Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1. Стихотворения 1838-1855

А. Мои воспоминания, ч. 1. М., 1890, с. 35.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.

Автограф не найден.

 

Перед описанной в воспоминаниях сценкой, происходившей у Тургенева и послужившей поводом для стихотворения Некрасова, Фот сообщает о посещении поэта на Колокольной ул., где Некрасов проживал в 1850–1854 гг. Возможно, что стихотворение было не писано в 1850–1852 гг., до ссылки Тургенева в Спасское; но более вероятной датой представляется 1854 г., когда Некрасов сочинил ряд юмористических стихотворений (отчасти в соавторстве).

Видерт А. Ф. (1829–1886) – писатель; перевел на немецкий язык песни Кольцова, «Записки охотника», «Ревизора»; жил то в России, то в Германии; в 1850–1852 гг. и в январе-марте 1854 г. жил в России (Алексеев М. П. Первый немецкий перевод «Ревизора». – В кн.: Гоголь. Статьи и материалы. Л., 1954, с. 192–206).

Иван – И. Соколов, камердинер Тургенева.

 

Лето*

Печатается по беловому автографу ГБЛ. Точками заменены ненаписанные стихи, для которых в автографе оставлено место.

Впервые опубликовано: ОЗ, 1879, № 1, с. 64, в неподписанное статье «Из бумаг Николая Алексеевича Некрасова. (Библиографические заметки)», без ст, 9-12.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Беловой автограф с подписью: «А. Фет» – ГБЛ, ф. 195, п. 1 ед. хр. 8.

 

Эту дружескую пародию вслед за К. И. Чуковским (см.: ПСС, т. 1, с. 619) предположительно относим к 1854 г., когда Некрасов написал несколько шуточных стихотворений.

Здесь пародируется не какое-нибудь определенное стихотворение, а большой цикл пейзажной лирики Фета с характерными для нее перечислениями деталей и лирической недосказанности. Ближайшими объектами пародии, очевидно, были стихи Фета, посвященные временам года: «Весна» (так первоначально называлось стихотворение «Уж верба вся пушистая…»), «Летний вечер тих и ясен…», «Непогодаосень – куришь…» и др. Стих «И спешит, озираясь, куда-то», возможно, восходит к строке: «И ты идешь одна, украдкой, озираясь» (из стихотворения Фета «Когда мечтательно я предан тишине…»).

1855

Маша*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 70–72.

Впервые опубликовано: С, 1855, № 3 (ценз. разр. – 28 февр. 1855 г.), с. 87–88, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф без заглавия – ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 22~ 23). Авторизованная копия ст. 1-12 и беловой автограф ст. 13–14 – ГБЛ (Солд. тетр., л. 107 об. – 109).

 

В Ст 1879 датировано: «1851» (видимо, по указанию автора), но это неверно, так как черновой автограф находится среди записей 1855 г. Учитывая этот автограф и первую публикацию, следует датировать стихотворение началом 1855 г.

Прежде чем разрешить публикацию «Маши» в «Современнике», цензор В. Н. Бекетов передал стихотворение на просмотр председателю С.-Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусину-Пушкину, который потребовал: «1. <…> Изменить слово казенный. 2. Заменить другим чем мысли: „Но испорчен он был с малолетства Изученьем новейших наук“. 3. Заменить слово либерал другим», о чем Бекетов и сообщил Некрасову в письме (АсК, с. 78) Поэтому в журнале «Маша» появилась с искажениями.

Проанализировав «Машу», Чернышевский (т. V, с. 585–586) подводил читателей к выводу о порочности господствовавшего в тогдашней России общественного строя.

Положено на музыку (А. Красников, б. г.). В песенниках – с начала XX в. (Новейший песенник, содержащий в себе: песни, романсы и стихотворения. СПб., 1906).

 

«Я сегодня так грустно настроен…»*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 124.

Впервые опубликовано: С, 1855, № 5 (ценз. раэр. – 30 апр. 1855 г.), с. 136, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 103–103 об.).

