Скачать:PDFTXT
Бледное пламя

героев книг, за Бога.

Меня взрастила тетя Мод{18}. Немного

Чудачка — живописец и поэт,

Умевший точно воплотить предмет

И оживить гротеском холст и строчку.

90: Застала Мод малютку, нашу дочку.

Ту комнату мы так и не обжили{19}:

Здесь сброд безделиц{20} в необычном стиле:

Стеклянный пресс-папье{21}, лагуна в нем,

Стихов на индексе раскрытый том

(Мавр, Мор, Мораль), гитара-ветеран,

Веселый череп и курьез из «Сан»:

«‘Бордовые’ на Чапменском Гомере{22}

Вломили ‘Янки'» — лист прикноплен к двери.

Мой бог скончался юным. Поклоненье

100: Бессмысленным почел я униженьем.

Свободный жив без Бога{23}. Но в природе

Увязнувший, я так ли был свободен,

Всем детским небом зная наизусть

Златой смолы медвяный рыбий вкус?

В тетрадях школьных радостным лубком

Живописал я нашу клетку: ком

Кровавый солнца, радуга, муар

Колец вокруг луны и дивный дар

Природы — «радужка»{24}: над пиком дальним

110: Вдруг отразится в облаке овальном,

Его в молочный претворив опал,

Блеск радуги, растянутой меж скал

В дали долин разыгранным дождем.

В какой изящной клетке мы живем!

И крепость звуков: темная стена

Ордой сверчков в ночи возведена, —

Глухая! Замирал я на холме,

Расстрелянный их трелями. Во тьме —

Оконца, доктор Саттон{25}. Вон Венера.

120: Песок когда-то времени был мерой

И пять минут влагались в сорок унций{26}.

Узреть звезду. Двум безднам ужаснуться

Былой, грядущей. Словно два крыла,

Смыкаются они — и жизнь прошла.

Невежественный, стоит здесь ввернуть,

Счастливее: он видит Млечный Путь,

Лишь когда мочится. В те дни, как ныне,

Скользя по веткам, увязая в тине,

Бродил я на авось. Дебел и вял,

130: Мяча не гнал и клюшкой не махал{27}.

Я тень, я свиристель, убитый влет

Поддельной далью, влитой в переплет

Окна{28}. Имея разум и пять чувств

(Одно — чудное), в прочем я был пуст

И странноват. С ребятами играл

Я лишь во сне, но зависти не знал, —

Вот разве что к прелестным лемнискатам{29},

Рисуемым велосипедным скатом

По мокрому песку.

Той боли нить,

140: Игрушку Смерти — дернуть, отпустить

Я чувствовал сильней, пока был мал.

Однажды, лет в одиннадцать, лежал

Я на полу, следя, как огибала

Игрушка{30} (заводной жестяный малый

С тележкой) стул, вихляя на бегу.

Вдруг солнце взорвалось в моем мозгу!

И сразу ночь в роскошном тьмы убранстве

Спустилась, разметав меня в пространстве

И времени, — нога средь вечных льдов{31},

150: Ладонь под галькой зыбких берегов,

В Афинах ухо, глаз — где плещет Нил,

В пещерах кровь и мозг среди светил.

Унылые толчки в триасе, тени

И пятна света в верхнем плейстоцене,

Внизу палеолит, он дышит льдом,

Грядущее — в отростке локтевом.

Так до весны нырял я по утрам

В мгновенное беспамятство. А там —

Все кончилось, и память стала таять.

160: Я старше стал. Я научился плавать.

Но словно отрок, чей язык однажды{32}

Несытой девки удоволил жажду,

Я был растлен, напуган и заклят.

Хоть доктор Кольт твердил: года целят,

Как он сказал, от «хвори возрастной»,

Заклятье длится, стыд всегда со мной.

ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Был час{33} в безумной юности моей,

Когда я думал: каждый из людей

Загробной жизни{34} таинству причастен,

170: Лишь я один — в неведенье злосчастном:

Великий заговор{35} людей и книг{36}

Скрыл истину, чтоб я в нее не вник.

Был день сомнений в разуме людском:

Как можно жить, не зная впрок о том,

Какая смерть, и мрак, и рок какой

Сознанье ждут за гробовой доской?

В конце ж была мучительная ночь,

Когда постановил я превозмочь

Той мерзкой бездны тьму, сему занятью

180: Пустую жизнь отдавши без изъятья.

Мне нынче{37} шестьдесят один. По саду

Порхает свиристель, поет цикада{38}.

В моей ладони ножнички, они —

Звезды и солнца яркие огни,

Блестящий синтез. Стоя у окна

Я подрезаю ногти, и видна

Невнятная похожесть: перст большой

Сын бакалейщика; за ним второй

Староувер Блю{39}, наш здешний астроном,

190: Вот тощий пастор (я с ним был знаком),

Четвертый, стройный, — дней былых зазноба,

При ней малец-мизинчик крутолобый;

И я снимаю стружку, скорчив рожу,

С того, что Мод звала «ненужной кожей».

Мод Шейд сравнялось восемьдесят в год,

Когда удар случился. Твердый рот

Искривился, черты побагровели.

В известный пансион, в Долину Елей

Ее свезли мы. Там она сидела

200: Под застекленным солнцем, то и дело

В ничто впиваясь непослушным глазом.

Туман густел. Она теряла разум,

Но говорить пыталась: нужный звук

Брала, застыв, натужившись, — как вдруг

Из ближних клеток мозга в диком танце

Выплескивались сонмы самозванцев,

И взор ее туманился в старанье

Смирить распутных демонов сознанья.

Под коим градусом распада{40} ждет

210: Нас воскрешенье? Знать бы день? И год?

Кто ленту перематывает вспять?

Не всем везет, иль должно всех спасать?

Вот силлогизм{41}: другие смертны, да,

Я — не «другой»: я буду жить всегда.

Пространствотолчея в глазах, а время

Гудение в ушах. И я со всеми

В сем улье заперт. Если б издали,

Заранее мы видеть жизнь могли,

Какой безделицей — нелепой, малой,

220: Чудесным бредом нам она б предстала!

Так впору ли, со смехом низкопробным,

Глумиться над незнаемым загробным:

Над стоном лир, беседой неспешливой

С Сократом или Прустом под оливой,

Над серафимом розовокрылатым,

Турецкой сластью и фламандским адом?

Не то беда, что слишком страшен сон,

А то, что он уж слишком приземлен:

Не претворить нам мира неземного

230: В картинку помудреней домового{42}.

И как смешны потуги{43} — общий рок

Перевести на свой язык и слог:

Звучит взамен божественных терцин

Бессонницы косноязычный гимн!

«Жизнь — донесенье. Писано впотьме».

(Без подписи.)

Я видел на сосне,

Шагая к дому в день ее конца,

Подобье изумрудного ларца{44},

Порожний кокон. Рядом стыл в живице

240: Увязший муравей.

Британец в Ницце{45},

Лингвист счастливый, гордый: «je nourris

Les pauvres cigales»[1]. — Кормит же, смотри,

Бедняжек-чаек!

Лафонтен, тужи:

Жующий помер, а поющий жив.

Так ногти я стригу и различаю

Твои шаги, — все хорошо, родная{46}.

Тобою любовался я, Сибил{47},

Все классы старшие, но полюбил

В последнем, на экскурсии к Порогу

250: Нью-Вайскому. Учитель всю дорогу

Твердил о водопадах. На траве

Был завтрак. В романтической канве

Предстал внезапно парк привычно-пресный.

В апрельской дымке видел я прелестный

Изгиб спины, струистый шелк волос

И кисть руки, распятую вразброс

Меж искрами трилистника и камня.

