Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1. Стихотворения 1838-1855

большого промежутка времени от начала творческого пути поэта и вплоть до той поры, когда в его стихах (в частности, в «Поэте и гражданине», 1855–1856) явственно прозвучали призывы к революционной борьбе. Произведения, представленные в настоящем томе, принадлежат к ценнейшим художественным документам той эпохи. Вместе с тем они характеризуют становление Некрасова как поэта, зарождение и развитие революционно-демократических мотивов в его творчестве.

В соответствии с жанровым принципом, принятым в композиции всего издания, в первом томе сосредоточены собственно стихотворения. Некоторые некрасовские произведения тех лет вошли в другие тома: поэмы «В. Г. Белинский» и «Саша» – в том, отведенный для поэм (т. IV); ранняя «драматическая фантазия в стихах» «Юность Лермонтова» – в том драматических произведений (т. VI).

Из стихотворений Некрасова, содержащихся в его пьесах, романах, фельетонах, рецензиях, письмах, автобиографических заметках (см. т. VI–IX, XI–XIII, XV наст, изд.), в первом томе перепечатываются лишь те, которым он придавал самостоятельное значение, публикуя их (или предполагая публиковать) в виде отдельных произведений.

Стихотворения, составляющие первый том, относятся к двум периодам творческого пути Некрасова – периоду литературного ученичества (1838–1844 гг.) и периоду зрелого мастерства (с 1845 г.). Середина 1840-х гг. была важнейшим рубежом в эволюции поэта. Именно тогда Некрасов получил признание как выдающийся поэт, – об этом говорили и писали и читатели, и литераторы; первым критиком, «открывшим» Некрасова, был В. Г. Белинский (см. комментарий к стихотворению «В дороге», 1845). Позже Н. Г. Чернышевский отнес становление Некрасова как великого поэта также к середине 1840-х гг.[1] Это мнение принято и в научной литературе. К. И. Чуковский охарактеризовал годы 1838–1844 как «период литературной работы Некрасова, в течение которого он так трудно и медленно формировал свой писательский стиль».[2] В статье, специально посвященной вопросу периодизации творческого пути Некрасова, М. М. Гин пишет: «Ни в коем случае мы не имеем права упускать из вида один важнейший рубеж в творческом пути Некрасова – середину 40-х годов, начало его зрелого поэтического творчества».[3]

Сам Некрасов неизменно браковал свои ранние стихи. В первые три прижизненные издания своих «Стихотворений» (1856, 1861, 1863) он включил произведения, написанные не ранее 1845 г. В последних трех изданиях (1864, 1869, 1873–1874) он поместил и несколько более ранних юмористических стихотворений, по лишь в приложении и с особым примечанием, в котором давал своим ранним стихам весьма строгую критическую оценку (см. комментарий к стихотворению «Говорун», с. 679 наст. тома).[4]

Прижизненные издания своих «Стихотворений» (начиная со второго) Некрасов открывал стихотворением «В дороге» (1845) – произведением, которое знаменовало собою начало нового этапа в его творчестве, было восторженно встречено В. Г. Белинским, высоко оценено А. И. Герценом и А. А. Григорьевым. Первое издание «Стихотворений» (1856) открывалось программным стихотворением «Поэт и гражданин» (которое входит во второй том настоящего издания), но сразу вслед за ним стояло стихотворение «В дороге».

В связи с вышесказанным в настоящем томе в качестве первого отдела помещены стихотворения 1845–1855 гг., причем этот отделвесь том) открывается стихотворением «В дороге». Стихотворения 1838–1844 гг. составляют второй отдел. Затем следуют небольшие отделы «Коллективное» (стихотворения, написанные Некрасовым в соавторстве) и «Dubia». В отдел «Dubia» вошли лишь такие стихотворения, принадлежность которых Некрасову (вызывает мало сомнений. Стихотворения 1838–1855 гг., включавшиеся в издания Некрасова ошибочно или без достаточных оснований, в настоящем томе не перепечатаны, – им посвящена особая заметка, непосредственно связанная с комментарием к отделу «Dubia» (на с. 706–708 наст. тома).

