это всё еще ничтожно
Совсем не этим я горжусь,
Такое титло всем возможно.
Горжусь я тем, что первый я
Певец Российского Парнаса,
Что для бессмертья я тружусь…
Горжуся тем, что, сын крестьянский,
Известен я царице стал
И от нее почтен вниманьем
И ей известен, как пиит.
Горжуся тем, что сердце россов
Умел я пеньем восхитить,
Что сын крестьянский Ломоносов
<1840(?)>
154-156. Из водевиля «Утро в редакции»
1
Чуть проснешься, нет отбоя
От задорливых писак,
Не дают тебе покоя,
Предлагают нам услуги,
Повестцу вам принесут
И, как будто на досуге,
С жаром вам ее прочтут.
Тот пучок стихотворений
Вам изволит предлагать,-
Сам не знает ударений,
А ударился писать.
Тот свою дрянную сказку
Подает в десятый раз:
«Я поправил тут завязку,
Стал короче мой рассказ».
Тот с безграмотной статьею
«Извините – беспокою,
Но последний раз теперь».
Тот придет с пиесой дикой:
«Прочитать я вас прошу,
Человек-де вы великой,
Вашим мненьем дорожу»-
И начнется искушенье…
И пойдет тут кутерьма.
Просто сущее мученье,
Ходишь точно без ума.
Тут клянешь литературу,
Проклинаешь сам себя;
В лапах держишь корректуру,
А тут смотришь – вдруг газеты
В нем тебя сживают с света,
По карману больно бьют…
А тут смотришь – гневный фактор
Впопыхах к тебе бежит:
Типография стоит!»
Как-нибудь гостей проводишь,
Над статьей начнешь корпеть,
Что попало производишь,
Только б к сроку подоспеть!
Вдруг… о, страх! толпою гости,
Как враги, нахлынут вновь.
От досады ноют кости,
Приливает к сердцу кровь.
На другой день – будь уверен —
То же самое пойдет!
2
Как скучны эти господа!
Придут и сядут без стыда,
Болтают битый час пустое,
А ты тут думай: вот беда!
3
А завтра публика что скажет?
Она меня же обвинит!
Кто правоту мою докажет?
Кто ей всё дело объяснит?
Кто скажет ей, что на рассвете
Я встал, забыв и сон и лень,
И что на нашем белом свете
Мне ежедневно – черный день?
<1841>
157-160 Из водевиля «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь»
1
На объявленья ловят нас,
Кто нынче их не рассылает…
Книгопродавец объявляет…
Все деньги шлют за новизну,
Спеша прочесть ее во здравье,
А получают старину,
Где ново – только лишь заглавье.
Врачи зубные о зубах
Кричат немало и кричали,
Чтоб мы к ним на зубы попали.
Слепцы в которых видеть станут,-
А кто их купит, тот поймет,
Что он оптически обманут…
Какой-нибудь мосье Гримо,
Недоучившийся повеса,
А сам не смыслит не бельмеса.
Вот объявленья! Вот они!
Что объявленья в наши дни —
Легчайший способ врать публично!
2
Жизнь нашу тратя на химеры,
Весь век мы все до одного
На разнородные манеры
Вертимся около того…
Чиновник, чтобы подслужиться
Там, где есть польза для него,
И повышения добиться,-
Вертится около того.
Тот на красавице женился
Для утешенья своего;
Вдруг знатный друг к нему явился,
Вертится около того!
Писатель раз умно напишет,
Так, что похвалят все его,
Да после тем же всё и дышит,
Вертится около того.
Жених невесту так голубит,
Ее хранит как божество —
Подумаешь: ее он любит,-
Вертится около того.
<< (Бьет по карману.) >>
Тут, впрочем, нечему дивиться,
Мудреного нет ничего:
И мир-то, кажется, вертится
3
Доктора свои находки
Сыплют щедрою рукой:
Лечат солью от чахотки
И водой от водяной.
Прежде этими вещами
Добывали мы доход,
А теперь не рады сами,
Что пустили воду в ход.
Времена для нас плохие,
Мы теперь хоть волком вой:
Не зовут уж нас больные,
Сами лечатся водой.
И недужных, и уродов —
И теперь водопроводов
Тьма на свете завелась.
В бога здравья воду тянут,
Воду тянут, как вино,
И уж скоро в море станут
Без помехи видеть дно…
Не дождутся злого году…
Как во всех концах земли
Всю до капли выпьют воду —
Сядут раком на мели!
