философ и государственный деятель, автор знаменитого труда «Государь», посвящённого герцогу Лоренцо Медичи, считал единовластие наилучшей формой правления и учил правителя руководствоваться исключительно соображениями своей выгоды, стараясь лишь не навлекать на себя при этом ненависти подданных.
166
Вождь немецкой Реформации Мартин Лютер (1483–1546) призывал броситься с оружием в руках «на кардиналов, пап и всю свору римского содома» и «обагрить руки их кровью». Однако Томас Мюнцер (1480–1525) недаром упрекал его в том, что, демагогически угрожая сильным мира сего библейскими проклятиями, он неизменно ограждает их интересы.
167
Т. е. попытки примирить религию и науку, продолжающиеся и сегодня; ср. также «христианскую науку» американской целительницы Мэри Эдди (1821–1910), предлагавшую заменить медицину молитвами и покаянием.
168
Нем. Herren-Rassen, один из тех терминов Ницше, которые позже были переосмыслены (в данном случае как «раса господ») и взяты на вооружение идеологами нацизма, ср. далее § 898.
169
Св. Тереза, точнее, Терезия д’Авила (1515–1582) — испанская монахиня знатного рода, аббатиса, писательница; её усилия по реформе ордена кармелиток натолкнулись на значительные препятствия со стороны инквизиции, и лишь помощь братьев помогла ей довести дело до конца.
170
Парафраз известного опыта с курицей: если её уложить на спину и провести перед клювом (перпендикулярно направлению тела) меловую линию, то курица впадает в состояние оцепенения, не делая попыток освободиться.
171
Ср. «Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего» («Записки из мёртвого дома»). См. также. о том же у Ницше далее (§ 740).
172
«Метода Митчелла» — популярная в конце XIX — начале XX в. терапия нервных болезней (молочная диета, постельный режим, массаж, электропроцедуры), предложенная американским врачом Митчеллом (1829–1914).
173
Античные греки и в большой мере римляне были «всеядны» (ср. их алтари «Неведомому Богу»), отчего и в раннем христианстве слились начала платонизма, гностицизма, митраизма и многих других учений, которые Ницше называет «абсурдными догмами». Ср. также прим. к § 158.
174
Ницше имеет в виду знаменитое паскалевское «пари на Бога»: лучше спорить, что Бог есть — так, по крайней мере, мы ничем не рискуем в случае ошибки.
175
Ср. у Маркса: «Религия — это вздох угнетённой твари, душа бессердечного мира, дух бездушного безвременья. Она — опиум народа».
176
Ср. в «Заратустре»: «Многие умирают слишком поздно, а иные слишком рано. Ещё странно звучит правило: “Умри вовремя!”» Эта тема, занимавшая человечество с древнейших времён (как быть со стариками, больными, умалишёнными), не утратила своего значения и сегодня — ср. дискуссии о праве на «свободную смерть»,[288] об этичности «хосписов», «освобождающих уколов» и др. К сожалению, и эти взгляды Ницше нашли своих экстремистски настроенных продолжателей — ср. книгу: Биндинг К., Хоэ А. «Разрешение к прекращению малоценной жизни», вышедшую в Германии в начале 30-х гг.
177
См. прим. {17}.
178
Нем. Mehr-Menschen, «Более чем люди».
179
Парафраз евангельского предостережения против лжепророков (Мф. 7:15–16).
180
Нем. Zweck, см. прим. к § 141.
181
Нем. schmerzhaft, т. е. «вызывающего боль», по аналогии с реакциями подопытного животного.
182
Нем. Irrtum, т. е. «заблуждения».
183
Нем. Werkzeug, т. е., как сказали бы теперь, «винтика».
184
Нем. denken wir nicht gering, т. е. скорее «не будем недооценивать».
185
Амьель, Анри-Фредерик (1821–1881) — швейцарский писатель, автор повести «Интимный дневник», где, подобно Достоевскому, описывает душевные терзания молодого человека, осуждающего себя за свои влечения.
186
В оригинале Sozietät, см. прим. к § 51.
