осмеливается отбросить «костыли веры», к чему призывает Ницше.
284
Гонкуры, братья Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870) — французские писатели-соавторы натуралистического направления, авторы нескольких романов и «Истории французского общества эпохи Революции».
285
Натуралисты — представители литературного направления, сложившегося в последней трети XIX в. в Европе, прежде всего во Франции. Его философской основой был позитивизм, а методом — описание жизни «как есть», со всеми физиологическими подробностями и обязательной социальной подоплёкой.
286
Принцип недеяния («не делай лишнего»), принятый в буддизме, даосизме и конфуцианстве.
287
Цирцея (Киркея, Кирка) — нимфа острова Эя, волшебством удержавшая у себя влюбившегося в неё Одиссея целый год и превратившая его спутников в свиней; иносказательно — символ обольстительной красавицы.
288
Ивр. «шаббат шаббатим», нем. Jahrwoche, в иудаизме — правило, по которому раз в семь лет земля должна была «отдыхать» от посевов; раз в 49 лет отмечался «юбилейный год», когда уничтожались все договоры продажи, и каждому возвращалось утраченное.
289
Аристотель (см. прим. к § 449) и лорд Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — авторы систем логики (известных как первый и второй «Органон»); Декарт (см. прим. к § 95), друг и во многом единомышленник Бэкона, оставил «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» (1637), Конт (см. прим. к § 95) выдвинул рациональный принцип математической абстракции как систематизирующее начало всякой исследовательской деятельности.
290
Энигматический (от греч. enigma «загадка») — загадочный, таинственный.
291
Ср. онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта и вывод из него: если Бог существует, то этим исключается возможность того, чтобы он нас обманывал.
292
Ср. платоновские «идеи» и «вещь в себе» Канта, к концу XIX в. обретшие новую жизнь в теософских представлениях о «предсуществовании» души и зависимости её внешних проявлений от потребностей трансцендентной монады. — Монада (греч. «единичная») — понятие античной философии, озн. «единицу бытия» и развитое Лейбницем (см. прим. к § 411) в целое учение («Монадология»), подхваченное богословами и мистиками. Душа рассматривалась как некая самостоятельная субстанция, неделимая и неразрушимая, не связанная с телом; тело же (равно как и другие части личности) считалось зависящим от своей монады.
293
Это отражается и в языке, ср. безличные конструкции типа «меня тошнит» или «мне везёт».
294
Здесь власть (нем. Macht) опять-таки означает «мощь», «могущество», силу человека.
295
Здесь и далее порода (нем. Art) скорее означает «вид», определённую категорию людей, обладающих определёнными же способностями.
296
«Перспективизм» — ср. определение этого понятия в § 636.
297
Ср. «всякое дыхание да хвалит Господа» в библейских текстах V в. до н. э. (Пс. 150:6), ивр. kol ha-Neshama, т. е. всякая живая душа. «Жизнь» же (ивр. Haya) счит. имеющейся и у простейших.[301]
298
Идиоплазма — (от греч. plasma, творение, и idios, подобный) — практически то же, что мы сегодня обозначаем понятием «биосфера».
299
Ср. по Фромму, это только один из способов взаимоотношений человека с миром («обладание»), предполагающий лишь накопление сведений об объекте; вторым, более продуктивным, Фромм считает «бытие» — «переживание» объекта, отождествление себя с ним, изменение человеческого Я в результате этого.
300
В традиционной логике предикат — то, что говорится о субъекте, представление о способе его существования.
301
Со времён Эвклида (III в. до н. э.) в западной философии господствовало представление о пространстве как не подверженном изменениям континууме, статичном «вместилище», имеющем три и только три измерения; лишь начиная со второй половины XIX в. (В. Гаусс, Н. Лобачевский) ему отводится роль частного случая.
302
Нем. in sprachlicher Form, «в языковой форме»: хотя Ницше и оперирует здесь понятиями т. н. гносеологической концепции языка (Э. Мах, Г. Гельмгольц), считающей язык (речь) лишь орудием мышления, однако по сути он прав, т. к. основа любого языка, сложившаяся в дописьменный период, потом практически навязывает ему определённые философские концепции — так, экзистенциализм и иные теории бытия (от лат. esse, быть) немыслимы в Китае, язык которого не знает глагола «быть». Ср. также. прим. к § 409.
