Скачать:PDFTXT
Трагедия господина Морна

А после

я буду матерью… другие мысли

меня займут невольно. Но сейчас

ты — мой, как это солнце! Протекут

за днями дни. Как думаешь — быть может,

когда-нибудь… когда твоя печаль

ГАНУС:

Не спрашивайте, Элла! Не хочу

и думать о любви! Я отвечаю,

как женщина… простите. Но иным

пылаю я, иного я исполнен…

Мне снятся только строгие крыла,

прямые брови ангелов. На время

я к ним уйду — от жизни, от пожаров,

от жадных снов… Я знаю монастырь,

опутанный прохладою глициний.

Там буду жить, сквозь радужные стекла

глядеть на Бога, слушать, как меха

органа выдыхают душу мира

в торжественную вышину, и мыслить

о подвигах напрасных, о герое,

молящемся во мраке спящих миртов

средь гефсиманских светляков…

ЭЛЛА:

Ах, Ганус…

Забыла… вот письмо вчера пришло…

на имя моего отца, с припиской,

что это вам…

ГАНУС:

Письмо? Мне? Покажите…

А! Так и знал! Не надо

ЭЛЛА:

Значит, можно

порвать?

ГАНУС:

Конечно.

ЭЛЛА:

Дайте…

ГАНУС:

Подождите…

не знаю… этот запахЭтот почерк,

летящий опрометью в память, в душу

ко мне… Стой! Не впущу.

ЭЛЛА:

Ну что ж, прочтите…

ГАНУС:

Впустить? Прочесть? Чтоб снова расклубилась

былая боль? Когда-то вы спросили,

идти ли вам… Теперь я вас спрошу,

прочесть? Прочесть?

ЭЛЛА:

Отвечу: нет.

ГАНУС:

Вы правы!

Так! На клочки… И эту горсть сухих

падучих звезд сюда… Под стол… в корзину

с гербом витым… Духами пахнут руки…

Вот. Кончено.

ЭЛЛА:

О, как светло сегодня!..

Сквозит весна… Чириканье… Снег тает.

На черных сучьях капельки… Пойдемте,

пойдемте, Ганус, погулять… хотите?

ГАНУС:

Да, Элла, да! Свободен я, свободен!

Пойдем!

ЭЛЛА:

Вы подождите здесь… Оденусь…

недолго мне…

(Уходит.)

ГАНУС:

(один, смотрит в окно)

А правда — хорошо;

прекрасный день! Вон голубь пролетел…

Блеск, сырость… Хорошо! Рабочий

забыл лопату… Как-то ей живется

там, у сестры, в далеком захолустье?

Известно ль ей о смерти… Бес лукавый,

покинь меня! Из-за тебя отчизну

я погубил… Довольно! Ненавижу

я эту женщину… Ко мне, назад,

о музыка раскаянья! Молитвы,

молитвы… Я свободен, я свободен…

Медленно возвращаются Тременс, Четверо Мятежников, сзади — Клиян.

 

ПЕРВЫЙ МЯТЕЖНИК:

Будь осторожней, Тременс, не сердись,

пойми — будь осторожней! Путь опасный

Ведь ты слыхал: они под пыткой пели

о короле… все тоньше, все блаженней…

Корольмечтакороль не умер в душах,

а лишь притих… Мечта сложила крылья,

мгновенье — и раскинула…

КЛИЯН:

Мой вождь,

девятый час; проснулся город, плещет…

Тебя народ на площадь призывает…

ТРЕМЕНС:

Сейчас, сейчас

(К Первому мятежнику.)

Так что ж ты говоришь?

ПЕРВЫЙ МЯТЕЖНИК:

Я говорю — летит, кренясь, на солнце,

крылатая легенда! Детям сказку

нашептывают матери… За брагой

бродяги именуют короля…

Как ты поставишь вне закона — ветер?

Ты слишком злобен, слишком беспощаден.

Опасный путь! Будь осторожней, просим,

нет ничего сильней мечты!..

ТРЕМЕНС:

Я шею

скручу ей! Вы не смеете меня

учить! Скручу. Иль, может быть, и вам

она мила?

ВТОРОЙ МЯТЕЖНИК:

Ты нас не понял, Тременс,

хотели мы предупредить

КЛИЯН:

Король

соломенное пугало.

ТРЕМЕНС:

Довольно!

Отстаньте, траурные трусы! Ганус,

ну что же, ты… обдумал?

ГАНУС:

Тременс, право,

не мучь меня… сам знаешь. Мне молитву,

мне только бы молитву…

ТРЕМЕНС:

Уходи,

и живо! Долго я терпел тебя…

Всему есть мера… Помоги, Клиян,

он дверь открыть не может, теребит…

КЛИЯН:

Позвольте, вот — к себе

ГАНУС:

…Но, может быть,

она меня зовет! А!

