Скачать:PDFTXT
Воля к власти

(лат.).

160

величина (лат.).

161

обратное движение в бесконечности (лат.).

162

жизнь (лат.).

163

первый двигатель, первотолчок (лат.).

164

в искусстве (лат.).

165

Перевод М. Рубинштейна.

166

Игра словом «Loch» — дыра, прореха (нем.) (Прим. ред.).

167

воздействие на расстоянии (лат.).

168

итог, результат (др.-греч.).

169

основная движущая сила (лат.).

170

движение в бесконечности (лат.).

171

«Животное никогда не делало успехов как вид. Только человек развился как вид» (фр.).

172

лишить природных свойств природу (фр.).

173

особого рода (лат.).

174

смиренных (лат.).

175

характере удовольствия и страдания (итал.).

176

«Единственным движущим началом человека является страдание. Страдание предшествует каждому удовольствию. Удовольствие не является позитивной сущностью» (итал.).

177

шок, потрясение (фр.).

178

стимул, побуждение (лат.).

179

части от целого (лат.).

180

Перевод М. Рудницкого.

181

пренебрежение (франц.).

182

полис (греч.).

183

большой вопрос (лат.).

184

грубого, пошлого (франц.).

185

деклассированного (франц.).

186

вследствие недостаточной начитанности (франц.).

187

превосходные качества, талант, дарование, доблесть (лат.).

188

право на равное возмездие (лат.).

189

на практике (лат.).

190

предел (лат.).

191

против (лат.).

192

праздности (лат.).

193

«Истинно великие души — не те, в ком меньше страстей и больше добродетелей, нежели в обычных людях, а те, в ком больше великих помыслов». (франц.).

194

respectivement — соответственно (франц.).

195

овечью расу (франц.).

196

среди равных (лат.).

197

красотасвойство немногих (лат.).

198

первичное побуждение (лат.).

199

в психологических вещах (лат.).

200

под знаком добра (лат.).

201

жить, чтобы жить ради другого (франц.).

202

Перевод М. Рудницкого.

203

силы, жизнерадоности, энергии (лат.).

204

ассоциацию, близость, смежность (англ.).

205

семени (лат.).

206

кокетливые уловки, стыдливости (франц.).

207

искусство для искусства (франц.).

208

психомоторная индукция (франц.).

209

духовное, мыслительное внушение (лат.).

210

к стервозной писательствующей каналье (франц.).

211

противоречие (лат.).

212

экспрессивно (итал.).

213

Все эти современные живописцы — это просто поэты, которые хотели быть живописцами. Один искал драм в истории, другой — картин нравов, этот переносит в живопись из религий, тот — свою философию. (франц.).

214

буффонад (франц.).

215

прислужница драматургии (лат.).

216

чистых кровей (франц.).

217

в делах музыки и музыкантов (лат.).

218

«Как спится под такую музыку!» (итал.).

219

в исторические обстоятельства (лат.).

220

тонизирующее средство (лат.).

221

предвзятость (франц.).

222

верх совершенства (лат.).

223

«Божественная комедия» (итал.).

224

в истинном смысле, по самой сути (франц.).

225

Перевод М. Рудницкого.

226

всеобщего избирательного права (франц.).

227

посредственность (лат.).

228

золотая (лат.).

229

со своей стороны (лат.).

230

широта сердца (франц.).

231

трапезы у Маньи (франц.).

232

английской чепухи (франц.).

233

среди равных (лат.).

234

я (франц.).

235

«О французской монархии» (франц.).

236

«Раса освобождённых, раса рабов, отбившихся от наших рук, народ черни, новый народ, указ пожаловал вам право быть свободными, но не право быть благородными; только за нами это право, а за вами долг признательности; мы не верхушка вашего сброда, мы прежде всего сами по себе». (франц.).

237

ничего слишком (др.-греч.).

238

понимать — значит уравнивать (франц.).

239

среди равных (лат.).

240

в эротических вещах (лат.).

241

причины и воли (лат.).

242

«Превратное выправлять, верное укреплять, святое возвышать» (лат)..

243

«Будь проклят тот, кто омрачает бессмертный дух!» (итал.).

244

«Философы созданы не для того, чтобы любить друг друга. Орлы летают отнюдь не стаями. Это надо оставить на долю куропаток, скворцов… Парить в высях и иметь когти — вот удел великих людей». (франц.).

245

«Как человек восходит…» (итал., пер. М.Лозинского).

246

недугам (франц.).

247

главная способность (франц.).

248

из своего футляра (франц.).

249

в идеале и в невозможном (франц.).

250

и им равен: его гений того же охвата и той же структуры; он один из трёх великих суверенных духов итальянского Возрождения» (франц.).

251

в чистом виде, в исконности (франц.).

252

адвоката дьявола (лат.).

253

экспрессивная ярость (итал.).

