посмертные собрания сочинений (т. V. СПб., 1889; т. V. М., 1912).
«Мое разочарование» – пародия на помещенное в «Рауте» стихотворение Каролины Павловой «Рассказ Лизы» (отрывок из поэмы «Кадриль»). Издатель «Раута» Н. В. Сушков извещал в особой примечании, что «Рассказ Лизы» написан «пятистопным хореем, очень редко встречающимся у нас, особенно в целых пиесах». Иронизируя над этим примечанием, Некрасов (от имени Нового поэта) сообщал в своей рецензии, что «Мое разочарование» он написал «в четверть часа» и притом «тем же трудным, по уверению издателя „Раута“, размером, каким написана поэма г-жи Павловой». Лиза в поэме К. Павловой – экзальтированная дворянская барышня: она постоянно восхищается красотами природы, сравнивает себя с литературными героинями и т. д. Лизу постигает разочарование: жених изменил ей, узнав, что она получила в наследство только 60 тысяч рублей. В «Моем разочаровании» Некрасов высмеял тех дворянских юношей и девушек, которые отличались восторженной и беспочвенной мечтательностью (ср. стихотворение «Женщина, каких много»).
Юрьевец-Повольск – Юрьевец, город на Волге (при впадении в нее р. Унжи), неподалеку от Костромы.
Клио (греч. мифол.) – муза истории.
Жан-Поль – псевдоним немецкого писателя-романтика И.-П.-Ф. Рихтера (1763–1825).
Демосфен (384–322 до н. э.) – древнегреческий оратор.
Галич А. И. (1783–1848) – философ-идеалист, профессор Петербургского университета.
Глинка – по-видимому, речь идет о поэте Ф. Н. Глинке (1786–1880), стихи которого Некрасов неоднократно высмеивал (в частности, и в рецензии на «Раут»),
Ричардсон С. (1689–1761) – английский писатель, автор романов «Памела», «Кларисса Гарлоу» и «История сэра Грандисона».
Декандоль О.-П. (1778–1841) – швейцарский ботаник, автор монументального труда «Физиология растений».
Шамиссо А. (1781–1838) – немецкий писатель и ученый-натуралист.
Мильтон Д. (1608–1674) – английский поэт и публицист, автор поэм «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».
Соутей – Соути Р. (1774–1843), английский поэт-романтик; уже в начале XIX в. русским читателям были хорошо известны его баллады, переведенные Жуковским.
Шеллинг Ф.-В.-И. (1775–1854) – немецкий философ-идеалист.
Клопшток Ф.-Г. (1724–1803) – немецкий поэт, автор поэмы «Мессиада».
Тацит (ок. 58-после 117) – древнеримский историк.
Ламартин А.-М.-Л. (1790–1869) – французский поэт-романтик.
Печатается по Ст 1874, Приложение 3: Юмористические стихотворения разных годов, с. 235–251.
Впервые опубликовано: С, 1851, № 8 (ценз. разр. – 8 авг. 1851 г.), «Смесь», с. 11–21, в «Заметках Нового поэта о русской журналистике», под заглавием: «Беседа журналиста с подписчиком», без подписи. Перепечатано в изданном Некрасовым сборнике «Для легкого чтения» (т. IX. СПб., 1859) под заглавием: «Беседа журналиста с подписчиком. Драматическая сцена»; вместо подписи: ***.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1874. В другие прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Автограф не найден.
В Ст 1874 датировано: «1851». Написано в июне, июле или начале августа 1851 г. (между выходом упомянутой в стихотворении статьи А. Н. Афанасьева в ОЗ и публикацией «Делового разговора»).
В С тексту произведения предшествовали слова: «Публика! журналы! журналисты! соперничество! подписчики! Взявшись писать о русской журналистике, в последнее время я так много думал обо всем этом, что в голове моей образовалась целая поэма, в которой должен отразиться характер современной нашей журналистики. Я дал моей поэме драматическую форму и теперь деятельно пишу ее. Вот первая „Беседа“, или первая часть моей драматической поэмы; надеюсь, публика прочтет ее с любопытством и благодарностию; я думаю, еще ни один литератор так горячо не хлопотал об интересах публики, как хлопочу я в моей поэме».