187
В течение веков в Китае важнейшей добродетелью считалось неукоснительное соблюдение правил и ритуалов поведения, изложенных в древнем трактате «Ли Цзи». Это настолько поразило европейских миссионеров, что просветители XVIII в. начали выступать против сочинений, «идеализирующих порядки в цинском Китае».[289]
188
Помимо древних индийских учений (ведантизм, брахманизм), призывавших каждого выполнять свою дхарму (жизненную задачу), трудясь «на своём месте», дабы не отягчать карму, немаловажную роль в становлении этого «движения» сыграл (первичный) буддизм, возведший страдание в ранг необходимого жизненного испытания — и закрепивший тем самым систему каст.[290]
189
Ср. у Г. Спенсера, последний раздел «Синтетической философии» которого посвящён человеческому поведению «исключительно с точки зрения его результатов для других».
190
Парафраз евангельского: «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведных, не нуждающихся в покаянии» (Лк. 15:7) — один из тезисов Нового Завета, обеспечивших ему преимущество перед старым (Ветхим), в котором Бог «радовался» только праведным.
191
Нем. Schauspielerei, «лицедейство» — здесь как умение восполнить недостаток способностей их имитацией, в противоположность спенсеровскому «воздержанию от обнаружения своих способностей». Ср. ниже о притворстве (§§ 304, 377).
192
См. прим. к § 30 о Дж. С. Милле.
193
У Ницше Ökonomie вм. Wirtschaft — богословский термин, «божественное мироустройство».
194
Ср. рассуждения Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского — см. прим. к § 82.
195
Имеются в виду хазаны (канторы) — служители, произносящие молитвы и зачитывающие отрывки из Торы в синагоге. Избирались общиной из числа наиболее уважаемых членов, т. е. таких, каким должен был бы мечтать стать каждый.
196
Ср. у Карла Гроса: «красота однообразна, а безобразное благодаря своему строптивому и своенравному характеру выступает как носитель индивидуального и характерного». См. также. прим. {61} (о Вагнере) и далее у самого Ницше — §§ 416, 804–809.
197
«В системе природы человек (homo phaenomenon, animal rationale) — незначительное существо, имеющее ценность, одинаковую с другими животными… Однако человек, рассматриваемый как лицо, т. е. как субъект морально-практического разума, выше всякой цены».[291]
198
Макиавеллизм — искусство управления государством вне какой-либо морали. О Макиавелли см. прим. {165}.
199
Платон (V в. до н. э.) ещё очень далёк от такой «беспринципности», называя единовластие («тиранию») наихудшей формой правления, однако и он считает первостепенной заботу о войске («не будет армии, не будет и законов», — твердят оба); и Платон, и Макиавелли сходятся также в необходимости государственного контроля над религией, искусством и развлечениями.
200
Тангейзер — немецкий поэт-миннезингер XIII в. Прожив, по легенде, 7 лет в гроте Венеры, вышел в мир, но мир отверг его, и он снова вернулся к Венере. Ему посвящена одноимённая опера Р. Вагнера (1845), в которой композитор, переиначив старинную легенду, заставляет Тангейзера остаться и умереть среди людей, убедившись, что страстная любовь знакома и им, а не только богам.
201
Елизавета, героиня оперы Р. Вагнера «Тангейзер», влюблённая в главного героя и в 3-м действии умирающая от страстной любви к нему.
202
Вольфрам фон Эшенбах — немецкий поэт-миннезингер XIII в., в опере Р. Вагнера — друг и соперник Тангейзера, во 2-м действии исполняющий романс о добродетельной любви.
203
Иератический — см. прим. к § 120.
204
Ср. у апостола Павла: «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4 и далее) и отношение к этому Гёте: «С одним из основных учений лютеранства… с учением о преобладании в человеке греховного начала, я попытался было примириться, но без особого успеха»[292].
205
У Руссо, как и у других просветителей XVIII в., природа — мать, заботящаяся о всех своих детях, к которым относятся и люди, в отличие от общества, порождающего в последних пороки.
206
Подобно Спинозе, Гёте считал, что в природе кроется «великое, творящее, всё направляющее существо, дабы нам легче было постичь его». После путешествия в Италию (1786–87), он признавался, что некий «инстинкт» влечёт его к природе в надежде, что в ней он сумеет открыть тайны мироздания.[293]
207
Человек у О. Конта — существо социальное, а посему обязан преодолевать эгоистические инстинкты ради укрепления семьи и общества: «Жена должна быть подчинена мужу, и дети — родителям. Брак — нерасторжим. Равенство полов — пустое разглагольствование…» О Конте см. прим. к § 95.
