большого промежутка времени от начала творческого пути поэта и вплоть до той поры, когда в его стихах (в частности, в «Поэте и гражданине», 1855–1856) явственно прозвучали призывы к революционной борьбе. Произведения, представленные в настоящем томе, принадлежат к ценнейшим художественным документам той эпохи. Вместе с тем они характеризуют становление Некрасова как поэта, зарождение и развитие революционно-демократических мотивов в его творчестве.
В соответствии с жанровым принципом, принятым в композиции всего издания, в первом томе сосредоточены собственно стихотворения. Некоторые некрасовские произведения тех лет вошли в другие тома: поэмы «В. Г. Белинский» и «Саша» – в том, отведенный для поэм (т. IV); ранняя «драматическая фантазия в стихах» «Юность Лермонтова» – в том драматических произведений (т. VI).
Из стихотворений Некрасова, содержащихся в его пьесах, романах, фельетонах, рецензиях, письмах, автобиографических заметках (см. т. VI–IX, XI–XIII, XV наст, изд.), в первом томе перепечатываются лишь те, которым он придавал самостоятельное значение, публикуя их (или предполагая публиковать) в виде отдельных произведений.
Стихотворения, составляющие первый том, относятся к двум периодам творческого пути Некрасова – периоду литературного ученичества (1838–1844 гг.) и периоду зрелого мастерства (с 1845 г.). Середина 1840-х гг. была важнейшим рубежом в эволюции поэта. Именно тогда Некрасов получил признание как выдающийся поэт, – об этом говорили и писали и читатели, и литераторы; первым критиком, «открывшим» Некрасова, был В. Г. Белинский (см. комментарий к стихотворению «В дороге», 1845). Позже Н. Г. Чернышевский отнес становление Некрасова как великого поэта также к середине 1840-х гг.[1] Это мнение принято и в научной литературе. К. И. Чуковский охарактеризовал годы 1838–1844 как «период литературной работы Некрасова, в течение которого он так трудно и медленно формировал свой писательский стиль».[2] В статье, специально посвященной вопросу периодизации творческого пути Некрасова, М. М. Гин пишет: «Ни в коем случае мы не имеем права упускать из вида один важнейший рубеж в творческом пути Некрасова – середину 40-х годов, начало его зрелого поэтического творчества».[3]
Сам Некрасов неизменно браковал свои ранние стихи. В первые три прижизненные издания своих «Стихотворений» (1856, 1861, 1863) он включил произведения, написанные не ранее 1845 г. В последних трех изданиях (1864, 1869, 1873–1874) он поместил и несколько более ранних юмористических стихотворений, по лишь в приложении и с особым примечанием, в котором давал своим ранним стихам весьма строгую критическую оценку (см. комментарий к стихотворению «Говорун», с. 679 наст. тома).[4]
Прижизненные издания своих «Стихотворений» (начиная со второго) Некрасов открывал стихотворением «В дороге» (1845) – произведением, которое знаменовало собою начало нового этапа в его творчестве, было восторженно встречено В. Г. Белинским, высоко оценено А. И. Герценом и А. А. Григорьевым. Первое издание «Стихотворений» (1856) открывалось программным стихотворением «Поэт и гражданин» (которое входит во второй том настоящего издания), но сразу вслед за ним стояло стихотворение «В дороге».
В связи с вышесказанным в настоящем томе в качестве первого отдела помещены стихотворения 1845–1855 гг., причем этот отдел (и весь том) открывается стихотворением «В дороге». Стихотворения 1838–1844 гг. составляют второй отдел. Затем следуют небольшие отделы «Коллективное» (стихотворения, написанные Некрасовым в соавторстве) и «Dubia». В отдел «Dubia» вошли лишь такие стихотворения, принадлежность которых Некрасову (вызывает мало сомнений. Стихотворения 1838–1855 гг., включавшиеся в издания Некрасова ошибочно или без достаточных оснований, в настоящем томе не перепечатаны, – им посвящена особая заметка, непосредственно связанная с комментарием к отделу «Dubia» (на с. 706–708 наст. тома).
