омейядский халиф, правив
ший с 661 по 680 г. Принял ислам только после победы Пророка Мухам-
мада над Меккой, т.е. в 630 г., став секретарем Пророка. Участвовал в
завоевании Палестины, Сирии и Кипра. Отказался признать Али хали
фом. Под «мятежом эмира» имеется в виду акт присяги сирийцев Му’авийи
как халифу в апреле 658 г. Вскоре после убийства Али стал правителем
всего Халифата. Шииты считают Му’авийю узурпатором Халифатской вла
сти, сунниты же, особенно в Сирии, чтят его как образцового доброго пра
вителя.
My лл б. Ажабал (603-669) — один из ближайших сподвижников Пророка
Мухаммада. В 631-632 гг. был направлен вместе с военачальником Абу
Мусой ал-Ашари в Йемен для распространения там ислама.
Мустафа Кемаль-паша (1881-1938)— государственный деятель, реформа
тор, основатель и первый президент Турецкой республики. Авторитет его
был столь велик, что в ноябре 1934 г. он был наречен Ататюрком —
«Отцом турок». Ататюрк модернизировал законодательную систему Турции,
содействовал принятию страной европейского образа жизни. По его ини
циативе в 1923 г. был отменен халифат и Турция была провозглашена свет
ским государством.
Мухаммал Али-паша (ок. 1769-1849)— генерал-губернатор Египта (1805-
1848). Его наследники правили Египтом практически вплоть до 1952 г. Одна
из самых выдающихся и в то же время противоречивых политических фи
гур в новейшей истории Египта. Его проегипетская позиция в границах Ос
манской империи позволяет многим считать Али-пашу провозвестником
египетского национализма и даже национальным героем Египта. Его попыт
ки воспринять европейские достижения науки и техники с целью создания
сильной армии и современной экономики дают основания именовать Му
хаммада Али просвещенным модернистом.
Наззам Абу Исхак Ибрахим б. Саййар (ум. в 835/36 или 845 г.)— видный
представитель мутазилизма, имевший значительное число последователей
(школа наззамитов). Сведения о его трудах и содержащихся в них идеях со
держатся в сочинениях его ученика ад-Ажазиза.
Наумани Йозеф Фридрих (1860-1919)— немецкий протестантский теолог,
журналист, один из основателей и первый председатель Немецкой нацио
нал-социалистической партии (1896).
Ниише Фридрих (1844-1900)— знаменитый немецкий философ, предтеча
«философии жизни». Испытал большое влияние Шопенгауэра, однако в от
личие от последнего не призывал к отказу от «воли к жизни», а, напротив,
усматривал в «воле к власти» жизнеутверждающее начало.
194
Нунн Т.Перси (1870-1944) — английский философ, известный главным обра
зом как просветитель. Несмотря на малочисленность собственно философ
ских произведений, его имя в первой половине XX в. упоминалось в ряду с
такими выдающимися английскими философами, как Уайтхед, Рассел, Бро-
уд. Считается, что именно Нунн первым сформулировал основные поло
жения философской школы неореализма.
Омар — ‘Умар (Омар I) ибн ал-Хаттаб ал-Фарук (ок. 634-644) — второй из
четырех «праведных халифов», зять пророка Мухаммада. Играл ключевую
роль в избрании Абу Бакра первым халифом. В период своего правления
ввел мусульманское летоисчисление от хиджры, с его именем связывают
предписание об обязательном паломничестве— хаджже, в Мекку. На
смертном одре назначил совет— шуру, из шести старейших и наиболее
уважаемых сподвижников Пророка для избрания нового халифа. Шура
рассматривается мусульманскими реформаторами как прообраз парламен
та, а Умар — как демократический лидер.
Пллтои (428/7-348/7 до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа,
основатель Академии. Платон известен своими диалогами. Основные про
изведения: «Государство», «Теэтет», «Федон», «Протагор», «Парменид», «Ти-
мей», «Законы».
Прннгл-Плттисон Эндрю Сетх (1856-1931) — английский философ, принад
лежавший к группе философов «персоналистского идеализма» (personal
idealism).
Птолемей Клавдий (ок. 87 — ок. 165) — греческий астроном, математик, оп
тик, географ. Его главное сочинение— «Великое построение», известное как
«Альмагеста» (от искаж. м-Малжисти —«Великое»), — название, данное при
переводе на арабский язык в знаменитом комментарии первым арабским
философом ал-Кинди, —детально излагало геоцентрическую модель мира.
ар-Рази Фахр ад-Лин (1149-1209) — арабский мусульманский философ аша-
ритского направления, прославился своими логическими трактатами, где, в
частности, критиковал Аристотеля за силлогизм первой фигуры, в которой
средний член является субъектом в большей посылке и предикатом в мень
шей. Он также является автором ряда критических комментариев к сочине
ниям Ибн Сины.