Чуть дрогнула фаланга. Ты дала мне,

Оборотясь, глаза мои встречая,

260: Наперсток с ярким и жестяным чаем.

Ты в профиль точно та же. Губ окромок

Так трепетен, изгиб бровей так ломок,

На скулах — тень ресниц. Персидский нос,

Тугая вороная прядь взачес

Являет взору шею и виски,

И персиковый ворс в обвод щеки. —

Все сохранила ты. И до сих пор

Мы ночью слышим струй поющих хор.

Дай мне ласкать тебя, о идол мой,

270: Ванесса, мгла с багровою каймой{48},

Мой Адмирабль бесценный! Объясни,

Как сталось, что в сиреневой тени

Неловкий Джонни Шейд, дрожа и млея,

Впивался в твой висок, лопатку, шею?

Уж сорок лет{49} — четыре тыщи раз

Твоя подушка принимала нас.

Четыре сотни тысяч раз обоим

Часы твердили время хриплым боем.

А много ли еще календарей

280: Украсят створки кухонных дверей?

Люблю тебя, когда, застыв, глядишь

Ты в тень листвы. «Исчез. Такой малыш!

Вернется ли?» (В тревожном ожиданье

Так нежен шепот — нежен, как лобзанье.)

Люблю, когда взглянуть зовешь меня ты

На самолетный след в огне заката{50},

Когда, закончив сборы, за подпругу

Мешок дорожный{51} с молнией по кругу

Ты тянешь. И привычный в горле ком,

290: Когда встречаешь тень ее кивком,

Игрушку на ладонь берешь устало

Или открытку, что она{52} писала.

Могла быть мной, тобой, — иль нами вместе.

Природа избрала меня. Из мести?

Из безразличья?.. Мы сперва шутили:

«Девчушки все толстушки, верно?» или

«Мак-Вэй (наш окулист) в один прием

Поправит косоглазие». Потом —

«А ведь растет премиленькой». — И в бодрость

300: Боль обряжая: «Что ж, неловкий возраст».

«Ей поучиться б верховой езде»

(В глаза не глядя). «В теннис… а в еде —

Крахмала меньше, фрукты! Что ж, она

Пусть некрасива, но зато умна».

Все бестолку. Конечно, высший балл

(История, французский) утешал.

Пускай на детском бале в Рождество

Она в сторонке — ну и что с того?

Но скажем честно: в школьной пантомиме

310: Другие плыли эльфами лесными

По сцене, что украсила она,

А наша дочь была обряжена

В Старуху-Время, вид нелепый, вздорный.

Я, помню, как дурак, рыдал в уборной.

Прошла зима. Зубянкой и белянкой

Май населил тенистые полянки{53}.

Скосили лето, осень отпылала,

Увы, но лебедь гадкая не стала

Древесной уткой{54}. Ты твердила снова:

320: «Чиста, невинна — что же тут дурного?

Мне хлопоты о плоти непонятны.

Ей нравится казаться неопрятной.

А девственницы, вспомни-ка, писали

Блестящие романы. Красота ли

Важней всего?..» Но с каждого пригорка

Кивал нам Пан, и жалость ныла горько:

Не будет губ, чтобы с окурка тон

Ее помады снять, и телефон,

Что перед балом всякий миг поет

330: В Сороза-Холл, ее не позовет;

Не явится{55} за ней поклонник в белом;

В ночную тьму ввинтившись скользким телом,

Не тормознет перед крыльцом машина,

И в облаке шифона и жасмина

Не увезет на бал ее никто

Отправили во Францию, в шато.

Она вернулась — вновь с обидой, с плачем,

Вновь с пораженьем. В дни футбольных матчей

Все шли на стадион, она ж — к ступеням

340: Библиотеки, все с вязаньем, с чтеньем,

Одна — или с подругой, что потом

Монашкой стала, иногда вдвоем

С корейцем-аспирантом; так странна

Была в ней сила воли — раз она

Три ночи провела в пустом сарае{56},

Мерцанья в нем и стуки изучая.