Внутри каждого отдела стихотворения расположены в хронологическом порядке. При этом все они распределены по годовым рубрикам. Такое распределение является в известной мере условным (так как над некоторыми стихотворениями Некрасов работал в течение нескольких лет, да и не всегда год написания стихотворения может быть точно определен), но оно удобно для читателя и опирается на многолетнюю традицию издания стихотворений Некрасова. Стихотворения, над которыми поэт работал в течение нескольких лет, отнесены к тому году, на который приходится основная часть работы. Более точные сведения о датировке стихотворений сообщаются в комментариях.
Основанием для датировки многих стихотворений Некрасова является дата цензурного разрешения той книжки журнала, в которой они были впервые опубликованы: журнал обычно проходил через цензуру в уже отпечатанном виде и в ближайшие дни после этого выпускался в свет. Поэтому сведения о цензурном разрешении журналов приводятся в комментариях.[5]
Важным основанием для датировки большой группы стихотворений 1855 г. является их наличие в датированных тетрадях автографов: в Зап. тетр. № 1 и Зап. тетр. № 2, на которых имеются дарственные надписи А. Я. Панаевой с датой «21 мая 1855» (стихотворения, черновые автографы которых содержатся в этих тетрадях, были написаны, очевидно, не ранее этого дня), а также в тетради, которую Некрасов передал московскому книгоиздателю К. Т. Солдатенкову 7 июня 1855 г.[6] (по-видимому, стихотворения, беловые автографы которых находятся в этой тетради, были написаны до этого дня).[7]
В комментариях к настоящему тому использовано большое количество материалов, проясняющих творческую историю стихотворений. Составители учли все заметки Некрасова о своих стихотворениях (приведенные С. И. Пономаревым в Ст 1879), а также многие фактические данные, сообщенные К. И. Чуковским в советских изданиях стихотворений Некрасова. Составители данного тома опирались также на свои комментарии в ПССт 1967.
Стремясь более полно осветить общественное значение стихотворений Некрасова, составители внесли в комментарий сведения о литературной борьбе вокруг некрасовских стихотворений, о хождении стихотворений Некрасова в рукописном виде и т. д.
Широкое распространение стихотворений Некрасова в рукописях – характернейшее явление русской общественной жизни середины прошлого века. Оно не только свидетельствовало о большом интересе читателей к творчеству поэта, но и зачастую было связано с вольнолюбивыми настроениями. Так, после того как первое издание «Стнхотрорений» Некрасова в конце 1856 г. подверглось цензурным репрессиям (подробно об этом см. т. II наст. изд., комментарий к стихотворению «Поэт и гражданин»), особенно усилилась нелегальная циркуляция текстов Некрасова. Имели хождение экземпляры запрещенной книги «Стихотворений» с рукописными вставками (некоторые из них учтены в комментариях к настоящему тому, а обнаруженные в них разночтения текстов приведены в разделе «Другие редакции и варианты»);[8] книгу переписывали от руки и целиком. Без ведома Некрасова его стихотворения печатались и перепечатывались за границей (Ст 1859, Ст 1862, ряд публикаций в сборниках и периодической печати).[9]
В архивах сохранились многочисленные копии стихотворений Некрасова, сделанные разными лицами, часто неизвестными. Много стихотворений переписал в свою тетрадь П. Л. Лавров (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 340). Большой интерес представляют и конфискованные полицией или III Отделением тетради разных лиц со списками стихотворений Некрасова: тетрадь М. А. Куколь-Яснопольского (ЦГАОР, ф. 109, оп. 214, ед. хр. 380), тетрадь Н. Латкиной (ЦГАОР, ф. 95, оп. 2, ед. хр. 112) и др. Подобные материалы могли быть учтены в данном издании лишь частично, ибо количество их огромно; к тому же очевидно, что очень многие из них еще не выявлены.
