1841 г.) и, видимо, отчасти приняли характер политической демонстрации (об этом А. Ф. Кони говорил К. И. Чуковскому – см.: ПСС, т. I, с. 541): среди отвергнутых артисткой «бездушных невежд» называли Николая I, которого многие считали главным виновником ее ранней смерти. Биограф Асенковой сообщает: «С именем В. Н. Асенковой связана также легенда, переданная нам лично М. Г. Савиной (со слов артистов П. А. Каратыгина и П. К. Громовой) и А. Ф. Кони (со слов своего отца Ф. А. Кони), что в последний год жизни Асенковой Николай грубо пытался снискать расположение артистки. Но Асенкова „посмела“ уклониться от этой „чести“ Военщина, стоявшая за спиной Николая, подвергла ее яростной травле, и артистка, не выдержав нравственной пытки, приняла яд. Все усилия лучших врачей не могли спасти ее» (Брянский А. М. В. И. Асенкова. Л., 1947, с. 58).
И ты на сцену в первый раз… – Дебют Асенковой на сцене Александрийского театра 21 января 1835 г. прошел с огромным успехом. Присутствовать на этом спектакле Некрасов не мог: он приехал в Петербург лишь через три с лишним года.
Твой закат был странен и прекрасен… – В последний раз Асенкова выступала на сцене за несколько недель до смерти, 16 февраля 1841 г., в болезненном состоянии.
Печатается по Ст 1873, т. 1, ч. 1, с. 29–33.
Впервые опубликовано: С, 1855, № 5 (ценз. разр. – 30 апр. 1855 г.), с 132–135, с подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф без заглавия – ГБЛ (Зап тетр. № 3, л. 57 об. – 51 об.); отдельный набросок «Выпьет 25 стакан<ов>» и т. д. – ГБЛ (Зап. тетр. № 1, л. 89). Беловой автограф – ГВЛ (Солд. тетр., л. 8-12 об.).
В Ст 1879 датировано: «1818», по указанию автора. Однако наличие чернового (сильно правленного) автографа в Зап. тетр. № 3 позволяет уверенно датировать начало и большую часть работы над стихотворением весной 1855 г. Некоторая доработка «Извозчика» была, очевидно, произведена в 1856 г. при подготовке Ст 1856.
Сюжет о повесившемся извозчике был широко распространен в беллетристике 1830-1840-х гг. («Психологическое явление» М. П. Погодина, «Мешок с полуимпериалами» В. П. Бурнашева, «Ночной извозчик» Ф. В. Булгарина, «Мешок с золотом» Н. А. Полевого), а позже – в устной передаче, в виде анекдота. Некрасов переработал этот сюжет, придав ему ярко демократическое звучание (см.: Гаркави А. М. К вопросу об источниках поэзии Н. А. Некрасова. – Учен. зап. Калининградского пед. ин-та, 1957, вып. 3, с. 253–254; Гин М. М. Из истории борьбы Некрасова с ложной народностью. – Некр. сб., III, с. 273–280). С «Извозчиком» связано более позднее стихотворение Некрасова «Эй, Иван!» (1867): среди черновых записей 1855 г. – четверостишие, очевидно относившееся К «Извозчику», а впоследствии перешедшее (с изменением в ст. 1) в стихотворение «Эй, Иван!»: «Выпьет 25 стакан<ов>…» и т. д.
В С ст. 25–28 были напечатаны с цензурным искажением: была вытравлена намеченная еще в черновом автографе мысль о крепостничестве как помехе для личного счастья Ванюхи и причине его самоубийства.
При прохождении через цензуру Ст 1861 член Главного управления цензуры П. П. Вяземский (в отзыве от 22 октября 1859 г.) настаивал на изъятии «Извозчика» (см.: Mazon A. Un maitre du roman russe Ivan Gontcharov. Paris, 1914, p. 398–399).
Грязна́я – улица в Петербурге (ныне ул. Марата), на которой находилась большая извозчичья «биржа».
Влас*
Печатается по Ст 1879, т. I, с. 138–141, где два четверостишия, следовавшие в прижизненных изданиях после ст. 52 и 76, исключены по указанию автора.
Впервые опубликовано: С, 1855, № 6 (ценз. разр. – 31 мая 1855 г.), с. 329–331, с подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф без заглавия среди записей, относящихся преимущественно к весне 1855 г., — ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 1–4 об). Беловой автограф ст. 1-10 с заглавием: «Начало стихотворения „Влас“» и датой записи: «10 дек. 1873» – в альбоме Г. П. Данилевского (ГПБ, ф. 326, ед. хр. 274, л. 185). Авторизованная копия А. Я. Панаевой, сделанная с текста С, – ГБЛ (Солд. тетр., л. 37–41).
В Ст 1879 датировано: «1854», со ссылкой на указание автора. Более точная датировка: весна 1855 г. (по времени работы над черновым автографом и первой публикации).
А. Я. Панаева рассказывает: «Некрасов написал стихотворение „Влас“ после свидания с одним из бывших крестьян его отца, который был сдан в солдаты, вернулся на родину после продолжительного срока своей службы и, не найдя в живых никого из своего семейства, посвятил остаток своей жизни на собирание пожертвований на построение церкви. Его занесло в Петербург, и оп пришел к Некрасову повидаться с ним, с сыном своего бывшего помещика. Некрасов долго беседовал со стариком, попивая с ним чай» (Панаева, с. 371),
Стихотворение связано с народными легендами о раскаявшемся разбойнике (см.: Гаркави А. М. Поэзия Н. А. Некрасова в годы «мрачного семилетия». – Учен. зап. Калининградского пед. ин-та, 1956, вып. 2, с. 34). В творчестве Некрасова «Влас» предвещает притчу «О двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов показал моральную красоту народа. Это было высоко оценено Ф. М. Достоевским, который, однако, был недоволен тем, что в стихотворении недостаточно выражены идеи смирения и «потребность страдания» (см.: Достоевский, т. XXI, с. 31–41).
