Скачать:PDFTXT
Введение в Новый Завет. Том II

(65–95 годы); первое написано из Рима, а второе — в Рим (кем?то, кто знал римскую ситуацию). Некоторые из объединяющих их тем: христиане как «изгнанники» (1 Петр 1:1; 2:11; и Евр 11:13, parepidemoi), окропление кровью Христа (1 Петр 1:2; Евр 12:24); Христос как пастырь (1 Петр 2:25; 5:4; и Евр 13:20).

613

Неканонический корпус обширнее: Евангелие от Петра, Деяния Петра, Послание Петра к Филиппу и Апокалипсис Петра.

614

Ср. 1 Петр 1:4 и Мф 6:20; 1 Петр 1:17 и Лк 11:2; 1 Петр 2:19–20 и Лк 6:32–33; 1 Петр 3:9 и Мф 5:39; 1 Петр 3:14 и Мф 5:10; 1 Петр 4:14 и Мф 5:11. Е. Best, NTS 16 (1969–1970), 95–113 считает, что параллели ограничиваются несколькими блоками материалов в Мф и Лк, постулируя устную (а не письменную) зависимость; по его мнению, Петрово авторство исключено. См., однако, R. H. Gundry, NTS 13 (1966–1967), 336–350; Biblica 55 (1974), 211–232.

615

Некоторые ученые отвечают на аргумент (1) иначе: галилеяне (особенно жившие возле торговых маршрутов — скажем, в Капернауме) в деловых целях учили греческий язык. Однако одно дело знать язык в достаточной мере, чтобы торговать, и совсем другое — чтобы писать на нем литературные произведения.

616

M. L. Soards, «1 Peter, 2 Peter, and Jude as Evidence for a Petrine School,» ANRW II.25.5 (1988), 3828–3849. Achtemeier, 1 Peter 43, считает 1 Петр псевдэпиграфом, написанным в традиции, связанной с Симоном Петром.

617

В первом издании Beare, First Peter автор считал упоминание о Вавилоне фикцией и говорил, что 1 Петр написано в том же месте, в которое адресовано (позже он отказался от этого взгляда). Такая локализация была призвана объяснить аллюзии на мистериальные религии Малой Азии, выявленные Веаге в 1 Петр (от этого взгляда тоже не мешало бы отказаться).

618

Далеко не факт, однако, что удалось ли найти останки Петра. См. D. W. O’Connor, Peter in Rome, (New York; Columbia Univ., 1969); G. F. Snyder, BA 32 (1969), 1–24.

619

Вифиния и (западный) Понт, называемые в 1 Петр по отдельности, уже в течение столетия составляли одну провинцию. Если кто?то возразит, что имеется в виду восточный Понт, то он к 63–64 годам был уже присоединен к провинции Каппадокия, а затем Каппадокия — к провинции Галатия к 72 году. Может ли под перечислением географических названий в Петр 1:1 подразумеваться северная часть этой составной провинции?

620

Как мы увидим в следующей главе, Иак, адресованное «двенадцати коленам» диаспоры, видимо, написано из Иерусалима/Палестины иудео–христианским и языкохристианским адресатам, для которых имя Иакова было авторитетом. Между 1 Петр и Иак есть определенные черты сходства, помимо общего упоминания диаспоры во вступительной формуле: тема испытаний (1 Петр 1:6; Иак 1:2); рождение от слова (1 Петр 1:23; Иак 1:18), пример с засохшей травой (1 Петр 1:24; Иак 1:10); отбрасывание всякого зла (1 Петр 2:1; Иак 1:21); представление о вражде как следствии вожделений (1 Петр 2:11; Иак 4:1); покрытие множества грехов (1 Петр 4:8; Иак 5:20); «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», поэтому будьте смиренны (1 Петр 5:5–6; Иак 4:6–7); противьтесь дьяволу (1 Петр 5:8–9; Иак 4:7).

621

В Деяниях повествование символически переносится из Иерусалима в Рим, и последний назван местом, где было провозглашено: «Итак да будет вам известно, что спасение Божье послано язычникам: они и услышат» (28:28). Этот символизм может отражать действительное перемещение.