Внутри каждого отдела стихотворения расположены в хронологическом порядке. При этом все они распределены по годовым рубрикам. Такое распределение является в известной мере условным (так как над некоторыми стихотворениями Некрасов работал в течение нескольких лет, да и не всегда год написания стихотворения может быть точно определен), но оно удобно для читателя и опирается на многолетнюю традицию издания стихотворений Некрасова. Стихотворения, над которыми поэт работал в течение нескольких лет, отнесены к тому году, на который приходится основная часть работы. Более точные сведения о датировке стихотворений сообщаются в комментариях.

Основанием для датировки многих стихотворений Некрасова является дата цензурного разрешения той книжки журнала, в которой они были впервые опубликованы: журнал обычно проходил через цензуру в уже отпечатанном виде и в ближайшие дни после этого выпускался в свет. Поэтому сведения о цензурном разрешении журналов приводятся в комментариях.[5]

Важным основанием для датировки большой группы стихотворений 1855 г. является их наличие в датированных тетрадях автографов: в Зап. тетр. № 1 и Зап. тетр. № 2, на которых имеются дарственные надписи А. Я. Панаевой с датой «21 мая 1855» (стихотворения, черновые автографы которых содержатся в этих тетрадях, были написаны, очевидно, не ранее этого дня), а также в тетради, которую Некрасов передал московскому книгоиздателю К. Т. Солдатенкову 7 июня 1855 г.[6] (по-видимому, стихотворения, беловые автографы которых находятся в этой тетради, были написаны до этого дня).[7]

В комментариях к настоящему тому использовано большое количество материалов, проясняющих творческую историю стихотворений. Составители учли все заметки Некрасова о своих стихотворениях (приведенные С. И. Пономаревым в Ст 1879), а также многие фактические данные, сообщенные К. И. Чуковским в советских изданиях стихотворений Некрасова. Составители данного тома опирались также на свои комментарии в ПССт 1967.

Стремясь более полно осветить общественное значение стихотворений Некрасова, составители внесли в комментарий сведения о литературной борьбе вокруг некрасовских стихотворений, о хождении стихотворений Некрасова в рукописном виде и т. д.

Широкое распространение стихотворений Некрасова в рукописях – характернейшее явление русской общественной жизни середины прошлого века. Оно не только свидетельствовало о большом интересе читателей к творчеству поэта, но и зачастую было связано с вольнолюбивыми настроениями. Так, после того как первое издание «Стнхотрорений» Некрасова в конце 1856 г. подверглось цензурным репрессиям (подробно об этом см. т. II наст. изд., комментарий к стихотворению «Поэт и гражданин»), особенно усилилась нелегальная циркуляция текстов Некрасова. Имели хождение экземпляры запрещенной книги «Стихотворений» с рукописными вставками (некоторые из них учтены в комментариях к настоящему тому, а обнаруженные в них разночтения текстов приведены в разделе «Другие редакции и варианты»);[8] книгу переписывали от руки и целиком. Без ведома Некрасова его стихотворения печатались и перепечатывались за границей (Ст 1859, Ст 1862, ряд публикаций в сборниках и периодической печати).[9]

В архивах сохранились многочисленные копии стихотворений Некрасова, сделанные разными лицами, часто неизвестными. Много стихотворений переписал в свою тетрадь П. Л. Лавров (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 340). Большой интерес представляют и конфискованные полицией или III Отделением тетради разных лиц со списками стихотворений Некрасова: тетрадь М. А. Куколь-Яснопольского (ЦГАОР, ф. 109, оп. 214, ед. хр. 380), тетрадь Н. Латкиной (ЦГАОР, ф. 95, оп. 2, ед. хр. 112) и др. Подобные материалы могли быть учтены в данном издании лишь частично, ибо количество их огромно; к тому же очевидно, что очень многие из них еще не выявлены.

Комментарий к первому тому содержит сведения о музыкальных переложениях некрасовских текстов (в данном случае использован указатель: Н. А. Некрасов в музыке. Сост. Г. К. Иванов. М., 1972).[10]

Подготовка текстов стихотворений 1838–1839 гг., вариантов и комментариев к ним осуществлена В. Э. Вацуро; подготовка текстов стихотворений 1840–1855 г., вариантов и комментариев к ним – А. М. Гаркави.

