Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Человек из СССР

направо. Что ж это Марианны до сих пор нет. Сказано было в девять часов…

 

Сцена пустеет. Затем двое голубых рабочих проносят лестницу. Голос Помощника режиссера (уже за сценой): «Курт, Курт! Во ист Курт? Манн мусс…»[10] Голос теряется. Затем справа входят Марианна и Кузнецов.

 

МАРИАННА:

(На ходу прижимает руки к вискам.) Это так возмутительно… Это так возмутительно с твоей стороны!..

 

КУЗНЕЦОВ:

…в жизни только одно бывает интересным: то, что можно предотвратить. Охота вам волноваться по поводу того, что неизбежно?

 

Оба остановились.

 

МАРИАННА:

Ты, значит, своего решения не изменишь?

 

КУЗНЕЦОВ:

(Осматривается.) Забавное место… Я еще никогда не бывал в кинематографической мастерской. (Заглядывает за декорации.) Какие здоровенные лампы!..

 

МАРИАННА:

Я, вероятно, до гроба тебя не пойму. Ты, значит, решил окончательно?

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

(Выбегает справа.) Да что же это вы, Марианночка! Так нельзя, так нельзя… Хуш[11] в уборную!

 

МАРИАННА:

Да-да, я сейчас.

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Не сейчас, а сию минуту. Курт! (Убегает.)

 

МАРИАННА:

Ты все же подумай… Пока я буду переодеваться, ты подумай. Слышишь?

 

КУЗНЕЦОВ:

Эх, Марианна Сергеевна, какая вы, право

 

МАРИАННА:

Нет-нет, подожди меня здесь и подумай. (Уходит направо. Слева выбегает Помощник режиссера.)

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Пожалуйста, идите гримироваться. Ведь сказано было!

 

КУЗНЕЦОВ:

Спокойно. Я посторонний.

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Но тут посторонним нельзя. Есть правила.

 

КУЗНЕЦОВ:

Пустяки.

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Если господин Мозер —

 

КУЗНЕЦОВ:

Друг детства.

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Ну, тогда все хорошо. Извиняюсь.

 

КУЗНЕЦОВ:

Фольклор у вас того, густоватый. Это что, купола?

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Да. Сегодня последняя съемка, сцена восстания. Мы очень спешим, так как к субботе фильм должен быть уже склеен. Пардон, я должен бежать. (Убегает.)

 

КУЗНЕЦОВ:

Пожалуйста, пожалуйста. (Прогуливается, поднимает и разворачивает огромную карту, на которой грубо изображена Россия. Улыбаясь, разглядывает ее. Входит справа Таубендорф. Из-под пальто видны смазные сапоги, в руках чемоданчик.)

 

ТАУБЕНДОРФ:

А, ты уже здесь, Алеша. Как тебя впустили?

 

КУЗНЕЦОВ:

Очень было просто. Выдал себя за молочного брата какого-то Мозера. Тут Крым вышел совершенно правильным ромбом.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Россия… Да. Вероятно мои коллеги уже гримируются. Но это ничего. Тут всегда тянут… тянут… Алеша, я все исполнил, что ты приказал. Вернер уже уехал.

 

КУЗНЕЦОВ:

Ух, какая пылища! (Бросает карту в угол. Она сама скатывается. Хлопками сбивает с рук пыль.)

 

ТАУБЕНДОРФ:

Алеша, когда ты устроишь и мне паспорт?

 

КУЗНЕЦОВ:

Погодя. Я хотел тебя видеть вот почему: в субботу я возвращаюсь в Россию. Недели через две приедет сюда Демидов. Я тебя попрошу… Тут, однако, не очень удобно беседовать.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Пройдем вон туда: там сзади есть пустая комната. Я заодно загримируюсь.

 

КУЗНЕЦОВ:

Э-ге! Ты в смазных сапогах…

 

Оба проходят налево. Через сцену пробегает Помощник режиссер а и юркает за декорации. Рабочие проносят расписные ширмы. Загримированные статисты (в русских рубахах) и статистки (в платочках) выходят справа и слева и постепенно скрываются за декорациями. Помощник режиссера выбегает опять, в руке — огромный рупор.

