и сирийских царей. Император, по крайней мере теоретически, был подотчетен воле римского народа.
(обратно)
101
Это время жизни Иисуса, хотя Иисус родился чуть раньше, до смерти Ирода Великого. Датировка рождества царствованием Ирода Великого — одна из немногих общих черт в первых главах Матфея и Луки (Мф 2:1; Лк 1:5). Если иметь в виду традиционное христианское летоисчисление, получается, что Иисус родился «до рождества Христова». Это было следствием ошибки: в VI веке Дионисий Малый предложил взять за отправную точку не основание Рима (А. U. C.), а рождение Господа. Дионисий считал, что Иисус родился в 754 году от основания Рима. Однако согласно самому правдоподобному подсчету, Ирод умер в 750 году от основания Рима.
(обратно)
102
Семейное древо иродианской семьи было очень запутанным; см. NJBC, р. 1245 и ABD 3.175. «Этнарх» и «тетрарх» — меньшие титулы, чем «царь».
(обратно)
103
Судя по неверной последовательности событий в Деян 5:36 сл., автор Лк–Деян был плохо осведомлен о дате переписи (на самом деле она проходила после смещения Архелая) и мог перепутать ее с волнениями после смерти Ирода Великого, имевшими место десятилетием ранее. См. ниже, главу 10, сноску 33.
(обратно)
104
Иудейский философ Филон рисует образ Пилата черными красками, осуждая его «взятки, оскорбления, грабежи, насилия, бессмысленные обиды, постоянные казни без суда и следствия, бесконечную и вопиющую жестокость» (Посольство к Гаю 38, #302; написано около 39–40 годов н. э.). Многие современные ученые считают, что в данном случае Филон был пристрастен, аргументируя замену римских префектов Иродом Агриппой I. Евангелия описывают Пилата гораздо менее негативно, но и не выставляют его идеалом римского правосудия.
(обратно)
105
Цит. по пер. Г. С. Кнабе. — Прим. ред.
(обратно)
106
Флавий, Древности 18.4.1–2; #85–89.
(обратно)
107
О сикариях и зелотах см. BDM 1.688–693. Войну 66–70 годов часто называют Первым иудейским восстанием, чтобы отличить от восстания под предводительством Симона Бар–Кохбы (Бен–Косибы) в 132–135 годах. Во время Иудейской войны не прекращались жестокие столкновения между зелотскими вождями Иоанном из Гисхалы, Менахемом (сыном Иуды Галилеянина) и Симоном Бар–Гиорой. Последнего доставили в Рим, чтобы казнить во время триумфального парада Тита.
(обратно)
108
Иудейское сопротивление продолжалось до 74 года в крепости Масада у Мертвого моря.
(обратно)
109
Для более раннего периода характерна двухступенчатая структура: пресвитер–епископ и дьякон. Ко временам Игнатия в некоторых малоазийских церквах епископ приобрел верховный авторитет, а пресвитеры и дьяконы оказались ему подчинены — знаменитая трехступенчатая структура, которая стала практически универсальной к 200 году.
(обратно)
110
Письма от него и к его сторонникам были найдены в районе Мертвого моря в Мураббаате (NJBC 67.119).
(обратно)
111
Lieberman, Hellenism, считает, что греческая логика в форме александрийских герменевтических принципов была привнесена в иудейскую мысль в Иерусалиме еще во времена Гиллеля Старшего (конец I века до н. э.), если предания о Гиллеле достоверны.
(обратно)
112
О деятельности христиан в синагогах см. Мк 13:9 пар., Деян 9:20; 13:5, 14; 14:1; 17:1–2; 18:4.
(обратно)
113
В Деян 21:39 Савл/Павел называет себя «тарсянином, гражданином немаловажного города» (КП).
(обратно)
114
Римское понятие religio включало фиксированные общинные ритуалы (в которых иудеи не участвовали). Чужеземные культы с непонятными церемониями римляне относили к superstitio.
(обратно)
115
См. полезную статью об участии иудеев и христиан в языческом культе: P. Borgen, Explorations 8 (#1,1994), 5–6. Слово «языческий» я использую не в уничижительном смысле, а просто как техническое обозначение неиудейских и нехристианских верований.
(обратно)
116
Мф 9:10; 11:19; 21:31 ставит сборщиков податей на одну доску с грешниками и проститутками. В Лк 3:12–13 Иоанн Креститель призывает сборщиков податей не требовать больше положенного, а в 19:7–8 сборщик податей Закхей обещает возместить в четырехкратном размере всем, с кого взял лишнее.
