Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1. Стихотворения 1838-1855

варианте) 11 марта 1855 г., доработано (как показывает наличие автографа в Солд. тетр.) до 7 июня 1855 г.

В черновом автографе концовка была другая: слово «любовь» осмыслялось в личном плане (см. в разделе «Другие редакции п варианты», с. 538, вм. 21–24, вариант б.). Переделка резко усилила социальное звучание концовки и всего стихотворения. Сторонник «чистого искусства» В. П. Боткин, выражая неудовольствие этой переделкой, писал Тургеневу 5 августа 1855 г.: «Представь себе, Некрасов последнюю строфу своего прекрасного стихотворения „К своим стихам“, с которого я взял у тебя список, – переменил. Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: „Та любовь etc“». (Боткин В. П., Тургенев. И. С. Неизданная переписка. М.-Л., 1930, с. 69).

Николай Петрович Боткин (1813–1869), которому стихотворение было посвящено в Ст 1856, — брат В. П. Боткина, путешественник.

Придавая стихотворению «Праздник жизни…» принципиальное значение, Некрасов в 1855 г. (как показывает Солд. тетр.) предполагал поместить его в начале сборника своих «Стихотворений».

 

Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! – По поводу этих стихов Чернышевский писал Некрасову 24 сентября 1856 г.: «…я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки <…> а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Исходя из такого понимания свободы творчества, Чернышевский утверждал, что талант Некрасова вполне «свободен» (Чернышевский, т. XIV, с. 314). Некрасов согласился с этим замечанием: 31 марта/12 апреля 1857 г. он писал Л. Н. Толстому о своем творческом процессе: «…мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

 

«Безвестен я. Я вами не стяжал…»*

Печатается по Ст 1869, ч. 1, с. 136, с заполнением цензурного пропуска в ст. 10 по беловому автографу ГБЛ.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 157. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений», кроме Ст 1873, куда не вошло, возможно, по цензурным причинам.

Черновой автограф – ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 21). Беловой автограф- ГБЛ (Солд. тетр., л. 84 об.); факсимиле этого автографа: ЛИ, т. 53–54. М., 1949, с. 73.

 

В Ст 1879 ошибочно датировано: «1856». Наличие автографов в указанных тетрадях позволяет уверенно отнести стихотворение к весне 1855 г.

 

«Тяжелый крест достался ей на долю…»*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 99–100.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 131–132. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф, включающий ст. 13–16 и отдельный па-бросок, относящийся к этому стихотворению, – ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 80). Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 109 об. – 110 об.).

 

В Ст 1879 ошибочно датировано: «1856». Наличие автографов в названных тетрадях дает основание уверенно датировать это стихотворение весною 1855 г.

С. И. Пономарев считал, что в стихотворении речь идет о матери Некрасова (Ст 1879, т. IV, с. XLVI). Возражая Пономареву, Н. Г. Чернышевский писал: «…дело идет о совершенно иной женщине, о той, любовь к которой была темою стольких лирических пьес Некрасова» (Чернышевский, т. I, с. 750). Стихотворение посвящено А. Я. Панаевой и навеяно обострением болезни Некрасова весною 1855 г. (см. ниже комментарий к «Последним элегиям»).

В 1889 г. в беседе со своим литературным секретарем М. П. Красновым Чернышевский назвал это стихотворение «лучшим лирическим произведением на русском языке» (ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 602).

Положено на музыку (К. Кехрибарджи, 1875; Я. Ф. Пригожий, 1877; А. С. Фаминцын, 1889).

 

Последние элегии*

Печатаются по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 125–128.

Впервые опубликованы: 1-я элегия – С, 1853, № 3 (ценз. разр. – 28 февр. 1853 г.), с. 120, без заглавия, с подписью:** (в оглавлении: ***); весь цикл, под заглавием: «Последние элегии» – Ст 1856, с. 186–189.

В собрание сочинений впервые включены: Ст 1856. Перепечатывались в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Незаконченный черновой автограф 3-й элегии – ГБЛ (Зап. тетр. № 1, л. 141 об. – 142). Беловой автограф всего цикла – ГБЛ (Солд. тетр., л. 22–24 об.).

 

В Ст 1879 датировано: «1853». Однако наличие чернового автографа 3-й элегии в Зап. тетр. № 1 убеждает, что она была написана не ранее 21 мая 1855 г. Наличие же белового автографа в Солд. тетр. показывает, что работа над циклом была завершена не позже 7 июня 1855 г.

Очевидно, работу над циклом Некрасов начал в 1853 г. под впечатлением тяжелой болезни (см. о ней: Белоголовый Н. А. Воспоминания и другие статьи. Изд. 4-е. СПб., 1901, с. 377), а завершил весной 1855 г. в период обострения той же болезни.

 

«Еще скончался честный человек…»*

Печатается по беловому автографу ГБЛ (Зап. тетр. № 2).

Впервые опубликовано: ст. 7-38 – ПССт 1931, с. 494, под редакторским заглавием: «На смерть Грановского»; полностью – в статье: Розанов И. Н. Новые тексты Некрасова. – Известия, 1938, 4 янв., № 3 (6470), с. 3.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1931 (без ст. 1–6); ПСС, т. I (полностью).

Черновой автограф ст. 15–29 – ГБЛ (Зап. тетр. № 1, л. 142 об. – 142). Беловые автографы – ГБЛ: Солд. тетр., л. 115–116; Зап. тетр. № 2, л. 18–18 об.

 

По наличию чернового автографа в Зап. тетр. № 1 и белового автографа в Солд. тетр. датируется промежутком времени между 21 мая и 7 июня 1855 г.

