Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

оппозиция между субъектом и объектом, математиче­

ским снаружи и биологическим изнутри, — вот что поражало христи­

анство. Ислам, однако, обращается к оппозиции с тем, чтобы преодо­

леть ее. Это существенное различие во взгляде на фундаментальную

взаимосвязь определяет соответствующие подходы данных двух великих

религий к проблеме человеческой жизни в существующей окружающей

среде. Обе религии требуют утверждения духовного «я» в человеке, с

той лишь разницей, что ислам, признавая контакт идеального с реаль­

ным, говорит «да» миру материи, а также указывает пути управления им

с тем, чтобы открыть основание для реалистического регулирования

жизни.

Какова же тогда, согласно Корану, природа мира, населяемого на­

ми? Прежде всего, он не является местом, возникшим в результате про­

стой креативной игры:

«Не ради забавы создали Мы небеса, землю и то, что между

ними,

Мы создали их только ради истины, но большинство их (т.е. греш­

ников) не ведают об этом» (44:38-39).

Действительно, необходимо считаться с тем, что:

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи ис­

тинные

знамения для обладающих разумом,

32

которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и раз­

мышляют

о сотворении небес и земли [и говорят]: „Господи наш! Ты сотво­

рил все это не напрасно»» (3:190-191 ).

И опять же мир сконструирован таким образом, что он способен

расширяться:

«Он приумножает в творении, что Ему заблагорассудится» (35:1 ).

Это не законченный продукт, неподвижный и неспособный изме­

няться. В глубине внутреннего бытия мира, вероятно, кроется мечта о

новом рождении:

«Скажи: „Ступайте по земле и посмотрите, как Он создал творе­

ние в первый раз. Потом Аллах создает в последний раз»» (29:20).

В самом деле, таинственный размах и импульс универсума, это без­

звучное течение времени, которое является нам, человеческим сущест­

вам, движением дня и ночи, рассматривается Кораном как один из ве­

личайших знаков Божьих:

«Аллах чередует дни и ночи, и, воистину, в этом — назидание для

тех, кто обладает зрением» (214:44).

Вот почему Пророк сказал: «Не поносите время, ибо время есть

Бог». Эта необъятность времени и пространства несет в себе обещание

полного покорения человеком, чей долг состоит в размышлении над

знаками Божьими, и тем самым открытие способов реализации своего

завоевания природы как актуального факта:

«Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на

небесах и на земле, одарил вас милостями и явными, и недоступ­

ными [вашему пониманию]?» (31:20)

«Он приспособил к вашим нуждам ночь и день, солнце, и луну, и

звезды— и они покорно исполняют Его веления. Воистину, во

всем этом — знамения для разумных людей» (16:12).

Такова природа мира. Какова же природа человека, с которой он

сталкивается повсюду? Наделенный самыми подходящими для взаимного

приспособления способностями, он обнаруживает себя на самом дне

жизни, окруженным со всех сторон силами противодействия:

«…Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.

А потом Мы обратим его в нижайшее из низших [состояние]…»

(95:4-5)

И каким мы видим его в этой среде? «Беспокойным» существом, ко­

торое одержимо собственными идеалами до такой степени, что забыва­

ет обо всем ином; существом, способным причинять самому себе стра­

дание в постоянном поиске новых сфер деятельности лля самовыраже­

ния. При всех своих неудачах человек выше природы в том смысле, что

2 — 6949 33

он несет в себе великое доверие свыше, которое, говоря словами Кора­

на, небеса, земля и горы отказались нести:

«Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и

горы, но они отказались нести ее, устрашившись, и Мы возложили

ее на человека, и он, будучи несправедливым и невежественным,

понес ее…» (у Икбала другой по смыслу перевод. — MC.) (33:72)

Его жизненный путь, несомненно имеет начало, но он, вероятно,

обречен стать постоянным элементом в строении бытия:

«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому

себе [без всяких обязанностей]?

Разве не был он изроненной каплей [семени]?

