Пророчества Мишеля Нострадамуса
Пересмотреные и исправленые по копии, напечатанной в Лионе Бенуа Риго в 1568 году.
К читателю
Ренессанс астрологии в мире конца XX века объясняют поразному. Одни считают данный феномен отражением процесса растущей неуверенности человечества в завтрашнем дне; другие пытаются при помощи древнейшего астрологического знания проникнуть в тайны мироздания, необъяснимые с точки зрения современной науки; третьи приписывают растущий интерес к оккультному знанию мистицизации мышления, уставшего от рационально определенных идеалов и неспособности их восполнить духовную пустоту; четвертые — поиском компромисса между атеизмом и «высшим космическим разумом». Точки зрения различны, но, видимо, каждая верна по-своему. Однако ни одна из них не дает ответа с позиций астрологических. Да и сама современная астрология несет в себе ряд противоречий с точки зрения восприятия обывателя. Можно ли назвать астрологию наукой? Если да, то почему за тысячи лет существования она не утвердила себя в ряду других наук? Если нет, то почему она не исчезла? Почему на фоне растущей динамики мирового научно-технического прогресса астрология привлекает к себе все более пристальное внимание ученых, ‘бизнесменов, политиков? Почему компьютеризация астрологической деятельности не решает фундаментальных вопросов прогнозирования? Почему на тысячи лет исчезло знание о трансурановых планетах, известных древним индийским, египетским и майанским астрологам и заново открытых астрономами в XIX-XX веках? Вопросы, вопросы, вопросы…
На фоне всех этих вопросов буйным цветом поднимается астрология ярмарочная, спекулятивная. Многочисленные периодические издания публикуют прогнозы «всемирно известных астрологов», радио и телевидение насыщают эфир пророчествами глобальных катастроф невиданных масштабов, рекламируя новоявленных пророков, сеющих страх и из кирпичей этого страха сооружающих собственные постаменты. И каждый утверждает собственную «истинность» на фоне остального «шарлатанства». Многие из них созидают собственную славу, опираясь на авторитеты бесспорные, подобные одному из величайших пророков мировой цивилизации Мишелю Нострадамусу. Переводы его «Пророчеств» все больше приобретают поэтическую форму и все дальше уводят от оригинала. Их облекают в благообразную «стихотворность», призван-ную удовлетворить вкусы невзыскательного читателя, с одной стороны; с другой — за счет подтасовки содержания приблизить его к желаемой автором трактовке того или иного исторического события.
Однако наряду с явными и тайными спекуляциями неоспоримы достижения серьезной науки, в течение сотен лет сумевшей приблизиться как к расшифровке катренов, так и к пониманию феномена пророческого дара Астролога.
Исторический анализ наследия Нострадамуса станет предметом изложения следующей книги данной серии. Здесь же мы попытаемся, предваряя изложение «Пророчеств», понять причины их написания, а также своеобразие формы, опираясь прежде всего на мнение об этом самого автора и факты его биографии.
14 декабря 1503 г.
В семье нотариуса Жака Нострадамуса в городке Сент-Реми (Прованс) родился сын Мишель, внук преуспевающих врачей, астрологов, математиков и философов.
1519-1522 гг.
Получение общего образования в Авиньоне. 1522-1525 гг. изучение медицины в университете г. Монпелье.
1525-1529 гг.
Борьба с эпидемиями в Нарбонне, Каркассоне, Тулузе, Бордо. Получение диплома бакалавра.
1529-1532 гг.
Возвращение в Монпелье, защита диплома доктора медицины.
1532-1538 гг.
Поездки в Бордо, Тулузу, Ля Рошель. Переезд на постоянное жительство в Ажан. Женитьба, рождение двух детей. Неудачная борьба с эпидемией, в которой гибнет вся его семья.
1538-1545 гг.
«Семилетняя одиссея» по Юго-Западу Европы, наименее известный период жизни Мишеля Нострадамуса.
1545-1547 гг.
Неожиданное появление в Марселе. Триумфальные победы в борьбе с эпидемиями в Эксе и Провансе. Особый акцент на синтез лечения тела и «духа» при доминировании духовного начала. Полученное вознаграждение отдает осиротевшим детям и жителям пострадавших областей.