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Господа, поторопитесь, поторопитесь! Все в ателье! Как только будут готовы Гарри и Марианна, мы начнем.

 

ЛЮЛЯ:

(В платочке.) Гарри давно уже готов. Он пьет пиво в кантине.[12] (Уходит с остальными.)

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Он этим пивом испортит себе фигуру. (Двум замешкавшимся статистам.) Поторопитесь, господа!

 

Справа входит Марианна: резко загримированная, в папахе, револьвер за поясом, кожаная куртка, на папахе — звезда.

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

(К Марианне.) Наконец-то!..

 

МАРИАННА:

Вы не видели… Тут был господин… с которым я приехала…

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Да что вы в самом деле!.. Ведь мы тут делом занимаемся, а не глупостями. Пожалуйте в ателье! (Он убегает. Слева входит Кузнецов.)

 

МАРИАННА:

Алек, тут такая суматоха… Мы так с тобой и не договоримся… Алек, ты передумал?

 

КУЗНЕЦОВ:

Я вас сразу не узнал. Хороши! Желтая, лиловая.

 

МАРИАННА:

Ах, так нужно. На экране получается совсем иначе… Алек!

 

КУЗНЕЦОВ:

И звезда на папахе. Кого это вы изображаете?

 

МАРИАННА:

Ты меня с ума сведешь!

 

Вбегает Помощник режиссера.

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Съемка начинается! Господи, да идите же! Ведь уже в субботу все это должно быть на экране. Марианна! (Орет в рупор прямо в нее.) На съемку!!

 

МАРИАННА:

Вы отвратительный грубиян. Алек, умоляю, подожди меня… Я сейчас

 

Марианна и Помощник режиссера уходят. Слева появляется Таубендорф: он с приклеенной бородой, в русской рубахе и картузе.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Ну вот я и готов.

 

КУЗНЕЦОВ:

Хорош, хорош. Там, кажется, уже началось. Ваш командир очень волнуется.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Так всегда. Сперва будут бесконечные репетиции этой самой сцены восстания. Настоящая съемка начнется значительно позже. (Закуривает.) Алеша, мы обо всем поговорили? Больше ничего? (Говоря, прислоняется к стене, на которой большой плакат: «Rauchen verboten!»[13]. Продолжает курить.)

 

КУЗНЕЦОВ:

Больше ничего. Остальное ты сам знаешь.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Остальное?

 

КУЗНЕЦОВ:

Да. Насчет Ольги Павловны. Ты заботься о ней, как и в прежние разы. Навещай ее изредка, да помогай ей, если что нужно.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Алеша, я…

 

КУЗНЕЦОВ:

Что с тобой?

 

ТАУБЕНДОРФ:

(Очень сильно волнуясь.) Дело в том…

 

КУЗНЕЦОВ:

Валяй.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Алеша, умоляю тебя, я хочу с тобой! Слышишь, я хочу с тобой!{12} Тут я пропаду…

 

За сценой жужжанье юпитеров, затем голос Помощника режиссера в рупор.

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Господа, вы в России! На площади! Идет восстание! Группа первая машет флагами! Группа вторая бежит от баррикады налево! Группа третья двигается вперед!

 

КУЗНЕЦОВ:

Ты мне, брат, надоел. Я тебе уже все сказал.

 

ТАУБЕНДОРФ:

Я не смею спорить с тобой. Ты как, уходишь сейчас? Я тебя еще увижу?

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Ахтунг![14]

 

КУЗНЕЦОВ:

Нет, не думаю. Эти последние несколько дней у меня будет мало досуга. К Ольге Павловне зайду ненадолго сегодня, а потом уже только в субботу перед отъездом. Я хотел тебя еще спросить: ты что — будешь продолжать служить в кабаке?

 

ТАУБЕНДОРФ:

Да нет. Он завтра закрывается. И съемка сегодня тоже последняя. Я уж что-нибудь найду.

