Theologian (New York: Paulist, 1985).
*Кеск, L. E., and J. L. Martyn, Studies in Luke?Acts (P. Schubert Festschrift; Nashville: Abingdon, 1966). Сокращенно SLA.
Kilgallen, J. J., A Brief Commentary on the Gospel of Luke (New York: Paulist, 1988).
Kingsbury, J. D., Conflict in Luke: Jesus, Authorities, Disciples (Minneapolis: A/F, 1991).
Kodell, J.,»The Theology of Luke in Recent Study,»BTB 1 (1971), 115–144.
*Kurz, W. S., Reading Luke?Acts (Louisville: W/K, 1993).
*Maddox, R., The Purpose of Luke?Acts (Edinburgh: Clark, 1982).
*Marshall, I. H., Luke: Histonan and Theologian (Grand Rapids: Zondervan, 1971).
*Mattill, A. J., Jr., Luke and the Last Things (Dillsboro, NC: Western North Carolina, 1979).
*Morton, A. Q., and G. H. C. MacGregor, The Structure of Luke and Acts (London: Hodder & Stoughton, 1964).
Navone, J., Themes of St. Luke (Rome: Gregorian Univ., 1970).
*Neyrey, J. H., The Social?World of Luke?Acts (Peabody. MA: Hendrickson, 1991).
O’Collins, G., and G. Marconi, Luke and Acts (New York: Paulist, 1991).
O’Fearghail, E, Introduction to Luke?Acts: A Study of the Role of Lk 1,1–4,44 in the Composition of Luke’s Two?Volume Work (AnBib 26; Rome: PBI, 1991).
*O’Toole, R. E, The Unity of Luke’s Theology: An Analysis of Luke?Acts (GNS 9; Wilmington: Glazier, 1984).
*Ravens, D. A. S., Luke and the Restoration of Israel (JSNTSup 119; Sheffield: Academic, 1996).
Reicke, В., The Gospel of Luke (Richmond: Knox, 1964).
*Richard, E., ed., New Views on Luke and Acts (Collegeville: Liturgical, 1990).
*Richardson, N., The Panorama of Luke: An Introduction to the Gospel of Luke and the Acts of the Apostles (London: Epworth, 1982).
Robinson, W. C, Jr., The Way of the Lord: A Study of History and Eschatology in the Gospel of Luke (Basel: dissertation, 1962).
Schweizer, ?., The Good News According to Luke (Atlanta: Knox, 1984).
*Sheeley, S. M., Narrative Asides in Luke?Acts (JSNTSup 72; Sheffield: JSOT, 1992).
*Shepherd, W. H., Jr., The Narrative Function of the Holy Spirit as a Character in Luke?Acts (SBLDS 147; Atlanta: Scholars, 1994).
*Squires, J. T., The Plan of God in Luke?Acts (SNTSMS 76; Cambridge Univ., 1993).
*Talbert, С. H., Literary Patterns, Theological Themes and the Genre of Luke?Acts (SBLMS 20; Missoula, MT: Scholars, 1974).
*—, ed., Perspectives on Luke?Acts (Edinburgh: Clark, 1978). Важные статьи.
*—, ed., Luke?Acts: New Perspectives from the Society of Biblical Literature Seminar (New York: Crossroad, 1984). Статьи.
—, Reading Luke. A Literary and Theological Commentary on the Third Gospel (New York: Crossroad, 1986).
*Tannehill, R. C., The Narrative Unity of Luke?Acts: A Literary Interpretation (2 vols.; Philadelphia/Minneapolis: A/F, 1986, 1990).
*Tiede, D. L., Prophecy and History in Luke?Acts (Philadelphia: Fortress, 1980).
*Tuckett, СМ., ed., Luke’s Literary Achievement (JSNTSup 116; Sheffield: Academic, 1995).
*Walasky, P. W.,»And So We Came to Rome»: The Political Perspective of St. Luke (SNTSMS 49; Cambridge Univ., 1983). Апология, адресованная Римской империи.
*Wilson, S. G., The Gentiles and the Gentile Mission in Luke?Acts (SNTSMS 23; Cambridge Univ., 1973).
*—, Luke and the Law (SNTSMS 50; Cambridge Univ., 1983).
*—,»Lukan Eschatology,»NTS 16 (1969–1970), 330–347.
Глава 10 Деяния Апостолов
Лк и Деян — два тома одной книги, поэтому разделы главы 9, посвященные цели и датировке, относятся к обоим сочинениям. После «Общего анализа» мы рассмотрим «Источники и особенности композиции», «»Лука»как историк», «Авторство», темы «Для размышления» и «Библиография».