Комментарий к первому тому содержит сведения о музыкальных переложениях некрасовских текстов (в данном случае использован указатель: Н. А. Некрасов в музыке. Сост. Г. К. Иванов. М., 1972).[10]
Подготовка текстов стихотворений 1838–1839 гг., вариантов и комментариев к ним осуществлена В. Э. Вацуро; подготовка текстов стихотворений 1840–1855 г., вариантов и комментариев к ним – А. М. Гаркави.
Условные сокращения, принятые в настоящем томе
Кроме этого списка в этом томе, как и в некоторых последующих томах, имеются списки условных сокращений с аннотированными описаниями отдельных автографов и других уникальных источников текста, а также сокращений, относящихся к оформлению раздела «Другие редакции и варианты» (см. вступительные заметки к этому разделу в соответствующих томах).
АсК – Архив села Карабихи. Письма Н. А. Некрасова и к Некрасову. М., 1916.
Ашукин – Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М., 1935.
БдЧ – «Библиотека для чтения».
Белинский – Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I–XIII. М., 1953–1959.
Боград ОЗ – Боград В. Э. Журнал «Отечественные записки». 1868–1884. Указатель содержания. М., 1971.
Боград Совр. – Боград В. Э. Журнал «Современник». 1847–1866. Указатель содержания. М.-Л., 1959.
BE – «Вестник Европы».
ВЛ – «Вопросы литературы».
ГА – Государственный архив (вслед за сокращением пишется название области).
ГБЛ – Рукописный отдел Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (Москва).
Герцен – Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954–1966.
ГИМ – Отдел письменных источников Государственного исторического музея СССР (Москва).
ГМ – «Голос минувшего».
ГПБ – Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
ГЦТМ – Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва).
Даль – Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I–IV. М., 1955.
Добролюбов – Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти т. М.-Л., 1961–1964.
Докл. РБО – Доклады и отчеты Русского библиологического общества. Новая серия.
Достоевский – Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. Л., 1972- (издание продолжается).
ЖМНП – «Журнал Министерства народного просвещения».
ИВ – «Исторический вестник».
ИРЛИ – Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР (Ленинград).
ИРЛИ б – Библиотека Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР (Ленинград).
ЛГ – «Литературная газета».
ЛГТБ – Архив Ленинградской государственной театральной библиотеки им. А. В. Луначарского.
ЛГУ – Ленинградский государственный университет.
ЛН – «Литературное наследство»..
ЛПРИ – «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“».
ЛПРН – «Нива. Ежемесячные литературные приложения».
М – «Москвитянин».
Масанов – Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, – ученых и общественных деятелей в 4-х т. М., 1956–1960.
MB – «Московские ведомости».
МиЗ – Мечты и звуки. Стихотворения Н. Н<екрасова>. СПб., 1840.
Н – «Нива».
НБ – «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета».
Некр. в восп. – Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников, М., 1971.
Некр. по мат. ПД – Некрасов по неизданным материалам Пушкинского Дома. Пг., 1922.
Некр. сб. – Некрасовский сборник. I–III. М.-Л., 1951, 1956, 1960; IV, V, VI, VII. Л, 1967, 1973, 1978, 1980.
Никитенко – Никитенко А. В. Дневник в 3-х т. [Л.], 1955–1956.
ОЗ – «Отечественные записки».
О Некр. – О Некрасове, вып. I–III. Ярославль, 1958, 1968, 1971.
П – «Пантеон русского и всех европейских театров».
ПА – альманах «Первое апреля». СПб., 1846.
Панаев – Панаев И. И. Литературные воспоминания. Л., 1950.
Панаева – Панаева (Головачева) А. Я. Воспоминания. М., 1972.
ПП – Последние песни. Стихотворения Н. Некрасова. СПб., 1877.
ПСб – Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.
ПСС – Некрасов И. А. Полн. собр. соч. и писем, т. I–XII. М., 1948–1953.
ПССт 1927 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1927.
ПССт 1928 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1928.
ПССт 1931 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. Изд. 6-е, М.-Л., 1931.
ПССт 1934–1937 – Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений, т. I. М.-Л., 1934; т. II (кн. 1 и 2). М.-Л., 1937.
ПССт 1967 – Некрасов Н. А. Полн.