(Бросается к столу.)

КЛИЯН:

Стойте… Тише…

Спасайся, Тременс, он…

ГАНУС:

Пусти! Ты только

меня не трогай, понимаешь — трогать

не надо… Где корзина? Отойдите.

Корзину!..

ТРЕМЕНС:

Сумасшедший

ГАНУС:

Вот… клочки…

в ладонях… серебро… о, этот почерк

стремительный!

(Читает.)

Вот… вот… «Мой веервыслать

Замучил он»… Кто он? Кто он? Клочки

все спутаны… «Прости меня»… Не то.

Опять не то… Какой-то адрес… странно…

на юге…

КЛИЯН:

Не позвать ли стражу?

ГАНУС:

Тременс!..

Послушай… Тременс! Я, должно быть, вижу

не так, как все… Взгляни-ка… После слов

«и я несчастна»… Это имя… Видишь?

Вот это имя… Разбираешь?

ТРЕМЕНС:

«Марк

со мною» — нет, не Марк… «Морн», что ли? Морн…

Знакомый звук… А, вспомнил! Вот так славно!

Вот так судьба! Так этот шелопай

тебя надул? Куда? Постой

ГАНУС:

Морн жив,

Бог умер. Вот и все. Иду я Морна

убить.

ТРЕМЕНС:

Постой… Нет, нет, не вырывайся…

Мне надоело… слышишь? Я тебе

о безднах говорил, об исполинах —

а ты… как смеешь ты сюда вносить

дух маскарада, лепет жизни, писк

мышиной страсти? Стой… Мне надоело,

что ставишь ты свое… томленье — сердце,

червонный туз, стрелой пробитый, — выше

моих, моих грохочущих миров!

Довольно жить тебе в томленье этом!

Ревную я! Нет, подними лицо!

Гляди, гляди в глаза мне, как в могилу.

Так, значит, хочешь пособить судьбе?

Не вырывайся! Слушай-ка, ты помнишь

один веселый вечерок? Восьмерку

треф? Так узнай, что я — проклятый Тременс —

твою судьбу…

ЭЛЛА:

(в дверях)

Отец, оставь его!

ТРЕМЕНС:

…твою судьбу… жалею. Уходи.

Эй, кто-нибудь! Он ослабел — под локти!

ГАНУС:

Прочь, воронье! Труп Морна — мой!

(Уходит.)

ТРЕМЕНС:

Ты двери

закрой за ним, Клиян. Плотнее. Дует.

ВТОРОЙ МЯТЕЖНИК:

(тихо)

Я говорил, что есть любовник

ПЕРВЫЙ МЯТЕЖНИК:

Тише,

мне что-то страшно…

ТРЕТИЙ МЯТЕЖНИК:

Как нахмурен Тременс.

ВТОРОЙ МЯТЕЖНИК:

Несчастный Ганус…

ЧЕТВЕРТЫЙ МЯТЕЖНИК:

Он счастливей нас…

КЛИЯН:

(громко)

Вождь! Я осмелюсь повторить. Народ

на площади собрался. Ждет тебя.

ТРЕМЕНС:

Сам знаю… Эй, за мной, бараны! Что вы

притихли так? Живей! Я речь такую

произнесу, что завтра от столицы

останется лишь пепел. Нет, Клиян,

ты с нами не пойдешь: кадык твой слишком

открыто на веревку намекает.

Тременс и мятежники уходят. На сцене Клиян и Элла.

 

КЛИЯН:

Ты слышала? Отец твой славно шутит.

Люблю. Смешно.

(Пауза.)

Ты, Элла, в белой шляпе,

куда-нибудь уходишь?

ЭЛЛА:

Никуда.

Раздумала…

КЛИЯН:

Жена моя прекрасна.

Не успеваю говорить тебе,

как ты прекрасна. Только иногда

в моих стихах…

ЭЛЛА:

Я их не понимаю.

За сценой крики.

 

КЛИЯН:

Чу! Гул толпы… Приветственный раскат!

Занавес

АКТ IV

Гостиная в южной вилле. Стеклянная дверь на террасу, в причудливый сад. Посредине сцены накрытый стол с тремя приборами. Ненастное весеннее утро. Мидия стоит спиной, смотрит в окно. Где-то слуга бьет в гонг. Звуки затихли. Мидия все неподвижна. Входит слева Эдмин с газетами.

 

ЭДМИН:

Опять нет солнца… Как вы спали?

МИДИЯ:

Навзничь,

и на боку, и даже в положеньи

зародыша…

ЭДМИН:

Мы кофе пьем в гостиной?

МИДИЯ:

Да,

как видите. В столовой мрачно.

ЭДМИН:

Вести

еще страшнее прежних… Не газеты,

а саваны, пропитанные смертью,

могильной сыростью…

МИДИЯ:

Их промочило

у почтальона в сумке. Дождь с утра

и темен гравий. И поникли пальмы.

