детей. Марк Семеныч подошел к mademoiselle Анет. Голос его был нетверд, и он сказал:
– — Я не знаю, как мне благодарить вас.
– — Не правда ли, Софи очень мила с мушками и в напудренном парике; а Серж так смешон маркизом, и как натурально он нюхает табак! Посмотрите, как кокетливо смотрит Ольга,- весело говорила mademoiselle Анет, окидывая залу.
Лицо ее приняло такое живое выражение, глаза так блестели, что Марк Семеныч глядел на нее с удивлением и сказал:
– — Я вас не узнаю, я поражен!
– — Чем? — рассеянно спросила mademoiselle Анет.
– — Вы так хороши, вы…
– — А-а-а! вы, кажется, намерены благодарить меня комплиментами.
– — Это — истина.
– — Бальная!
– — Что же делать, когда…
– — Позвольте вас просить на тур вальса,- подходя к mademoiselle Анет, сказал Тавровский.
Mademoiselle Анет подала руку; но вдруг она остановилась и спросила:
– — Мне кажется, мы первые начинаем?
– — Так и должно быть: вас все признали царицей бала! — кружась, говорил Тавровский.
– — Я уверена, что есть много исключений, и Надежда Александровна…
– — Ей же хуже, если она будет не в духе: красота ее требует большого спокойствия.
Они не замечали или не хотели заметить, но никто более не вальсировал. Посадив свою даму, Тавровский подошел к одному молодому человеку и сказал:
– — Что же вы не танцуете?
– — Да никто не хочет: я к трем подходил.
– — Это забавно! они все обиделись! — смеясь, отвечал Тавровский.
В эту минуту его схватил за руку с волнением какой-то юноша очень приятной наружности и умоляющим голосом сказал:
– — Ради бога, скажите, с кем вы сейчас вальсировали?
– — Это гувернантка дома, mademoiselle Анет.
– — Не может быть! Как ее фамилия?
– — Ах, боже мой! да разве есть у них фамилии! — подхватила Мари, шедшая мимо, и с своей язвительной улыбкой спросила юношу: — И вас, барон, она пленила?
И, засмеясь, она пошла дальше.
Барон не спускал глаз с mademoiselle Анет, с которой только и танцевал Тавровский. В одной кадрили он сказал ей:
– — Вы такой производите эффект, что посмотрите на этого несчастного юношу…
– — Где? у дверей?
– — Вы, верно, его заметили!
– — Чем же он несчастлив?
– — Он, увидев вас, сошел с ума.
Mademoiselle Анет засмеялась; но смех ее замер, и она изменилась в лице от следующих слов:
– — Право, он помешался: уверяет, будто он вас видел на сцене.
– — На какой? — тревожно спросила она.
– — На провинциальной.
Mademoiselle Анет вздрогнула, побледнела и с ужасом смотрела кругом.
– — Вам начинать,- сказал, делая фигуру, ее кавалер vis-a-vis. {напротив (франц.)}
Mademoiselle Анет спохватилась, но не ту фигуру стала делать и сбила всех. Когда она возвратилась на свое место, Тавровский, взяв ее руку, чувствовал через перчатку, что она была холодна; лицо гувернантки было бледно как полотно.
Когда фигура была окончена, Тавровский, нагнувшись к ее стулу, шепнул:
– — Что с вами? на вас все смотрят.
– — У меня кружится голова.
– — Оставим кадриль.
– — Нет!
И она продолжала танцевать. Тавровский пытливо глядел то на mademoiselle Анет, то на барона, к которому он подошел по окончании кадрили и сказал:
– — Ну что, вы еще уверены, что это она?
– — Еще более; и когда она вдруг побледнела, мне так живо она напомнила Десдемону…
Тавровский взял его под руку, и они, разговаривая, удалились в сад, где долго ходили.