Было перепечатано в бесцензурном издании: Русская хрестоматия. Сост. К. Днепровский. Прага, 1874.
Положено на музыку (Н. П. Брянский, 1896; А. А. Оленин, 1911).
Печатается по беловому автографу ГБЛ.
Впервые опубликовано (по Экз. Ефремова 1861): Розанов П. Неизданное стихотворение Н. А. Некрасова. – ЛН, т. 25–26. М., 1936, с. 589.
В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. I.
Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., раздел «Не для печати», л. 150).
Наличие этого автографа – единственное основание для датировки стихотворения.
«Чуть-чуть не говоря: ты сущая ничтожность…»*
Печатается по Ст 1869, ч. 1, с. 80.
Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 154. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений», кроме Ст 1873.
Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 94–94 об.).
В Ст 1879 ошибочно датировано: «1856». Наличие белового автографа в Солд. тетр. показывает, что стихотворение было написано до 7 июня 1855 г.
Без ведома автора было перепечатано в бесцензурном издании: Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов. Лейпциг, 1858 (Р. б-ка, т. I).
«Зачем насмешливо ревнуешь…»*
Печатается по беловому автографу ГБЛ.
Впервые опубликовано И. Розановым (по Экз. Ефремова 1861): ЛГ, 1938, 5 янв., № 1; уточнения по автографу сделаны К. Чуковским: Драгоценная находка. – Огонек, 1946, № 48–49, с. 21.
В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. I.
Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 91–93).
Наличие автографа является одним из оснований для датировки.
Обращено к А. Я. Панаевой.
…Музу темную мою Я прославляю и пою… – Имеется в виду стихотворение «Муза» (1852).
Не так же ль в юные лета… – Как указал К. И. Чуковский (ПСС, т. I, с. 620), эти стихи навеяны фактами из жизни А. Я. Панаевой, отразившимися в ее автобиографической повести «Семейство Тальниковых» (1847).
Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 39–43.
Впервые опубликовано: ст. 21–36 – С, 1851, № 11 (ценз. разр. – 31 окт. 1851 г.), «Смесь», с. 89, в «Заметках Нового поэта о русской журналистике», под заглавием: «Великий человек», без к подписи; полностью – С, 1856, № 8 (ценз. разр. – 31 июля 1856 г.), с. 203–205, с датой: «1846» и подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф с заглавием: «Секрет. (Современная баллада)» – ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 9-11). Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 17 об. -20). Корректура, назначавшаяся для С, но запрещенная и приобщенная к цензурным делам 12 августа 1855 г., — ЦГИА, ф. 777, оп. 2, 1855 г., ед. хр. 28, л. 72. Беловой автограф (наборная рукопись 1856 г.?): ст. 1-28 – ГБЛ, ф. 195, М. 4835. 9; ст. 29–76 – ИРЛИ, P. I, on. 20, № 139.
В Ст 1879, как и в С, «Секрет» датировано: «1846». Между тем черновой автограф в Зап. тетр. № 3 показывает, что основная часть работы над стихотворением была выполнена весною 1855 г. Возможно, Некрасов поставил в публикации С фиктивную дату «1846», чтобы цензура не искала в тексте злободневных намеков на «лица». А может быть, этой датой поэт хотел указать, что замысел «Секрета» возник у него давно.
Сюжет «Секрета» отчасти был намечен еще в некрасовской прозе 1840-х гг.: в фельетоне «Черты из характеристики петербургского народонаселения», 1844 (см.: ПСС, т. V, с. 481); в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (см.: ПСС, т. VI, с. 266); в романе «Три страны света», ч. 1, 1848 (см.: ПСС, т. VII, с. 61–66). Но в стихотворении сатира на русскую буржуазию стала более последовательной, острой и сильной.
Заглавие «Великий человек» (С, 1851) было, конечно, ироническим. Я. П. Бутков, намечая в рассказе «Сто рублей» (1845) тип русского капиталиста, употребил сходное выражение: «зародыш будущего великого человека» (Бутков Я. П. Повести и рассказы М., 1967, с. 97).
Анну с короною… – Эти слова в ряде публикаций были заменены точками: из-за цензуры нельзя было указать, что крупным орденом св. Анны с короной правительство наградило негодяя.
«Праздник жизни – молодости годы…»*
Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 102–103.
Впервые опубликовано: С, 1856, № 8 (ценз. разр. – 31 июля 1856 г.), с. 206, под заглавием: «Сознание», с датой: «1855» и подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856, с заглавием: «Сознание» и посвящением: «(Николаю Боткину)». Перепечатывалось (без заглавия и посвящения) в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф с датой: «11 марта <1855 г.>» – ИРЛИ, 21 195; подробное описание этого автографа: Степанов Н. Л. Как писал стихи Некрасов. – Лит. учеба, 1933, № 3–4, с. 73. Беловой автограф с датой: «1855» – ГБЛ (Солд. тетр., л. 3–3 об.); факсимиле начала этого автографа – ЛН, т. 53–54. М., 1949, с. 499. Беловой автограф (карандашом, относящийся, видимо, к 1856 г.) – ИРЛИ, P. I, оп. 20, № 142, л. 1–2 об. Все три автографа – с заглавием: «Сознание».
В Р. б-ке неверно датировано: «1854». Правильная дата: «1855» – в С и Ст 1879. Было написано (в черновом