чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев. 30 Кого Он предназначил, тех и призвал; кого призвал, тех оправдал; кого оправдал, с теми разделил Свою славу.
31 Что еще к этому прибавить? Если Бог за нас, кто против нас?
32 — Никто! Ведь Бог не пожалел Своего собственного Сына, а отдал Его ради нас всех. Дав такой дар, Он и ни в чем остальном не откажет нам.
33 Кто сможет обвинить избранников Бога? — Никто! Ведь Бог их оправдал! 34 Кто их осудит? — Никто! Ведь Христос, который умер, — более того, который был воскрешен и пребывает по правую руку Бога, — ходатайствует за нас.
35 Кто сможет стать между нами и любовью Христа? — Страдания, притеснения, преследования, голод, нищета, опасность, меч?.. 36 Писание говорит:
Из-за Тебя мы все время на грани смерти,
мы для них как овцы, которых ведут под нож.
37 Но во всем этом мы одержали полную победу благодаря Тому, кто нас любит. 38 И я убежден, что ничто: ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни другие духовные существа и силы, ни век нынешний, ни век грядущий, 39 ни вышний мир, ни бездна — ничто из всего мироздания не сможет стать между нами и любовью Бога, которую Он явил в Христе Иисусе, Господе нашем!
9
1 Я говорю правду, как и следует христианину, я не лгу и свидетель мне моя совесть, руководимая Духом Святым. 2 Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна! 3 Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих соплеменников!
4 Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога, 5 у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.
6 Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все израильтяне — истинный Израиль. 7 И не все потомки Авраама — его дети. Ведь Бог сказал: «Твоими потомками будут зваться те, кто родится от Исаака», 8 то есть не те дети, что родились от плотского союза, — дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом. 9 Вот это обещание: «Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын».
10 Но это не все. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака. 11 Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей, что «старший будет слугой у младшего», чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен 12 и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога. 13 Как говорится в Писании:
«Иакова Я возлюбил,
а Исава возненавидел».
14 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? — Ни в коем случае! 15 Моисею Бог сказал:
«К кому захочу проявить милосердие, к тому проявлю.
Кого захочу пожалеть, того пожалею».
16 Итак, все зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога. 17 В Писании Бог говорит фараону: «Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и Имя Мое сделать известным по всей земле». 18 Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит.
19 Ты меня спросишь: «Как Он может в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?» 20 Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?» 21 Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?
22 А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество, долго терпел «сосуды гнева», которые обречены на уничтожение, 23 для того именно, чтобы явить все безмерное величие Своей славы по отношению к «сосудам милости», предназначенным для славы? И эти «сосуды милости» — мы. 24 Нас Он призвал — и не только из евреев, но и из язычников, 25 как об этом Он говорит в книге Осии:
«Я назову народ, который был не Мой, Моим
и нелюбимую — любимой.
26 И в том самом месте, где Я сказал им: „Вы не Мой народ“, — теперь их назовут сынами Живого Бога».
27 А Исайя восклицает об Израиле: «Даже если число израильтян будет как песок морской, все равно спасен будет лишь остаток. 28 Свой приговор, решительный и скорый, исполнит над землей этой Господь».
29 Как предсказал Исайя:
«Если бы Господь Саваоф
не оставил нам нескольких потомков,
мы стали бы как Содом и уподобились Гоморре».
30 Итак, что из этого следует? Что язычники, не добивавшиеся оправдания, получили оправдание, оправдание через веру, 31 в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг. 32 Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. И так он споткнулся о «камень преткновения», 33 как написано:
«Вот Я кладу на Сионе камень — и о него споткнутся,
скалу — из-за нее упадут.
Но тот, кто верит в Него, не будет посрамлен».
10
1 Братья, мое самое горячее желание — чтобы они были спасены. И об этом я прошу Бога. 2 Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. 3 Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей. 4 Потому что Христос — конец Закона: теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
5 Моисей пишет об оправдании через Закон: «Только тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить». 6 Но вот что говорит Писание об оправдании за веру: «Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?» (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа). 7 И не спрашивай себя: «Кто спустится в бездну?» (это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших). 8 Но вот что говорит Писание:
на устах твоих и в сердце твоем»,
то есть весть о вере, которую мы проповедуем. 9 Потому что если ты будешь устами исповедовать, что Иисус — Господь, и сердцем верить, что Бог поднял Его из мертвых, будешь спасен. 10 Кто верит сердцем — будет оправдан. Кто исповедует устами — будет спасен.