Дж. С. Милль, во многом разделявший взгляды Конта, считал, что человек должен руководствоваться в первую очередь соображениями той пользы, которую его действия могут принести человечеству, и лишь потом — его стране, семье и ему лично. О Милле см. прим. к § 30.
208
Гюйо, Жан-Мари (1854–1888) — французский философ-позитивист, «антинародник», считавший «народ» объектом воспитательного воздействия аристократов духа, а религию — социологией, сводящей «все естественные и даже сверхъестественные силы к человеческому типу, и их отношения — к отношениям социальным». Автор книги «Опыт морали вне обязательства и санкции», очень понравившейся Ницше.
209
Тьерри, Жак-Никола-Огюстен (1795–1858) — французский историк, объяснявший, по словам Г. Плеханова, «политический строй гражданским бытом» (т. е. «бытие определяет сознание»), чем заслужил похвалу и последнего, и Маркса.[294]
210
В ориг. Hornochs бык, в значении «дурак, остолоп».
211
О Карлейле см. прим. к § 27.
212
В статье Шиллера «Об эстетическом воспитании человека» (1795) проводится дифференциация человеческих типов по способу познания объекта (принятие объекта в себя — реалист, и вознесённость над объектом — идеалист). Мишле и Карлейль в основном цитируют Шиллера, признавая моральный идеал недостижимым, но необходимым, «чтобы человек мог переносить несовершенство жизни».
213
Мишле, Жюль (1798–1874) — франц. историк либерального толка, автор популярных книг «История Франции» и «История Революции».
214
См. прим. к § 211.
215
См. прим. к § 165.
216
Ср. у Лаоцзы:
Без борьбы оно побеждает,
Без речей оно убеждает,
Не зовёт, а к нему идут,
217
Гемиплегия (мед., устар.) — односторонний паралич.
218
Не в привычном нам (марксистском) понимании, а в терминологии западных социопсихологов, называющих «идеализмом» преобладание духовных запросов над материальными («материализм»).
219
Бакер, собств. Бейкер, Сэмюэл (1821–1893) — английский путешественник, исследователь центральной Африки.
220
Латука, точнее, Лотуко: племя на юге Судана.
221
Нем. Für schwache Herzen gibt es kein Unglück — вероятно, имеется в виду пословица «Кто живёт тихо, тот не увидит лиха» (В. Даль).
222
Нем. souverän, «суверенный».
223
Гегелевское fürsich-Sein как символ осознания духом своей свободы.
См. также 366.
224
Франциск Ассизский (1181–1226), итальянский монах, святой (канониз. 1228) — собств. Джованни Бернардоне из г. Ассизи, прозванный «отцом Франческо» за знание французского языка. Был бродячим проповедником, писал хорошие стихи, создал орден нищенствующих монахов-францисканцев.
225
Марк Аврелий Антонин, римский император (161–180), один из последних философов-стоиков, фаталист и пессимист. Проповедовал сохранение спокойствия души, ибо всё в мире целесообразно.
226
Гердер, Иоганн Готфрид фон (1744–1803): лютеранский священник, философ, просветитель и «народник», видевший в народе движущую силу истории, субъект и объект искусства. Полемизировал с философией Канта, считая её «созерцательной». Пользовался большой популярностью у официальных идеологов ГДР.
227
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), рассматривал исторический процесс как движение духа от бытия-в-себе к бытию-для-себя, т. е. как всё большее осознание духом собственной свободы.
228
Монтень, Мишель Эйкем де (1533–1592) — французский философ-скептик, гедонист (см. прим. к § 35) и ярый противник христианской философии и морали, считавший религию пищей для необразованного ума.
229
Нем. du sollst nicht lügen, сокращённый вариант девятой заповеди (Втор. 5:20).
230
Испорченность (у Ницше нем. Korruption) католицизма была лишь одной из причин; второй, а точнее, первой, был возросший уровень развития общественного сознания: Германия XVI в. была страной университетов. Для их учёных неоплатонизм раннехристианских отцов церкви был устаревшим позитивным средством познания, они искали новых, и позитивизм не замедлил явиться на историческую арену.
231
Возможно, Ницше имеет в виду рассуждения Канта об «убийстве монарха», завершающиеся выводом о «противозаконности» революции.[295]
232
Ознакомившись с трудом Канта «Об изначально злом