Скачать:PDFTXT
Воля к власти

порыве, за окончательную обработку плана своего сочинения. Он пишет от 20 декабря 1887 года Петеру Гасту: «Предприятие, в которое я ушёл с головой, представляет нечто огромное и ужасающее», — и от 6 января 1888 года: «В заключение я не могу умолчать, что всё это последнее время было очень богато для меня синтетическими воззрениями и прозрениями; моё мужество опять возросло и с ним надежда сделать «невероятное» и довести отличающую меня философскую чувствительность до самых крайних пределов».

В течение этой же зимы 1887/88 гг. он сделал и первую попытку разместить свои наброски по рубрикам тогдашнего своего плана. Специально в этих целях он составил небольшой указатель, в который включил триста семьдесят два переномерованных отрывка, обозначив каждый из них определённым словом или кратким изложением его содержания, а триста из них, кроме того, римскими цифрами от I до IV, означавшими книгу по главному плану; семьдесят два номера, помещавшихся в отдельной тетради, остались нераспределёнными. Этот указатель представил для нас большую ценность, хотя мы и не всегда могли сохранить распределение по четырём книгам, так как богатый, относящийся к другим планам, материал из более поздних и более ранних времён требовал зачастую другого распорядка. Итак, в главных и основных чертах, мы следовали плану от 17 марта 1887 года, но при распределении материала по отдельным книгам принимали в соображение почти все планы, воспроизведённые здесь, в этих заключительных замечаниях.

Во время пребывания брата весною 1888 года в Турине он чувствовал себя особенно хорошо и испытывал такую охоту к работе, что сделал опыт нового распределения всего подготовленного для главного его сочинения материала. Он пишет об этом Брандесу: «Эти недели в Турине, где я остаюсь ещё до 5 июня, вышли у меня удачнее, чем какие бы то ни было недели за много лет и прежде всего в философском отношении. Я почти ежедневно на час или два достигал той степени энергии, которая давала мне возможность обозревать сверху донизу всю мою концепцию в её целом: при этом проблемы во всём их огромном разнообразии являлись передо мной как бы в рельефе и в ясных очертаниях. Для этого необходим максимум силы, на который я у себя почти уже перестал рассчитывать. Уже много лет, как всё идёт своим ходом, строишь свою философию, как бобр, действуешь в силу необходимости и сам этого не знаешь; но всё это необходимо увидать так, как я это увидел теперь, чтобы поверить этому». К этому времени, по всей вероятности, относятся следующие планы:

I. ВОЛЯ К ВЛАСТИ

Опыт переоценки всех ценностей

Часть первая: «Что имеет своим источником силу?»

Часть вторая: «Что имеет своим источником слабость

Часть третья: «Где же наши корни?»

Часть четвёртая: «Великий выбор».

II. ВОЛЯ К ВЛАСТИ

Опыт переоценки всех ценностей

I. Психология заблуждения.

1. Смешение причины и следствия.

2. Смешение истины с тем, во что верит как в истину.

3. Смешение сознания с причинностью.

4. Смешение логики с принципом действительного.

II. Лживые ценности.

1. Мораль как ложь.

2. Религия как ложь.

3. Метафизика как ложь.

4. Современные идеи как ложь.

III. Критерий истины.

1. Воля к власти.

2. Симптоматология падения.

3. К физиологии искусства.

4. К физиологии политики.

IV. Борьба лживых и истинных ценностей.

1. Необходимость двойного движения.

2. Полезность двойного движения.

3. Слабые.

4. Сильные.

О нижеследующем плане мы не знаем в точности, был ли он составлен летом 1888 года в Турине или в Сильс-Мария. Я всегда бесконечно сожалела, что он остался невыполненным, потому что он представлялся мне особенно ясным, что устранило бы весьма многие недоразумения.

III. ВОЛЯ К ВЛАСТИ

Опыт переоценки всех ценностей

Мы гиперборейцы. Закладка фундамента проблемы.

Первая книга: «Что есть истина

1. Психология заблуждения.

2. Ценность истины и заблуждения.

3. Воля к истине (находит своё оправдание лишь в утверждении ценности жизни).

Вторая книга: Происхождение ценностей.

1. Метафизики.

2. Homines religiosi[261].

3. Добрые и исправители.

Третья книга: Борьба ценностей.

1. Мысли о христианстве.

2. К физиологии искусства.

3. К истории европейского нигилизма.

Развлечение для психологов.

Четвёртая книга: Великий полдень.

1. Принцип жизни («распорядок рангов»).

2. Два пути.

3. Вечное возвращение.

К сожалению, мы имеем к этому плану лишь весьма неполное распределение материала, так что представлялось совершенно невозможным принять его в основание распределения чрезвычайно обильного материала. Весьма возможно, что были налицо и ещё другие распределения, но рукописи моего брата, после того как он заболел, годами лежали в Сильс-Мария без всякого призора. Тогда многое могло пропасть.