 

КУЗНЕЦОВ:

Ну-с, по-немецки — орех, по-гречески — надежда{13}, — давай простимся. (Целуются.)

 

ТАУБЕНДОРФ:

Храни тебя Господь

 

Когда Таубендорф уходит из двери{14}, Кузнецов выхватывает браунинг и целится в него{15}.

 

КУЗНЕЦОВ:

Стой!

 

ТАУБЕНДОРФ:

Алеша, ведь могут увидеть. (Уходит.)

 

КУЗНЕЦОВ:

Молодец… Не дрогнул… А ты, господин хороший, не подведи. (Обращается к револьверу, целится в публику.) Если что придется — не подведи. Детище мое, пистолетище… (Кладет его обратно в карман.)

 

Пробегает рабочий, уносит карту и балалайку. Кузнецов смотрит на часы. За сценой жужжанье ламп. Быстро входит Марианна. Скидывает папаху, встряхивает волосами.

 

КУЗНЕЦОВ:

Марианна Сергеевна, я, к сожалению, должен уходить.

 

МАРИАННА:

Алек!

 

КУЗНЕЦОВ:

Вы что, уже отыграли свою роль?

 

МАРИАННА:

Нет-нет… Я только сейчас начну. У меня сцена с героем. Но не в этом дело. Алек, ты все-таки решил в субботу ехать?

 

КУЗНЕЦОВ:

Да.

 

МАРИАННА:

Я не могу этому поверить. Я не могу поверить, что ты меня оставишь. Слушай, Алек, слушай… Я брошу сцену. Я забуду свой талант. Я уеду с тобой. Увези меня куда-нибудь. Будем жить где-нибудь на юге, в Ницце… Твои глупые коммерческие дела подождут. Со мной происходит что-то ужасное. Я уже заказала платья, светлые, чудные, для юга… Я думала… Нет, ведь ты не уедешь от меня! Я буду тебя ласкать. Ты ведь знаешь, как я умею ласкать. У нас будет вилла, полная цветов. Мы будем так счастливы… Ты увидишь…

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Все назад, все назад! Ни к черту не годится! Слушать: когда я скажу «раз!», группа первая поднимается. Когда скажу «два!», группа вторая бежит влево. Смирно! Ахтунг!

 

КУЗНЕЦОВ:

Мне было приятно с вами. Но теперь я уезжаю.

 

МАРИАННА:

Алек, да что ж это такое!

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Раз!

 

КУЗНЕЦОВ:

Я, кажется, никогда не давал вам повода думать, что наша связь может быть долгой. Я очень занятой человек. По правде сказать, у меня нет даже времени говорить, что я занятой человек.

 

МАРИАННА:

Ах, ты, значит, вот как…

 

КУЗНЕЦОВ:

Полагаю, что вы понимаете меня. Я не ваш первый любовник и не последний. Мелькнули ваши ноги, мне было с вами приятно, а ведь больше ничего и не требовалось.

 

МАРИАННА:

Ты, значит, вот как… Так позволь и мне сказать. С моей стороны это все было комедией. Я только играла роль. Ты мне только противен. Я сама бросаю тебя, а не ты меня. И вот еще… Я знаю, ты большевик, чекист, Бог знает что… Ты мне гадок!

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Два!

 

МАРИАННА:

Ты — большевик! Уходи. Не смей ко мне возвращаться. Не смей мне писать. Нет, все равно, я знаю, ты напишешь… Но я буду рвать твои письма.

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Три!

 

КУЗНЕЦОВ:

Да нет же, Марианна Сергеевна, я писать не собираюсь. И вообще вы сейчас только задерживаете меня. Мне пора.

 

МАРИАННА:

Ты понимаешь, ты больше никогда меня не увидишь?

 

КУЗНЕЦОВ:

Ну да, ну да, охота вам все повторять то же самое. Проститесь со мной.

 

МАРИАННА:

(Отвернулась.) Нет.

 

Кузнецов кланяется, не спеша уходит направо. Навстречу рабочие несут знамена, связку ружей. Он замедлил шаг, глядя на них с беглой улыбкой. Затем уходит. Марианна осталась стоять у декорации налево.