Под именем «Журналиста» выведен Андрей Александрович Краевский (1810–1889), издатель-редактор ОЗ. В стихотворении разоблачаются недостойные приемы, к которым он прибегал в полемике с другими журналами, в частности с С. При перепечатке в Ст 1874 Некрасов исключил те выпады против Краевского, которые утратили актуальность в 1870-х гг., в результате чего стихотворение стало значительно короче.
О роли петуха в языческом быту, Значенье кочерги, история ухвата… – Намек на статью А. Н. Афанасьева «Религиозно-языческое значение избы славянина» (ОЗ, 1851, № 6). Эта статья Была типична для «мифологической» школы, сводившей народное творчество исключительно к древнейшим мифам.
…«слова, слова, слова!»… – цитата из трагедии Шекспира «Гамлет» (д. 2, сц. 1).
Вы отзывалися с разумной похвалой О Пушкине… – Речь идет о статьях Белинского, печатавшихся в ОЗ, как и прочие статьи критического отдела, без подписи.
«Мы с тобой бестолковые люди…»*
Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 73.
Впервые опубликовано: С, 1851, № 11 (ценз. разр. – 31 окт. 1851 г.), с. 90, без подписи.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф – ГБЛ, ф. 195, 5755. 2. Беловой автограф с заглавием «К***» – ГБЛ (Солд. тетр., л. 15 об. – 16).
В Ст 1879 датировано: «1851», – видимо, по времени первой публикации.
Обращено к А. Я. Панаевой.
Положено на музыку (М. П. Вохина, 1865).
Новый год*
Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, Приложение 1: Юмористические стихотворения 1842-45 годов, с. 207–209.
Впервые опубликовано: С, 1852, № 1 (ценз. разр. – 31 дек. 1851 г.), «Смесь», с. 172–173, в статье «Литературный маскарад накануне нового (1852) года. (Заметки поэта)», без заглавия и подписи.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. В Ст 1861, Ст 1863 и Ст 1864 отсутствовало, вероятно, из-за цензурных препятствий. В Ст 1869 и 1873 помещено в приложении «Юмористические стихотворения 1842-45 годов», видимо, лишь по цензурно-тактическим соображениям: стихотворение не имеет юмористического характера и написано гораздо позже.
Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 27–28 об.).
В Ст 1879 датировано: «1852» – по времени первой публикации. Написано, очевидно, в конце 1851 г.
Н. Г. Чернышевский цитировал ст. 31–33, 35–36 из «Нового года», придав им ярко революционный смысл, в статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» (Чернышевский, т. V, с. 392), а ст. 27, 29–30 привел в романе «Что делать?» (т. XI, с. 336); см. об этом: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, вып. 1. Саратов, 1958, с. 521. Стихотворение перепечатывалось в кн.: Лютня. Собрание свободных русских песен и стихотворений. Лейпциг, 1869 (изд. 2-е. Лейпциг, 1873; изд. 5-е. Лейпциг, 1879; изд. 6-е. Лейпциг, б. г.).
1852
«Блажен незлобивый поэт…»*
Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 92–94.
Впервые опубликовано: С, 1852, № 3 (ценз. разр. – 29 февр. 1852 г.), с. 147–148, с датой: «25 февраля 1852 года» и подписью; «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Беловой автограф с датой: «22 февр. 1852» – ГБЛ (Солд. тетр., л. 32 об. -33 об.).
В Р. б-ке под текстом указано: «В день смерти Гоголя, 21 февраля 1852».