622

Возможно, еще более ранним свидетельством о 1 Петр является Первое послание Климента: та же приветственная формула с просьбой об умножении благодати и мира, то же заверение, что любовь покрывает множество грехов (1 Петр 4:8 и 1 Клим 49:5); та же цитата о том, что Бог гордым противится (1 Петр 5:5 и 1 Клим 30:2). Kelly, 1 Peter 12, перечисляет остальные параллели.

623

Achtemeier, 1 Peter 30, дает разброс от 80 до 100 года, склоняясь к началу этого периода. В 1 Петр есть «домашний кодекс»; если Кол — девтеропаулинистский текст, то остальные четыре «домашних кодекса» относятся к последней трети I века.

624

Иногда это понимается как священство всех верующих, но такое понимание кажется слишком индивидуалистическим. Не факт, что автор назвал бы каждого христианина священником. Также не факт, что у автора было некое богословие священства Христа, с которым можно было бы соотнести общинное священство.

625

D. Hill, JSNT 16 (1982), 45–63, однако, указывает на связь между литургическим выражением и христианской жизнью, выражавшуюся в том, что духовная жертва подразумевала молитвы и даже литургию евхаристии.

626

По поводу концепции священства в 1 Петр см. Elliott, Elect, также см. R. E. Brown, The Critical Meaning of the Bible (New York: Paulist, 1981), 96–106 по поводу концепции священства в НЗ. Для сравнения с концепцией Филона см. Т. Seland, JSNT 57 (1995), 87–119.

627

Ошибочное отождествление его с Иаковом, братом Господа, часто встречается в агиографии (и именно ему приписывается прозвище «Младший»). В Деян 1:13–14 Двенадцать и братья Господа совершенно ясно разграничиваются друг от друга. См. также 1 Кор 15:5, 7.

628

Поскольку эти братья упоминаются в связи с Марией (Мк 3:31–32; Ин 2:12), то, опираясь только на НЗ, можно предположить, что они — дети Марии и Иосифа, родившиеся после Иисуса. Эта точка зрения в древности принадлежала Тертуллиану, а теперь разделяется большинством протестантов. Однако уже в начале II века их стали считать детьми Иосифа от первого брака (Протоевангелие Иакова 9:2). Эта точка зрения принята в большинстве восточных церквей, и Бокэм (Bauckham, Jude Relatives, 31) пишет, что мы «имеем больше оснований полагаться на нее, чем обычно считают». Идея о том, что он был двоюродным братом Иисуса, была высказана в IV веке Иеронимом Стридонским и получила распространение в западной церкви. См., однако, J. P. Meier, CBQ 54 (1992), 1–28. Согласно учению Римской католической церкви, Мария осталась девой после рождения Иисуса.

629

Гал 2:9; Деян 12:17; 15:13–22; 21:18. См. K. Carroll, BJRL 44 (1961–1962), 49–67. То, как отъезд Петра из Иерусалима (Деян 12:17) отразился на руководстве церкви, обсуждается в главе 10.

630

Нет оснований сомневаться в достоверности слов Иосифа Флавия о смерти Иакова; J. P. Meier, Bible Review 7 (1991), 20–25. О смерти Иакова существуют легенды, например, в III веке Климент Александрийский сообщает, что он был сброшен с башни Храма (ЕН 2.1.5; ср. со свидетельством Егесипа в ЕН 2.23.15–16).

631

Хотя в Деян 15:22–23 сообщается, что письмо в Антиохию, Сирию и Галисию с предписанием Иакова было послано апостолами, священниками и всей Иерусалимской церковью, в Деян 21:25 сообщается, что оно было послано Иаковом и священниками («нами»).

632

Кроме послеапостольских церковных сочинений, приписываемых Клименту, пресвитеру Римской церкви (1 и 2 Клим в Приложении II ниже), существует цикл псевдонимной литературы (Псевдоклиментины). Там есть вымышленный рассказ о том, как Климент был обращен, путешествовал с Петром и в конце концов нашел пропавших членов своей семьи. Этот цикл был написан на греческом примерно в IV веке (?) на основе более раннего сочинения, которое иногда называется «первоначальным документом» (датируется примерно 150–200 годами). Его основные книги «Гомилии» и «Увещания к эллинам» (последняя сохранилась только на сирийском и латыни). Иаков выступает главным героем этого цикла, тесно связанного с иудаизмом и враждебного по отношению к Павлу. Сочинения Псевдоклимента сыграли огромную роль в исследовании происхождения христианства, предпринятого в начале XIX века Ф. Бауром. Иудео–христианство, представленное Иаковом, изображается там как антитезис христианству Павла, что в значительной степени выходит за рамки, новозаветных свидетельств.

633

В отличие от 1 Петр 1:18; 2:10, Иак 2:19 просто декларирует монотеизм.

634

Сир и Прем больше, чем Книгу Притчей. Книги Премудрости — прекрасный источник по практической этике, которой евреи руководствовались в личной, семейной и деловой жизни. В качестве примера стиля литературы Премудрости можно привести взятые из повседневной жизни (а не из откровения) метафоры в первой главе Иак: волны моря (1:6), солнце, сжигающее траву (1:11), человек, глядящийся в зеркало (1:23).

635

Блаженство, провозглашаемое в Иак 1:12, обещает венец жизни тому, кто переносит искушение. В Откр 2:10 Иисус обещает венец жизни тем, кто сохранит верность. 1 Петр 5:4 обещает неувядающий венец славы, когда явится великий Пастырь. В 2 Тим 4:8 Павел уверен в том, что для него готовится венец правды, который ему даст Судья праведный в последний день.

636

Можно подумать, что речь идет о ‘anawim позднего ветхозаветного периода, о нищих духом, то есть тех, что принимает (и даже предпочитает) материальную нищету, потому что отвергает мирские ценности. Однако в описании Иак речь идет именно о бедняках, об обездоленных, без указания на то, насколько эта бедность ими принимается или добровольно выбирается. Иак выступает против надменных богачей, которые наживают состояние, не задумываясь о средствах. См. R. Grotty, Colloquium 27 (1995), 11–21.

637

См. Завещание Авраама (редакция Б) 7:5, также 1 Ин 1:5 «Бог есть свет».

638

Глагол «рожать» обычно употребляется для описания рождения ребенка женщиной. Что касается мужского образа для описания божественного рождения, см. Ин 1:12–13. В Пс 119:43 (в Синодальном издании — Пс. 118. — Прим. ред.) «словами истины» называется Закон Моисея, а Еф 1:13 называет словом истины благовествование о спасении. Сам воскресший Христос — это первенец из умерших (1 Кор 15:20), а 144 тыс. искупленных Им — это первые плоды («первенцы» в Синодальном переводе. — Прим. ред.), преподнесенные Богу и Агнцу (Откр 14:4). L. E. Elliott?Binns, NTS 3 (1956–1957), 148–161 возводит идеи Иак 1:13–18 скорее к Быт, чем к эллинистической традиции.

639

Иак 2:7 обвиняет их в оскорблении «доброго имени», данного им (при крещении?). Те, «кто нарицается именем Господа» — ветхозаветное описание богоизбранного народа (Втор 28:10; Ам 9:12).

640

В Иак, в отличие от Павла, ни разу не упоминаются «дела Закона» или обрезание и ритуальные правила. Фелдер [C. H. Felder, Journal of Religious Thought 39 (1982–1983), 51–69] считает, что «закон» в данном случае означает нравственный закон ВЗ и Иисусовой традиции, противопоставляемый пагубным страстям. См. также L. T. Johnson, «Leviticus 19 in James,» JBL 101 (1982), 391–401. Хотя послание пронизано еврейским духом, M. O. Boyle, NTS 31 (1985), 611–617 указывает на влияние стоицизма на представление о том, что нарушение даже одной заповеди делает человека нарушителем Закона.

641

По поводу стиля 2:14–26 см. J. D. N. van der Wethuizen, Neotestamentica 25 (1991), 89–107. Иак 2:18 (уничижительно) изображает того, кто воспринимает веру и дела почти как два разных дара и считает, что одному дано иметь веру, а другому — делать дела. Иак предполагает только один дар — веру, проявляющуюся в делах.

642

То, как Иак трактует Авраама, ближе к стандартному еврейскому толкованию, чем трактовка Павла: ср. Сир 44:19–21; 1 Макк 2:52; Юбилеи 19:9. [См. R. N. Longenecker,

Скачать:PDFTXT

Введение в . Том II Новый читать, Введение в . Том II Новый читать бесплатно, Введение в . Том II Новый читать онлайн