Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1. Стихотворения 1838-1855

В. А. Жуковского («Слышен шорох тихих теней…»).

 

Дни благословенные*

Печатается по МиЗ, с. 79–80.

Впервые опубликовано: ЛГ, 1840, 24 янв., № 7, с. 154–155, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.

Автограф не найден.

 

Довольно близкое подражание стихотворению Бенедиктова «Незабвенная» (см.: Бенедиктов В. Стихотворения. СПб., 1835, с. 75–77; см. рецензию Ф. Н. Менцова – ЖМНП, 1840, № 3, отд. VI, с. 119). Стихотворение Бенедиктова было чрезвычайно популярно и могло быть воспринято Некрасовым даже не непосредственно, а через многочисленные подражания, в том числе и через пародию К. Эврипидина (К. С. Аксакова) «Воспоминание» («Кто отдаст мне молодость, время незабвенное…») (Телескоп, 1835, ноябрь, кн. 2, с. 465–466, с ироническим примечанием Белинского, направленным против «бенедиктовской» школы). Ст. 9-20 стихотворения Некрасова находят аналогию в пародии Аксакова и не имеют соответствий у Бенедиктова. Положительный отзыв о стихотворении принадлежит Ф. Н. Менцову (ЖМНП, 1840, № 7, отд. VI, с. 63–64).

 

Загадка*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 80–81.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Что мир создан не случайностью… – Идея телеологической закономерности творения характерна для деистических возражений материализму. К 1830-м гг. относится новая вспышка интереса к проблеме необходимости и случайности, отразившаяся и в поэзии (см.: Ярмерштедт В. Миросозерцание кружка Станкевича и поэзия Кольцова. Из истории литературно-философского движения в России. – Вопр. филос. и психол., 1893, № 5, отд. I, с. 94–124).

 

Обет*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 82–83.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Это, как и следующее стихотворение, – вариант разработки темы разочарования в любви, прочно утвердившейся уже в элегической поэзии 1820-х гг. В романтической лирике 1830-х гг., переосмыслившей элегические темы, возникает новая характерная мотивировка «холодности» и безучастности героя: презрение ко всему земному, в том числе к любви, во имя идеального, «небесного» начала. Элементы данной поэтической концепции есть в стихотворении «Красавице». См. разработку этой темы в целом ряде стихотворений конца 1830-х гг. в различных модификациях, нередко дающих явные аналоги стихотворениям Некрасова: Красов В. Песня. – Моск. наблюдатель, 1838, март, кн. 1, с. 45–46 (перепечатана в БдЧ, 1839, № 1, отд. I, с. 11–12, с ошибочной подписью: «Бернет»); Айбулат К. Очаровательнице. – ЛПРИ, 1839, 25 февр., № 8, с. 165; Тютчев Ф. И. Не верь, не верь поэту. – С, 1839, № 2, с. 154–155; Бенедиктов В. 1) N.N.-ой. – В кн.: Бенедиктов В. Стихотворения. СПб., 1835, с. 45–47; 2) Холодное признание, К Анне, Я не люблю тебя. – В кн.: Бенедиктов В. Стихотворения, кн. 2. СПб., 1838, с. 35–36, 81–83, 94–96 и др. Стихотворение было пародировано как подражательное (см.: ЛГ, 1840, 24 февр., № 16, с. 377–378).

 

Красавице*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 83–85.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

См. комментарий к стихотворению «Обет».

Начальные строки близки к стихотворению Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» (1828) и стихотворению В. Г. Бенедиктова «N.N..-ой» («О, не играй веселых песен мне…») (см.: Бенедиктов В. Стихотворения. СПб., 1835, с. 45–47).

