M. E., et al., Hellenistic Commentary to the New Testament (Nashville: Abingdon, 1995). Почти 1000 иудейских и неиудейских материалов, выстроенных в соответствии с отрывками из НЗ.
Cartlidge, D. R., and D. L. Dungan, Documents for the Study of the Gospels (rev. ed.; Minneapolis: A/F, 1994).
Crossan, J. D., Sayings Parallel A Workbook or the Jesus Tradition (Philadelphia: Fortress, 1986). Выстроено в соответствии с речениями Иисуса в Евангелиях.
Deissmann, ?., Light from the Ancient East. The New Testament Illustrated by Recently Discovered Texts of the Graeco?Roman World (4th ed.; Grand Rapids: Baker, 1978; reprint of 1927 ed.). Классика.
Funk, R. W., ed., New Gospel Parallels (rev. ed.; Sonoma, CA: Polebridge, 1990).
Murphy, F. J., The Religious World of Jesus (Nashville: Abingdon, 1991).
New Documents Illustrating Early Christianity (ежегодное издание с переводами греческих документов).
Winter, B. W., and A. D. Clarke, Ancient Literary Setting vol. I of TBAFC.
Иудейский религиозный мир
Beall, T. S., Josephus’ Description of the Essenes Illustrated by the Dead Sea Scrolls (SNTSMS 58; Cambridge Univ., 1988).
Holladay, C. R., Fragments from Hellenistic Jewish Authors (4 vols.; Chico, CA, and Atlanta: Scholars, 1983–1996).
Mason, S., Flavius Josephus and the Pharisees (Leiden: Brill, 1991).
Neusner, J., Judaism in the Beginnings of Christianity (Philadelphia: Fortress, 1984).
Saldarini, A. J., Pharisees, Scribes and Sadducees in Palestinian Society (Wilmington: Glazier, 1988).
Sanders, E. P., Jewish Law from Jesus to the Mishnah (London: SCM, 1990).
—, Judaism: Practice and Belief 63BCE-66CE (Philadelphia: Trinity, 1992).
—, et al., eds., Jewish and Christian Self?Definition: Vol. Two: Aspects of Judaism in the Greco?Roman Period (Philadelphia: Fortress, 1981).
Schussler Fiorenza, E., ed., Aspects of Religious Propaganda in Judaism and Early Christianity (Notre Dame Univ., 1976).
Stemberger, G., Jewish Contemporaries of Jesus: Pharisees, Sadducees, Essenes (Minneapolis: A/F, 1995).
Stone, ?. ?., ed., Jewish Writings of the Second Temple Period (Compendium Rerum Iudaicarum ad Novum Testamentum, 2.2; Philadelphia: Fortress, 1984).
Urbach, ?. ?., The Sages: Their Concepts and Beliefs (2 vols.; Cambridge, MA: Harvard Univ., 1979).
Кумранские тексты
Cross, F. M., Jr., The Ancient Library of Qumran and Modem Biblical Studies (rev. ed.; Minneapolis: A/F, 1995).
Fitzmyer, J. ?., The Dead Sea Scrolls: Major Publications and Tools for Study (SBLRBS 20, Atlanta: Scholars, 1990).
—, Responses to 101 Questions on the Dead Sea Scrolls (New York: Paulist, 1992). Очень полезное издание, в противовес сенсационной ерунде.
-,»The Dead Sea Scrolls and Early Christianity,»TD 42 (1995), 303–319.
Garcia Martinez, E, The Dead Sea Scrolh Translated (Leiden: Brill, 1994).
—, and J. Trebolle Barrera, Tile People of the Dead Sea Scrolls: Their Writings, Beliefs, and
Practices (Leiden: Brill, 1995).
—, and D. W. Parry, A Bibliography of the Finds in the Desert of Judah, 1970–1995 (Leiden:
Brill, 1996).
Jongeling, В., ? Classified Bibliography of the Finds in the Desert of Judah, 1958–1969 (Leiden: Brill, 1971).
VanderKam, J. C., The Dead Sea Scrolls Today (Grand Rapids: Eerdmans, 1994).
Vermes, G., The Dead Sea Scrolls in English (4th ed.; London: Penguin, 1995). Удобный справочник, хотя нумеруется только каждая пятая строка, так что иногда трудно найти нужную сноску.
—, The Complete Dead Sea Scrolls in English (New York: Allen Lane/Penguin, 1997).
Греко–римские религии и философии
Bell, LH., Cults and Creeds in Graeco?Roman Egypt (Liverpool Univ., 1953).
Benko, S., Pagan Rome and the Early Christians (Bloomington: Indiana Univ., 1984).
Burkert, W., Greek Religion (Cambridge, MA: Harvard, 1985).
