(лат.).
160
величина (лат.).
161
обратное движение в бесконечности (лат.).
162
жизнь (лат.).
163
первый двигатель, первотолчок (лат.).
164
в искусстве (лат.).
165
Перевод М. Рубинштейна.
166
Игра словом «Loch» — дыра, прореха (нем.) (Прим. ред.).
167
воздействие на расстоянии (лат.).
168
169
основная движущая сила (лат.).
170
движение в бесконечности (лат.).
171
«Животное никогда не делало успехов как вид. Только человек развился как вид» (фр.).
172
лишить природных свойств природу (фр.).
173
особого рода (лат.).
174
смиренных (лат.).
175
характере удовольствия и страдания (итал.).
176
«Единственным движущим началом человека является страдание. Страдание предшествует каждому удовольствию. Удовольствие не является позитивной сущностью» (итал.).
177
шок, потрясение (фр.).
178
стимул, побуждение (лат.).
179
части от целого (лат.).
180
Перевод М. Рудницкого.
181
пренебрежение (франц.).
182
полис (греч.).
183
184
грубого, пошлого (франц.).
185
деклассированного (франц.).
186
вследствие недостаточной начитанности (франц.).
187
превосходные качества, талант, дарование, доблесть (лат.).
188
право на равное возмездие (лат.).
189
на практике (лат.).
190
предел (лат.).
191
против (лат.).
192
праздности (лат.).
193
«Истинно великие души — не те, в ком меньше страстей и больше добродетелей, нежели в обычных людях, а те, в ком больше великих помыслов». (франц.).
194
respectivement — соответственно (франц.).
195
овечью расу (франц.).
196
среди равных (лат.).
197
красота — свойство немногих (лат.).
198
первичное побуждение (лат.).
199
в психологических вещах (лат.).
200
под знаком добра (лат.).
201
жить, чтобы жить ради другого (франц.).
202
Перевод М. Рудницкого.
203
силы, жизнерадоности, энергии (лат.).
204
ассоциацию, близость, смежность (англ.).
205
семени (лат.).
206
кокетливые уловки, стыдливости (франц.).
207
искусство для искусства (франц.).
208
психомоторная индукция (франц.).
209
духовное, мыслительное внушение (лат.).
210
к стервозной писательствующей каналье (франц.).
211
противоречие (лат.).
212
экспрессивно (итал.).
213
Все эти современные живописцы — это просто поэты, которые хотели быть живописцами. Один искал драм в истории, другой — картин нравов, этот переносит в живопись из религий, тот — свою философию. (франц.).
214
буффонад (франц.).
215
прислужница драматургии (лат.).
216
чистых кровей (франц.).
217
в делах музыки и музыкантов (лат.).
218
«Как спится под такую музыку!» (итал.).
219
в исторические обстоятельства (лат.).
220
тонизирующее средство (лат.).
221
предвзятость (франц.).
222
верх совершенства (лат.).
223
«Божественная комедия» (итал.).
224
в истинном смысле, по самой сути (франц.).
225
Перевод М. Рудницкого.
226
всеобщего избирательного права (франц.).
227
посредственность (лат.).
228
золотая (лат.).
229
со своей стороны (лат.).
230
широта сердца (франц.).
231
трапезы у Маньи (франц.).
232
английской чепухи (франц.).
233
среди равных (лат.).
234
я (франц.).
235
«О французской монархии» (франц.).
236
«Раса освобождённых, раса рабов, отбившихся от наших рук, народ черни, новый народ, указ пожаловал вам право быть свободными, но не право быть благородными; только за нами это право, а за вами долг признательности; мы не верхушка вашего сброда, мы прежде всего сами по себе». (франц.).
237
238
понимать — значит уравнивать (франц.).
239
среди равных (лат.).
240
в эротических вещах (лат.).
241
причины и воли (лат.).
242
«Превратное выправлять, верное укреплять, святое возвышать» (лат)..
243
«Будь проклят тот, кто омрачает бессмертный дух!» (итал.).
244
«Философы созданы не для того, чтобы любить друг друга. Орлы летают отнюдь не стаями. Это надо оставить на долю куропаток, скворцов… Парить в высях и иметь когти — вот удел великих людей». (франц.).
245
«Как человек восходит…» (итал., пер. М.Лозинского).
246
недугам (франц.).
247
главная способность (франц.).
248
из своего футляра (франц.).
249
в идеале и в невозможном (франц.).
250
и им равен: его гений того же охвата и той же структуры; он один из трёх великих суверенных духов итальянского Возрождения» (франц.).
251
в чистом виде, в исконности (франц.).
252
адвоката дьявола (лат.).
253
экспрессивная ярость (итал.).
254
любовь к року (лат.).
