Скачать:TXTPDF
Мишель Нострадамус. Заглянувший в грядущее. Вадим Викторович Эрлихман

(I-74).

В свою очередь Франция ослабнет из-за новой войны с Англией, в которую вмешается и неугомонный Филипп. В результате законный король бежит на чужбину, где падет от руки заговорщиков (IV-45): «Из-за войны король покинет царство. Величайший вождь исчезнет, когда понадобится. Умершие, поверженные, мало кто спасется. Все изрублены, один будет этому свидетелем». В катрене VI-43 предсказано, что англичане хитростью захватят Париж, и после страшного разгрома столица обезлюдеет. О завершении войны говорится в катрене IX-89: «Семь лет Фортуна будет улыбаться Филиппу, он умалит усилия арабов. Затем в середине жизни все пойдет иначе, и юный Огмиос низвергнет его твердыню». Таким образом, ничтожному принцу Франсуа доверена роль окончательного победителя испанцев, что характеризует Нострадамуса как отличного льстеца, но весьма плохого предсказателя.

Дальнейшая история представлена как последовательный приход целых трех Антихристов, нужных, чтобы заполнить хронологический разрыв между XVII и XXIII веками. Ожидания конца света и явления лжемессии ожидали в Европе каждый раз с приближением очередной хронологической вехи — вслед за 1000 годом это был 1500-й, после которого страх еще долго преследовал христианский мир. Франсуа Рабле по своей привычке посмеялся над этими ожиданиями в романе: «Разве ты не знаешь, что близится конец света?…Я слышал, Антихрист уже народился.

Правда, пока он только царапает кормилицу и нянек и до времени не обнаруживает своих сокровищ: он еще мал». В «Пророчествах» Нострадамус совместил все известные ему идеи христианской апокалиптики: союз Антихриста с мусульманами, возрождение им языческих культов, кровавые гонения на христиан, а также его война с последним великим королем Европы.

Первый Антихрист, судя по посланию Генриху II, родится в Испании, придет к власти в азиатских степях, где некогда правил Аттила, и с бесчисленным войском нападет на Европу. Великий понтифик, то есть папа римский, уничтожит его власть благодаря помощи Святого Духа. Очевидно, этому злодею посвящен катрен Х-10: «Запятнанный убийством, потрясающими прелюбодеяниями, великий враг всего рода человеческого. Какой ужас случится с дедами, дядьями и отцами в стали, огне, воде; кровожадный и бесчеловечный». Явление первого Антихриста Нострадамус связывает с солнечным затмением, даты которых астрономы уже тогда научились определять; принято считать, что имеется в виду затмение 1605 года. Поскольку «новый Вавилон», о котором пишет пророк, просуществует 73 года, к 1678 году власть Антихриста падет и наступит реставрация христианства: «Из 50-го градуса выйдет тот, кто обновит всю христианскую Церковь… И будет заключен такой мир, что главный подстрекатель и зачинщик мятежей и раздоров среди верующих окажется связанным в глубочайшей преисподней. И объединится королевство Неистового, который будет притворяться мудрецом».

После этого явится второй Антихрист, которого Нострадамус называет «огромнейшим Псом». Он будет действовать в Южной Европе и добьется того, что папский престол будет перенесен из Рима в другой город (VIII-99). После этого «будут воздвигнуты храмы, как в первые времена, и служителю их будет возвращено его изначальное состояние, и он начнет блудить и купаться в роскоши, творить и совершать тысячу преступлений». Господство Антихриста продлится до прихода избавителя, который разобьет его войска и восстановит Святой престол в «Малом Междуречье», как Нострадамус называл любимый им Лион. После этого Антихрист будет «истреблен из среды и водворен в воздушное место», что означает — повешен. Эра второго Антихриста, по всей видимости, начнется в 1792 году, а закончится до завершения «цикла Латоны» — одного из малых циклов Луны, который закончится в 1828 году.

После этого цари Аквилона (Севера) начнут новое гонение на церковь, которое продлится 11 лет, но потом один из них вернется к истинной вере и восстановит власть папы. Но к тому времени уже явится третий Антихрист и произойдет последнее сражение между добром и злом, завершающее существование нашего мира. Похоже, что эти события отражены не только в послании Генриху II, но и в группе из пяти связанных между собой катренов, завершающих центурию X. К ним относится и уже упоминавшийся катрен Х-72 о «царе-устрашителе», который в этом контексте становится или самим Антихристом, или (если принять версию опечатки) его противником — Богом. В других катренах говорится о великом холоде, который скует Землю, о возрождении культа Юпитера с жертвоприношениями, о возвышении Антихриста над всеми царями Востока, о воскрешении мертвых. Все эти события описаны в христианской апокалиптикс, и новаторство Нострадамуса только в том, что он пытается определить их сроки с помощью астрологии.

Впрочем, его астрологические расчеты, как уже говорилось, далеки от совершенства. В альманахах он неверно определял время наступления лунных фаз, в гороскопе своего секретаря Шевиньи, приведенном в книге «Первый лик французского Януса», неправильно рассчитал положение планет по времени рождения. Что касается астрологических указаний в «Пророчествах», то они обычно так туманны, что не позволяют рассчитать дату события. Например, в катрене I-52 сказано, что когда «две зловредные планеты соединятся в Скорпионе», «великий властитель» будет умерщвлен в собственном дворце. Но соединение этих планет (Марса и Сатурна) в Скорпионе происходит каждые 30 лет, поэтому определить точную дату вряд ли возможно. Так, в соседнем катрене I-51 упоминается соединение «главы Овна» (первых градусов этого знака), Юпитера и Сатурна, случившееся в 1702 году; ссылка на это положение планет взято из сочинения Ришара Русса, указавшего, что в этом году произойдут большие волнения во Франции и Испании, хотя в реальности ничего подобного не случилось.

Многие астрологические идеи Нострадамус заимствовал из античной литературы, но и их не всегда передавал точно.

В катрене IV-50 он пишет: «Весы увидят владычество Гесперии, предержащей власть над небом и землей…» Между тем римский автор Марк Манилий писал: «Геспер (Луна) принадлежал Весам, когда основывался Рим, ныне владеющий миром, решающий судьбы брошенных на весы народов». Все это говорит о том, что «астрофил» Нострадамус то ли по небрежности, то ли сознательно отвергал точность цифр в астрологических вычислениях. На первое место он ставил «пророческий дух» или, говоря словами Петра Кринита, одержимость «даймоном пророчества». Астрология здесь играла вспомогательную роль, обеспечивая теоретическую основу предсказаний. Не чувствуя себя ее глубоким знатоком, он предпочитал брать описания конфигураций светил у других авторов. При этом он должен был поддерживать свое астрологическое «реноме», то и дело нарываясь на критику более профессиональных коллег.

И все же в глазах не только современников, но и потомков Нострадамус стал первым и главным астрологом своего времени, воплощающим суть и тайну этого древнего ремесла. Причина заключалась в том, что он был поэтом, сумевшим превратить скучные вычисления в грозные и вдохновенные стихи. Однако он и здесь проявлял дилетантизм, вызывавший насмешки более искусных стихотворцев. Его катрены, полные «хромых» рифм, архаизмов и провинциализмов, устарели уже в эпоху своего создания. С другой стороны, содержание нередко приносилось им в жертву форме — многие слова искажены или добавлены, чтобы попасть в размер, отчего непоправимо страдает смысл. И все же его стихи ценили лучшие французские поэты того времени — Ронсар, дю Белле, Жан Дора. Пьер Ронсар считал, что «для первых мудрецов поэзия была не чем иным, как аллегорической теологией». По его словам, древние поэты общались с оракулами и предсказателями и пересказывали их темные и бессвязные речи изысканным языком стихосложения. Поскольку прорицатели излагали волю богов, поэты становились посредниками между высшими силами и народом, и их дар имел громадное значение.

Ту же точку зрения развивал Мишель Монтень в эссе «О суетности», обращаясь к античному опыту: «Поэзии, и только поэзии, должно принадлежать в искусстве речи первенство pi главенство. Это — исконный язык богов. Поэт, по словам Платона, восседая на треножнике муз, охваченный вдохновением, изливает из себя все, что ни придет к нему на уста, словно струя родника; он не обдумывает и не взвешивает своих слов, и они истекают из него в бесконечном разнообразии красок, противоречивые по своей сущности и не плавно и ровно, а порывами. Сам он с головы до пят поэтичен, и, как утверждают ученые, древняя теогоническая поэзия — это и есть первая философия». Треножник Платона — прямой родственник треножника дельфийской пифии, который в первых строках «Пророчеств» заменен бронзовой скамьей. В уединении своего кабинета Нострадамус ощущал присутствие божества, чувствуя себя подлинным наследником древних пророков.

Мишель Монтень

При этом он был истинным сыном Ренессанса, наделенным тягой к знаниям, живым любопытством и широким кругом интересов. В его сочинениях нашли отражение алхимия и медицина, кулинария и военное дело, искусство и строительство — все, что он видел вокруг себя, о чем слышал или читал. В ряде мест он упоминает таинственный «греческий огонь», рецепт которого пытались восстановить многие алхимики. В катрене IV-23 он оставил свой рецепт: известь, магнезия, сера и смола. Уже говорилось о глубоком понимании им связи между политикой и экономикой, которое проявляется и в катрене IV-30: «Не пожелают, чтобы Луна и Солнце оба повысились и опустились в цене. Их будут так низко ценить, что станут добывать мало золота, и после голода и мора секрет будет раскрыт». Здесь речь также идет о притоке дешевого золота и серебра из испанских колоний, вызвавшем инфляцию, на которую жаловался современник Нотсрадамуса Жан Гломо: «Никогда еще в царстве христианнейшего короля не было такого бедствия, как ото. Были такие, кто с полной мошной денег умирал от голода, ибо ничего нельзя было ни купить, ни продать».

В катренах не раз находили описания технических новинок будущего, особенно относящихся к военному делу. Вот катрен V-8: «Будет выпущен живой огонь, смерть скрыта внутри шаров — страшная, чудовищная. Ночью город выпустит порох во флот. Город в огне, врагу повезло». Здесь, в принципе нет ничего нового — ядра с тем же «греческим огнем», которые существовали еще в Византии; это страшное орудие древности вполне могло по недосмотру сжечь собственный город. Вопреки очевидности тайновидцы видят в этих строках описание атомной бомбы. Точно так же в «огне с неба» в катрене VI-34 усматривают боевую авиацию. В катрене I-63 предсказаны путешествия людей «по небу, земле, морю и волнам», но без подробностей. Катрен III-44 описывает и вовсе странное изобретение: «Когда прирученное животное с человеком после больших трудов и прыжков заговорит, молния для девы станет столь вредоносной, что она будет поднята с земли и повиснет в воздухе». Казалось бы, речь идет о говорящем животном, но при чем тут летающая дева?

А. Лепеллетье считал, что французское «молния для девы» (Joudre a merge) заменяет здесь латинское fulmen a virga — обозначение селитры, составной части пороха. Непонятное животное он смело отождествил с курком огнестрельного оружия, который по-французски, как и по-русски, называется «собачкой». Весь катрен комментатор считал описанием выстрела из мушкета, изобретенного в 1630 году и ставшего весьма важным новшеством;

Скачать:TXTPDF

Мишель . Заглянувший в грядущее. Вадим Викторович Эрлихман Нострадамус читать, Мишель . Заглянувший в грядущее. Вадим Викторович Эрлихман Нострадамус читать бесплатно, Мишель . Заглянувший в грядущее. Вадим Викторович Эрлихман Нострадамус читать онлайн