303
Нем. Verkehr, т. е. в т. ч. и движение, обмен информацией, современные коммуникации.
304
Этот вопрос Пилата приводится в Евангелии (Ин. 18:38), ответ Иисуса — у Бернарда Шоу: «Истина есть то, во что мы верим — то, что мы считаем истиной».
305
О причинах нелюбви Ницше к Г. Спенсеру см. прим. {234}; точно такого выражения у Спенсера нет, однако фактически вся часть V («Основания науки о нравственности») его «Синтетической философии» проникнута идеей о том, что интеллект у людей развился только когда они стали существами социальными: «Когда сознание принуждения, общественного мнения и авторитета приводит к образованию идеи и чувства обязательности, то эту идею и это чувство можно рассматривать как этические», и что человечество развивается в направлении всё большей этизации своего мышления.[302]
306
У Спенсера: «Немыслимость отрицания какого-нибудь познавания служит гораздо более высоким доказательством его истинности, чем какие бы то ни было перечисления опытов». Здесь Спенсер полемизирует с Дж. Ст. Миллем (см. прим. к § 30), утверждавшим, что таких «познаваний» (положений) быть не может, ибо люди рано или поздно находят опровергающие их доказательства.[303]
307
Ср., например, слова Фауста:
Наполни же всё сердце этим чувством,
И, если в нём ты счастье ощутишь,
Зови его как хочешь:
Любовь, блаженство, сердце, Бог!
Нет имени ему! Всё в чувстве!
А имя — только дым и звук,
Туман, который застилает небосвод… —
произносимые им в сцене обольщения Гретхен, спросившей, верит ли он в Бога (часть 1, сцена 16. Пер. Н. Холодковского).
308
Ср.: «Избавление от страданий, от страха смерти заключается не в отказе от радостей жизни… а в воспитании у человека добродетели, в самообладании, в освобождении от чувственных привязанностей и страстей».
309
«Деятельность и страдание» — нем. Tun und Leiden, здесь в смысле различия действительного и страдательного залога (субъект и объект).
310
Парафраз известного афоризма Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
311
Ср. кораническое: «Не спрашивайте о таких вещах, которые, если открыты будут вам, огорчат вас».[304]
312
Ср. понятие «авидья» (незнание) у индийцев, прим. {279}.
313
Парафраз высказывания Гераклита: παντα ρηει, «всё течёт», как выражение изменчивости вещей.
314
См. прим. к § 68.
315
Семиотика — дисциплина, изучающая свойства знаковых систем (одной из которых является человеческий язык); здесь и ниже Ницше вновь обращается к гносеологической концепции языка (см. прим. к § 522), согласно которой ощущения — это символы, знаки.
316
Лат. causae «причины». О каузализме см. прим. {38}. Греч. τελη, точнее, τελοσ (у Ницше описка) — «конечные причины». Спиноза, собственно, не был каузалистом; Ницше «инкриминирует» ему здесь лишь его представление о природе и о Боге как имеющих причину своего существования в себе самих (лат. causa sui).
317
См. прим. к § 45.
318
У Ницше: Daß die Welt nicht auf einen Dauerzustand hinaus will… т. е. не как оспаривание второго закона термодинамики, а скорее как констатация, что «мир не вечен».
319
Здесь и ниже (643–650) Ницше фактически предвосхищает ряд положений современной науки: усложнение структуры (рост упорядоченности) системы означает увеличение количества информации («интерпретация» как переработка информации). В живых системах это — результат осуществления генетической программы по построению фенотипа (у Ницше — «другая память, которую мы можем подметить в актах наследственности» — § 646). Причём наследственная информация, хранимая в молкулах ДНК, изменяется не только случайным образом, но и целенаправленно, когда тот или иной орган оказывается плохо приспособленным к условиям существования[305] (ср. у Ницше о «новых формах», § 647).