255
бог или природа (лат.).
256
природа или бог (лат.).
257
движение вспять до бесконечности (лат.).
258
259
духа-творца (лат.).
260
Перевод Г. Рачинского.
261
человек совестливый, благочестивый.
262
«Вера почти инстинктивна для меня, это то, что каждый человек могуществен, когда он говорит, и намного более рассудителен, когда пишет» (фр.).
263
Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли. // Культура Византии. Т. 1. М., «Наука», 1984.
264
Карлейль Т. Теперь и прежде. М., «Республика», 1994.
265
Милль Дж. Утилитарианизм. М., 1900.
266
Mayer’s Conversation-Lexikon. Leipzig, 1900.
267
«Мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого» // В кн.: Руссо Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
268
Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. СПб., «Чернышов», 1993.
269
Ницше Ф. Ecce homo. // Соч. Т. 2. М., «Сирин», 1990.
270
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1, с. 23. // Избранные Произведения. М., «Просвещение», 1992.
271
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч. Т. 2. М. — Л., «Сирин», 1990.
272
См. статью В. Асмуса: Кант // Философская энциклопедия. М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 2.
273
Павленков В. Ф. Шопенгауэр. // ЖЗЛ. СПб., «Глория-Кристалл», 1998.
274
Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга XIV.
275
Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга XVI.
276
См. статью Аверинцева С.: Янсенизм // Философская энциклопедия. М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 5.
277
Шатобриан Р. Замогильные записки. М., 1995.
278
Елизарова М. Гюстав Флобер. // История зарубежной литературы XIX в. М., 1972.
279
Тертуллиан. Избранные. соч. М., «Прогресс», 1994.
280
Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга V и книга VII.
281
См., напр.: Лесаж А. Похождения Жиль Блаза из Сантильяны. Т. 1–2. Л., 1958; Хромой бес. М., 1969.
282
Шпенглер О. Закат Европы. Глава V.
283
См. в т. ч.: Ренан Э. Апостолы. СПб., 1911, репринт М., 1990; Святой Павел. Антихрист. СПб., 1912, репринт М., 1990.
284
На рус. яз.: Законы Ману. Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, переизд. М., 1992.
285
Титул правителей округов Бреслау, Бриксен, Герц, Клагенфурт, Краков, Марбург, Прага, Вена, Зальцбург и др., где княжеский титул принадлежал католическим иерархам.
286
Здесь и далее Коран цитируется по переводу Г. Саблукова (Казань, 1907, репринт 1990).
287
См., напр.: Евангелие от Фомы, опубл. в сб.: Античность и современность. М., «Наука», 1972.
288
Напр.: Frisch M. Tagebuch 1966–71. Suhrkamp, Fr. / M., 1972; Ansohn A. Die Wahrheit am Krankenbett. Berlin, 1968.
289
Васильев Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли Цзи». // Этика и ритуал в традиционном Китае, Сб. статей. М., «Наука», 1988.
290
Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., «Прогресс», 1966.
291
Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, I, III пар. 11. Соч., т. 4 (2), М., «Мысль», 1965.
292
Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Кн. XII.
293
Гёте И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Кн. IV.
294
Бельтов Н. (Плеханов Г.) К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. СПб., 1905; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 28 С. 341.
295
Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, пар. 49А. Соч. Т. 4 (2). М., «Мысль», 1965.
296
Если не считать католика и крупнейшего писателя-фантаста Станислава Лема — см. его кн.: Звёздные дневники Ийона Тихого, Путешествия XXI и XXII. М., 1998.
297
Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Вист-С», 1997.
298
299
Стрельцова Г. Блез Паскаль. М., «Мысль», 1979.
300
Паскаль Б. Мысли. Разд. I, ст. VI. М., Refl-book, 1994.
301
Ср., например: Гендель М. Космогоническая концепция розенкрейцеров. М., 1993.
302
Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Вист-С», 1997. Ч. V, гл. XXVII.
303
Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Вист-С», 1997. Ч. III, гл. XV.
304
Коран. Пер. Г. Саблукова. V: 101. Казань, 1907.
305
См., напр.: Добронравова И., Ситько С. Физика живого как феномен постнеклассической науки. // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
306
«Чхандогья Упанишада», VIII/8.
307
См., напр.: Курдюмов С., Князева Е. У истоков синергетического видения мира. // Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994.
308
Законы Ману. Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, переизд. М., 1992. VII, 158.
309
Законы Ману. Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, переизд. М., 1992. VII, 22.
310
Иванов Вяч. Вс. Собр. соч. Т. 2. Брюссель, 1974. С. 646–647.
311
Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мiра. СПб., 1911, репринт 1992.
312
Рим. 7:16–20 и дал.