Марк Семеныч, по окончании кадрили, подошел к mademoiselle Анет и, задыхаясь, сказал:
– — Что с вами? вы бледны… Ваш кавалер так дерзок, что от него всего можно ожидать… Что он сказал вам? О, он поплатится!.. Он не ожидает, что за вас вступятся.
– — Право, ничего! — в смущении отвечала mademoiselle Анет.
– — Вы скрываете! — стиснув зубы, сказал Марк Семеныч и с горячностью продолжал: — Нет, я не позволю никому оскорблять нашего дома. Я, я…
– — Ради бога, не делайте сцены ему! — в испуге сказала Анет.
– — А! вы испугались?
– — Да, потому что мое положение будет смешно, когда вы потребуете отчета у него в том, в чем он вовсе не виноват. Он может подумать бог знает что обо мне.
– — Вы говорите правду?
– — Я никогда, кажется, не подала вам повода сомневаться в моих словах.
– — Что с вами? вы как будто чего-то испугались, танцуя с Тавровский? — заметила Надежда Александровна, проходя мимо говоривших, и, не дождавшись ответа, ушла.
Mademoiselle Клара тоже подбежала к ней и пугливо, с участием спросила:
– — Вам, верно, ma chere Анет, узко платье? Я вам устрою, что не будет заметно, если его расстегнуть.
– — Благодарю вас. Мне платье не узко; а у меня, верно, от жару закружилась голова, но теперь уж всё прошло,- отвечала mademoiselle Анет и увидела по этому случаю, до чего за ней все следят.
Она спешила идти танцевать, чтоб прекратить толки, и по-прежнему смотрела спокойно, гордо; румянец появился у ней на щеках. Тавровский ангажировал ее на вальс, давал ей отдохнуть и снова пускался с ней кружиться. Надежда Александровна остановила их, когда они вновь хотели вальсировать, и строго сказала:
– — Mademoiselle Анет, вы, кажется, совершенно забыли о детях!
– — Они с мисс Бетси.
– — Мисс Бетси получает одинаковую плату с вами от меня, и потому…
Mademoiselle Анет быстро оставила Тавровского, сказав ему извинение, и удалилась из залы. Надежда Александровна, торжествуя, глядела ей вслед и улыбалась. Тавровский глядел на нее и сказал:
– — Вы любуетесь ею? Не правда ли, какие у ней плечи, руки, талия!
Надежда Александровна быстро повернула голову и устремила сверкающие глаза на Тавровского, который спокойно продолжал:
– — Вот это женщина! она не нуждается ни в каком прикрытии своих недостатков, она вся…
– — Довольно, довольно! вы наконец выведете меня из терпения! — дрожа, сказала Надежда Александровна.
– — Неужели вы ревнуете ваших гувернанток к мужу? — продолжал Тавровский шутливым тоном.
– — Поль! — задыхаясь и побледнев, произнесла Надежда Александровна, и, завидя mademoiselle Анет, снова появившуюся в зале, она измерила с ног до головы Тавровского и кинулась к ней навстречу; но Тавровский загородил ей дорогу, взял ее за талию и силою увлек в круг вальсирующих. Они с жаром говорили во всё время, пока танцевали.
К ужину Надежда Александровна приказала детям идти спать. Они стали упрашивать отца, который сказал:
– — Надинь, я прошу тебя оставить их для меня; я хочу, чтоб они ужинали со мной.
– — Помилуйте! они болтаются между нами, гувернантки вертятся, прыгают.
И Надежда Александровна гневно посмотрела на стоявшую с детьми mademoiselle Анет.
Марк Семеныч воскликнул с упреком:
– — Надинь!
– — Я вами очень недовольна, mademoiselle Анет, и советую вам вперед более обращать внимание, что вы в доме не гостья, а нянька моих детей! — выйдя из своей гордой роли, говорила Надежда Александровна.
– — Надинь! Надежда Александровна! вы забываетесь!- с равною горячностью сказал Марк Семеныч.
– — Не я, а ваши гувернантки забываются! — отвечала Надежда Александровна и вышла из комнаты.