(обратно)
117
Иногда «нищие» — духовная категория (те, кто не ценит богатство); в других местах это слово относится к нищим в экономическом смысле, и именно о них мы говорим в данном случае.
(обратно)
118
Здесь я опираюсь на прекрасное исследование в Meier, Marginal 1.280–285, которое показывает шаткость других интерпретаций.
(обратно)
119
Слово doubs можно переводить и как «слуга», и как «раб». Интересный вопрос: описывает ли женская форма в «Магнификате» (Лк 1:48) Деву Марию как «служанку» или как «рабу» Божию? Последний вариант делает возможным отождествить ее с частью христианской аудитории Лк.
(обратно)
120
В первых веках до н. э. и н. э. римской культуре была присуща сильная греческая составляющая. В частности, при Августе вновь усилилось греческое влияние на архитектуру и искусство.
(обратно)
121
См. обзор в J. A. Overman, CRBS 1 (1993), 35–57.
(обратно)
122
R. A. Batey, Jesus and the Forgotten City (Grand Rapids: Baker, 1991) преувеличивает контакты Иисуса с Сепфорисом. В качестве противовеса см. S. Freyne,»Jesus and the Urban Culture of Galilee,»Texts and Contexts, eds. T. Fornberg and D. Hellholm (Oslo: Scandinavian Univ., 1995), 597–622: по его мнению, система ценностей галилейского села отличалась от таковых в эллинистических городах.
(обратно)
123
При обсуждении ниже, в главе 15, писем/посланий Павла мы увидим, что у него можно выделить несколько различных типов риторики (согласно классификации Аристотеля).
(обратно)
124
Койне был одним из диалектов аттического греческого (то есть афинским диалектом, который, с примесью ионического греческого, был распространен Александром Македонским по эллинистическому миру). Существовали различные уровни койне: например, более обработанная литературная форма, выказывавшая влияние аттического греческого, и обычный народный койне, который мы находим в надписях, частной корреспонденции (сохранившейся в египетских папирусах) и НЗ (Евр и Лк содержат элементы литературного койне).
(обратно)
125
Споры идут по поводу синоптических Евангелий, так как более радикальное крыло ученых не считает Ин евангелием в полном смысле этого слова.
(обратно)
126
Следующие тексты упоминают об учениях, которые содержатся или не содержатся в «Евангелии»: Дидахе 15:3–4; 2 Клим 8:5; Мученичество Поликарпа 4:1. H. Koester, NTS 35 (1989), 361–381, возводит это словоупотребление к Маркиону, который возражал против устных традиций, которым церковь приписывала апостольский авторитет.
(обратно)
127
Текст, который мы называем «Евангелием от Фомы», определяет себя как «евангелие» лишь в заголовке, представляющем собой позднюю вставку. Оно, как и Евангелие от Марии Магдалины, говорит о благовествовании.
(обратно)
128
За исключением названий, с заглавной буквы мы будем писать лишь канонические Евангелия. Среди апокрифов первых веков нашей эры нет полных повествовательных евангелий. Некоторые ученые могут отнести к данной категории тайное Евангелие от Марка, однако мы располагаем лишь парой маленьких отрывков из него, а потому не в состоянии судить о его специфике. Из Евангелия от Петра сохранился лишь кусочек рассказа о страстях/воскресении. Ориген упоминает о некоем евангелии, связанном с Петром и имевшем рассказ о детстве (BDM 2.1337), — если это тот же текст, можно предположить, что Евангелие от Петра было полным повествованием.
(обратно)
129
С Ин связана своя специфика, которую мы будем разбирать преимущественно в главе 11.
(обратно)
130
См. OTP 2.385–399; «Жития» имеют сложную историю (включая, видимо, христианские вставки). См. ниже, Приложение II.
(обратно)
131
Сюда можно также включить «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта и биографические элементы жизни Сократа в «Диалогах» Платона; см. Votaw, Gospels 30–62. (В какой?то степени параллели с биографиями выдвигались в противовес тезису о том, что Евангелия — популярная литература, отличающаяся от классической.) Главные сторонники биографического подхода к Евангелиям — Votaw, Talbert, Burridge, Stanton (с Мф).