254

любовь к року (лат.).

255

бог или природа (лат.).

256

природа или бог (лат.).

257

движение вспять до бесконечности (лат.).

258

движение вперёд (лат.).

259

духа-творца (лат.).

260

Перевод Г. Рачинского.

261

человек совестливый, благочестивый.

262

«Вера почти инстинктивна для меня, это то, что каждый человек могуществен, когда он говорит, и намного более рассудителен, когда пишет» (фр.).

263

Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли. // Культура Византии. Т. 1. М., «Наука», 1984.

264

Карлейль Т. Теперь и прежде. М., «Республика», 1994.

265

Милль Дж. Утилитарианизм. М., 1900.

266

Mayer’s Conversation-Lexikon. Leipzig, 1900.

267

«Мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого» // В кн.: Руссо Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

268

Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. СПб., «Чернышов», 1993.

269

Ницше Ф. Ecce homo. // Соч. Т. 2. М., «Сирин», 1990.

270

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1, с. 23. // Избранные Произведения. М., «Просвещение», 1992.

271

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч. Т. 2. М. — Л., «Сирин», 1990.

272

См. статью В. Асмуса: Кант // Философская энциклопедия. М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 2.

273

Павленков В. Ф. Шопенгауэр. // ЖЗЛ. СПб., «Глория-Кристалл», 1998.

274

Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга XIV.

275

Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга XVI.

276

См. статью Аверинцева С.: Янсенизм // Философская энциклопедия. М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 5.

277

Шатобриан Р. Замогильные записки. М., 1995.

278

Елизарова М. Гюстав Флобер. // История зарубежной литературы XIX в. М., 1972.

279

Тертуллиан. Избранные. соч. М., «Прогресс», 1994.

280

Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга V и книга VII.

281

См., напр.: Лесаж А. Похождения Жиль Блаза из Сантильяны. Т. 1–2. Л., 1958; Хромой бес. М., 1969.

282

Шпенглер О. Закат Европы. Глава V.

283

См. в т. ч.: Ренан Э. Апостолы. СПб., 1911, репринт М., 1990; Святой Павел. Антихрист. СПб., 1912, репринт М., 1990.

284

На рус. яз.: Законы Ману. Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, переизд. М., 1992.

285

Титул правителей округов Бреслау, Бриксен, Герц, Клагенфурт, Краков, Марбург, Прага, Вена, Зальцбург и др., где княжеский титул принадлежал католическим иерархам.

286

Здесь и далее Коран цитируется по переводу Г. Саблукова (Казань, 1907, репринт 1990).

287

См., напр.: Евангелие от Фомы, опубл. в сб.: Античность и современность. М., «Наука», 1972.

288

Напр.: Frisch M. Tagebuch 1966–71. Suhrkamp, Fr. / M., 1972; Ansohn A. Die Wahrheit am Krankenbett. Berlin, 1968.

289

Васильев Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли Цзи». // Этика и ритуал в традиционном Китае, Сб. статей. М., «Наука», 1988.

290

Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., «Прогресс», 1966.

291

Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, I, III пар. 11. Соч., т. 4 (2), М., «Мысль», 1965.

292

Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Кн. XII.

293

Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Кн. IV.

294

Бельтов Н. (Плеханов Г.) К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. СПб., 1905; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 28 С. 341.

295

Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, пар. 49А. Соч. Т. 4 (2). М., «Мысль», 1965.

296

Если не считать католика и крупнейшего писателя-фантаста Станислава Лема — см. его кн.: Звёздные дневники Ийона Тихого, Путешествия XXI и XXII. М., 1998.

297

Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Вист-С», 1997.

298

мужской член (лат.).

299

Стрельцова Г. Блез Паскаль. М., «Мысль», 1979.

300

Паскаль Б. Мысли. Разд. I, ст. VI. М., Refl-book, 1994.

301

Ср., например: Гендель М. Космогоническая концепция розенкрейцеров. М., 1993.

302

Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Вист-С», 1997. Ч. V, гл. XXVII.

303

Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Вист-С», 1997. Ч. III, гл. XV.

304

Коран. Пер. Г. Саблукова. V: 101. Казань, 1907.

305

См., напр.: Добронравова И., Ситько С. Физика живого как феномен постнеклассической науки. // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

306

«Чхандогья Упанишада», VIII/8.

307

См., напр.: Курдюмов С., Князева Е. У истоков синергетического видения мира. // Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994.

308

Законы Ману. Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, переизд. М., 1992. VII, 158.

309

Законы Ману. Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, переизд. М., 1992. VII, 22.

310

Иванов Вяч. Вс. Собр. соч. Т. 2. Брюссель, 1974. С. 646–647.

311

Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мiра. СПб., 1911, репринт 1992.

312

Рим. 7:16–20 и дал.

313

Розендорфер Г. Латунное сердечко / Пер. с нем. Киев, «Лабиринт», 1996.