Условные сокращения, принятые в настоящем томе

Кроме этого списка в этом томе, как и в некоторых последующих томах, имеются списки условных сокращений с аннотированными описаниями отдельных автографов и других уникальных источников текста, а также сокращений, относящихся к оформлению раздела «Другие редакции и варианты» (см. вступительные заметки к этому разделу в соответствующих томах).

 

АсК – Архив села Карабихи. Письма Н. А. Некрасова и к Некрасову. М., 1916.

Ашукин – Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М., 1935.

БдЧ – «Библиотека для чтения».

БелинскийБелинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I–XIII. М., 1953–1959.

Боград ОЗ – Боград В. Э. Журнал «Отечественные записки». 1868–1884. Указатель содержания. М., 1971.

Боград Совр. – Боград В. Э. Журнал «Современник». 1847–1866. Указатель содержания. М.-Л., 1959.

BE – «Вестник Европы».

ВЛ – «Вопросы литературы».

ГА – Государственный архив (вслед за сокращением пишется название области).

ГБЛ – Рукописный отдел Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (Москва).

ГерценГерцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954–1966.

ГИМ – Отдел письменных источников Государственного исторического музея СССР (Москва).

ГМ – «Голос минувшего».

ГПБ – Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).

ГЦТМ – Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва).

ДальДаль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I–IV. М., 1955.

Добролюбов – Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти т. М.-Л., 1961–1964.

Докл. РБО – Доклады и отчеты Русского библиологического общества. Новая серия.

ДостоевскийДостоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. Л., 1972- (издание продолжается).

ЖМНП – «Журнал Министерства народного просвещения».

ИВ – «Исторический вестник».

ИРЛИ – Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР (Ленинград).

ИРЛИ б – Библиотека Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР (Ленинград).

ЛГ – «Литературная газета».

ЛГТБ – Архив Ленинградской государственной театральной библиотеки им. А. В. Луначарского.

ЛГУ – Ленинградский государственный университет.

ЛН – «Литературное наследство»..

ЛПРИ – «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“».

ЛПРН – «Нива. Ежемесячные литературные приложения».

М – «Москвитянин».

Масанов – Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, – ученых и общественных деятелей в 4-х т. М., 1956–1960.

MB – «Московские ведомости».

МиЗ – Мечты и звуки. Стихотворения Н. Н<екрасова>. СПб., 1840.

Н – «Нива».

НБ – «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета».

Некр. в восп. – Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников, М., 1971.

Некр. по мат. ПД – Некрасов по неизданным материалам Пушкинского Дома. Пг., 1922.

Некр. сб. – Некрасовский сборник. I–III. М.-Л., 1951, 1956, 1960; IV, V, VI, VII. Л, 1967, 1973, 1978, 1980.

Никитенко – Никитенко А. В. Дневник в 3-х т. [Л.], 1955–1956.

ОЗ – «Отечественные записки».

О Некр. – О Некрасове, вып. I–III. Ярославль, 1958, 1968, 1971.

П – «Пантеон русского и всех европейских театров».

ПА – альманах «Первое апреля». СПб., 1846.

Панаев – Панаев И. И. Литературные воспоминания. Л., 1950.

Панаева – Панаева (Головачева) А. Я. Воспоминания. М., 1972.

ПП – Последние песни. Стихотворения Н. Некрасова. СПб., 1877.

ПСб – Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.

ПСС – Некрасов И. А. Полн. собр. соч. и писем, т. I–XII. М., 1948–1953.

ПССт 1927 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1927.

ПССт 1928 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1928.

ПССт 1931 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. Изд. 6-е, М.-Л., 1931.

ПССт 1934–1937 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений, т. I. М.-Л., 1934; т. II (кн. 1 и 2). М.-Л., 1937.

ПССт 1967 – Некрасов Н. А. Полн.

Скачать:TXTPDF

большого промежутка времени от начала творческого пути поэта и вплоть до той поры, когда в его стихах (в частности, в «Поэте и гражданине», 1855–1856) явственно прозвучали призывы к революционной борьбе.