 

В Ст 1879 датировано: «1854», а в Р. б-ке отнесено к 1856 г. Написано в апреле 1855 г. в деревне под Ярославлем; ср. в письме П. В. Анненкова к И. С. Тургеневу от 23 апреля 1855 г.: «О Некрасове ничего не мог узнать: он в деревне и прислал оттуда <в редакцию С> стихи, из которых одни: на приближение весны и смерти – превосходны» (Труды Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, вып. 3. [М.], 1934, с. 55).

Написано под впечатлением тяжелой болезни, которой Некрасов страдал с 1853 г. (см. комментарий к «Последним элегиям» на с. 632 наст. тома).

 

Свадьба*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 122–123.

Впервые опубликовано: С, 1855, № 11 (ценз. разр. – 31 окт. 1855 г.), с. 51–52, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф первоначальной редакции без заглавия с датой: «29 мар<та 1855 г.>» – ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 59 об. – 58 об.); публиковался под редакторским заглавием «Встреча» впервые – ПССт 1934–1937, т. I, с. 712–713). Переработав стихотворение, Некрасов создал «Свадьбу». Ее черновой автограф в виде разрозненных набросков, без заглавия – ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 93 об., 58, 49 об. – 49). Перебеленный сводный автограф с поправками и с датой; «23 апр<еля 1855 г.»> – ЦГАЛИ (Зап. тетр., л. 5–6). Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 13–14).

В Ст 1879 ошибочно датировано: «1854». Точные даты написания первоначальной и окончательной редакций выставлены в названных выше автографах.

Неоднократно указывалось, будто сюжет «Свадьбы» восходит к поэме английского поэта Д. Крабба (1754–1832) «Приходские списки» (см., например: Ст 1879, т. IV, с. XXXIX). Это неверно: Некрасов познакомился с поэмой Крабба лишь через несколько месяцев после написания «Свадьбы», да и сходство «Свадьбы» с «Приходскими списками» незначительно (см.: Левин Ю. Д. Некрасов и английский поэт Крабб. – Некр. сб., III, с. 478–480).

 

Налой (или аналой) – в православной церкви высокий покатый столик для книг и икон, перед которым совершался свадебный обряд.

 

«Давно – отвергнутый тобою…»*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 129.

Впервые опубликовано: С, 1856, № 9 (ценз. разр. – 31 авг. 1856 г.), с. 89, с подписью: «Н. Н.»; в оглавлении: «Стихотворение Н. А. Некрасова».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф первоначальной (незавершенной) редакции – ГБЛ А(3ап. тетр. № 3, л. 71); впервые опубликован К. И. Чуковским в статье «Неизданные стихотворения Н. А. Некрасова» (30 дней, 1931, № 1, с. 58) и в ПССт 1931, с. 494. Черновой автограф с заглавием «К***» и датой: «25 апр<еля 1855 г.>. Ночь» – ГБЛ Б (Зап. тетр. № 3, л. 72); факсимиле этого автографа в кн.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Рукописи Н. А. Некрасова. Каталог. Сост. Р. П. Маторина. М., 1939, между с. 8 и 9. Беловые автографы: 1) с заглавием: «К**» и датой: «24 апр<еля 1855 г.>» – ЦГАЛИ (Зап. тетр., л. 6 об.); 2) с тем же заглавием – ГБЛ (Солд. тетр., л. 87 об. – 88); 3) с тем же заглавием – в письме к И. С. Тургеневу от 30 июня – 1 июля 1855 г. – ИРЛИ, 21 194; 4) без заглавия – наборная рукопись 1856 г. – ИРЛИ, ф. 163, ед. хр. 855. Список И. С. Тургенева с заглавием: «К***» – ГБЛ, ф. 306, к. 1, ед. хр. 10.

 

В Ст 1879 датировано: «1854», со ссылкой на указание автора. Однако, как показывают датирующие пометки в автографах, стихотворение было написано 24–25 апреля 1855 г.