1547-1555 гг.
Переезд в г. Салон, женитьба на вдове Анне Понсар-Жемелье. Рождение трех сыновей и трех дочерей. Возрастание профессионального авторитета. Создание литературных трудов по астрологии, медицине, философии.
1555 г.
Первое издание «Пророчеств». Небывалый успех. Приглашение в Париж ко двору Генриха II.
1556 г.
Поездка в Париж с сыном Цезарем. Почести, милости, подарки монарха и его приближенных.
1564 г.
Карл IX по рекомендации Екатерины Медичи назначает Мишеля Нострадамуса придворным лейб-медиком и лейб-астрологом.
Ночь на 01.06. 1566 г.
Смерть во францисканском монастыре от острой почечной недостаточности, заранее им же предсказанная.
На основании даже столь краткого изложения внимательный читатель может отметить тот факт, что жизнь Мишеля Нострадамуса состоит из трех периодов, причем границы между ними обозначены весьма жестко. Первый период 1503-1538 гг. Становление личности. Образование. Выбор профессии и попытка самореализации на базе общепринятых методов. Полное фиаско практически во всех областях жизни и деятельности. «Исчезновение» с горизонта общественной жизни.
Второй период 1538-1545 гг. Биографы упоминают о странствиях по Юго-Западу Европы. Однако более полных сведений нет. Содержание и цель «семилетней одиссеи» определяются теми качественными изменениями, которые позволили Нострадамусу вернуться в мир настолько ярко, что его возвращение заслуженно получило эпитет «триумфального». Куда-то исчез врач-неудачник, и его место занял человек прежде всего высочайшей Духовности и Веры, жаждущий не столько славы, популярности и богатства, сколько поиска истины и возможности реальной помощи людям, человек, утверждающий идеалы Христианства, как высший стимул в решении всех проблем, стоящих перед Человечеством.
Третий период 1545-1566 гг. Утверждение Веры в победе над эпидемиями. Отказ от награды в пользу страждущих. И, наконец, создание «Пророчеств», впоследствии названных «Центурии» (Столетия), ставших вершиной и смыслом всей его жизни.
Исследование биографии Нострадамуса не с позиций тенденциозных, но с истинным желанием понять его как человека и на этом основании разобраться в сути оставленного им наследия, приводит к мысли об огромном, фундаментальном перерождении сознания будущего пророка в процессе второго периода. Что же послужило причиной столь глубокой трансформации? Обладая достаточно основательным по тем временам образованием, мудростью, полученной от старших по роду, крепким социальным и семейным положением, Нострадамус лишается всего самого ценного — семьи, профессионального авторитета, уверенности в завтрашнем дне. Глубокие страдания очищают его сознание, открывают истину жертвы Христа, а значит, приближают к пониманию истины, имя которой Бог. Астролог Нострадамус трансформируется в Нострадамуса-пророка. «Только вдохновленные именем Бога предсказывают и имеют особый пророческий дух», — пишет он в первом предисловии, посвященном сыну Цезарю. Некоторые «толкователи» относят частое упоминание Нострадамусом имени Божьего за счет его страха перед инквизицией, которая, безусловно, пристально следила за человеком, обладающим столь высоким знанием, а значит, и силой. А всякая сила по тем временам представляла угрозу силе инквизиции и, следовательно, не могла быть ею проигнорирована. Однако, при всем желании, трудно себе представить, что Вера Нострадамуса, давшая ему практически все, была вызвана страхом. Страх порождает в человеке раба, угнетает и сковывает. Насколько же лишенным страха должен быть человек, который не только увидел историю на тысячи лет вперед, но и поведал об этом как современникам, так и потомкам. «…Свободна астрология, трактующая знамения, благодаря которой, находясь под покровительством Божиим и слушая Его откровения, мы и изложили письменно наши пророчества».
Однако пророчества Нострадамуса изложены, по его же выражению, «темным стилем». В чем причина? Почему человек, получивший пророчество свыше, не счел возможным описать его открыто и доступно?