314

Аристотель. Поэтика. Гл. VI. Л., 1927.

315

Раскритикованную Марксом как «мелкобуржуазная».

316

Лем С. Мир на Земле. В сб.: Формула Лимфатера. М., 1997.

317

Иванов Вяч. Вс. Собр. соч. Т. 2. С. 553.

318

Лем. С. Путешествие XXI. В сб.: Звёздные дневники Ийона Тихого. М., 1998.

Комментарии

1

Телеология (греч.) — учение о том, что всё в мире целесообразно, т. к. имеет τελοσ — конечную причину (см. § 552).

2

Нем. Personen-Realität здесь, судя по окончанию первого слова (множественное число) и по контексту, всё-таки «реальность ипостасей [Бога]», которые в христианской догматике считались отдельными личностями (ηιποστασισ)[263].

3

«Умопостигаемый», нем.-лат. intelligibel, означает не столько способность понять то, что даётся нам в ощущениях (это Кант вообще отвергал), сколько способность вообразить, вывести логически то, чего нельзя ощутить эмпирически. Считая «нравственным» лишь того, кто придерживается правил морали сознательно, а не по душевному влечению («категорический императив»), Кант, в сущности, предоставлял свободу человеку лишь в его воображении.

4

Ens perfectum [est] (лат.) — «сущее совершенно», важнейший постулат Канта о совершенстве существующего мира, в котором он сходится со всеми индийскими философиями (и расходится с большинством европейских).

5

Карлейль, Томас (1795–1881) — английский историк и философ, писавший об «упадке духа» современности и видевший смысл дальнейшего хода истории в создании новой (культурной) элиты взамен ушедших старых, которая взяла бы на себя духовное воспитание «среднего человека», выработку новых нравственных норм и организацию государства.[264]

6

[Скорее, происходящего, т. к. многозначность русского слова «дело» здесь скорее затемняет смысл немецкого Tat, означает вполне конкретное деяние] — мысль двоякая, подразумевающая и вопрос, возможен ли такой философ в принципе, то есть способен ли вообще кто-то дать происходящему адекватные (окончательные) объяснения, и попытку самого автора это сделать.

7

Мысль о том, что понятия «добра» и «зла» носят не этический даже, а социальный характер, потому что относительны в приложении к любой паре людей и их сообществ, тоже далеко не нова. Удобнее всего (для себя) обошлись с этой антиномией буддисты, приняв постулат о «Всебезразличии», т. е. неприложимости этих понятий к любым отношениям, в том числе и межчеловеческим, потому что у каждого своя правда (ср. §§ 375–379).

8

Милль, Джон Стюарт (1806–1873) — английский философ и сын философа, автор трудов по логике, экономике; считал, что в основе нравственности (моральный кодекс) должны лежать соображения пользы (добра, счастья и т. д.), которое то или иное действие или отказ от него может принести индивиду, его близким, его нации и всему человечеству. Противоречивость понятий пользы и добра в применении к этим разным уровням была ясна уже ему самому, и он пытался скомпенсировать её, утверждая необходимость альтруизма.[265]

9

Эвдемонизм — восходящее к античности представление о счастье как результате сознательного отказа от погони за ним («счастлив не тот, у кого есть всё, что ему нужно, а тот, кому ничего не нужно»). Положенное философами XVIII–XIX вв. в основу нравственности, сделало бессодержательным само понятие счастья.

10

Гедонизмпредставление об удовольствии (наслаждении, счастье) как смысле человеческого существования и основе нравственности, также восходящее к античности. Полярность возможных истолкований этого представления привела к появлению разнообразнейших этических теорий, от так или иначе поощряющих удовольствие (Гольбах, Бентам, Милль) до сурово его ограничивающих или осуждающих (Кант, Маркс).

11

Декаданс — франц. décadence немецкие словари того времени передавали как das Überfeinerte — «излишне утончённое», «слишком чувствительное»[266], отсюда сравнение с идиосинкразией — болезненной психосоматической реакцией на определённые внешние раздражители. Именно поэтому Ницше называет декаданс физиологическим или биологическим явлением и пользуется французским словом, а не его немецким эквивалентом Dekadenz (упадок, вырождение).

12

Классический принцип у-вэй даосской философии: не делай лишнего.

13

Адиафория (греч.) «неиспорченность»; в этике таким образом (адиафора) обозначаются понятия, безразличные в нравственном отношении, т. е. ни хорошие, ни дурные (стоять, ходить).

14

Бернар, Клод (1813–1878) — французский врач, физиолог, доказал существование у человека центров (периферической) нервной системы, действующих независимо от головного и спинного мозга.

15

Чандала

Скачать:PDFTXT

Воля к власти Ницше читать, Воля к власти Ницше читать бесплатно, Воля к власти Ницше читать онлайн