Рассел Бертран (1872-1970)— английский философ, логик, математик, со
циолог, общественный деятель. Создатель концепции логического атомизма,
основоположник философии логического анализа. Путь эволюции взглядов
Б. Рассела: от увлечения неогегельянством к английской версии неореализ
ма под влиянием Уайтхеда, в 2О-30-е годы — сближение с неопозитивиз
мом, в 40-50-е годы — обращение к идеям Юма. Рассел признавал реаль
ность лишь чувственных данных, трактуемых в духе «нейтрального мониз
ма», согласно которому дух и материя толкуются как логические конструк
ции, выведенные из чувственных данных.
Ренаи Эрнст (1823-1892)— французский писатель, историк религии, фило
лог-востоковед. Автор церковно-исторического романа «Жизнь Иисуса», в
котором Христос представлен как историческая личность. В мусульманском
мире Ренан известен более всего своим сочинением об Аверроэсе и авер-
роизме.
Ройс Ажосайя (1855-1916) — профессор Гарвардского университета.
Ругьер Ауи (1889-1982) — французский философ, преподававший в универ
ситетах различных городов мира, включая Нью-Йорк и Каир, участник мно-
195
начисленных конгрессов, Президент парижского Международного кон
гресса научной философии в 1935 г. Ругьер критически пересмотрел раз
личные теории познания и выдвинул положение о разнообразии «метафи
зических темпераментов», проявляющихся в «совершенно разных формах
рациональности». Одной из наиболее важных работ Л.Ругьера является
«Метафизика и язык», опубликованная в 1960 г,
Руми Ажалал ад-Аин Мухаммад (1207-1273) — знаменитый персидский поэт-
мистик, основатель-эпоним суфийского братства маулавийя. В громадном
литературном наследии Руми собенно значимы его «Диван», поэтический
сборник в 8 томах, Маснави-ий манави («Поэма о сокрытом смысле») — в
8 книгах и Фихи ма фихи — собрание изречений Руми, его ответов на во
просы учеников. Маснави Руми считается своеобразной энциклопедией
суфизма в поэтической форме.
Сирхинли Шейх Ахмад (1564-1624) — индийский мистик, принадлежавший к
суфийскому ордену накшбандийя, играл важную роль в религиозной и по
литической жизни средневековой Индии. Автор ряда трудов, хотя наиболь
шую славу ему принесли письма, написанные от имени мистического на
ставника и распространявшиеся среди небольшого круга единомышленни
ков. Из 574 писем ок. 70 были адресованы могольским правителям. Имен
но эпистолярное творчество Сирхинли сделало его обладателем титулов
«Инноватор второго тысячелетия» (имеется в виду мусульманское летоис
числение) и «Вдохновленный Богом наставник». Сирхинли выступал против,
по его словам, разлагающей системы вахлат ал-вулжул («единство бытия»),
ратуя за возрождение классической теологии вахлат аш-шухул («единство
видения» или «подтвержденный свидетельством монотеизм»).
Сократ (469-399 до н.э.) — древнегреческий философ, о взглядах которого
можно судить лишь по свидетельствам его учеников Аристофана, Ксено-
фонта и Платона, поскольку Сократ обычно излагал свои взгляды в форме
бесед с учениками. В диалектических спорах и рассуждениях Сократ ис
пользовал индуктивный метод доказательства.
Спенсер Герберт (1820-1903)— английский философ-позитивист, биолог и
социолог, сторонник теории эволюционизма. В «Основаниях социологии»
(1876-1896) рассматривал вопрос о происхождении и развитии религиоз
ных верований.
ас-Сухраварли Шихаб ад-Аин Йахйа ал-Мактул (ок. 1155-1191)— персид
ский мыслитель, основатель ишракизма— учения об озарении. Сам ас-
Сухраварди считал себя последователем «хранителей божественного Лого
са» как западной (древнегреческой), так и восточной (зороастризм, суфизм)
ветвей мудрости.
Суютн Ажалал ад-Аин (1445-1505)— один из самых плодовитых авторов в
истории всей мусульманской культуры. Хотя отец Суюти был по происхож
дению персом, сам он утверждает, что его предки были родом из Багдада.
Во всяком случае, родился он в Каире, где его отец исполнял обязанности
кади. Суюти получил прекрасное религиозное образование и преуспел в
знании и обучении хадисов настолько, что уже к тридцати годам его труды
пользовались популярностью не только по всему Ближнему Востоку, но
также в Индии и Африке. Приблизительно в 1483 г. Суюти заявил о том,
что достиг статуса богослова, который имеет право пользоваться иджтиха-
дом, следуя установкам шафиитского имама. Суюти претендовал на само
стоятельность суждений не только по вопросам шариата, но также в деле
196
толкования хадисов и любых проблем, связанных с использованием араб
ского языка. Более того, в 1494 г. Суюти объявил себя «обновителем исла
ма для IX века хиджры». Несмотря на противодействие со стороны много
численных критиков, Суюти все же добился назначения на должность
«верховного кади» в 1496 г. К 1501 г. он окончательно отошел от государ
ственных и общественных дел, сосредоточившись на редактировании соб
ственных трактатов. После смерти аура святости вокруг имени Суюти на
столько возросла, что его даже одежда стала почитаться как реликвия.