Ст. 22–29 вошли в лирическую комедию «Медвежья охота» (1867) в качестве характеристики Т. Н. Грановского. Поэтому стихотворение долго рассматривалось как отклик на смерть Грановского (умер 4 октября 1855 г.). Но, как установлено в статье А. М. Гаркави «История создания Некрасовым первого собрания „Стихотворений“» (Некр. сб., I, с. 152, 154), стихи эти были написаны до смерти Грановского. Высказано убедительное предположение, что поводом к их написанию была смерть Николая Григорьевича Фролова (1812–1855), друга Грановского, сотрудника С; Фролов умер 15 января 1855 г. (Толстяков А. Об адресате стихотворения «Еще скончался честный человек…» – ВЛ, 1971, № 11, с. 249–252).

 

Карета*

Печатается по беловому автографу ГБЛ.

Впервые опубликовано: Ст 1862, с. 53–54, в составе цикла «На улице» под № 5.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1931 (черновой набросок); ПСС, т. I (окончательный текст).

Два черновых наброска – ГБЛ (Зап. тетр. № 1, л. 68 об. – 69). Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 99 об. – 100, в составе цикла «На улице» под № 4).

 

По наличию черновых набросков в Зап. тетр. № 1 и белового автографа в Солд. тетр. датируется промежутком времени между 21 мая и 7 июня 1855 г.

Тему «Кареты» Некрасов разработал в 1859 г. в первой части сатиры «О погоде», в концовке главы «Сумерки».

 

«Фантазии недремлющей моей…»*

Печатается по автографу ГБЛ.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: ПССт 1934–1937, т. I, с. 545.

Автограф – ГБЛ (Зап. тетр. № 1, л. 69) – представляет собою карандашный набросок без поправок. Перед текстом надпись: «Прощание с планами» и две строки:

Немного покидаю дорогого

Я в этом мире.

На полях пометка «Москва», позволяющая датировать стихи временем пребывания Некрасова в Москве, т. е. летом 1855 г.

 

На Родине*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 104, где ст. 7 напечатан без цензурной купюры.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений; Ст 1856, с. 183. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф – ГБЛ (Зап. тетр. № 1, л. 96); факсимиле этого автографа – ПССт 1934–1937, т. I, между с. 714 и 715.

 

В Ст 1879 датировано: «1855». Очевидно, написано летом 1855 г., когда Некрасов жил на даче в Петровском парке под Москвой.

14 июля 1855 г. В. П. Боткин писал И. С. Тургеневу, что живет вместе с Некрасовым «на даче, обращенной в поле. Перед нами лес и рожь» (Боткин В. П., Тургенев И. С. Неизданная переписка. М.-Л., 1930, с. 62).

Незадолго до смерти Некрасов продиктовал своей сестре А. А. Буткевич: «Судьбе угодно было, что я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда на владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли <…> Я когда-то написал:

Хлеб полей, возделанных рабами,

Нейдет мне впрок…

Написав этот стих еще почти в детстве, может быть, я желал оправдать его на деле» (ПСС, т. XII, с. 19).

Анализ творческой работы Некрасова (по автографу ГБЛ) см.: Ашукин Н. Как работал Некрасов. М., 1933, с. 44–46.

Перепечатывалось в бесцензурных сборниках русской поэзии: Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов. Лейпциг, 1858 (Р. б-ка, т. I); Лютня. Собрание свободных русских песен и стихотворений. Изд. 5-е. Лейпциг, 1879.

Положено на музыку (А. Б. Куракин, 1877; Ц. А. Кюи, 1902; А. В. Мосолов, 1928).

 

«Ты меня отослала далеко…»*

Печатается по автографу ГБЛ.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: ПССт 1934–1937, т. I, с. 540.

Автограф – ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 20 об.). Набросок карандашом. Весь текст зачеркнут.

 

Очевидно, обращено к А. Я. Панаевой и написано летом 1855 г., когда Некрасов жил на даче под Москвой, «убежав городской суеты» (см. выше комментарий к стихотворению «На родине»).

 

«О, не склоняй победной головы…»*

Печатается по автографу ГБЛ.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: ПССт 1931, с. 493.

Автограф карандашом, с поправками и пометкой: «29 ав<густа 1855 г.> (получ<ено> известие о взятии Севаст<ополя>)» – ГБЛ (Зап. тетр. № 1, л. 2).

 

Следуя за русскими народными песнями, Некрасов употребил слово победная в значении бедная, кручинная.

 

Гадающей невесте*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 113–114.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: С г 1856, с. 50–51. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф с датой: «8 сент<ября 1855 г.>» – ГБЛ (Зап. тетр. № 2, л. 3–4). Последняя редакция автографа близка в печатному тексту, но в автографе была еще концовка, отброшенная поэтом при публикации.

 

В Ст 1879 ошибочно датировано: «1856». Год написания определяется по положению автографа в Зап. тетр. № 2, а также в связи тем, что Ст 1856 были подготовлены к печати до отъезда Некрасова за границу (11 августа 1856 г.).

 

В больнице*

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 105–110.

Впервые опубликовано: С, 1855, № 10 (ценз. разр. – 30 сент. 1855 г.), с. 157–160, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф – ГБЛ (Зап.

Скачать:TXTPDF

варианте) 11 марта 1855 г., доработано (как показывает наличие автографа в Солд. тетр.) до 7 июня 1855 г. В черновом автографе концовка была другая: слово «любовь» осмыслялось в личном плане