 

Тот не поэт*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 85–86.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Стихотворение включается в обширный круг поэтических деклараций 1830-х гг., утверждающих независимость истинного поэта от растлевающего влияния среды. По характеру разработки темы и композиционным особенностям ближе других стоит к стихотворениям П. П. Ершова «Вопрос» (БдЧ, 1838, № 10, отд. 1, с. 92–94) и И. И. Панаева «Лжепоэту» (ЛПРИ, 1838, 18 июня, № 25, с. 486); ср. также: Гр. Р<остопчин>а. Кто поэт, – Моск. наблюдатель, 1835, авг., кн. 1, с. 386–388; Стромилов С. Поэт. – ЛПРИ, 1838, 25 июня, № 26, с. 507; Якубович Л. Собрату. – Сборник на 1838 год… СПб., [1838], с. 86 и др. Пародию на это стихотворение («Кто не поэт?») см.: Репертуар русского театра. СПб., 1841, № 4, «Стихотворения», с. 1–2 (подпись: «Л…в»). Ср.: Царькова Т. С. О литературной жизни ранних произведений Н. А. Некрасова. – РЛ, 1977, № 3, с. 93.

 

Песня Замы*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 87–88.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.

Автограф не найден.

 

Положительный отзыв об этом стихотворении принадлежит Ф. Н. Менцову (см. комментарий к стихотворению «Два мгновения» на с. 647–648 наст. тома).

 

Час молитвы*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 89–90.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Подражание «Песне» («Когда взойдет денница золотая…») Е. А. Баратынского (см.: Баратынский Е. Стихотворения, ч. 1. СПб., 1835, с. 103).

 

Смуглянке*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 90–92.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

См. комментарий к стихотворению «Турчанка» на с. 654 наст. тома. В 1840 г. рецензент СП (14 марта, № 59, с. 234–235) процитировал как удачные несколько строк этого стихотворения.

 

Весна*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 92–94.

В собрание сочинений вшрвые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Стихотворение было пародировано как подражательное (см.: ЛГ, 1840, 24 февр., № 16, с. 376–377).

 

Сердцу*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 95–96.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Начальные стихи – парафраза первых строк стихотворения Е. А. Баратынского «Дитя мое, она сказала…» (Баратынский Е. Стихотворения, ч. 1. СПб., 1835, с. 228).

 

Признание*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 97–98.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Разговор*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МиЗ, с. 98–103.

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Тематический аналог стихотворения – «Разговор души с телом» М. Воскресенского (см.: Новоселье, т. 2. СПб., 1834 с. 437–438).

 

Люблю житейское волненье… – парафраза строки Пушкииа («Поэт и толпа», 1828).

 

Дума*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: Литературные прибавления к ЖМНП, 1840, № 1, с. 3–4, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

Датируется 1839 г. предположительно, в связи с первой публикацией.

 

альбом Марии Фермор>*

Печатается по беловому автографу ЦГАЛИ.

Впервые опубликовано Н. С. Ашукиным: ЛГ, 1938, 5 янв., № 1, с. 4.

В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. I.

Беловой автограф – ЦГАЛИ, ф. 1336, оп. 1, ед. хр. 61, л. 16 (запись в альбом Марии Фермор, с подписью: «Душевно уважающий вас Н. Некрасов»). Факсимиле автографа – ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 213.

 

Датируется – по времени знакомства Некрасова с семьей Фермеров – концом 1830-х или началом 1840-х гг. В ПСС, т. I, предположительно отнесено к 1839 г.

Мария Фермор – сестра Н. Ф. Фермора, преподавателя Инженерного училища. Некрасов познакомился с Фермером вскоре после приезда в Петербург в 1838 г. Н. Ф. Фермор помог Некрасову выпустить МиЗ; Фермору было посвящено вошедшее в МиЗ стихотворение «Изгнанник». О Н. Ф. Ферморе и отношениях с ним Некрасова см.: ЛН, т. 49–50, с. 211–212.

1840

В альбом*

Печатается по беловому автографу ГБЛ.

Впервые опубликовано С. А. Рейсером по Экз. Лазаревского: Звезда, 1938, № 1, с. 167.

В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. I.

Беловой автограф – ГБЛ (Солд. тетр., л. 93 об.).

 

В ПСС, т. I датировано: «1840». В ПССт 1967 «по характеру стиля» (т. I, с. 646) отнесено к концу 1830 – началу 1840-х гг.