ЭДМИН:

Вот, слушайте: горят окрайны… толпы

разграбили музеи… жгут костры

на площадях… и пьют, и пляшут… Казни

за казнями… И в пьяную столицу

вошла чума

МИДИЯ:

Как думаете, скоро

дождь кончится? Так скучно…

ЭДМИН:

Между тем,

их дикий вождь… вы дочь его знавали…

МИДИЯ:

Да, кажется… не помню… Что мне гибель,

разгромы, кровь, когда я так тоскую,

что некуда деваться! Ах, Эдмин,

он бриться перестал, в халате ходит,

и сумрачен, и резок, и упрям…

Мы словно переехали из сказки

в пошлейшую действительность. Все больше

тускнеет он, сутулится, с тех пор

как тут живем, в болоте этом… Пальмы

мне, знаете, всегда напоминают

прихожие купцов богатых… Бросьте,

Эдмин, газеты… глупо… Вы со мною

всегда так сдержанны, как будто я

блудница или королева

ЭДМИН:

Нет же…

Я только… Вы не знаете, Мидия,

что делаете!.. Господи, о чем же

нам говорить?

МИДИЯ:

Я смех его любила:

он больше не смеется… А когда-то

казалось мне, что этот вот высокий,

веселый, быстрый человек, должно быть,

какой-нибудь художник, дивный гений,

скрывающий свои виденья ради

любви моей ревнивой, — и в незнаньи

был для меня счастливый трепетНыне

я поняла, что он пустой и скучный,

что в нем мечта моя не обитает,

что он погас, что разлюбил меня…

ЭДМИН:

Так сетовать не нужно… Кто же может

вас разлюбить? Такая вы… ну, полно,

ну, улыбнитесь же! Улыбка ваша —

движенье ангела… Прошу!.. Сегодня

у вас и пальцы неподвижны… тоже

не улыбаются… Ну вот!..

МИДИЯ:

Давно ли?

ЭДМИН:

Давно ли что, Мидия?

МИДИЯ:

Так. Занятно…

Я вас таким не видела. Нет, впрочем,

однажды я спросила вас, что толку

вам сторожить на улице…

ЭДМИН:

Я помню,

я помню только занавеску в вашем

мучительном окне! Вы проплывали

в чужих объятьях… Я в метели плакал…

МИДИЯ:

Какой смешной… И весь растрепан… Дайте,

приглажу. Вот. Теперь смеются пальцы?

Оставьте… ах, оставь… не надо

ЭДМИН:

Счастье

мое… позволь мне… только губы… только

коснуться… как касаются пушка,

биенья бабочки… позволь мне… счастье

МИДИЯ:

Да нет… постой… мы у окна… садовник

………………………………………………

МИДИЯ:

Мой маленький… не надо так дышать

Стой, покажи глаза. Так, ближе… ближе…

Душе бы только нежиться и плавать

в их мягкой тьме… Постой… потише… после..

Вот! Гребень покатился…

ЭДМИН:

Жизнь моя,

любовь моя…

МИДИЯ:

Ты — маленькийСовсем,

совсем… Ты — глупый мальчик… Что, не думал,

я так умею целовать? Постой,

успеешь ты, ведь мы с тобой уедем

в какой-нибудь громадный, шумный город

и будем ужинать на крыше… Знаешь,

внизу, во тьме, весь город, весь — в огнях;

прохлада, ночьРумяный отблеск рюмки

на скатерти… И бешеный скрипач,

то скрюченный, то скрипку в вышину

взвивающий! Ты увезешь меня?

Ты увезешь? Ах… шарканье… пусти же…

он… отойди…

Входит Господин Морн, в темном халате, взъерошенный.

 

МОРН:

Ночь? Утро? Перехода

не замечаю. Утро — продолженье

бессонницы. Виски болят. Как будто

мне в голову вдавили, завинтили

чугунный куб. Сегодня выпью кофе

без молока.

(Пауза.)

Опять газеты всюду

валяются! Однако… ты невесел,

Эдмин!.. Вот удивительно: мне стоит

войти, и сразу вытянуты лица —

как тени при вечернем солнце… Странно…

МИДИЯ:

Ненастная весна

МОРН:

Я виноват.

МИДИЯ:

…и новости ужасные…

МОРН:

И в этом

я виноват, не правда ли?

МИДИЯ:

Столица

горит. Все обезумело. Не знаю,

чем кончится… Но, говорят, не умер

король, а в подземелье замурован

крамольниками.

МОРН:

Э, Мидия, будет!

Я, знаешь, запрещу, чтоб приносили

газеты. Мне покоя нет от этих

догадок, слухов, новостей кровавых

и болтовни досужей. Надоело!