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Назад. Все назад! Никуда не годится! Господа, последний раз прошу слушать: группа первая…

 

Занавес

ДЕЙСТВИЕ V

Комната Ошивенских. Налево дверь в прихожую, в задней стене дверь поменьше, в соседнюю комнату, справа окно во двор. У задней стены слева от двери голый металлический костяк двуспальной кровати с обнаженными пружинами; рядом ночной столик (прислоненный к стене, очевидно из-за того, что одна ножка отшиблась) с широко открытой дверцей; перед кроватью коврик лежит криво и один угол загнулся. Справа от двери несколько чемоданов (один открыт), русский баул со скрепами, корзина, продавленная картонка, большой тюк. Пол около чемоданов испещрен белыми и коричневыми лоскутами бумаги; голый стол отодвинулся к окну, а мусорная корзина осталась там, где он стоял раньше (посредине комнаты) и, лежа на боку, извергает всякую дрянь. Стулья стоят как попало, один приставлен к шкапу (у задней стены, справа от двери), с верхушки которого, видимо, кое-что поснимали, так как с края свесился цельный газетный лист. Стены комнаты в подозрительных потеках и чудовищная люстра, свисающая с потолка (баварское изделье: Гретхен с дельфиновым хвостом, от которого исходят, загибаясь вверх, оленьи рога, увенчанные лампочками), укоризненно глядит на пыль, на нелепое положение стульев, на чемоданы переезжающих жильцов.

 

ОШИВЕНСКИЙ:

(Кончая укладывать чемодан.) Труха

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Хорошо бы еще веревочку…

 

ОШИВЕНСКИЙ:

Нету больше веревок. Труха.

 

ОШИВЕНСКАЯ:

И куда это мы теперь денемся? Господи ты Боже мой…

 

ОШИВЕНСКИЙ:

Прямо в царство небесное переедем. Там, по крайней мере, не нужно платить вперед за квартиру.

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Страм, Витя, говорить так. Стыд и страм. Помоги-ка этот сундучок запереть.

 

ОШИВЕНСКИЙ:

Эх, грехи наши тяжкие… Нет уж, довольно!

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Только ты, Витя, будь осторожен, когда станешь говорить-то с ним… Сундучок можно пока к стенке.

 

ОШИВЕНСКИЙ:

К стенке… К стенке… Нет уж, довольно, натерпелись. Все лучше. И за стенку спасибо.

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Ты его так, больше расспрашивай — что, мол, как, мол…

 

ОШИВЕНСКИЙ:

И чести не жалко. Довольно. О чем ревешь-то?

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Васиной могилки все равно не найдем. Нет могилки. Хоть всю Россию обшарь…

 

ОШИВЕНСКИЙ:

Ты лучше посылочку приготовь. Черт побрал бы эти газеты — так и шуршат под ногами… Я и сам сейчас зареву. Брось, Женя…

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Не верю я ему. Такой и украсть может.

 

ОШИВЕНСКИЙ:

(Сел у стола.) Чепуху мелешь; не в том дело. И зачем халву посылаешь, — тоже неизвестно.

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Да халва это так. Главное, чтобы материю довез…

 

ОШИВЕНСКИЙ:

А вот где денег взять, чтобы с хозяйкой разделаться, — ты вот что скажи мне! (На слове «денег» сильно бьет ладонью по столу.) Крик ее попуга<и>чий так мне все и слышится…

 

ОШИВЕНСКАЯ:

Еще бы веревочку…

 

Стук в дверь, входит Марианна. Она в скромном темном костюме, словно в трауре.

 

ОШИВЕНСКИЙ:

(Без энтузиазма.) А, добро пожаловать

 

МАРИАННА:

Простите… вы

Скачать:PDFTXT

направо. Что ж это Марианны до сих пор нет. Сказано было в девять часов…   Сцена пустеет. Затем двое голубых рабочих проносят лестницу. Голос Помощника режиссера (уже за сценой): «Курт,