В основание настоящего издания легли главным образом два оглавления, набросанные автором осенью 1886 и зимою 1887/88 годов в N.XLII и W.VIII. Сообразно им использованы следующие рукописные тетради: W от I до XVII, и кроме того тетради с заметками 1885–1888 годов и папки XXXI, XXXIII и XXXIX. Первое издание «Воли к власти» содержало 483 афоризма, настоящее заключает на 570 афоризмов более. И эти добавочные афоризмы главным образом заимствованы из собрания W.XIII, составленного моим братом в августе 1888 года специально для его большой капитальной работы и оставленного, к сожалению, при первом издании «Воли к власти», почти без внимания. Петер Гаст пишет по этому поводу во введении к XIV тому большого издания собрания сочинений: «Сборник XIII содержит 96 тесно исписанных листов, относящихся по большей части к 1887 году, частью же и к более ранним годам до 1883 года; эти листы разложены Ницше сообразно содержанию в папки, по 5–10 листов в каждой, затем сложены поперёк и снабжены заголовками глав из «Воли к власти». Не подлежит никакому сомнению, что эти отрывки включены нами в произведение во всём согласно воле Ницше, тем более, что от пропуска их пострадала бы основная внутренняя связь мыслей. И только в том случае мы считали допустимым уклонение от его указаний, когда подлежавшая включению мысль уже оказывалась налицо в другом месте». Также дали богатый запас афоризмов для предлагаемого издания и записные книжки 1885–1888 годов.

К сожалению, как мы уже сказали во введении, нам было невозможно уместить всё произведение целиком в IX томе; мы были принуждены отнести обе главы третьей книги — «Воля к власти как общество и индивид» и «Воля к власти как искусство» — в десятый том; равным образом и всю четвёртую книгу — «Воспитание и дисциплина». Таким образом, настоящие замечания относятся не только к девятому, но и к десятому тому. В заключительных замечаниях к десятому тому будет речь лишь о дальнейшем развитии некоторых частей «Воли к власти» в менее объёмистое сочинение, носящее, в виде особого названия, только подзаголовок «Переоценка всех ценностей».

Первое издание «Воли к власти» появилось в 1901 году; настоящее новое издание совершенно заново переработано и составлено: первая и третья книги Петером Гастом, вторая и четвёртая нижеподписавшейся. Все корректуры старательно сверены Петером Гастом с текстом оригиналов.

Таблица согласований

Цифры первой колонки означают порядковый номер афоризма в издании «Воли к власти» 1906 года (повторение их означает, что афоризмрезультат объединения редакторами различных фрагментов); цифры, приведённые во второй и третьей колонках — соответственно номер группы афоризмов и номер афоризма в издании F. Nietzsche. Kritische Gesammelte Werke, hrsg. von G. Kolli und M. Montinari; цифры четвёртой колонки — номер этого фрагмента в составленном и пронумерованном Ницше рубрикаторе (осень 1887–1888), обозначенном им как «Первая редакция моего “Опыта переоценки”»; в последней колонке приведено время возникновения фрагментов.

Примечания

1

Перевод Г. Рачинского.

2

Римская Кампанья (лат.).

3

протяжно (итал., муз. термин).

4

Перевод Е. Герцык.

5

права на свободу (лат.).

6

всё понять, всепонимание (фр.).

7

образ, вид, преходящее свойство (лат.).

8

независимо от опыта, до опыта (лат.).

9

существующего совершенства (лат.).

10

бескорыстие (фр.).

11

«Весёлое чудовище стоит большего, чем сентиментальный зануда» (фр.).

12

по преимуществу, по сути (фр.).

13

нераздвоенность (греч.).

14

противоречивое суждение (лат.).

15

укрепляющая система (фр.).

16

беспечность (фр.).

17

самый быстрый (итал.).

18

добродетель (итал.).

19

с пессимистическим видом (фр.).

20

широта симпатии (фр.).

21

человеческий документ (фр.).

22

всё понимать, значит всё прощать (фр.).

23

искусство ради искусства (фр.).

24

обеды у вельмож (фр.).

25

описание (фр.).

26

чудовище и хаос (фр.).

27

в сущности (фр.).

28

брыкание в рабстве (фр.).

29

достигнутое (фр.).

30

распущенный (фр.).

31

негодяй (фр.).

32

сердце (фр.).

33

рассудок (фр.).

34

скопление противоречий (фр.).

35

способный, точный и свободный (фр.).

36

шутовское (фр.).

37

запрет (лат.).

38

человечество (итал.).

39

честных людей (фр.).

40

хорошего общества (фр.).

41

помещик из Фернея (фр.) — Вольтер (прим. ред.)

42

остряк (фр.).

43

за «негодяя» — вознаграждение и мщение бога (фр.).

44

честность, порядочность (фр.).

45

писатель (фр.).

46

беспечность (фр.).

47

злопамятство (фр.).

48

смотри (лат.).

49

Римская империя (итал.).

50

римская деревня (итал.).

51

«вероятно, Ромул был пьян, когда задумал выстроить город в такой безобразной местности» (фр.).

52

«потому что никакая другая нация не взяла так мало у античности, потому что она не подвергалась влиянию классики» (фр.).