 

Чистейшей прелести… – реминисценция последнего стиха из сонета А. С. Пушкина «Мадонна» (1830): «Чистейшей прелести чистейший образец».

 

Мелодия*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: П, 1840, № 3 (ценз. разр. – 30 марта 1840 г.), с. 104, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

Автограф не найден.

 

К. А. Д., которому посвящена «Мелодия», – видимо, Клавдий Андреевич Данненберг (1816–1842). Сын офицера из Казани, он приехал в Петербург и там, против воли родителей и лишенный их материальной поддержки, поступил в Академию художеств; в 1840 г. вместе с Некрасовым скитался по «петербургским углам» (см.: ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 198). Предположение о том, что «Мелодия» посвящена К. А. Данненоергу, высказал А. М. Гаркави (Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 171. Сер. филолог, наук, вып. 19, с. 126) и обосновала О. В. Ломан (см.: Н. А. Некрасов и русская литература. Второй межвузовский сборник, вып, 40. Ярославль, 1975, с. 193–196).

Обширные сведения о К. А. Данненберге собраны в статье: Вацуро В. Э. Некрасов и К. А. Данненберг. – РЛ, 1976, № 1; об отношениях Некрасова с Данненбергом см. также: Учен. зап. Калинингр. пед. ин-та, 1955, вып. 1, с. 68.

 

Авзония – романтическое наименование Италии.

 

Наш век*

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: П, 1840, № 3 (ценз. разр. -30 марта 1840 г.), с. 106–107, без подписи.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

 

Принадлежность Некрасову устанавливается на основании полного совпадения ст. 53–56 с куплетами из его водевиля «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь» (карт. 2, явл. 1). С теми же куплетами почти совпадает ст. 57 «Нашего века» (в водевиле: «В бога здравья воду тянут»). См.: Гаркави А. М. Неизвестные строки Н. А. Некрасова. – В кн.: Жанр и композиция литературного произведения. Межвузовский сборник, вып. II. Калининград, 1976, с. 164–165.

Юмористическое описание разных изобретений, связанное с обличением обмана и спекуляций, характерно для водевильных куплетов того времени. Популярны были, например, куплеты П. С. Федорова «Ведь нынче всё перемудряют, Всё изменяют с каждым днем…» (Репертуар русского театра, 1840, кн. I, с. 20) и куплеты А. И. Писарева «Лошадьми, водой, парами Сеют, жнут, куют, прядут, Скоро думать не умами, А машинами начнут…» (там же, 1840, кн. 2, с. 11–12).

 

Дагерротип – первоначальная, несовершенная разновидность фотографического снимка. Выполнялся на металлических пластинах. Изобретен Л. -Ж. Дагерром в 1839 г.

Летоходы, весоходы… – В ту пору изобретение новых средств передвижения стало своего рода поветрием (см., например: СП, 1840, 12 янв., № 9, с. 34, статья «Новые локомотивы»; 20 мая, № 112, «Смесь», с. 444; 4 окт., № 224, «Смесь», с. 893; 1841, 5 апр., № 74, «Смесь», с. 295 и др.). Многие из этих новшеств оказывались пуфами.

Доктора свои находки… – Стихи о докторах, промышлявших «водяной медициной», были весьма актуальны. За короткий срок в одной лишь СП появился ряд рекламных объявлений о водолечении: о книге доктора Э. Майя «Советы при лечении холодною водою», 1839 (1840, 28 февр., № 46, с. 184; 17 июля, № 159, с. 636); о заведении доктора Гардера в С.-Петербурге для лечения холодной водой (1840, 22 мая, № 114, с. 453–454); о книге доктора Бикеля «Лечение водою по методе Присница, в Грефенберге». М., 841 (1841, 12 мая, № 102, с. 408); о книге доктора Д. Мюллера («Чудесные силы холодной воды при лечении трудных болезней». М.,1841

Скачать:TXTPDF

В. А. Жуковского («Слышен шорох тихих теней…»).   Дни благословенные* Печатается по МиЗ, с. 79–80. Впервые опубликовано: ЛГ, 1840, 24 янв., № 7, с. 154–155, с подписью: «Н. Некрасов». В