Посвящено А. Я. Панаевой; написано под впечатлением размолвки с ней. Об этом сообщил Н. Г. Чернышевский (т. XIV, с. 144). Чернышевский очень любил это стихотворение (см. комментарий к стихотворению «Когда из мрака заблужденья…» на с. 580 наст. тома). В романе «Что делать?» (гл. V, разд. XXII) Катерина Полозова со своим хором исполняют «Давно – отвергнутый тобою…» и «Песню Еремушке» Некрасова. На вопрос Некрасова: «Понравятся ли тебе эти стихи» (ПСС, т. X, с. 225) – Тургенев отвечал: «Стихи твои „К **“ просто пушкински хороши – я их тотчас на память выучил» (Тургенев, Письма, т. II, с. 295).

Положено на музыку (И. Ф. Грабанек, 1865; К. Ю. Давыдов, 1879; Ф. Струве, 1889; С. А. Гире, 1893; Ц. А. Кюи, 1902; Б. М. Терентьев, 1970).

 

Памяти <Асенков>ой*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 74–77.

Впервые опубликовано: С, 1855, № 9 (ценз. разр. – 31 авг. 1855 г.), с. 31–33, под заглавием: «Воспоминание. (Отрывок)» и с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено (под тем же заглавием): Ст 1856. Перепечатывалось (с заглавием: «Памяти – ой») в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф без заглавия среди записей, относящихся к весне 1855 г., — ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 82–80). В этом автографе- две редакции ст. 1-40 и набросок ст. 61–62. Более поздний сводный черновой автограф с заглавием: «Воспоминание. (Памяти А-ой)» и датой: «1854 ноябрь-1855 апрель» – ЦГАЛИ (Зап. тетр., л. 7–8 об.). Беловой автограф с заглавием: «Актриса. [Памяти Н. Н. А.]» – ГБЛ (Солд. тетр., л. 77 об. – 81). Черновые автографы показывают, что Некрасов вначале колебался, строить ли повествование в форме обращения к героине или в 3-м лице. В чер-повом автографе ЦГАЛИ и в беловом автографе ГБЛ после ст. 48 были еще 16 строк, впоследствии перешедших в стихотворение «Прекрасная партия», причем первые 8 из них подверглись значительной правке (ср. в «Прекрасной партии» ст. 161–176).

 

В Ст 1879 ошибочно датировано: «1853». Датируется по черновому автографу ЦГАЛИ.

На полях своего экземпляра Ст 1873, т. I, ч… 1, Некрасов пометил: «Актрисе Асенковой, блиставшей тогда. Бывал я у нее; помню похороны, – похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина: теперь таких вообще не бывает. Это собственно эпизод из пьесы „Прекрасная партия“, которую писал наскоро для Дружинина, не успел отделать, и она долго валялась» (Ст 1879, т. IV, с. XXXIV). Слова «для Дружинина» в данном случае означают: для выходившей под редакцией А. В. Дружинина «Библиотеки для чтения».

 

Асенкова Варвара Николаевна (1817–1841) – водевильная и драматическая актриса. Сильное впечатление, которое произвела игра Асенковой на юношу Некрасова, отразилось в стихотворении 1840 г. «Офелия». Около 1840 г. Некрасов мог бывать у нее, поскольку ее квартира была местом, где часто собиралась увлекавшаяся театром молодежь (сводку материалов об отношении Некрасова к Асенковой см. в работе Н. И. Куделько, помещенной в кн.: Евгеньев-Максимов В. Е. и др. Некрасов и театр. Л.-М., 1948, с. 54–74), Асенкова умерла от туберкулеза, В ст. 29–48 точно описаны обстоятельства, предшествовавшие ее смерти. Похороны Асенковой (22 апреля) были очень многолюдными (см. их описание в ЛГ от 24 апр.

Скачать:TXTPDF

А. Мои воспоминания, ч. 1. М., 1890, с. 35. В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920. Автограф не найден.   Перед описанной в воспоминаниях сценкой, происходившей у Тургенева и послужившей