Эта сцена происходила в столовой в присутствии лакеев, накрывавших стол, и детей. Марк Семеныч совершенно потерялся; но mademoiselle Анет была покойна, и, взяв детей за руки, она тихо сказала ему:
– — Не огорчайтесь! дети пойдут спать.
– — Нет! не ходите, дети: подите ко мне.
И Марк Семеныч, перецеловав их всех, сказал им:
– — Уважайте и любите mademoiselle Анет: она достойна глубокого уважения за свой кроткий характер. С каждым днем мое удивление к вам увеличивается. Я горжусь, что с первой встречи понял вас…
Ужин был накрыт в разных комнатах: в одной — председала хозяйка дома, а в другой хозяин; дети сидели около него, mademoiselle Анет и Тавровский возле них, а напротив — барон и другие гости, состоящие из детей и гувернанток. К концу ужина Тавровский поднял бокал и громко сказал:
– — Барон, не хотите ли выпить за здоровье дамы вашего сердца?
– — Извольте!
И барон залпом выпил бокал, смотря на mademoiselle Анет, сохранявшую спокойное выражение лица.
– — Кто? за чье здоровье вы пьете? — спросил Марк Семеныч, за детским шумом не слыхав тоста.
– — Да вот барон воображает, что здесь есть лицо, очень похожее…
Тавровский говорил протяжно, смотря на mademoiselle Анет, которая страшно изменилась в лице и слегка толкнула локтем Тавровского.
– — Ну что же?..- с любопытством спрашивал Марк Семеныч.
Но Тавровский наклонился под столом, чтоб поднять салфетку свою, и записка очутилась в руках mademoiselle Анет.
– — Я поражен сходством одной из здешних дам с одной актрисой,- сказал барон.
– — С кем? на кого она похожа? — спросил Марк Семеныч.
Но когда отвечал барон, Тавровский поднял ужасный шум: он уронил свой бокал, отодвинул стул и, извиняясь перед mademoiselle Анет, что испортил ее платье, тер его салфеткой, хотя ничего на нем не было. И весь разговор барона с Марком Семенычем был покрыт говором и шумом, производимым Тавровским. Mademoiselle Анет после ужина побежала в сад и при свете шкаликов прочла следующие две строчки, написанные карандашом:
«Я должен вас видеть. Горничная ваша вам очень предана…»
Mademoiselle Анет пугливо спрятала записку на грудь, потому что mademoiselle Клара подбежала к ней и язвительно сказала:
– — Ах, ma chere, что вы здесь делаете? так сыро в саду.
– — Я думаю, и для вас также.
– — Но о моем здоровье некому хлопотать,- отвечала mademoiselle Клара, и не успела она удалиться, как Марк Семеныч бежал по аллее и озабоченно кричал:
– — Mademoiselle Анет! какое безрассудство — после жару идти на сырость!
– — Я сейчас уйду.
– — Мне надо с вами переговорить.
– — Завтра.
– — Нет, непременно сегодня.
– — Помилуйте, где же! народ кругом, и я должна вести детей спать.
– — Я велел это сделать мисс Бетси.
– — Марк Семеныч, вы подвергаете меня…
– — Да… вы правы, точно; но, боже мой, целую ночь в неизвестности!.. Это ужасно!
– — Прощайте! я иду к себе.
– — Одно слово! — И Марк Семеныч сделал умоляющий жест.
Mademoiselle Анет убежала бегом, сказав:
– — До завтра, до завтра!
Войдя к себе в комнату, она заперлась кругом и свободно вздохнула. Стук в двери, выходившие на двор, заставил ее вздрогнуть. Она дрожащим голосом спросила:
– — Кто там?
– — Я-с, пришла вас раздеть,- отвечала горничная.
– — Не нужно.
– — Мне нужно-с…
– — Иди спать и оставь меня в покое! — строго закричала mademoiselle Анет; но не успела она окончить фразы, как кто-то тихонько стукнул в дверь другой