11 Писание говорит: «Тот, кто верит в Него, не будет посрамлен». 12 Это относится как к евреям, так и к язычникам. Господь один у всех, щедрый ко всем, кто к Нему взывает. 13 Ведь «каждый, кто взовет к Господу, будет спасен».
14 Но как взовут к Нему те, кто Ему не верит? Как поверят в Того, о ком не слышали? Как услышат, если нет проповедующего? 15 Как будут проповедовать, если не посланы на проповедь? Писание говорит: «Как прекрасно видеть ноги тех, кто несет Радостную Весть!» 16 Но не все приняли Радостную Весть. Сам Исайя говорит: «Господь, кто поверил тому, что от меня услышал?»
17 Итак, вера приходит, когда Весть услышана, а Весть — когда о Христе проповедуют. 18 Но я спрашиваю: разве они не слышали? Конечно, слышали! Ведь в Писании говорится:
«По всей земле разнесся их голос,
до пределов вселенной дошли их слова».
19 Я снова спрашиваю: неужели Израиль не понял? Первым ответил Моисей:
«Через народ, который не назвать народом,
Я пробужу в них ревность.
Я пробужу в вас гнев».
20 А Исайя прямо говорит:
«Меня нашли те, кто Меня не искал,
Я явил Себя тем, кто не спрашивал обо Мне».
21 А об Израиле он говорит: «Целый день Я руки простирал к народу непослушному, мятежному».
11
1 Я спрашиваю: так неужели Бог отверг Свой народ? Нет! Я сам израильтянин, потомок Авраама, из племени Вениамина. 2 Не отверг Бог Свой народ, который Он избрал с самого начала. Разве вы не знаете, что говорит Писание — там, где Илья жалуется Богу на Израиль: 3 «Господь, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, остался я один, и на мою жизнь покушаются»? 4 И что же ответил ему Бог? — «Я избрал Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом». 5 Так и в нынешнее время сохранился «остаток», избрание которого есть Божий дар. 6 Дар, а не награда за дела. Иначе дар не был бы даром.
7 Что из этого следует? То, что Израиль не достиг того, к чему стремился. Достигли этого избранные, а остальные были ослеплены, 8 как об этом говорит Писание:
«Бог наслал на них отупение,
до нынешнего дня не видят их глаза,
а уши не слышат».
9 А Давид говорит:
«Пусть их трапеза станет им ловушкой и западней,
пусть падут они, пусть получат возмездие.
10 Пусть глаза им покроет тьма, чтобы не видели,
пусть навсегда их согнется спина!»
11 Я спрашиваю: неужели они споткнулись, чтобы пасть совсем? Нет, конечно! Из-за их падения спасение пришло к язычникам, чтобы вызвать у Израиля ревность. 12 А если их падение — благо для мира, если их отступничество — благо для язычников, каким же станет это благо, когда весь Израиль вернется?!
13 Теперь я обращаюсь к вам, язычники. Я апостол язычников, я горжусь своим служением 14 и надеюсь: а вдруг я смогу пробудить ревность к вам в моих соплеменниках и спасти некоторых из них. 15 Если их отвержение примирило весь мир с Богом, то что же будет, когда они будут приняты? Жизнь для умерших! 16 Ведь если часть опары посвящена Богу, то посвящено и все тесто. И если корень посвящен Богу, то и ветви.
17 А если некоторые из ветвей были отломаны и ты, дикая маслина, была привита на их место и стала причастна корню и сокам садовой маслины, 18 то не похваляйся перед ветвями. Чем ты можешь похвалиться? Ведь не ты опора корню, а корень — тебе.
19 Может, ты скажешь: «Ветви были отломаны, чтобы привить меня»? 20 Прекрасно! Они отломаны из-за неверия, а ты на их месте благодаря вере. Но не заносись, а бойся! 21 Если Бог не пощадил природных ветвей, думаешь, Он пощадит тебя? 22 Так помни, что Бог и добр, и суров. Суров к отпавшим, к тебе добр, пока уповаешь на Его доброту. А нет — и тебя срубят. 23 И если евреи перестанут упорствовать в неверии, будут снова привиты, Бог властен привить их снова. 24 И если ты, будучи срезан с дикой маслины, вопреки природе привит к садовой, то тем легче Богу вернуть