4
Наш мир – театр. На сцене света
Играть нам роли суждено,
В репертуаре жизни этой
Пиесы те же уж давно:
Приязнь – на век наш эпиграмма,
Мы в жизни бенефицианты.
Вся трудность в том, что надо знать,
Какую пьесу разыграть:
В Любви и Дружбе мало смеху,
От Чести выгодой не льстись,
А Совесть дай толпе в потеху,-
<1841>
161-164. Из водевиля «Феоклист Онуфрич Боб, или муж не в своей тарелке»
1
Табак противен модным франтам,
Но человек с прямым умом,
Писатель с истинным талантом
Живут, как с другом, с табаком.
Нос образованный и дикий
Его издревле уважал,
И даже Фридрих, муж великий,
Наполеон пред жарким боем
Им разгонял свою тоску,-
И вряд ли б он прослыл героем,
Когда б не нюхал табаку.
Доводит к почестям людей:
Я сам, винюсь, через бобковый
Достиг известных степеней.
Нас к добродетели ведет,
И если, трубку презирая,
Добро, как будто в мире горнем,
И на земле табачным корнем
Искоренится корень зла!
2
– Что это за история?
Во что ты наряжен?..
Купил в столице с горя я
Там все творят магически:
Лишь в Английский придешь —
Нарядят эластически
Уродом, и пойдешь.
Одежда хоть престранная,
Не стоит ни гроша,
Но так как иностранная,
Так очень хороша!
Метода басурманская
На свете завелась:
Смола американская
Повсюду разлилась!
Вы, жители пустынные,
Лишь любите свое;
А там так всё резинное:
И люди и житье!
Там каждый страшно тянется,
В резине ловко кланяться —
За то она в чести…
3
Погибель разрушителю
Блаженства моего!
Пойду к градоправителю
С прошеньем на него!
Со мной сыграл ты шуточку
Теперь под нашу дудочку
Напляшешься, пострел!
Мужьям в наш век решительно
Вот как неутешительно
Бросать ее одну!
С родимыми пенатами
И хватами усатыми
4
Приятные мечтания
Я в сердце заключал,
День бракосочетания
Я лучшим почитал…
Вдруг мне судьба повесила
Беду на шею вновь:
Жена закуролесила.
И как ведь? стынет кровь!
Не знал я прежде ревности,
Сей гибельной чумы,
От коей гибли в древности
Великие умы, —
Теперь я как помешанный.
Мне нужен мщенья лавр,
Понятен мне ты, бешеный
Веницианский мавр!
<1841>
Из водевиля «Актер»
И вот как у нас понимают искусство!
Вот как на жрецов его люди глядят:
Ты тратишь и силы, и душу, и чувства,-
За то тебя именем шута клеймят!
Талант твой считают за ложь и обманы:
Понять его – выше их сил и ума.
Им нет в нем святыни, для них шарлатаны
И Гаррик, и Кин, и Лекень, и Тальма!
<1841>
166. Из водевиля «Вот что значит влюбиться в актрису»
Ах, как мило! ах, как чудно —
Над толпою многолюдной
Чуть на сцену – все лорнеты
На тебя устремлены,
Генералы и корнеты —
Все тобой поражены!
Тот стишки тебе скропает,
Тот с любовью предлагает
На придачу фунт конфет.
Не играешь – балагуришь,
Будь дурна хоть выше мер…
Глазки сделаешь, прищуришь,
И захлопает партер!
<1841>
167. Из водевиля «Дедушкины попугаи»
Чтоб о женщинах понятья
Сын ваш как не разгадал,
Я всех женщин без изъятья
Из истории прогнал…
Клеопатру, Феодору,
Катерину Медичи —
Всех без счету, без разбору
В шкаф я запер на ключи,
Сам об них молчал как рыба,
Но и тут брала тоска, —
Благо в нем еще, спасибо,
Есть такие забияки,
Что запри их хоть замком,
Словно гончие собаки,
Слышат женщину чутьем!
<1841>
168. Актриса
На сцене я для всех загадка:
Иначе действую, хожу,
Смотрю так весело, так сладко,
Что хоть кого обворожу.
Но посмотрите за кулисы,
Там изменяюсь я тотчас —
Театр, актеры и актрисы
Не то на деле, что для глаз!
Что вас в театре занимает,
Что вас из кресел и из лож
Так веселит, так поражает —
Всё подражание, всё ложь!
У нас поддельные картины,
Умны мы – от чужих речей,
Природа наша – из холстины,
А солнце наше – из свечей.
Рассчитаны движенья наши.