Потом он превратился в сгусток крови, а Он создал его и придал

совершенный облик.

И Он сотворил из него супружескую пару: мужчину и женщину.

Так неужели [после этого] Он не в состоянии воскресить мерт­

вых?» (75:36-40)

Когда окружающие силы привлекают человека, он властен форми­

ровать их и управлять ими; когда они его отталкивают, он способен

построить еще более широкий мир в глубинах собственного внутренне­

го бытия, открывая в нем источники вечной радости и вдохновения.

Тяжек его жребий, и хрупко его бытие, словно лепесток розы, и все же

ни одна форма реальности не является столь мошной, столь вдохновен­

ной и столь прекрасной, как дух человека! Таким образом, в своем со­

кровенном бытии человек, согласно кораническим представлениям,

есть творческая активность, возвышающийся дух, который находится в

движении вперед, поднимаясь с одной ступени бытия на другую:

«Так.клянусь вечерней зарею,

Ночью и тем, что она объемлет, [давая отдохновение],

[клянусь] полной луной,

что вы будете переходить из одного состояния в другое» (84:

16-19).

Жребий человека в том и состоит, чтобы участвовать в глубинных

процессах универсума и формировать свою собственную судьбу так

же, как и судьбу мира, то путем приспособления к его силам, то по­

средством использования всей своей энергии для создания собственных

сил ради достижения своих задач и целей. И в этом процессе прогрес­

сивного изменения, в том случае, когда человек берет на себя инициа­

тиву, он становится сотворцом Бога:

«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они сами

не изменят свои помыслы» (13:11).

Если же человек не инициативен, не развивает внутреннее богатство

своего бытия, если он перестает ошушать внутренний импульс движу-

34

шейся жизни, тогда дух внутри него затвердевает, словно камень, и он

сходит до уровня мертвой материи. Однако его жизнь и поступательное

движение его духа зависят от установления связей с реальностью, с

которой он сталкивается. Знание — вот что устанавливает эти связи, а

знание есть чувство-восприятие, развитое пониманием.

«И сказал твой Господь ангелам: „Я поставлю на земле наместни­

ка». Они спросили: „Поставишь ли Ты на земле того, кто будет

грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой

и святим Тебя?» Аллах ответил: „Воистину, Я ведаю о том, что вам

неведомо».

И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов

и велел им: „Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни».

Ангелы ответили: „Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты на­

учил нас. Воистину, Ты — всеведущий, мудрый».

Аллах сказал: „О Адам! Разъясни им [суть] имен». Когда Адам

разъяснил ангелам [суть] имен, Аллах сказал: „Разве Я не говорил

вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы де­

лаете явно и что вы утаиваете?»» (2:30-33).

Смысл этих аятов состоит в том, что человек наделен способностью

давать вешам имена, то есть создавать понятия о них, а создание поня­

тий о вещах есть овладение ими. Таким образом, природа человеческо­

го знания концептуальна, и, вооруженный этим концептуальным знани­

ем, человек приближается к наблюдаемому аспекту Реальности. Одной

из примечательных особенностей Корана является акцент, который он

делает на поддающийся наблюдению аспект Реальности. Позвольте мне

процитировать здесь несколько аятов:

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в

[сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для

людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба,

а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней

всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Ал­

лаха] между небом и землей, — во всем этом знамения для ра­

зумных (курсив М.Икбала. — М.С.) людей» (2:164).

«Он — тот, кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по

ним путь во мраке суши и моря. Да, Мы разъяснили знамения для

людей, познавших [истину] (курсив М.Икбала. — М.С).

Он — тот, который вырастил вас от одного живого существа (то

есть Адама) и определил [вам] место [краткого] и место [длитель­

ного] пребывания. Да, разъяснили знамения людям разумеющим

(курсив М.Икбала. — М.С).