Вертеть слова любила{57} — «тень» и «нет»,

И в «телекс» переделала «скелет».

Ей улыбаться выпадало редко —

350: И то в знак боли. Наши планы едко

Она громила. Сидя на кровати

Измятой за ночь, с пустотой во взгляде,

Расставив ноги-тумбы, в космах грязных

Скребя и шаря ногтем псориазным,

Со стоном, тоном, слышимым едва,

Она твердила гнусные слова.

Моя душа — так тягостна, хмура,

А все душа. Мы помним вечера

Затишия: маджонг или примерка

360: Твоих мехов, в которых, на поверку,

Ведь недурна! Сияли зеркала,

Свет — милосерден, тень — нежна была.

Мы сделали латынь; стеною строгой

С моей флюоресцентною берлогой

Разлучена, она читает в спальне;

Ты — в кабинете, в дали дважды дальней.

Мне слышен разговор: «Мам, что за штука

Вестальи?» — «Как?» — «Вес талии». Ни звука.

Потом ответ твой сдержанный, и снова:

370: «Предвечный, мам?» — ну, тут-то ты готова

И добавляешь: «Мандаринку съешь?» —

«Нет. Да. А преисподняя?» — И в брешь

Молчания врываюсь я, как зверь,

Ответ задорно рявкая сквозь дверь.

Неважно, что читала, — некий всхлип

Поэзии{58} новейшей. Скользкий тип,

Их лектор, называл те вирши{59} «плачем

Чаруйной дрожи», — что все это значит,

Не знал никто. По комнатам своим

380: Разъятые тогда, мы состоим,

Как в триптихе или в трехактной драме,

Где явленное раз живет веками.

Надеялась ли? — Да, в глуби глубин.

В те дни я кончил книгу{60}. Дженни Дин{61},

Моя типистка, способом избитым

Ее свести решила с братом Питом.

Друг Джейн, их усадив в автомобиль,

Повез в гавайский бар за двадцать миль.

А Пит подсел в Нью-Вае, в половине

390: Девятого. Дорога слепла в стыни.

Уж бар нашли, внезапно Питер Дин

Себя ударив в лоб, вскричал: кретин!

Забыл о встрече с другом: друг в тюрьму

Посажен будет, если он ему…

Et cetera[2]. Участия полна,

Она кивала. Пит исчез. Она

Еще немного у фанерных кружев

Помедлила (неон рябил по лужам)

И молвила: «Мне третьей быть неловко.

400: Вернусь домой». Друзья на остановку

Ее свели. Но в довершенье бед

Она зачем-то вышла в Лоханхед.

Ты справилась с запястьем: «Восемь тридцать.

Включу». (Тут время начало двоиться.){62}

Экран чуть дрогнул, раскрывая поры.

Едва ее увидев, страшным взором

Пронзил он насмерть горе-сваху Джейн.

Рука злодея{63} из Флориды в Мэн

Пускала стрелы эолийских смут.

410: Сказала ты: «Вот-вот квартет зануд

(Три критика, пиит) начнет решать

Судьбу стиха в канале номер пять».

Там нимфа в пируэте{64} свой весенний

Обряд свершает, преклонив колени

Пред алтарем в лесу, на коем в ряд

Предметы туалетные стоят.

Я к гранкам поднялся наверх и слышал,

Как ветер вертит камушки на крыше.

«Зри, в плясслепец, поет увечна голь».

420: Здесь пошлый тон эпохи злобной столь

Отчетлив{65}… А потом твой зов веселый,

Мой пересмешник, долетел из холла.

Поспел я

Скачать:PDFTXT

героев книг, за Бога. Меня взрастила тетя Мод{18}. Немного Чудачка — живописец и поэт, Умевший точно воплотить предмет И оживить гротеском холст и строчку. 90: Застала Мод малютку, нашу дочку.