Суфлер – вот наше волшебство,
И сами мы, кумиры ваши,-
Актеры, больше ничего!
За нами можно волочиться
В честь нашей славе и красе,
Мы даже любим тем гордиться —
Мы те же женщины, как все.
Поклонников у каждой вволю,
На сцену явится едва!
И на мою, признаться, долю
Они болтливы все, любезны,
И даже остры на полдня,
Притом они мне и полезны:
Они так хвалят все меня!
В честь мне дрожат в театре стены
От их здоровых, крепких рук,
А я за то порой со сцены
Им глазки делаю – всем вдруг!
<1841>
169. Из повести «В Сардинии»
Если жизнь ослепит блеском счастья глаза,
Да изменит… солжет… и наступит гроза,-
Есть терпенье для бед,
Если тот, с кем делить ты все тайны привык,
Чью ты руку сжимал,
Вдруг обидит тебя иль предаст хоть на миг,-
Для проклятья – язык.
И на всё и за всё оживляющий вновь
Лишь ничем не зальешь страстью полную кровь…
Гамм ответных нет
Без любви на любовь!
Под балконом тебя столько черных ночей
Я стерег от измен.
Сколько взоров кидал я тебе из очей,
Сколько сплел кантилен!-
Нет ответных речей!
Подожду … и уйду, как земле возвратят
Но уж завтра сюда не вернусь я назад…
Для отчаянья – яд!
<1842>
170. Песнь Марии
Из драмы «Материнское благословение»
В хижину бедную, богом хранимую,
Скоро ль опять возвращусь?
Скоро ли мать расцелую любимую,
С добрым отцом обнимусь?
Бледная, страшная, в грезах являлася
Мать моя часто ко мне,
И горячо я с мечтой обнималася,
Будто с родимой, во сне!..
Сколько, я думаю, к горю привычная,
Мать моя слез пролила…
Если б отсюда она, горемычная,
Я закричала б ей,- пусть не пугается:
«Жизнь для меня не тошна.
Матушка! дочь твоя с горем не знается:
Замуж выходит она!»
<1842>
171. Из водевиля «Кольцо маркизы, или ночь в хлопотах»
Недолго нас незнанье мучит,-
Всем тайнам языка любви.
Не верьте, если уверяем,
Что не понять нам слов иных,
А сами взоры потупляем,
Краснеем при намеках злых.
Притворство явно и безбожно!
Зачем бы взоры потуплять?
Того стыдится невозможно,
Что невозможно понимать!
Нам всё понятно чрезвычайно,
И существует под луной
В шестнадцать лет одна лишь тайна…
А иногда – и ни одной!..
<1842>
172. Портреты
1
Суд современный, грешный суд —
В нем судьи слепы, словно дети,
Он то решает в пять минут,
На что потребно пять столетий!
Людей-гигантов каждый год
У каждой множество эпохи,
А как потомство наведет
Свои правдивые итоги —
Увы! огромная толпа
Редеет, чуть не исчезает!…
Судьба на гениев скупа,
Она веками их рождает!…
2
Подчас войдет случайно в моду
Но вот о нем все закричали
И докричались до того,
Что бюст счастливца изваяли,
Великим прозвали его…
А он? Он с бюстом чудно сходен:
Он так же точно, как и бюст,
Формально никуда не годен,
Ни в чем не грешен, тих и пуст!
3
С кого не пишем мы портретов?..
Богач, без мозга, без души,
Нам задал несколько обедов —
Скорей портрет с него пиши!
Тотчас чудес о нем наскажут,
Опишут жизнь его в два дни
И исторически докажут,
Что он Горацию сродни.
Полна хвалами биографья,
Где строчка каждая ложна
И где жена его Агафья
Агатой важно названа…
4
Труслив, бессовестен, продажен,
Но счастье плуту повезло,
И вдруг он стал спесив и важен.
У всех поклонников своих
На стенках тщательно повешен,
Он на портрете добр и тих,
Как агнец, кроток и безгрешен,
Но разгляди его вполне,
В оригинале – не в картине:
Ему б висеть не на стене,
Ему висеть бы на осине!
5
Иной, напротив, щедр и знатен,
И громких дел, и черных пятен
Равно душа его чужда.
Он добр и пуст, и слава богу!
Но и к нему нашло дорогу
Желанье – в рамке повисеть.
Занятий не берет он в руки,
Чужим умом дела ведет,
А сам от праздности и скуки
Свои портреты издает…
6
Какой-нибудь писатель странный
Во сне