Написано на смерть Н. В. Гоголя (умер в Москве 21 февраля 1852 г.) по мотивам лирического отступления в «Мертвых душах» (т. 1, гл. VII). Явилось одним из первых манифестов гражданского (так называемого «гоголевского») направления в борьбе против школы «чистого искусства». Гоголь был прототипом поэта-сатирика, но Некрасов придал этому образу и обобщенные черты передового гражданина. Строки «Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья», «И как любил он – ненавидя!» (подобных слов у Гоголя не было) вызвали возражение приверженцев «чистого искусства». «При всем нашем добросовестном старании, – восклицал Дружинин, – мы с вами ни разу не попробовали любить ненавидя или ненавидеть любя» (Дружинин А. В. Собр. соч., т. VIII. СПб., 1867, с. 468). Напротив, Чернышевский подхватил эти стихи и, пользуясь намеками, разъяснял читателям их революционный смысл, «…никогда, – писал он, – „незлобивый поэт“ не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, „питая грудь ненавистью“ ко всему низкому, пошлому и пагубному, „враждебным словом отрицанья“ против всего гнусного „проповедует любовь“ к добру и правде» (Чернышевский, т. III, с. 21–22). «Под впечатлением» некрасовских стихов И. С. Тургенев написал статью о Гоголе, за публикацию которой был арестован и выслан в Спасское (см.: Тургенев, Письма, т. II, с. 48–49).
Полемизируя с Некрасовым, Я. П. Полонский написал стихотворение «Блажен озлобленный поэт…» (1872). Реминисценция строки «Блажен незлобивый поэт» – в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин» (1855–1856); «Блажен болтающий поэт».
Существует предположение, что прообразом «незлобивого поэта» был В. А. Жуковский (см.: Гин М. От факта к образу и сюжету. М., 1971, с. 169–181).
10 января 1860 г. на первом вечере в пользу Литературного фонда Некрасов прочитал свои стихотворения «Блажен незлобивый поэт…» и «Еду ли ночью по улице темной…».
Муза*
Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 67–69.
Впервые опубликовано: С, 1854, № 1 (ценз. – разр. – 31 дек 1853 г.), с. 75–76, с подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Известны три беловых автографа: один с надписью «Дарю это стихотворение Николаю Боткину с тем, чтоб он никому не давал его списывать. Н. Некрасов. И августа 1852» (ЦГАЛИ, ф. 338, вд. хр. 17; факсимиле – ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 19–21); другой – в письме Некрасова к И. С. Тургеневу от середины ноября 1852 г. (ИРЛИ, 21 194); третий – ГБЛ (Солд. тетр., л. 85–87).
В Ст 1879 датировано: «1851», со ссылкой на указание автора. В Р. б-ке отнесено к 1852 г. (также по указанию автора). По всей видимости, Некрасов начал работу над «Музой» в середине мая 1852 г. (см. его письмо к И. С. Тургеневу от 16 мая 1852 г.), а закончил ее до 11 августа 1852 г. (как показывает автограф ЦГАЛИ).
Образ своей Музы Некрасов построил на скрытой полемике с обращением Пушкина к Музе в стихотворении «Наперсница волшебной старины…» (1821):
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
(См. об этом: Чуковский Корней. Мастерство Некрасова. М., 1971, с. 53–55). Стихотворение Пушкина было опубликовано лишь в 1855 г., но Некрасов познакомился с ним в рукописи, очевидно, еще весной 1852 г., непосредственно перед написанием «Музы» (см.: Гаркави А. М. Из разысканий о Некрасове. – О Некр., вып. III, с. 298–299).
23 ноября 1852 г. И. С. Тургенев писал Некрасову о стихотворении «Муза» (которое Некрасов прислал ему в письме): «…твои стихи хороши – хотя не встречается в них того энергического и горького взрыва, которого невольно от тебя ожидаешь – притом конец кажется как бы пришитым – уничтожь также следующую небрежность: „И юношеских лет прекрасные мечты…“, а через два стиха опять: „Желанья и мечты“ и т. д. Но, первые 12 стихов отличны и напоминают пушкинскую фактуру» (Тургенев, Письма, т. II, с. 88). Некрасов учел замечание: при публикации «Музы» он исключил четверостишие, в котором были слова «Желанья и мечты».
Придавая «Музе» принципиальное значение, Некрасов предполагал поместить ее в первом номере С за 1853 г. (см.: ПСС, т. X, с 183),