Базовые сведения
Датировка, авторство, место: Как для Лк (см. главу 9).
Целостность: «Западный» текст содержит ряд отрывков (часто с дополнительными сведениями), которых нет в других рукописях.
1:1–2: Введение. Приготовление Иисусовых учеников к Духу.
1. Иисус наставляет учеников и возносится на небо (1:1–11).
2. Ожидание Духа, замена Иуды (1:12–26).
2:1–8:1а: Миссия в Иерусалиме.
1. Пятидесятница, проповедь Петра (2:1–36).
2. Принятие вести, жизнь иерусалимской общины (2:37–45).
3. Деятельность и проповедь апостолов, суды над ними (3:1–5:42).
4. Эллинисты, терпимость, осуждение и мученичество Стефана (6:1–8:1а).
8:16–12:25: Миссии в Самарии и Иудее.
1. Рассеяние из Иерусалима, Филипп и Петр в Самарии (8:16–25).
2. Филипп и эфиопский евнух на дороге в Газу (8:26–40).
3. Савл на пути в Дамаск, возвращение в Иерусалим и Таре (9:1–31).
4. Петр в Лидде, Иоппии и Кесарии, его возвращение в Иерусалим (9:32–11:18).
5. Антиохия, Иерусалим, гонения Ирода, уход Петра (11:19–12:25).
13:1–15:35: Миссия Варнавы и Савла к язычникам, одобрение в Иерусалиме.
1. Антиохийская церковь посылает Варнаву и Павла; миссия на Кипр и юго–восток Малой Азии (13:1–14:28).
2. Иерусалимский собор и одобрение; возвращение в Антиохию (15:1–35).
15:36–28:31: Миссия Павла до пределов земли.
1. Из Антиохии через Малую Азию в Грецию; возвращение (15:36–18:22).
2. Из Антиохии в Эфес и Грецию; возвращение в Кесарию (18:23–21:14).
3. Арест в Иерусалиме, тюремное заключение и суды в Кесарии (21:15–26:32).
4. Путешествие в Рим в качестве заключенного (27:1–28:14а).
5. Павел в Риме (28:14–31).
Автор не озаглавил книгу, как не озаглавил он и свое Евангелие. Более поздние церковные авторы назвали ее «Деяниями», имплицитно сопоставив ее с эллинистическими сочинениями, описывающими жизнь и свершения знаменитых людей. Слово «апостолов»[479] неточное, ибо главных героя всего два: Петр (один из Двенадцати, сначала появляется с Иоанном), который выделяется в 9–10 главах, и Павел (только дважды назван апостолом, появляется сначала с Варнавой), который выделяется в 17 главах. Поэтому иногда ученые предпочитают говорить о «Деяниях Петра и Павла». В дальнейшем обсуждении мы уделим больше внимания допавлову периоду, ибо он нигде больше в НЗ подробно не описывается. Здесь мы также поговорим о преемственности Деян с образом Иисуса в Лк. Что касается раздела Деян, посвященного Павлу, то помимо анализа в данной главе, см. главу 16 (обзор жизни Павла[480]) и главу 17 (личность Павла).
Введение: приготовление Иисусовых учеников к Духу (1:1–26)
1. Иисус наставляет учеников и возносится на небо (1:1–11). В прологе (1:1–2; ср. Лк 1:1–4) автор обозначает связь второго тома с первым. Он не только снова упоминает Феофила, которому посвящено Евангелие (Лк 1:3), но и обобщает суть Евангелия: «Первую книгу я написал обо всем, Феофил, что начал Иисус совершать и чему учить до того дня, когда, дав через Духа Святого распоряжение апостолам, которых Он избрал, был вознесен»[481]. В этой новой книге начатое Иисусом продолжается через того же Духа, действующего в апостолах. Слова, выделенные курсивом, готовят к (кажущемуся?) дублету: Лк 24:50–51 говорят о вознесении Иисуса в Вифании (на горе Елеонской) вечером пасхального воскресенья, а в Деян 1:9–12 будет рассказано о вознесении Иисуса с горы Елеонской как минимум 40 дней спустя[482]. Здесь автор использует единый комплекс воскресения—вознесения как стержневой момент. С точки зрения Бога, вознесение воскресшего Иисуса после смерти не привязано к определенному моменту времени, но с точки зрения людей, временная последовательность присутствует. В Лк вознесение зримо ограничивает деятельность Иисуса на земле; в Деян оно готовит апостолов к свидетельству о Нем до пределов земли.