313
Розендорфер Г. Латунное сердечко / Пер. с нем. Киев, «Лабиринт», 1996.
314
Аристотель. Поэтика. Гл. VI. Л., 1927.
315
Раскритикованную Марксом как «мелкобуржуазная».
316
Лем С. Мир на Земле. В сб.: Формула Лимфатера. М., 1997.
317
Иванов Вяч. Вс. Собр. соч. Т. 2. С. 553.
318
Лем. С. Путешествие XXI. В сб.: Звёздные дневники Ийона Тихого. М., 1998.
Комментарии
1
Телеология (греч.) — учение о том, что всё в мире целесообразно, т. к. имеет τελοσ — конечную причину (см. § 552).
2
Нем. Personen-Realität здесь, судя по окончанию первого слова (множественное число) и по контексту, всё-таки «реальность ипостасей [Бога]», которые в христианской догматике считались отдельными личностями (ηιποστασισ)[263].
3
«Умопостигаемый», нем.-лат. intelligibel, означает не столько способность понять то, что даётся нам в ощущениях (это Кант вообще отвергал), сколько способность вообразить, вывести логически то, чего нельзя ощутить эмпирически. Считая «нравственным» лишь того, кто придерживается правил морали сознательно, а не по душевному влечению («категорический императив»), Кант, в сущности, предоставлял свободу человеку лишь в его воображении.
4
Ens perfectum [est] (лат.) — «сущее совершенно», важнейший постулат Канта о совершенстве существующего мира, в котором он сходится со всеми индийскими философиями (и расходится с большинством европейских).
5
Карлейль, Томас (1795–1881) — английский историк и философ, писавший об «упадке духа» современности и видевший смысл дальнейшего хода истории в создании новой (культурной) элиты взамен ушедших старых, которая взяла бы на себя духовное воспитание «среднего человека», выработку новых нравственных норм и организацию государства.[264]
6
[Скорее, происходящего, т. к. многозначность русского слова «дело» здесь скорее затемняет смысл немецкого Tat, означает вполне конкретное деяние] — мысль двоякая, подразумевающая и вопрос, возможен ли такой философ в принципе, то есть способен ли вообще кто-то дать происходящему адекватные (окончательные) объяснения, и попытку самого автора это сделать.
7
Мысль о том, что понятия «добра» и «зла» носят не этический даже, а социальный характер, потому что относительны в приложении к любой паре людей и их сообществ, тоже далеко не нова. Удобнее всего (для себя) обошлись с этой антиномией буддисты, приняв постулат о «Всебезразличии», т. е. неприложимости этих понятий к любым отношениям, в том числе и межчеловеческим, потому что у каждого своя правда (ср. §§ 375–379).
8
Милль, Джон Стюарт (1806–1873) — английский философ и сын философа, автор трудов по логике, экономике; считал, что в основе нравственности (моральный кодекс) должны лежать соображения пользы (добра, счастья и т. д.), которое то или иное действие или отказ от него может принести индивиду, его близким, его нации и всему человечеству. Противоречивость понятий пользы и добра в применении к этим разным уровням была ясна уже ему самому, и он пытался скомпенсировать её, утверждая необходимость альтруизма.[265]
9
Эвдемонизм — восходящее к античности представление о счастье как результате сознательного отказа от погони за ним («счастлив не тот, у кого есть всё, что ему нужно, а тот, кому ничего не нужно»). Положенное философами XVIII–XIX вв. в основу нравственности, сделало бессодержательным само понятие счастья.
10
Гедонизм — представление об удовольствии (наслаждении, счастье) как смысле человеческого существования и основе нравственности, также восходящее к античности. Полярность возможных истолкований этого представления привела к появлению разнообразнейших этических теорий, от так или иначе поощряющих удовольствие (Гольбах, Бентам, Милль) до сурово его ограничивающих или осуждающих (Кант, Маркс).
11
Декаданс — франц. décadence немецкие словари того времени передавали как das Überfeinerte — «излишне утончённое», «слишком чувствительное»[266], отсюда сравнение с идиосинкразией — болезненной психосоматической реакцией на определённые внешние раздражители. Именно поэтому Ницше называет декаданс физиологическим или биологическим явлением и пользуется французским словом, а не его немецким эквивалентом Dekadenz (упадок, вырождение).
12
Классический принцип у-вэй даосской философии: не делай лишнего.
13
Адиафория (греч.) «неиспорченность»; в этике таким образом (адиафора) обозначаются понятия, безразличные в нравственном отношении, т. е. ни хорошие, ни дурные (стоять, ходить).
14
Бернар, Клод (1813–1878) — французский врач, физиолог, доказал существование у человека центров (периферической) нервной системы, действующих независимо от головного и спинного мозга.
15
Чандала