оппозиция между субъектом и объектом, математиче
ским снаружи и биологическим изнутри, — вот что поражало христи
анство. Ислам, однако, обращается к оппозиции с тем, чтобы преодо
леть ее. Это существенное различие во взгляде на фундаментальную
взаимосвязь определяет соответствующие подходы данных двух великих
религий к проблеме человеческой жизни в существующей окружающей
среде. Обе религии требуют утверждения духовного «я» в человеке, с
той лишь разницей, что ислам, признавая контакт идеального с реаль
ным, говорит «да» миру материи, а также указывает пути управления им
с тем, чтобы открыть основание для реалистического регулирования
жизни.
Какова же тогда, согласно Корану, природа мира, населяемого на
ми? Прежде всего, он не является местом, возникшим в результате про
стой креативной игры:
«Не ради забавы создали Мы небеса, землю и то, что между
ними,
Мы создали их только ради истины, но большинство их (т.е. греш
ников) не ведают об этом» (44:38-39).
Действительно, необходимо считаться с тем, что:
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи ис
тинные
знамения для обладающих разумом,
32
которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и раз
мышляют
о сотворении небес и земли [и говорят]: „Господи наш! Ты сотво
рил все это не напрасно»» (3:190-191 ).
И опять же мир сконструирован таким образом, что он способен
расширяться:
«Он приумножает в творении, что Ему заблагорассудится» (35:1 ).
Это не законченный продукт, неподвижный и неспособный изме
няться. В глубине внутреннего бытия мира, вероятно, кроется мечта о
новом рождении:
«Скажи: „Ступайте по земле и посмотрите, как Он создал творе
ние в первый раз. Потом Аллах создает в последний раз»» (29:20).
В самом деле, таинственный размах и импульс универсума, это без
звучное течение времени, которое является нам, человеческим сущест
вам, движением дня и ночи, рассматривается Кораном как один из ве
личайших знаков Божьих:
«Аллах чередует дни и ночи, и, воистину, в этом — назидание для
тех, кто обладает зрением» (214:44).
Вот почему Пророк сказал: «Не поносите время, ибо время есть
Бог». Эта необъятность времени и пространства несет в себе обещание
полного покорения человеком, чей долг состоит в размышлении над
знаками Божьими, и тем самым открытие способов реализации своего
завоевания природы как актуального факта:
«Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на
небесах и на земле, одарил вас милостями и явными, и недоступ
ными [вашему пониманию]?» (31:20)
«Он приспособил к вашим нуждам ночь и день, солнце, и луну, и
звезды— и они покорно исполняют Его веления. Воистину, во
всем этом — знамения для разумных людей» (16:12).
Такова природа мира. Какова же природа человека, с которой он
сталкивается повсюду? Наделенный самыми подходящими для взаимного
приспособления способностями, он обнаруживает себя на самом дне
жизни, окруженным со всех сторон силами противодействия:
«…Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.
А потом Мы обратим его в нижайшее из низших [состояние]…»
(95:4-5)
И каким мы видим его в этой среде? «Беспокойным» существом, ко
торое одержимо собственными идеалами до такой степени, что забыва
ет обо всем ином; существом, способным причинять самому себе стра
дание в постоянном поиске новых сфер деятельности лля самовыраже
ния. При всех своих неудачах человек выше природы в том смысле, что
2 — 6949 33
он несет в себе великое доверие свыше, которое, говоря словами Кора
на, небеса, земля и горы отказались нести:
«Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и
горы, но они отказались нести ее, устрашившись, и Мы возложили
ее на человека, и он, будучи несправедливым и невежественным,
понес ее…» (у Икбала другой по смыслу перевод. — MC.) (33:72)
Его жизненный путь, несомненно имеет начало, но он, вероятно,
обречен стать постоянным элементом в строении бытия:
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому
себе [без всяких обязанностей]?
Разве не был он изроненной каплей [семени]?
Потом он превратился в сгусток крови, а Он создал его и придал
И Он сотворил из него супружескую пару: мужчину и женщину.
Так неужели [после этого] Он не в состоянии воскресить мерт
вых?» (75:36-40)
Когда окружающие силы привлекают человека, он властен форми
ровать их и управлять ими; когда они его отталкивают, он способен
построить еще более широкий мир в глубинах собственного внутренне
го бытия, открывая в нем источники вечной радости и вдохновения.
Тяжек его жребий, и хрупко его бытие, словно лепесток розы, и все же
ни одна форма реальности не является столь мошной, столь вдохновен
ной и столь прекрасной, как дух человека! Таким образом, в своем со
кровенном бытии человек, согласно кораническим представлениям,
есть творческая активность, возвышающийся дух, который находится в
движении вперед, поднимаясь с одной ступени бытия на другую:
«Так.клянусь вечерней зарею,
Ночью и тем, что она объемлет, [давая отдохновение],
[клянусь] полной луной,
что вы будете переходить из одного состояния в другое» (84:
16-19).
Жребий человека в том и состоит, чтобы участвовать в глубинных
процессах универсума и формировать свою собственную судьбу так
же, как и судьбу мира, то путем приспособления к его силам, то по
средством использования всей своей энергии для создания собственных
сил ради достижения своих задач и целей. И в этом процессе прогрес
сивного изменения, в том случае, когда человек берет на себя инициа
тиву, он становится сотворцом Бога:
«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они сами
не изменят свои помыслы» (13:11).
Если же человек не инициативен, не развивает внутреннее богатство
своего бытия, если он перестает ошушать внутренний импульс движу-
34
шейся жизни, тогда дух внутри него затвердевает, словно камень, и он
сходит до уровня мертвой материи. Однако его жизнь и поступательное
движение его духа зависят от установления связей с реальностью, с
которой он сталкивается. Знание — вот что устанавливает эти связи, а
знание есть чувство-восприятие, развитое пониманием.
«И сказал твой Господь ангелам: „Я поставлю на земле наместни
ка». Они спросили: „Поставишь ли Ты на земле того, кто будет
грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой
и святим Тебя?» Аллах ответил: „Воистину, Я ведаю о том, что вам
неведомо».
И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов
и велел им: „Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни».
Ангелы ответили: „Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты на
учил нас. Воистину, Ты — всеведущий, мудрый».
Аллах сказал: „О Адам! Разъясни им [суть] имен». Когда Адам
разъяснил ангелам [суть] имен, Аллах сказал: „Разве Я не говорил
вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы де
лаете явно и что вы утаиваете?»» (2:30-33).
Смысл этих аятов состоит в том, что человек наделен способностью
давать вешам имена, то есть создавать понятия о них, а создание поня
тий о вещах есть овладение ими. Таким образом, природа человеческо
го знания концептуальна, и, вооруженный этим концептуальным знани
ем, человек приближается к наблюдаемому аспекту Реальности. Одной
из примечательных особенностей Корана является акцент, который он
делает на поддающийся наблюдению аспект Реальности. Позвольте мне
процитировать здесь несколько аятов:
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в
[сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для
людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба,
а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней
всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Ал
лаха] между небом и землей, — во всем этом знамения для ра
зумных (курсив М.Икбала. — М.С.) людей» (2:164).
«Он — тот, кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по
ним путь во мраке суши и моря. Да, Мы разъяснили знамения для
людей, познавших [истину] (курсив М.Икбала. — М.С).
Он — тот, который вырастил вас от одного живого существа (то
есть Адама) и определил [вам] место [краткого] и место [длитель
ного] пребывания. Да, разъяснили знамения людям разумеющим
(курсив М.Икбала. — М.С).
Он— тот, кто ниспослал с неба дождь. Благодаря дождю Мы
взращиваем [на земле] всякие растения зеленые и колосья с зер-
35
ном. На пальме из завязей Мы [вырастили] низко свисающие [от
тяжести плодов] гроздья. Мы [создаем] и виноградники, и оливко
вые и гранатовые рощи, [плоды которых хоть и] похожи [в од
ном], но [вместе с тем] различаются [в другом]. Посмотрите на
плоды этих [деревьев]: когда они завязываются и когда созревают.
Воистину, в этом для верующих людей — знамения» (6:97-99).
«Разве ты не видишь твоего Господа, как Он протянул тень? А ес
ли бы Он пожелал, то сделал бы ее покойной. Затем Мы сделали
солнце ее указателем.
Потом Мы сжимаем ее к Себе медленным сжиманием» (25:47-
48) (пер. И.Крачковского).
«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды (у
Икбала — облака. — М.С.),
как вознесено небо,
как воздвигнуты горы,
как простерта земля?» (88:17-20).
«И [еще] из Его знамений — создание небес и земли, разнообра
зие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом — знамения
для тех, кто обладает знанием» (30:22).
Нет сомнения в том, что непосредственная цель Корана в этом реф
лективном наблюдении природы — пробудить у человека понимание
того, согласно чему природа рассматривается как символ. Следует за
метить, что общий эмпирический подход Корана, который вызывал у его
последователей чувство уважения к актуальному, в конечном счете
сделал их основателями современной науки. Пробуждение эмпириче
ского духа во времена, когда явленное отрицалось как не имеющее
ценности в человеческом поиске Бога, было великим достижением. Как
мы уже видели, согласно Корану, универсум имеет серьезную цель. Его
меняющиеся актуальности заставляют наше бытие вступать в новые по
строения. Интеллектуальное усилие, направленное на преодоление
возникающего при этом противодействия, помимо того, что обогащает и
делает полнее нашу жизнь, обостряет нашу проницательность и тем
самым подготавливает нас к более искусной включенности в утончен
ные сферы человеческого опыта. Именно наш рефлективный контакт с
временной переменой вешей готовит нас к интеллектуальному видению
вневременного.
Реальность живет в своих собственных явленностях; и такое сущест
во, как человек, который должен сохранять свою жизнь в противодейст
вующей среде, не может игнорировать явленное. Коран открывает нам
глаза на великий факт перемен, признание которого и осуществление
контроля над которым только и делает возможным построение прочной
цивилизации. Культуры Азии и фактически культуры всего древнего
мира потерпели неудачу, потому что подходили к Реальности исключи-
36
тельно изнутри и двигались от внутреннего к внешнему. Эта процедура
дала им теорию без власти, а на одной только теории ни одна устойчи
вая цивилизация основываться не может.
Нет сомнения в том, что использование религиозного опыта как ис
точника Божественного знания исторически предшествовало использо
ванию других областей человеческого опыта с той же целью. Коран,
признающий эмпирический подход в качестве обязательной стадии в
духовной жизни человечества, придает равное значение всем сферам
человеческого опыта, как дающим знание о конечной Реальности, кото
рая раскрывает свои символы и изнутри, и извне. Один из косвенных
способов установления связей с реальностью, которая противостоит
нам, есть рефлективное наблюдение и контроль над ее символами так,
как они сами открывают себя чувству-восприятию; другой способ —
прямая ассоциация с той реальностью, которая раскрывает себя изнут
ри. Натурализм Корана есть только признание того факта, что человек
связан с природой и эта связь, учитывая ее возможности быть средством
контроля над силами природы, должна быть использована не в интере
сах неоправданного желания господствовать, но ради благородной за
интересованности духовной жизни в свободном движении вперед. А
потому в интересах обеспечения полного видения Реальности чувст
венное восприятие должно быть дополнено понятием о том, что Коран
описывает как фуад или кальб, то есть «сердце»:
«Он (Бог. — /U.C.) — Тот, кто знает сокровенное и явное, вели
кий,