Передо мной, поверь, Мидия, можешь

не умничать… Скучай, томись, меняй

прически, платья, удлиняй глаза

чертою синей, в зеркало глядись, —

но умничать… Да что с тобой, Эдмин?

ЭДМИН:

(встает из-за стола)

Я не могу…

МОРН:

Что с ним? Что с ним? Куда ты?

Там на террасе сыро

МИДИЯ:

Ты его

оставь. Я все скажу тебе. Послушай,

я тоже больше не могу. Его

я полюбила. С ним уеду. Ты

привыкнешь. Я тебе ведь не нужна.

Друг друга мы замучим. Жизнь зовет…

Мне нужно счастья…

МОРН:

Я понимаю,

где сахарница?.. А, вот. Под салфеткой.

МИДИЯ:

Ты что ж, не хочешь слушать?..

МОРН:

Нет, напротив

я слушаю… вникаю, постигаю,

чего же боле? Ты сегодня хочешь

уехать?

МИДИЯ:

Да.

МОРН:

Мне кажется, тебе

пора и собираться.

МИДИЯ:

Да. Ты можешь

не гнать меня.

МОРН:

По правилам разрывов —

через плечо еще должна ты кинуть:

«Я проклинаю день…»

МИДИЯ:

Ты не любил…

Ты не любил!.. Да, проклинать я вправе

неверный день, когда в мой тихий дом

твой смех вошел… Зачем же было

МОРН:

Кстати,

скажи, Мидия, ты писала мужу

отсюда?

МИДИЯ:

Я… Я думала — не стоит

докладывать… Да, мужу написала.

МОРН:

Что именно? Гляди же мне в глаза.

МИДИЯ:

Так, ничего… Что я прошу прощенья,

что ты со мной, что не вернусь к нему…

что тут дожди…

МОРН:

И адрес свой послала?

МИДИЯ:

Да, кажется… Просила веер выслать

там, у себя, забыла…

МОРН:

Ты когда же

отправила?

МИДИЯ:

Недели две тому.

МОРН:

Отлично…

МИДИЯ:

Я пойду… там надо… вещи…

Уходит направо.

Морн один. На террасе, сквозь стеклянную дверь видна неподвижная спина Эдмина.

 

МОРН:

Отлично… Ганус, получив письмо,

мой долг напомнит мне. Он проберется

из марева столицы сумасшедшей,

из сказки исковерканной, сюда,

на серый юг, в мои глухие будни.

Недолго ждать. Должно быть, он в пути.

Мы встретимся опять, и, протянув

мне пистолет, он, стиснутый и бледный,

потребует, чтоб я себя убил,

и буду я готов, быть может: смерть

созреет в одиночестве…

Мне дивно…

не верится… так резко жизнь меня

покинула. И только бы не думать

о родине, — не то метаться буду

в темнице с тюфяками вместо стен

и с цифрою безумия над дверью…

Не верится… Как жить еще? Эдмин!

Поди сюда! Эдмин, ты слышишь? Руку,

дай руку мне… Мой верный друг, спасибо.

ЭДМИН:

Что мне сказать? Не кровьхолодный стыд

течет по жилам… Чувствую: ты должен

глядеть теперь в глаза мне, как глядят

на те срамные снимки, что за грош

увидеть можно в щелку… Стыдно сердцу…

МОРН:

Нет, ничего… Я только изумлен…

Смерть — изумленье. В жизни иногда

нас так же изумляют: океан,

цвет облака, изгиб судьбы… Как будто

на голове стою. Все вижу так,

как, говорят, младенцы видят: пламя

свечи, концом направленное вниз

ЭДМИН:

Мой государь, что мне сказать тебе?

За женщину ты царство предал; дружбу

я предаю за женщину — все ту же…

Прости меня. Я только человек,

мой государь

МОРН:

А я, я — Господин

Морн — вот и все; пустое место, слог

неударяемый в стихе без рифмы.

О, королю никто бы никогда

не изменил… Но — Господину Морну…

Ты уходи. Я понял — это кара.

Я не сержусь. Но уходи. Мне тяжко

с тобою говорить. Одно мгновенье,

и словно в трубке стеклышки цветные

встряхнул, взглянул — и жизнь переменилась..

Прощай. Будь счастлив.

ЭДМИН:

Я вернусь к тебе,

лишь позовешь…

МОРН:

Тебя я встречу только

в раю. Не раньше. Там, в тени оливы,

тебя представлю Бруту. Уходи…

Эдмин уходит.

 

МОРН:

(один)

Так. Кончено.

Пауза.

Проходит слуга.

 

МОРН:

Тут

Скачать:PDFTXT

А после я буду матерью… другие мысли меня займут невольно. Но сейчас ты — мой, как это солнце! Протекут за днями дни. Как думаешь — быть может, когда-нибудь… когда твоя