделало его обладателем титулов

«Инноватор второго тысячелетия» (имеется в виду мусульманское летоис­

числение) и «Вдохновленный Богом наставник». Сирхинли выступал против,

по его словам, разлагающей системы вахлат ал-вулжул («единство бытия»),

ратуя за возрождение классической теологии вахлат аш-шухул («единство

видения» или «подтвержденный свидетельством монотеизм»).

Сократ (469-399 до н.э.) — древнегреческий философ, о взглядах которого

можно судить лишь по свидетельствам его учеников Аристофана, Ксено-

фонта и Платона, поскольку Сократ обычно излагал свои взгляды в форме

бесед с учениками. В диалектических спорах и рассуждениях Сократ ис­

пользовал индуктивный метод доказательства.

Спенсер Герберт (1820-1903)— английский философ-позитивист, биолог и

социолог, сторонник теории эволюционизма. В «Основаниях социологии»

(1876-1896) рассматривал вопрос о происхождении и развитии религиоз­

ных верований.

ас-Сухраварли Шихаб ад-Аин Йахйа ал-Мактул (ок. 1155-1191)— персид­

ский мыслитель, основатель ишракизма— учения об озарении. Сам ас-

Сухраварди считал себя последователем «хранителей божественного Лого­

са» как западной (древнегреческой), так и восточной (зороастризм, суфизм)

ветвей мудрости.

Суютн Ажалал ад-Аин (1445-1505)— один из самых плодовитых авторов в

истории всей мусульманской культуры. Хотя отец Суюти был по происхож­

дению персом, сам он утверждает, что его предки были родом из Багдада.

Во всяком случае, родился он в Каире, где его отец исполнял обязанности

кади. Суюти получил прекрасное религиозное образование и преуспел в

знании и обучении хадисов настолько, что уже к тридцати годам его труды

пользовались популярностью не только по всему Ближнему Востоку, но

также в Индии и Африке. Приблизительно в 1483 г. Суюти заявил о том,

что достиг статуса богослова, который имеет право пользоваться иджтиха-

дом, следуя установкам шафиитского имама. Суюти претендовал на само­

стоятельность суждений не только по вопросам шариата, но также в деле

196

толкования хадисов и любых проблем, связанных с использованием араб­

ского языка. Более того, в 1494 г. Суюти объявил себя «обновителем исла­

ма для IX века хиджры». Несмотря на противодействие со стороны много­

численных критиков, Суюти все же добился назначения на должность

«верховного кади» в 1496 г. К 1501 г. он окончательно отошел от государ­

ственных и общественных дел, сосредоточившись на редактировании соб­

ственных трактатов. После смерти аура святости вокруг имени Суюти на­

столько возросла, что его даже одежда стала почитаться как реликвия.

Суюти был человеком энциклопедических знаний. Он был выдающимся фи­

лологом, так что ему иногда приписывают даже «закладку фундамента

арабского языка»; он был суфием, поклонником и защитником воззрений

ал-Фарида и Ибн Араби; автором сочинений по географии, истории,

фармацевтике, диетологии и даже эротике. Его перу принадлежат много­

численные стихи.

ат-Табари Абу Ажа’фар (839-923) — мусульманский мыслитель. Родился в

Табаристане (Иран), умер в Багдаде. Автор большого числа компендиумов

по ранней истории ислама и комментариев к Корану.

Тахмасп — персидский шах ( 1524-1576).

ат-Туси Насир ад-Дин Абу Джа’фар Мухаммад б. Мухаммад (1201-1274) —

философ, ученый, религиозно-политический деятель. В философии был во

многом последователем Ибн Сины, позиции которого защищал в полемике

с Фахр ад-Дином ар-Рази. Автор трудов в различных областях естественно­

научного знания. Особенно знаменит работами в области астрономии.

Уайтхел Альфред Норт (1861-1941) — английский логик, философ и матема­

тик. Вместе с Расселом основал логистическую школу в философии мате­

матики. Его творчество можно разделить на два периода. Первый (до нача­

ла XX в.) отмечен стремлением к согласованию философии с естественно­

научными открытиями XIX-XX вв. Второй период характеризуется привер­

женностью к позициям объективного идеализма. Мировой процесс пони­

мается как «опыт Бога», при котором осуществляется переход «вечных объ­

ектов» из идеального мира в мир физический, обеспечивающий качествен­

ную определенность «действительных событий».

Урфи Ширази Мухаммад ( 1550-1591 ) — один из наиболее талантливых поэтов

при дворе могольского императора Акбара. Урфи постоянно выражал со­

жаление по поводу упадка суфизма. Известен своей поэмой, восхваляющей

Пророка Мухаммада.

Успенский Петр Демьянович (1878-1947)— теософ и оккультист. Один из

основных трудов— Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. М., 1922

(репринтное изд.).

Фикрет Тауфик (1867-1915)— псевдоним Мехмеда Тауфика, известного

также как Тауфик Назми. Родоначальник современной турецкой поэзии,

явно испытавший большое влияние Бедиля. Выступал за секуляризацию ис­

ламского общества с позиций антиисламизма и даже атеизма. Самое из­

вестное его произведение — поэма «Разбитая лютня».

Флинт Роберт ( 1838-1910) — английский историк.

Фокс Джордж (1624-1691)— английский проповедник, миссионер, основа­

тель Общества друзей (Общество квакеров). Личные религиозные пережи­

вания сделали его противником церковных условностей и предписаний, ук­

репив в вере во внутренний свет или Божественное вдохновение. За неор­

тодоксальные взгляды дважды подвергался тюремному заключению.

197

Фрейл Зигмунд (1856-1939)— основоположник психоанализа, автор обше-

психологической теории о строении психики как энергетической системы,

в основе динамики которой — конфликт между сознанием и бессознатель­

ным влечением. Фрейд применял психоаналитическую методику для объяс­

нения различных явлений человеческой культуры (в мифологии, фолькло­

ре, художественном творчестве, религии). Считал религию «аналогией нев­

розу, который каждый культурный человек должен был преодолеть на сво­

ем пути от детства к зрелости». (См.: Фрейл 3. Введение в психоанализ.

Лекиии. М., 1989, с. 406.)

Халлсйн Ажон Скотт (1860-1936)— английский физиолог. Основные труды

посвяшены исследованиям дыхания. Известен также как автор книги «Наука

и философия» (1929).

ал-Халлалж Абу-л-Мансур ал-Хусейн (ок. 858-922) — первый из суфиев,

выступивший с открытой проповедью мистического «знания». За приведен­

ное Икбалом в лекции высказывание (которое звучит как ана-л-Хакк и пе­

реводится либо как «Я есть Бог» или «Я есть Истина») ал-Халладж был пуб­

лично казнен, обвиненный ортодоксальными богословами в притязаниях на

самообожествление, в чудотворстве, шарлатанстве и т.п. Единственный из­

вестный прозаический текст, оставленный ал-Халладжем, — Китаб ат-

Тавасин. Это трактат, состоящий из восьми глав, каждая из которых имену­

ется тасин, по имеющим мистическое значение буквам, которыми начина­

ется сура «Муравьи». Высказанные им воззрения последующая традиция

объединила в учение, получившее название вахлат аш-шухул. Ал-Халладж

оказал большое влияние на развитие суфизма, и в частности на таких

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн