дословно:
Таинственным знаньем пронизана память,
Подземные воды горят от свечи.
Трепещет и искрится бледное пламя
И в судьбы столетий бросает лучи.
Как будто сам Бог у меня за спиною
(Треножник из бронзы украсила вязь),
Он водит моею дрожащей рукою,
Небес и земли повелитель и князь.
В оригинале речь идет о методах пророчества, которые Кринит заимствовал из сочинения Ямвлиха Халкидского «О египетских мистериях», где рассказывалось о дельфийской пифии: «Женщина, дающая оракулы в Бранхидах, или исполняется божественным сиянием, держа в руках жезл, изначально предоставленный неким богом, или предрекает будущее, сидя на оси, или восприемлет от бога, смачивая ноги или край одежды в воде или вдыхая исходящий от воды пар. Во всех этих случаях она, приготовляя необходимое для встречи бога, получает его частицу извне»[19].
Вторым сочинением был сборник предсказаний, известный под названием «Книга чудес» (Liber Mirabilis). Он впервые вышел во Франции в 1519 году и был популярен до конца столетия, включая в себя самые разные предсказания сивилл, святых и астрологов. Специалисты считают, что сборник, составленный весьма тенденциозно, должен был обосновать притязания короля Франциска I на императорский престол — задача изначально провальная, поскольку главным претендентом был его соперник Карл V. Из «Книги чудес» Нострадамус заимствовал не только отдельные пророчества, но и теоретические моменты, например рассуждения Савонаролы об отсутствии разницы между прошлым и будущим в глазах Всевышего.
Третье сочинение, опубликованное в Лионе в 1550 году, принадлежало перу каноника Лангра, известного астролога Ришара Русса. Его «Книга состояния и изменения времен» содержала концепцию планетных эпох, согласно которой в истории мира сменяют друг друга семь эпох продолжительностью 354 года и 4 месяца каждая, связанных с небесными телами и управляющими ими архангелами. Согласно Русса, в 1533–1887 годах будет длиться эпоха Луны, в 1887–2242 годах — эпоха Солнца, а потом наступит эпоха Сатурна, «если, однако, мир не прекратит свое существование, подойдя к концу». О том же пишет Нострадамус в послании Сезару: «И сейчас, когда мы ведомы Луной по воле всемогущества Господнего, как только она закончит свой полный круг, воцарится Солнце, а потом Сатурн».
Многие пассажи «Пророчеств» становятся понятными только в сравнении с книгой Русса, где они изложены более понятным языком. Вот как каноник пишет о грядущем конце света: «Знайте же, друзья мои читатели, что близко царствие Божие; оно наступит в седьмом тысячелетии, в котором мы уже сейчас находимся, и в котором восьмая сфера (которая является высшим сводом небес и благословением Господним) завершит кругооборот, и небесные тела вернулся туда, откуда они начали свое движение, и прекратят его».
А вот как в своем стиле переложил эти слова Нострадамус: «Хотя мы находимся в седьмой тысяче, которая завершает все, приближаясь к восьмой, где находится свод восьмой сферы в высотном измерении, где великий вечный Бог завершит кругооборот и где небесные образы возвратятся на свои места, и где высшее движение, которое делает нашу Землю прочной и устойчивой, «не поколеблется она во веки и веки» (Пс. 103: 5) — с оговоркой, что это случится лишь во исполнение Его воли и никак иначе».
Но откуда вообще взялась теория о конце света именно по истечении (или в начале) седьмого тысячелетия от Сотворения мира? Ее породила популярная в астрологии теория прецессии (смещения) равноденствий: ось весеннего и осеннего равноденствий медленно перемещается на небосводе, в сфере неподвижных звезд. Утверждалось, что полный оборот эта ось совершает за 7000 лет и по его завершении небосвод вернется в исходное положение, что будет означать конец света. Как уже говорилось, Нострадамус относил эту дату к 2242 году, о чем сообщал не только в послании Генриху II, но и в катрене I-48: «Прошло 20 лет царствования Луны, за семь тысяч лет прострется ее единовластие. Когда Солнце возьмет оставленные ею дни, тогда исполнится и завершится мое пророчество». Первая строка говорит о том, что катрен написан в 1553 году, когда Нострадамус, вероятно, и начал работать над «Пророчествами». Некоторые современные комментаторы утверждают, что хронологические рамки этого сочинения простираются до 3797 года, но это ошибка, полученная путем прибавления 2242 лет к 1555 году — году первой публикации.
Многие астрологи считали, что наступивший в 1533 году цикл Луны благоприятствует «людям полумесяца», то есть мусульманам, и грозит их нападениями на Европу и даже полной ее оккупацией. Отчасти эти опасения оправдались: впервые после арабских вторжений IX–X веков мусульмане, а именно турки-османы, вторглись на континент, захватили Балканский полуостров и двинулись дальше. Правивший в 1520–1566 годах султан Сулейман I Великолепный захватил Венгрию, осадил Вену, угрожал Венеции и Риму. При нем власть Османской империи распространилась от Марокко на западе до Ирака на юге, достигнув предела своего могущества. Подчиненные султану алжирские пираты совершали набеги на французские и итальянские порты и грабили корабли даже на просторах Атлантики. Нострадамус вполне мог считать, что после Сулеймана турки продолжат свои завоевания. Уже цитировался катрен I-49 о нашествии «людей Востока» на север Европы. Ему вторит катрен VI-80:
Фезанская армия хлынет в Европу
Под отблеск пожаров на взмахах меча,
Всю зелень и синь черным дымом затопит,
И вождь азиатов руины встречал.
В оригинале речь идет о нашествии армии из Феса (столицы Марокко) во главе с неким «великим азиатом». Говорится, что крест претерпит много бедствий от «синих», под которыми в других местах понимаются персы. Тему «великого» продолжает катрен V-55:
Он с войском поднимет арабские страны.
Великий крепит Магометов закон.
Гренада свободною быть перестанет,
Но враг не сожжет италийских знамен.
В оригинале говорится о новом захвате мусульманами Испании и Южной Италии. Все это вписывается в идею о мусульманской агрессии как предвестии появления Антихриста, отраженной в послании Генриху II. Однако Нострадамус, по-видимому, считал, что с окончанием цикла Луны натиск мусульман пойдет на убыль, сменившись другими угрозами. Об этом повествует катрен I-25: «Потерянный найден, скрывавшийся в течение долгого века, будет пастырь почитаем, как полубог. Когда Луна закончит свой большой цикл, будет обесславлен другими обетами». В этом отрывке иногда видят предсказание упадка христианства в эпоху Солнца, которая начнется в 1887 году. Под «полубогом», возможно, имеется в виду некий новый учитель, реформатор религии, хотя поклонники науки порой утверждают, что Нострадамус подразумевает под пастырем (pasteur) Луи Пастера, который примерно в те же годы стал бороться с болезнями при помощи прививок, совершив громадный прорыв в медицине.
В целом история будущего в «Пророчествах» развивается в соответствии с линией, намеченной в послании Геи-риху II, — постоянные войны и катастрофы сопровождаются возникновением и усилением всеевропейской монархии, которой суждено стать главным оплотом христианства в борьбе с Антихристом и его союзниками — правителями Востока и Севера. Во главе этой монархии должны встать короли Франции — сам Генрих, зашифрованный под именами Хирен и Селин («лунный»), и его потомки. От монарха, которому к моменту окончания «Пророчеств» оставалось жить меньше года, Нострадамус ждал решительной победы над Габсбургами и завоевания Италии, которое уже полвека оставалось недостижимой мечтой французских королей. Предполагалось, что Генрих также освободит из турецких темниц всех пленников-христиан (катрен II-79) — очевидно, по соглашению с султаном Сулейманом, с которым король в то время состоял в союзе против империи. В катрене VIII-54 предсказан почетный мир с Испанией с возвращением захваченных у Франции городов, хотя незадолго до этого, в 1557 году, французы были наголову разбиты у Сен-Кантена.
Нострадамус в шутку говорит здесь, что из испанцев сделают «мясной ряд», то есть превратят в отбивные. Его отношение к жителям Испании всегда оставалось негативным — не только из-за их враждебности к астрологии и астрологам, но и из-за обид, которые они причинили его предкам, изгнанным с Пиренейского полуострова. Главный антигерой «Пророчеств» — обобщенный злодей, явно напоминающий испанского короля Филиппа II. Автор скрывает его под именами Македонец (в честь его тезки, отца Александра Македонского), Эматиен (тот же Македонец по-гречески) и Энобарб — «меднобородый», поскольку у Филиппа были рыжеватые волосы. В борьбе с ним Генрих-Хирен добьется решающей победы, после чего будет коронован в императоры и принесет Европе долгий мир. Не останавливаясь на этом, Нострадамус делает своего любимца повелителем всего мира в катрене VI-70: «Великий Хирен станет во главе мира после «Все дальше»; его любят, боятся, страшатся, его слава и похвала ему превзойдут небеса». «Все дальше» (Plus ultra) — гордый девиз испанских королей, которых Генрих должен был затмить славой.
В реальности, как мы знаем, король Франции нелепо погиб на турнире в возрасте 40 лет. В видениях Нострадамуса — мирно скончался на пике своего величия и был похоронен в Блуа (катрен IV-77), передав царство своему сыну и наследнику, представленному как Огмий. Огмий или Огма — кельтский бог, которого римляне отождествляли с Геркулесом. Родившийся в 1555 году младший сын Генриха II и в самом деле носил имя Эркюль (Геркулес), хотя в историю вошел под вторым именем Франсуа. Ему в числе других принцев астролог предсказывал будущее в Сен-Жермене, но к тому времени Огмий уже стал одним из героев «Пророчеств». В катрене VI-42 говорится, что он, унаследовав царство отца, распространит свою власть на всю Италию, которой до этого уже завладел Хирен. В катрене IX-33 сказано: «Геркулес, король Рима и Аннемарки, титулованный званием вождя Тройной Галлии, заставит дрожать Италию и волну Святого Марка, признанный первым монархом среди всех». Аннемаркой тогда назывались владения Габсбургов в Чехии и Венгрии, и это значило, что французский король отберет у врагов чуть ли не все их земли. В катрене VIII-44 упоминается следующий монарх, сын Огмия, которому грозят какие-то опасности из-за Наварры. Это снова пример точного, но никем не замеченного предсказания — ведь династия Валуа погибла именно из-за Генриха Наваррского. Правда, к Франсуа-Огмиосу, скончавшемуся в 29 лет от малярии, это не имеет никакого отношения.
По Нострадамусу, будущим королям Франции предстоит бороться главным образом с мусульманской угрозой, причем в основном на море — до битвы при Ленанто в 1571 году турки были хозяевами Средиземного моря. «Пророчества» полны описаний морских сражений, атак на приморские города и кораблекрушений. Когда турки особенно усилятся, обеспокоенная Франция разорвет союз с ними и вступит в коалицию с империей и Венецией, что вызовет «страшный крик Бороды» (катрен VIII-9). «Бородой» здесь назван некий чернобородый султан-завоеватель, который придет на смену Сулейману. В дальнейшем турки потерпят поражение от новой Арабской империи, о которой говорится в уже процитированном катрене V-55. Далее автор пишет о натиске «варваров» на Испанию, об их атаках на Чехию и даже Германию. Турки, не обращая на это внимания, будут продолжать борьбу с «меднобородым» Филиппом II, недобитым французами.
В итоге тот одолеет своего чернобородого противника и зажарит его на вертеле