53

«Если бы я мог вас всех сделать музыкантами, вы бы от этого выиграли как художники» (фр.).

54

«Сколько бы лье не прошёл я пешком и сколько бы дней не провёл я в тюрьме ради того, чтобы только услышать “Дон Жуана” или “Матримонио секрето”, и я не знаю, ради чего другого я бы сделал подобное усилие» (фр.).

55

мрачный (фр.).

56

верую потому, что бессмысленно (лат.).

57

иронический (итал.).

58

ощущения (фр.).

59

глупости (фр.).

60

щедрых чувств (фр.).

61

в политике (лат.).

62

некоторое количество (лат.).

63

против (лат.).

64

небрежности (фр.).

65

доказательство от бессмыслицы (лат.).

66

женского маразма (лат.).

67

глупость (фр.).

68

всеобщему избирательному праву (фр.).

69

воля к учению (лат.).

70

«Предусмотрительность — причина теперешних европейских войн. Если бы только дали себе труд ничего не предусматривать, все бы были спокойны, и я не думаю, чтобы от этого более несчастливы, потому что бы не воевали.» (фр.).

71

Перевод М. Рудницкого.

72

религиозный человек (лат.).

73

расщепления личности (фр.).

74

в этом главном пункте (лат.).

75

на практике (лат.).

76

верх (лат.).

77

воинствующей проповеди (лат.).

78

таинство слияния (лат.).

79

омерзительного благоговения (лат.).

80

сладостном ничегонеделанье (итал.).

81

движители (лат.).

82

святую ложь (лат.).

83

пренебрежительность (фр.).

84

«геройства» (фр.).

85

периодическое безумие (фр.).

86

интеллектуального оцепенения (лат.).

87

под знаком добра (лат.).

88

«Малые доблести вызывают в простом народе хвалу, средние — изумление, высшие — ничего не вызывают» (лат.).

89

простого народа (лат.).

90

доблести (лат.).

91

Перевод М. Рубинштейна.

92

могущего посрамить происхождения (лат.).

93

сограждан (греч.).

94

между па́рами (лат.).

95

бездействие, лень (лат.).

96

верховным, суверенным (фр.).

97

первопричина (лат.).

98

ничего удивительного (лат.).

99

чистый, без примеси, не обработанный, незрелый, во всей своей силе, во всей своей резкости (фр.).

100

бытие (лат.).

101

дело (лат.).

102

любовной страсти (фр.).

103

симпатических нервов (лат.).

104

воспрещённое (лат.).

105

отдельно (фр.).

106

Бог близорук! (лат.).

107

крупинка соли (лат.).

108

вид (лат.).

109

божество (лат.).

110

идея фикс, навязчивая идея (лат.).

111

побудительный мотив, движущая сила (лат.).

112

в психологии (лат.).

113

«Я» и «другой» (лат.).

114

обыватель (фр.).

115

между равными (лат.).

116

и не далее, т. е. предел (лат.).

117

в делах нравственных (лат.).

118

мимолётной (лат.).

119

душевный склад человека (лат.).

120

сомневаюсь (лат.).

121

бессмысленный рок (лат.).

122

укрепляющее (лат.).

123

Перевод Т. Гейликмана.

124

противоречие в определении, внутреннее противоречие (лат.).

125

выкидыша (лат.).

126

поучать добродетели (фр.).

127

бескорыстными (фр.).

128

автохтонных богов (лат. из греч.).

129

непреодолимых обстоятельств (фр.).

130

бунтарский дух (фр.).

131

природная низость (фр.).

132

клоун (итал.).

133

необходимо, обязательно (фр.).

134

дворян (фр.).

135

разночинец (фр.).

136

пределом, крайней степенью (лат.).

137

апатия (греч.).

138

прострация (греч.).

139

здравому смыслу (фр.).

140

доброму человеку (фр.).

141

в естествоведении (лат.).

142

злоупотребление (лат.).

143

распутникам (фр.).

144

Перевод Е. Соловьёвой.

145

безупречный (фр.).

146

ложная посылка (греч.).

147

данные из последующего (лат.).

148

данные из предыдущего (лат.).

149

всё то истинно, что воспринимается ясно и отчётливо (лат.).

150

простотапризнак истины (лат.).

151

истинно простое изображение. Провозглашаю (лат.).

152

Указание на слова Стендаля относится к одному месту из его Vie de Napoléon (Preface, p. XV) (Жизнь Наполеона. Предисловие (фр.)), которое Ницше занёс в другую тетрадь и которое гласит: «Une eroyance presque instinctive chez moi c’est que tout homme puissant ment quand il parte et à plus forte raison quand il écrit»[262].

153

После того есть вследствие этого (лат.).

154

конечной причине (лат.).

155

производящей причины (лат.).

156

процесс в бесконечности (лат.).

157

сколько (лат.).

158

качества (лат.).

159

количества

Скачать:PDFTXT

Воля к власти Ницше читать, Воля к власти Ницше читать бесплатно, Воля к власти Ницше читать онлайн