Воскресший Иисус является ученикам на протяжении 40 дней после страстей (1:3–7) как подготовка к сошествию Духа. Ранняя традиция говорит о многократных явлениях Иисуса[483], но в Деян они все укладываются в 40–дневный период, что соответствует 40 дням в Лк 4:1–2, 14, которые Иисус провел в пустыне, прежде чем отправился в силе Духа начать служение в Галилее. В обоих случаях автор создает аллюзию на 40–летнее пребывание Израиля в пустыне, когда Бог готовил его к вхождению в Землю Обетованную. (О корреляции 40 лет и 40 дней см. Числ 14:34 и Иез 4:6.) Здесь этот подготовительный период позволяет Иисусу представить доказательства своего воскресения (Деян 1:3; ср. защитительную тональность Лк 24:3643) и изложить свое понятие о Царстве. Апостолы должны ждать в Иерусалиме крещения Святым Духом, обещанного Иоанном Крестителем (Лк 3:16). Важны слова Иисуса о сроках окончательного наступления Царства: «Не вам знать времена или сроки» (Деян 1:7)[484]. Этот твердый ответ исключает спекуляции о времени Конца и актуален для автора Деян в 80–х годах: если бы Конец ожидался с минуты на минуту, не имело бы смысла писать книгу для будущих читателей или предвидеть миссию, которая охватит весь мир.
Композиция второго тома намечается в Деян 1:8 в указании Иисуса апостолам: «Станете свидетелями моими в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и вплоть до предела земли»[485]. История Деян начинается в Иерусалиме и закончится в Риме (глава 28), центре империи, простираясь до известных пределов земли. Подготовив учеников к будущему, Иисус возносится на небо (1:9–11). Неожиданно перед учениками появляются два мужа в белых одеждах, которые объясняют случившееся (ср. два ангела–истолкователя в сияющих одеждах у пустой гробницы; Лк 24:4–7). Поскольку вознесение происходит на горе Елеонской, куда Бог сойдет для Страшного суда и владычества над миром (Зах 14:4–21), они говорят, что Иисус вернется таким же образом, каким ушел.
2. Ожидание Духа, замена Иуды (1:12–26). В 1:12–15 перечислены те, кто ждал обещанного сошествия Духа. В Иерусалиме в верхнем помещении вместе молятся Одиннадцать (апостолы, за исключением Иуды), женщины, Мария, Мать Иисуса (хронологически последнее упоминание о ней в НЗ) и Его братья. Этот список также отражает преемственность между Лк и Деян. Апостолы могут свидетельствовать о публичном служении и воскресении Иисуса, женщины — о Его погребении и пустой гробнице (Лк 23:55–24:10), Мария — о Его рождении и юности (Лк 1–2). Согласно 1:15, число верующих составляло около 120 человек, что отражает любовь автора к числам и символике. Затем следует рассказ об избрании апостола на место Иуды. Отныне апостолов снова Двенадцать (120 = 10 x 12?).
Петр берет слово и рассказывает, как Иуда утратил свое апостольство (Деян 1:16–20). Описание самоубийства Иуды в Мф 27:3–10 совершенно иное (см. BDM 2.1404–1410). Из общего в этих двух повествованиях можно заключить, что смерть Иуды была скорой и страшной и что ранние христиане осмысляли ее как кару Божию, обращаясь к ветхозаветным рассказам о смерти нечестивцев[486].
Вместо Иуды избран Матфий (Деян 1:21–26). Матфий — фигура второстепенная (больше о нем Деян не упоминают), и важен здесь не он сам, а факт избрания: число дополняется до Двенадцати. В ветхом Израиле было двенадцать патриархов, представляющих двенадцать колен; со временем колено Левитово потеряло удел в Земле Обетованной (хотя имело определенные города), и для сохранения числа «12» были посчитаны сыновья Иосифа (Ефрем и Манассия). В Иисусе снова проигрывается история Израиля, поэтому учеников именно Двенадцать. Последующая церковь не сохранила Двенадцать как институт; они — вечный символ всего обновленного Израиля и не могут быть заменены после смерти (Деян 12:2). Иуда отпал и потерял право сесть на один из двенадцати небесных тронов, чтобы править Израилем, как было обещано Иисусом (Лк 22:30; Мф 19:28)[487]. Как Двенадцать были избраны Иисусом (Ин 15:16), так и избрание апостола на место Иуды оставлено на волю Божью и осуществляется по жребию. Теперь община готова к сошествию Духа.
Миссия в Иерусалиме (2:1–8:1а)
1. Пятидесятница, проповедь Петра