320
Апостол Павел сетует: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24) и в том же Послании к Римлянам бичует пороки, источником которых считает тело (Рим. 1:24 и дал., 6:6 и дал.). В ведантизме телесная сущность человека осуждается как «ведущая к гибели» и «демоническая».[306]
321
Дисдемонистический (от др.-греч. δψσδαιμον) — несчастный.
322
Здесь и ниже (§§ 669–670) Ницше полемизирует с Г. Спенсером, у которого эти понятия составляют основу биологической, психической и социальной эволюции человека.
323
Ср. «человек есть нечто, что должно быть преодолено» в «Заратустре», ибо он — ступень, стадия на пути развития от животного к сверхчеловеку. Эта мысль не нова; в том или ином виде мы находим её и у конфуцианцев, и у каббалистов, и даже в православной философии, где она формулируется как «обожение».
324
Ср. постулаты современной синергетики, выявляющей общие принципы эволюции и самоорганизации сложных систем как живого, так и неживого.[307]
325
Верри, Пьетро (1728–1799), итальянский экономист и философ. Сам аристократ по происхождению, он считал праздность «матерью всех пороков». Цитируемое положение взято Кантом из труда Верри «Идеи о сущности удовольствия».
326
Здесь и далее механизм в значении «механицизм», см. прим. {39}.
327
В русском переводе «Законов Ману» (см. прим. к § 142): «Следует считать врагом соседа и сторонника врага, другом — соседа врага, нейтральным — [всякого], кроме этих двух».[308]
328
В русском переводе: «Весь мир подчиняется [только] посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе».[309]
329
Ср. слова Милована Джиласа, черногорского коммуниста-диссидента (1911–1995): «Cоциализм — это организованная безответственность».
330
Напоминание о нивелирующей роли школы в обществе, не нуждающемся ни в недоучках, ни в гениях (ср. известную римскую притчу о царе, вырывавшем на поле чересчур высокие колосья в ответ на вопрос соседа: что делать с умниками?) — подробнее см. у Ницше далее.
331
Фр.-нем. Résignation, «упадничество», отказ от самого себя.
332
См. прим. к § 204.
333
См. прим. к § 427.
334
Лат. continuum — нечто связное, систематическое, неизменное.
335
Нем. bürgerlich мещанский, в русском и немецком языках исторически в смысле: «относящийся к жителям города», позже уничижительное.
336
См. прим. к § 87.
337
Нем. Mißratene, уроды (ныне вместо этого говорят и пишут: Behinderte, инвалиды); в современной ФРГ официальное общественное мнение требует не замечать их отличий от остальных людей.
338
Ср. прим. к §§ 292, 351.
339
Авгуры (лат.) — жрецы у древних римлян, предсказывавшие будущее по полётам птиц. В оригинале Nierenprufer, гаруспики — жрецы, гадавшие на внутренностях животных.
340
Буквальный перевод немецкого Vogelfreiheit, означающего объявление кого-либо вне закона. Вплоть до начала XVIII в. такого человека имел право убить каждый.
341
Ср. у апостола Павла: «закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:16).
342
Нем. Rasse des Verbrechertums, букв. расе преступности, т. е. не к какой-то человеческой расе, а к преступному миру.
343
См. прим. к § 233.
344
См. прим. к § 142.
345
Савонарола, Джироламо (1452–1498) — итальянский монах-доминиканец, настоятель собора Св. Марка во Флоренции; предпринял попытку церковной реформы, требуя замены правления герцогов Медичи теократической республикой, но не получил поддержки папы и был сожжён.
346
Нем. слово Urteil собств. означает «суждение», но в подобном перечне начинает преобладает его второе значение — «осуждение» («приговор», в т. ч. судебный).
347
Т. н. «второй рейх» (1871–1919), новая Империя Германской нации, основанный Бисмарком и Вильгельмом I; «первым рейхом» считается Священная Римская империя (962–1806), «третьим» — режим Гитлера (1933–1945).
348
Гельвеций, собств. Адриан Клод (1715–1771) — французский философ-материалист, блестящий критик религии, автор трактата «О человеке», где пишет: «Все желают быть счастливыми и думают, что они были бы