Объектом исследования астролога является Человек, будь то персонифицированный заказчик, город, государство, регион или человечество в целом. При работе над гороскопом перед астрологом последовательно раскрывается как сама личность, так и ее жизненный путь в пространстве и времени, путь искупления и созидания будущего. И этот путь, предначертанный Богом, изменить нельзя. Однако, зная космические законы и прежде всего закон Кармы, можно помочь человеку (народу, государству и т.п.) пройти этот путь с наименьшими потерями, поднявшись в духе, совершенствуясь в любви, смирении и служении.
Астрология рассматривает историю как постоянную борьбу в человеке материального и духовного начал. Но повлиять на результат этой борьбы астролог может только в случае добровольного следования заказчика путем духовного очищения и возвышения. Благодаря пророческому дару Нострадамус видел то страшное и кровавое будущее, которое ожидает Человечество в случае духовной деградации. Раскрывая это будущее в конкретных датах и событиях, он тем самым преумножил бы страх, а значит, дал бы власть имущим возможность, культивируя этот страх в сознании обывателей, укреплять могущество материального, земного, акцентируя внимание На фатальности предсказанного и используя его в корыстных целях. Обладая даром предвидения, Нострадамус не чувствовал в себе сил разъяснить современникам путь преодоления увиденных им испытаний. Но он верил, что появятся те, кто поймет истинный смысл его труда и реализует его на благо Человечества: «Я скрыл здесь от знающих и осторожных, то есть могущественных и правящих, и разъяснил все избранным и проницательным». Можно попытаться расшифровать содержание катренов и даты указанных в них событий при помощи нумерологических кодов, астрономических и других расчетов. Но приблизиться к истине, изложенной Нострадамусом, можно только тем путем, которым к ней пришел он — путем Веры.
История «Предвидений» Мишеля Нострадамуса следующая. Первое издание состоялось в 1555 году. Именно оно принесло автору славу в масштабах Европы. Данное издание было неполным и включало Центурии с I по VII. Центурия, или Столетие, состояла из ста катренов, или четырехстрочных глав. Однако очевидно, что автор не преследовал цели достижения литературного совершенства. После смерти Нострадамуса лионский издатель Бенуа Риго выпускает в свет уже Центурии с I по X. И, наконец, он же в 1605 году инициирует третье издание, которое включает в себя практически все известные в то время материалы, имеющие отношение к «Пророчествам», а именно: Центурии с I по X, часть неоконченных Центурий XI и XII, извлечения из Центурий в количестве 141 катрена, касающиеся событий точного периода с 1555 по 1567 г. с указанием автором года и даже месяца события, и, наконец, дополнительные материалы — подарок некого Винцента Сэва из Бокера (Лангедок) Королю Генриху IV, якобы купленные им у племянника великого астрологе Анри. Однако авторство данной части перевода представляется сомнительным, так как 58 шестистрочных частей значительно отличаются от катренов как по количеству строк! так и по стилистике. Впрочем, категорически отрицать авторство Нострадамуса, видимо, не стоит. Адресуем компетенцию данного вопроса будущим исследователям.
Астрологи научно-исследовательского центра «Астро-Экс» и специалисты кафедры романо-германской филологии Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко при создании данного перевода руководствовались целью максимального приближения его к содержанию оригинала. «Пророчества» написаны Нострадамусом на среднефранцузском языке с многочисленными вставками слов и выражений на латыни, а также некоторых других европейских языках и диалектах XVI века. Этим объясняется наличие нескольких вариантов перевода того или иного высказывания автора. По этой причине в текстах встречаются следующие разъяснения:
/пример/ — буквальное значение слова в оригинале или возможный вариант значения.
[пример] — добавление переводчика для уточнения смысла предложения.
/?/ — указание на сомнение в значении перевода и на поливариантность трактовки оригинального текста.
Мы надеемся, что данная книга послужит основанием для расширения в нашей стране исследовательских работ по изучению наследия Мишеля Нострадамуса, откроет доступ массовому читателю к почти неизвестному ранее памятнику мировой духовной культуры, позволит по-новому увидеть и оценить историю, космологию и, главное, обратит внимание на основополагающий вопрос современности — вопрос Веры, без