Downing, EG., Cynics and Christian Crigins (Edinburgh: Clark, 1992).
Finegan, J., Myth 8c Mystery: An Introduction to the Pagan Religions of the Biblical World (Grand Rapids: Baker, 1989).
Grant, EC, ed., Hellenistic Religions: The Age of Syncretism (NewYork: Liberal Arts. 1953). Перевод текстов по религии, религиозным культам, философии.
—, Ancient Roman Religion (New York: Liberal Arts, 1957). Перевод текстов.
Koester, ?., Introduction, vol. 1. Очень информативно.
Long, A. A., Hellenistic Philosophy (London: Duckworth, 1986).
Malherbe, A. J.,»The Cultural Context of the New Testament: The Greco?Roman World,»NInterpB 8.12–26.
—, Paul and the Popular Philosophies (Minneapolis: Augsburg, 1989).
Roetzel, C. J., The World That Shaped the New Testament (Atlanta: Knox, 1985).
Rose, H. R., Religion in Greece and Rome (New York: Harper & Row, 1959). Классический труд.
Филон Александрийский
Loeb Classical Library: Десять томов (оригинальный текст плюс перевод).
Yonge, CD., The Worlds of Philo (new ed.; Peabody, MA: Hendrickson, 1993). Удобное однотомное издание всех сочинений Филона.
Barraclough, R.,»Philo’s Politics,»ANRW 11.21.1 (1984), 417–553.
Borgen, P.,»Philo of Alexandria: A Critical and Synthetical Survey of Research since World War II,»ANRW 11.21.1 (1984), 98–154.
-,»Philo of Alexandria,»ABD 5.333–342.
-,»Philo’s Writings,»Philo John and Paul (Atlanta; Scholars, 1987), 7–16.
Goodenough, E. R., An Introduction b Philo Judaeus (2d ed.; Lanham, MD: University Press of America, 1986; reprint of 1962 ed.).
Mendelson, ?., Philo’s Jewish Identity (Atlanta: Scholars, 1988).
Radice, R., and D. T. Runia, Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1937–1986 (Supplements to VC 8; Leiden: Brill, 1988).
Sandmel, S., Philo of Alexandria (Oxford Univ., 1979).
Terian, ?.,»Had the Works of Philo Been Newly Discovered,»BA 57 (1994), 86–97.
Wolfson, H. A., Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism (2 vols.; Cambridge, MA: Harvard, 1947). Классический труд.
Гностицизм
Foerster, W, Gnosis (2 vols.; Oxford: Clarendon, 1972–1974). Перевод избранных свидетельств из патристической литературы и гностических текстов.
Layton, В., The Gnostic Scriptures (Garden City, NY: Doubleday, 1987). Перевод избранных свидетельств из патристической литературы, документов Наг–Хаммади и других текстов с полезной вспомогательной информацией.
Robinson, J. M., The Nag Hammadi Library (3d ed.; San Francisco: Harper 8c Row, 1988). Перевод всего собрания.
Evans, С. ?., et al., Nag Hammadi Texts and the Bible: a Synopsis and Index (Leiden: Brill, 1993).
Franzmann, M. Jesus in the Nag Hammadi Writings (Edinburgh: Clark, 1996).
Hedrick, C. W., and R. Hodgson, Nag Hammadi, Gnosticism, and Early Christianity (Peabody, MA: Hendrickson, 1986).
Jonas, H., The Gnostic Religion (2d ed.; Boston: Beacon, 1963). Классический труд.
Logan, ?. H. В., Gnostic Truth and Christian Heresy (Edinburgh: Clark, 1995).
—, and A. J. M. Wedderburn, The New Testament and Gnosis (R. M. Wilson Festschrift; Edinburgh: Clark, 1983).
MacRae, G. W., Studies in the New Testament and Gnosticism (Wilmington: Glazier, 1987)
Pagels, E. H., The Gnostic Gospels (New York: Random House, 1979).
Perkins, P., The Gnostic Dialogue: The Early Church and the Crisis of Gnosticism (New York: Paulist. 1980).
—, Gnosticism and the New Testament (Minneapolis: A/F, 1993).
Rudolph, K., Gnosis: The Nature and History of Gnosticism (San Francisco: Harper & Row, 1983).
-,»Gnosticism,»ABD 2.1033–1040.
Scholer, D. M., ed., Nag Hammadi Bibliography. 1970–1994 (Leiden: Brill, 1996).
—, Studies in Early Christianity. Vol. 5: Gnosticism in the Early Church (New York: Garland, 1993).
Wilson, R. M., Gnosis and the New Testament (Philadelphia: Fortress, 1968).
Yamauchi, E., Pre?Christian Gnosticism (2d ed.; Grand Rapids: Eerdmans. 1983).
Часть II Евангелия и связанные с ними книги
Общие особенности Евангелий и синоптическая проблема
Евангелие от Матфея
Евангелие от Луки
Деяния Апостолов
Евангелие от Иоанна
Первое послание (письмо) Иоанна
Второе письмо Иоанна
Третье письмо Иоанна
Глава 6 Общие особенности Евангелий и синоптическая проблема
Эта глава рассматривает два взаимосвязанных вопроса. Ученые спорят о том, является ли литературный жанр евангелия уникальным или модификацией какого?то другого жанра (иудейских житий пророков? языческой биографии?)[125]. Ответ частично зависит от взаимосвязи Евангелий с Иисусом: опирается ли древнейшее каноническое Евангелие на воспоминания об Иисусе, или оно представляет собой большей частью выдумку, проецирующую верования о Воскресшем на историю? В первых трех подразделах мы рассмотрим общие вопросы: использование слова «евангелие», происхождению евангельского жанра и три стадии формирования Евангелий.
Помимо этого есть специфические вопросы, связанные с синоптическими Евангелиями. Тесные параллели между синоптиками наводят на мысль о литературной зависимости, но кто от кого зависит? Было ли Евангелие от Марка самым ранним, впоследствии использованным Матфеем и Лукой? Были ли Мф и Лк написаны независимо друг от друга, или автор Евангелия от Луки опирался на информацию из Мф (помимо Мк)? В двух последних подразделах мы рассмотрим синоптическую проблему и существование «Q».
Использование слова «евангелие»
В новозаветные времена слово euaggelion («добрая весть») обозначало не какой?то текст, а провозвестие. Оно и понятно, если учесть происхождение этого термина. За пределами христианства родственные ему греческие слова обозначали хорошие известия (особенно о победе в битве); в императорском культе хорошим известием для римского мира считалось рождение и присутствие императора. Слова из LXX, родственные euaggelion, выступают в качестве перевода еврейского bsr, которое имело аналогичные смыслы (в частности, весть о победе Израиля или победе Бога). В более широком смысле может иметься в виду весть о деяниях Божьих ради Израиля.
Ученые спорят о том, называл ли сам Иисус «евангелием» свою весть о Царстве. Несомненно, Его ученики уже делали это, включая в это понятие деяние Бога в Иисусе. В Рим 1:3–4 Павел описывает свое евангелие в категориях, вероятно, уже известных римлянам; оно включает двойную идентичность Иисуса — «от семени Давидова по плоти», «поставленный Сыном Божиим в силе, по Духу святости, в воскресении мертвых» (КП). Средоточие благовестил Павел обычно видит в страдании/смерти/воскресении Иисуса, их значении для оправдания и, в конечном счете, спасения (Рим. 1:16).
Евангелие от Марка открывается словами: «Начало евангелия Иисуса Христа» (1:1; КП). Добрая весть о деяниях Божиих отныне будет возвещена через Иисуса Христа и в Иисусе Христе всем народам (13:10). Она включает царство/владычество Божие, которое проявляется в прощении Иисусом грехов, исцелении Им больных, насыщении голодных, воскрешении мертвых, усмирении бури, — царство/владычество, возвещаемое в Его учениях и притчах, которые отмечают человеческие трудности и противостоят им. Иисус — Царь, которому Бог даровал победу, несмотря на распятие. Евангелия от Матфея и Луки начинаются иначе, чем Мк, но их подход аналогичен. В Мф Иисус проповедует евангелие Царства (4:23; 9:35; 24:14), а в Лк используется глагольная форма euaggelizein («благовествовать») для описания этого действия (8:1; 16:16). Так как оба эти текста начинаются с рассказов о рождестве, их версия благовестия также включает чудесное зачатие и рождение Иисуса (например, Лк 2:10). Хотя в Ин есть сходные с синоптиками материалы, отсутствуют как euaggelion, так и глагольная форма. Все же 1 Ин (1:5; 3:11) использует родственное слово aggelia («весть»), которое, возможно, обозначает текст, известный нам под именем Евангелие от Иоанна.
Со II века мы встречаем обозначение словом euaggelion христианских текстов[126]. Большое число письменных евангелий вызвало необходимость в их дифференциации, и к концу II века канонические Евангелия стали сопровождаться надписаниями: «Евангелие от…». С неканоническими евангелиями сопряжены следующие терминологические проблемы:
(1) «Евангелиями» себя называют относительно немногие неканонические книги. В частности, не делают этого Протоевангелие Иакова, большая часть текстов Наг–Хаммади, сохранившийся фрагмент Евангелия от Петра.
(2) Иногда «евангелиями» именуют и те неканонические тексты, которые сами себя не идентифицируют подобным образом. Иногда это