Он— тот, кто ниспослал с неба дождь. Благодаря дождю Мы

взращиваем [на земле] всякие растения зеленые и колосья с зер-

35

ном. На пальме из завязей Мы [вырастили] низко свисающие [от

тяжести плодов] гроздья. Мы [создаем] и виноградники, и оливко­

вые и гранатовые рощи, [плоды которых хоть и] похожи [в од­

ном], но [вместе с тем] различаются [в другом]. Посмотрите на

плоды этих [деревьев]: когда они завязываются и когда созревают.

Воистину, в этом для верующих людей — знамения» (6:97-99).

«Разве ты не видишь твоего Господа, как Он протянул тень? А ес­

ли бы Он пожелал, то сделал бы ее покойной. Затем Мы сделали

солнце ее указателем.

Потом Мы сжимаем ее к Себе медленным сжиманием» (25:47-

48) (пер. И.Крачковского).

«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды (у

Икбала — облака. — М.С.),

как вознесено небо,

как воздвигнуты горы,

как простерта земля?» (88:17-20).

«И [еще] из Его знамений — создание небес и земли, разнообра­

зие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом — знамения

для тех, кто обладает знанием» (30:22).

Нет сомнения в том, что непосредственная цель Корана в этом реф­

лективном наблюдении природы — пробудить у человека понимание

того, согласно чему природа рассматривается как символ. Следует за­

метить, что общий эмпирический подход Корана, который вызывал у его

последователей чувство уважения к актуальному, в конечном счете

сделал их основателями современной науки. Пробуждение эмпириче­

ского духа во времена, когда явленное отрицалось как не имеющее

ценности в человеческом поиске Бога, было великим достижением. Как

мы уже видели, согласно Корану, универсум имеет серьезную цель. Его

меняющиеся актуальности заставляют наше бытие вступать в новые по­

строения. Интеллектуальное усилие, направленное на преодоление

возникающего при этом противодействия, помимо того, что обогащает и

делает полнее нашу жизнь, обостряет нашу проницательность и тем

самым подготавливает нас к более искусной включенности в утончен­

ные сферы человеческого опыта. Именно наш рефлективный контакт с

временной переменой вешей готовит нас к интеллектуальному видению

вневременного.

Реальность живет в своих собственных явленностях; и такое сущест­

во, как человек, который должен сохранять свою жизнь в противодейст­

вующей среде, не может игнорировать явленное. Коран открывает нам

глаза на великий факт перемен, признание которого и осуществление

контроля над которым только и делает возможным построение прочной

цивилизации. Культуры Азии и фактически культуры всего древнего

мира потерпели неудачу, потому что подходили к Реальности исключи-

36

тельно изнутри и двигались от внутреннего к внешнему. Эта процедура

дала им теорию без власти, а на одной только теории ни одна устойчи­

вая цивилизация основываться не может.

Нет сомнения в том, что использование религиозного опыта как ис­

точника Божественного знания исторически предшествовало использо­

ванию других областей человеческого опыта с той же целью. Коран,

признающий эмпирический подход в качестве обязательной стадии в

духовной жизни человечества, придает равное значение всем сферам

человеческого опыта, как дающим знание о конечной Реальности, кото­

рая раскрывает свои символы и изнутри, и извне. Один из косвенных

способов установления связей с реальностью, которая противостоит

нам, есть рефлективное наблюдение и контроль над ее символами так,

как они сами открывают себя чувству-восприятию; другой способ

прямая ассоциация с той реальностью, которая раскрывает себя изнут­

ри. Натурализм Корана есть только признание того факта, что человек

связан с природой и эта связь, учитывая ее возможности быть средством

контроля над силами природы, должна быть использована не в интере­

сах неоправданного желания господствовать, но ради благородной за­

интересованности духовной жизни в свободном движении вперед. А

потому в интересах обеспечения полного видения Реальности чувст­

венное восприятие должно быть дополнено понятием о том, что Коран

описывает как фуад или кальб, то есть «сердце»:

«Он (Бог. — /U.C.) — Тот, кто знает сокровенное и явное, вели­

кий,

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн