Скачать:PDFTXT
Реконструкция религиозной мысли в Исламе

интеллектуального воззрения на содержание религиозного соз­

нания: «В чем как не в чувстве может закончиться чувство? Я отвечу — в

сознании объекта. Чувство есть нестабильность всего сознательного „я»:

и то, что вернет стабильность этому „я», находится не внутри его собст­

венных границ, но за их пределами. Чувство является выталкивающим

наружу, а идея — сообщающим наружу: и ни одно чувство не является

столь слепым, чтобы не иметь идеи о своем собственном объекте. Точно

так, как чувство обладает мыслью, оно также обладает мыслью в качест­

ве интегральной части того чувства, некоторой идеей такого рода, кото­

рая приведет его к успокоению. Чувство без направленности столь же

невозможно, как и активность без направленности: а направленность

означает некоторую цель. Существуют неясные состояния сознания,

при которых нам кажется, что у нас полностью отсутствует направлен­

ность; но в этих случаях примечательно, что и чувство является также в

растерянности. Например, я могу быть ошеломлен ударом, не осозна­

вая, что это произошло, не испытывая какой-либо боли и тем не менее

вполне осознавая, что нечто случилось: опыт ожидает в приемной соз­

нания момента— не как чувство, но как чистый факт, пока идея не

затронет его и не определит характер ответа. В то же время он ощуща­

ется как болезненный. Если мы правы, чувство столь же объективное

сознание, что и идея: оно всегда отсылает к чему-то за пределами на­

стоящего „я» и не имеет иного существования, чем в направлении „я» к

тому субъекту, в присутствии которого его собственный жизненный

42

путь должен завершиться» . Таким образом, вы видите, что именно

благодаря этой сущностной природе чувства, хотя религия и начинается

с чувства, она на протяжении всей своей истории никогда не считала

себя делом одного лишь чувства и постоянно стремилась к метафизике.

Осуждение мистиком разума как органа познания не находит в дейст­

вительности никакого оправдания в истории религии. Но только что

приведенное высказывание профессора Хокинга имеет более широкий

смысл, чем просто оправдание идеи в религии. Органическая связь

чувства и идеи проливает свет на старую теологическую контроверсию

относительно вербального откровения, которая однажды принесла так

много проблем мусульманским религиозным мыслителям. Неартикули-

рованное чувство стремится исполнить свое предназначение в идее,

которая, в свою очередь, пытается развить из себя свою собственную

видимую форму. Это не просто метафорасказать, что идея и слово

одновременно появляются из лона чувства, хотя логическое понимание

не может принять их иначе, чем во временном порядке, и тем самым

создает свою собственную проблему, считая их взаимно изолирован­

ными. Существует чувство, в котором слово также открывается.

.Пятое — интимная ассоциация мистика с вечным, которая дает ему

ощущение нереальности последовательного времени, не означает пол­

ного разрыва с таковым. Мистическое состояние, с точки зрения его

уникальности, остается некоторым образом связанным и с обычным

опытом. Это очевидно из того факта, что мистическое состояние вскоре

исчезает, хотя после своего исчезновения оно оставляет глубокое чув­

ство авторитетности. И мистик, и Пророк возвращаются к нормальным

уровням опыта с той разницей, что возвращение Пророка, как я покажу

позже, может быть преисполнено для человечества огромной значимо­

стью.

Аля цели познания, следовательно, область мистического опыта столь

же реальна, как и другая любая область человеческого опыта, и она не

должна игнорироваться просто потому, что не может быть прослежена

Обратно к чувственному восприятию. Невозможно уничтожить и духов­

ную ценность мистического состояния, отмечая органические условия,

которые возникают для его определения. Даже если считать верным

постулат современной психологии относительно взаимоотношения тела

и разума, было бы алогичным дискредитировать ценность мистического

состояния как откровения истины. С точки зрения психологии, всякое

состояние, независимо от того, является ли его содержание религиоз­

ным или нерелигиозным, органически детерминировано. Научная форма

мЫсли столь же органически детерминирована, что и религиозная. На­

ше суждение относительно критерия гениального вовсе не обусловлено

23

Hocking W.E. The Meaning of God in Human Experience. New Haven, 1955, p. 66.

43

и никак не зависимо от того, что могли бы сказать наши психологи по

поводу органических условий. Определенного вида темперамент, воз­

можно, является необходимым условием для определенного рода вос­

приимчивости; однако предшествующее условие не может считаться

исчерпывающей истиной о природе того, что получено. Истина заклю­

чается в том, что органическая причинность наших ментальных состоя­

ний не имеет никакого отношения к критерию, с помошью которого мы

судим о них как о более высоких или более низких с точки зрения цен­

ностное™. «Всегда существовали видения и „голоса», явно бессмыслен­

ные,— говорит профессор Уильям Джеймс, — и экстазы, и конвуль­

сии, совсем бесплодные ЛАЯ всей дальнейшей жизни, которым трудно

было бы придать какую-нибудь иену и приписать божественное проис­

хождение. В истории христианского мистицизма можно видеть, как

трудно было мистикам различить откровения и переживания, которые

были действительно божественным чудом, от дьявольских подделок,

ввергавших человека в ад. Чтобы разрешить только эту проблему, нуж­

на была вся проницательность самых опытных духовных пастырей. И в

конце концов, они должны были прибегнуть к нашему эмпирическому

критерию: узнавать дерево по его плодам, а не по корням»24

. Проблема

христианского мистицизма, на которую ссылается профессор Джеймс,

фактически была проблемой для любого мистицизма. Дьявол в своих

преступных замыслах подделывает переживания, которые проникают в

круг мистического состояния. Так, мы читаем в Коране:

«До тебя, если Мы посылали посланника или пророка, шайтан

обязательно пытался смутить его [противоположным]. Но Аллах

сводит на нет то, чем соблазняет шайтан. Потом Аллах являет

Свои знамения, ибо Он — всеведущий, мудрый…» (22:52).

Именно в деле изгнания сатанинского из Божественного последова­

тели Фрейда оказали неоценимую услугу религии; хотя я не могу не

признать, что основная теория данной новейшей психологии не кажется

мне подтверждаемой каким-либо адекватным доказательством. Если

наши блуждающие импульсы утверждают себя в наших снах, или време­

нами мы, строго говоря, не в себе, из этого не следует, что они

(импульсы. — MC ) остаются заключенными в некоем чулане, находя­

щемся позади нормального «я». Случающееся вторжение этих импуль­

сов в область нашего нормального «я», скорее, показывает временный

подрыв нашей привычной системы респондирования, чем их постоян­

ное присутствие в темном углу нашего разума. Тем не менее теория

вкратце состоит в следующем: во время приспособления к окружающей

среде мы неизменно подвергаемся воздействию разнообразных стиму­

лов. Наша привычная реакция на эти стимулы постепенно превращается

Лжеймс У. Многообразие религиозного опыта, с. 25-26.

44

в относительно устойчивую систему, вырастающую в сложную ком­

плексность посредством абсорбирования одних и отвержения других

импульсов, которые не подходят к нашей обычной системе респондиро-

вания. Отверженные импульсы ретируются в то, что называется «обла­

стью бессознательного», и ожидают там подходящей возможности для

утверждения себя и взятия реванша в отношении фокусного «я». Они

могут расстроить наши планы действия, спутать наши мысли, породить

грезы и фантазии или же вернуть назад к примитивной форме поведе­

ния, которую эволюционный процесс оставил далеко позади. Говорят,

что религия — это чистая фикция, созданная этими отвергнутыми им­

пульсами человечества с целью нахождения некой волшебной страны

для свободного беспрепятственного движения. Религиозные верования

и догмы, согласно этой теории, являются не чем иным, как примитивны­

ми теориями Природы, посредством которых человечество пыталось

избавить Реальность от изначального уродства и стремилось представить

ее как нечто более близкое желанию сердца, чем это позволяли бы

факты жизни.

Я не отрицаю, что существуют религии и формы искусства, которые

обеспечивают в каком-то смысле трусливое бегство от фактов жизни.

Но я утверждаю, что это не является правдой в отношении всех рели­

гий. Несомненно, религиозные верования и догмы имеют метафизиче­

ское значение; но очевидно также, что они — не интерпретации тех

опытных данных, которые представляют собой предмет естественных

наук. Религия — это не физика или химия, которые стремятся объяс­

нить природу в терминах причинности; она, действительно, нацелена на

объяснение совершенно иной области человеческого опыта — религи­

озного, данные которого не могут быть сведены к данным какой-либо

науки. На самом деле следует сказать, проявляя справедливость в отно­

шении к религии, что она настаивала на необходимости конкретного

опыта в религиозной жизни задолго до того, как это научилась делать

наука. Конфликт между наукой и религией возникает не из-за того, что

первая основывается на конкретном опыте, а вторая — нет. Обе ищут в

конкретном опыте отправную точку. Их конфликт вызван заблуждени­

ем относительно того, что будто бы они обе объясняют одни и те же

опытные данные. Здесь забывается, что религия ставит задачу передать

реальное значение особой разновидности человеческого опыта.

Невозможно также оправдывать содержание религиозного созна­

ния, приписывая его действию сексуального импульса. Две формы соз­

нания — сексуальная и религиозная — часто враждебны друг другу или

по крайней мере совершенно различны по своей природе, целям и

характеру вызываемого ими поведения. Истина состоит в том, что, бу­

дучи охваченными религиозной страстью, мы узнаем реальность, в неко­

тором смысле находящуюся за пределами узкого круга нашей личности.

45

Психологу религиозное переживание обязательно представляется как

работа подсознательного из-за силы, с которой она потрясает глубины

нашего бытия. В любом познании существует элемент страсти, и объект

познания выигрывает или проигрывает в объективности с подъемом и

падением интенсивности страсти. Нам кажется наиболее реальным то,

что потрясает всю систему нашей личности. По выражению профессо­

ра Хокинга: «Если когда-нибудь в какой-то момент времени длиной в

один деньбудь то какого-то „я» или святого — врывается некое виде­

ние для того, чтобы повернуть его жизнь и нашу в новые русла, то это

может случиться только потому, что данное видение согласуется с го­

товностью нашего сознания, а также с резонансом подсознательного; в

нас же оно потрясает саму систему нашей личной наполненности веч­

ностью. Такое видение, без сомнения, означает сознательную готов­

ность, а также подсознательный резонанс; но увеличение числа неис­

пользованных части возлуха не означает, что мы перестали дышать

внешним возлухом: совсем наоборот!» (курсив, имеющийся в оригина­

ле, в тексте Икбала отсутствует. — Л4.С.)25

. Поэтому чисто психологиче­

ский метод не может объяснить религиозную страсть как форму позна­

ния. Он обречен на неудачу что, собственно, и произошло как с наши­

ми новейшими психологами, так и в случае с Аокком26

и Юмом.

Предшествующее обсуждение тем не менее вызывает в вашем уме

важный вопрос. Религиозный опыт, как я уже пытался утверждать, есть,

по существу, состояние чувства с когнитивным аспектом, содержание

которого не может быть передано другим иначе как в форме суждения.

Когда суждение, которое претендует быть интерпретацией определен­

ной сферы недоступного мне человеческого опыта, ставится передо

мной для того, чтобы я согласился с ним, — имею ли я право спросить, в

чем гарантия его истинности? Владеем ли мы проверкой, которая бы

раскрыла его ценность? Если бы личный опыт был единственным осно­

ванием для принятия суждения такого рода, религия была бы уделом

лишь немногих индивидуумов. К счастью, мы владеем проверками, ко­

торые не отличаются от тех, которые применяются к другим формам

познания. Я называю это интеллектуальным и прагматическим тестом.

Под интеллектуальным тестом я имею в виду критическую интерпрета­

цию без каких-либо предварительных предпосылок человеческого опы­

та, которая нацелена на выяснение, ведет ли наша интерпретация в

конечном счете к реальности того же характера, что открывается в

религиозном опыте. Прагматический тест оценивает суждение по его

плодам. Первый применяется философом, последний — Пророком. В

следующей лекции я применю интеллектуальный тест.

25

Hocking W.E. The Meaning of God in Human Experience, p. 106-107.

26

Икбала интересуют не общественно-политические взгляды Локка, а его теория по­

знания, идеи, давшие толчок дальнейшему развитию психологии, в частности ассоциативной.

Лекция вторая

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОВЕРКА ОТКРОВЕНИЙ

РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

Схоластическая философия выдвинула три

Скачать:PDFTXT

Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать бесплатно, Реконструкция религиозной мысли в Исламе Икбал читать онлайн