(обратно)
132
Синоптические Евангелия не изображают Иисуса простым смертным, который в награду получил бессмертие: воскресение лишь подтвердило то, кем Он был до смерти. Ин изображает не бессмертного бога, который сошел на землю и жил как человек, а божественное Слово, ставшее плотью и остававшееся плотью. См. критический анализ гипотезы Тэлберта в Aune,»Problem».
(обратно)
133
Евангелия можно назвать христологией, облеченной в повествовательную форму; Tolbert, Sowing, указывает на античный роман. Однако Stanton,»Matthew», возражает, что несмотря на наличие некоторых сходных литературных условностей, романы ставили своей целью развлечь читателя (чего о Евангелиях не скажешь).
(обратно)
134
Краткая схема деятельности Иисуса содержится в проповедях Деян (например, 2:22–24 и особенно 10:37–41): оно началось в Галилее после омовения у Иоанна, когда Иисус был помазан Духом Святым и силою; «Он ходил, благотворя и исцеляя всех угнетаемых дьяволом… в стране Иудейской и в Иерусалиме»; Его «убили, повесив на древе», но Бог «воздвиг Его в третий день и дал Ему являться» богоизбранным свидетелям, которые «ели и пили» с Ним. C. H. Dodd [ExpTim 43 (1931–1932), 396–400] предположил, что таков был общий план проповеди, подробно раскрытый в Евангелиях. Гораздо более вероятно, что это схема, вычлененная из Евангелия самого Луки, которую он позаимствовал из Мк. Хотя эта проповедь содержала предания об Иисусе, последовательность Галилея—Иерусалим, видимо, отражает Марково упрощение. По мнению большинства ученых, Ин не опирался на Мк; Ин начинает с омовения у Иоанна, излагает слова и дела Иисуса, но не содержит вышеупомянутой последовательности: место действия часто меняется.
(обратно)
135
Все биографии неизбежно носят избирательный характер; в данном случае я имею в виду сведения, которые, расцвечивая жизнь подробностями, позволяют лучше ее понять.
(обратно)
136
Протестантская библеистика разработала эту концепцию трех стадий, изучая вариации в Sitz im Leben («месте в жизни») евангельских материалов: например, контекст, который был присущ данному материалу в жизни Иисуса; контекст в церковной проповеди; контекст в Евангелии. В одном авторитетном для католиков церковном документе («Instruction on the Historical Truth of the Gospels», 21 апреля 1964 г.; NJBC 72.35) Понтификальная библейская комиссия постулировала три стадии в качестве объяснения того, почему Евангелия не являются буквальной историей, хотя и содержат исторический материал.
(обратно)
137
Эту ошибку делают как христиане либеральные (например, «Разве Иисус стал бы воевать во Вьетнаме или участвовать в какой?то другой войне?»), так и христиане консервативные (например, «Сколько таинств Иисус установил?»). Правильный ответ: галилейский иудей ничего не мог знать ни о Вьетнаме, ни о военной технике; в тот период не существовало даже слова «таинство». Слова и дела Иисуса имеют значение для нашего подхода к подобным проблемам, но необходима трансляция смыслов (которой, как верят христиане, руководит Святой Дух). Когда церковные вероисповедные документы говорят о деяниях «Иисуса Христа», речь идет не просто об Иисусе публичного служения, но об Иисусе, изображенном в апостольской проповеди и последующей традиции.
(обратно)
138
См. критику в Meier, Marginal 1.278–282: Иисус жил в аграрном обществе, но был плотником (Мк 6:3). Мейер проводит параллель: если брать современное общество, Иисус ближе не к крестьянам, а к американским «голубым воротничкам» (из низов среднего класса).
(обратно)
139
Около 115 года епископ Папий Иерапольский разыскивал тех, кто застал апостольское поколение или их непосредственных преемников, в поисках устной традиции, независимой от письменных Евангелий, с которыми он тоже был знаком (Евсевий, Церковная история 3.39.3–4).
(обратно)
140
Это касается как минимум Мф и Ин. Лк 1:2–3 ясно дает понять, что автор не был очевидцем, но лишь опирался на данные очевидцев.
(обратно)
141
Есть много неправдоподобных гармонизаций. Скажем, чем объяснить, что некоторые похожие материалы Мф и Лк отнесены соответственно к Нагорной проповеди и Проповеди на равнине (Мф 5:1; Лк 6:1)? Ответ: с одной из сторон горы была равнина. Или почему у Мф Иисус учит молитве Господней в ходе Нагорной проповеди, а у Лк Он делает это позже, по