Суюти был человеком энциклопедических знаний. Он был выдающимся фи
лологом, так что ему иногда приписывают даже «закладку фундамента
арабского языка»; он был суфием, поклонником и защитником воззрений
ал-Фарида и Ибн Араби; автором сочинений по географии, истории,
фармацевтике, диетологии и даже эротике. Его перу принадлежат много
численные стихи.
ат-Табари Абу Ажа’фар (839-923) — мусульманский мыслитель. Родился в
Табаристане (Иран), умер в Багдаде. Автор большого числа компендиумов
по ранней истории ислама и комментариев к Корану.
Тахмасп — персидский шах ( 1524-1576).
ат-Туси Насир ад-Дин Абу Джа’фар Мухаммад б. Мухаммад (1201-1274) —
философ, ученый, религиозно-политический деятель. В философии был во
многом последователем Ибн Сины, позиции которого защищал в полемике
с Фахр ад-Дином ар-Рази. Автор трудов в различных областях естественно
научного знания. Особенно знаменит работами в области астрономии.
Уайтхел Альфред Норт (1861-1941) — английский логик, философ и матема
тик. Вместе с Расселом основал логистическую школу в философии мате
матики. Его творчество можно разделить на два периода. Первый (до нача
ла XX в.) отмечен стремлением к согласованию философии с естественно
научными открытиями XIX-XX вв. Второй период характеризуется привер
женностью к позициям объективного идеализма. Мировой процесс пони
мается как «опыт Бога», при котором осуществляется переход «вечных объ
ектов» из идеального мира в мир физический, обеспечивающий качествен
ную определенность «действительных событий».
Урфи Ширази Мухаммад ( 1550-1591 ) — один из наиболее талантливых поэтов
при дворе могольского императора Акбара. Урфи постоянно выражал со
жаление по поводу упадка суфизма. Известен своей поэмой, восхваляющей
Пророка Мухаммада.
Успенский Петр Демьянович (1878-1947)— теософ и оккультист. Один из
основных трудов— Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. М., 1922
(репринтное изд.).
Фикрет Тауфик (1867-1915)— псевдоним Мехмеда Тауфика, известного
также как Тауфик Назми. Родоначальник современной турецкой поэзии,
явно испытавший большое влияние Бедиля. Выступал за секуляризацию ис
ламского общества с позиций антиисламизма и даже атеизма. Самое из
вестное его произведение — поэма «Разбитая лютня».
Флинт Роберт ( 1838-1910) — английский историк.
Фокс Джордж (1624-1691)— английский проповедник, миссионер, основа
тель Общества друзей (Общество квакеров). Личные религиозные пережи
вания сделали его противником церковных условностей и предписаний, ук
репив в вере во внутренний свет или Божественное вдохновение. За неор
тодоксальные взгляды дважды подвергался тюремному заключению.
197
Фрейл Зигмунд (1856-1939)— основоположник психоанализа, автор обше-
психологической теории о строении психики как энергетической системы,
в основе динамики которой — конфликт между сознанием и бессознатель
ным влечением. Фрейд применял психоаналитическую методику для объяс
нения различных явлений человеческой культуры (в мифологии, фолькло
ре, художественном творчестве, религии). Считал религию «аналогией нев
розу, который каждый культурный человек должен был преодолеть на сво
ем пути от детства к зрелости». (См.: Фрейл 3. Введение в психоанализ.
Лекиии. М., 1989, с. 406.)
Халлсйн Ажон Скотт (1860-1936)— английский физиолог. Основные труды
посвяшены исследованиям дыхания. Известен также как автор книги «Наука
и философия» (1929).
ал-Халлалж Абу-л-Мансур ал-Хусейн (ок. 858-922) — первый из суфиев,
выступивший с открытой проповедью мистического «знания». За приведен
ное Икбалом в лекции высказывание (которое звучит как ана-л-Хакк и пе
реводится либо как «Я есть Бог» или «Я есть Истина») ал-Халладж был пуб
лично казнен, обвиненный ортодоксальными богословами в притязаниях на
самообожествление, в чудотворстве, шарлатанстве и т.п. Единственный из
вестный прозаический текст, оставленный ал-Халладжем, — Китаб ат-
Тавасин. Это трактат, состоящий из восьми глав, каждая из которых имену
ется тасин, по имеющим мистическое значение буквам, которыми начина
ется сура «Муравьи». Высказанные им воззрения последующая традиция
объединила в учение, получившее название вахлат аш-шухул. Ал-Халладж
оказал большое влияние на развитие суфизма, и в частности на таких