Скачать:TXTPDF
Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин

необходимые для церковной жизни. Киновиарх Выгорецкого общежительства Андрей Дионисиевич, пребывая по делам обители в Москве, выкупил этот крест у стрелецкого сына и привёз его на Выг на вечное поклонение, о чём и была сделана гравировка на оборотной стороне. Можно предположить, что крест хранился в обители до самого разорения монастыря в середине XIX века, а позже был вывезен и стал храниться в одной из христианских семей. Вновь становится известно о кресте Аввакума в начале XX века. В ходе коллективизации началось раскулачивание, и многие семьи стали вынужденными переселенцами. В это время Аввакумов крест перешёл на хранение в другую семью. Теперь крест оказался в Сибири, в Кемеровской области, где передаётся по наследству как родовая реликвия и хранится до настоящего времени в семье староверов-поморцев.

6 мая на праздник святого великомученика Георгия, по окончании службы, крест был вынесен в зал храма Знамения, и все прихожане и участники собора имели возможность подойти ко кресту и поклониться. В те майские дни 2006 года и мне выпало величайшее счастье поклониться Аввакумову кресту. Думалось тогда: вот, тихо и незаметно, без шумной трескотни и завываний прессы, в город, выстроенный на костях многих тысяч русских людей и призванный, по замыслу его неистового основателя, перечеркнуть всю прежнюю историю столь любимой Аввакумом Святой Руси и начать собою историю новой цивилизации, прибыла эта величайшая святыня, омытая потом и кровью святого мученика, прошедшая с ним через все его мытарства и чудом сохранённая до наших дней, прибыла, чтобы вновь напомнить нам среди мирской суеты о самом главном, о том, ради чего люди не щадили своих жизней и не колеблясь шли на костёр, о том, что невозможно никогда и ни за что уничтожить… И не случайно, глубоко символично, что этой величайшей святыней, сохранившейся от Аввакума, стало то, что для каждого христианина дороже всех земных сокровищ — Крест Христов. Воистину: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Исуса Христа, имже мне весь мир распяся, и аз всему миру» (Гал. 6, 14). Да, Аввакум донёс свой крест до наших дней. Сумеем ли мы пронести его дальше?

Начато 14 апреля 2009 года, в Страстной вторник — окончено 30 октября 2010 года

Краткая библиография

Сочинения

Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М., 1991.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подг. текста и коммент. Н.К. Гудзия, В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазунина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафановой; вступ. ст. В.Е. Гусева; под общ. ред. Н.К. Гудзия. М., 1960.

Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927. Кн. 1. Вып. 1.

Памятники старообрядческой письменности / Подг. текстов Н.Ю. Бубнова, Н.С. Демковой, О.В. Чумичёвой. СПб., 2000.

Протопоп Аввакум. Житие. Челобитные к царю. Переписка с боярыней Морозовой. Париж, 1951.

Пустозёрская проза: Сборник / Сост., предисл., коммент., перев. отдельных фрагментов М.Б. Плюхановой. М., 1989.

Пустозёрские узники — свидетели Истины: Сборник/ Сост., предисл., коммент., оформл. под общ. ред. епископа Зосимы. Ростов н/Д., 2009.

Пустозёрский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания / Изд. подг. Н.С. Демкова, Н.Ф. Дробленкова, Л.И. Сазонова. Л., 1975.

Литература

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. СПб., 1900.

Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995.

Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.

Денисов С. Виноград Российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие, написанный Симеоном Дионисиевичем (князем Мышецким). М., 2003.

Заволоко И.Н. Странник, идущий в гору. Рига, 2004.

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В 2 т. М., 2006.

Каптерев ?.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов: Время патриарха Иосифа. М., 2003.

Каптерев ?.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. М., 1996.

Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул, 2008.

Клибанов А.И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // История СССР. 1973. № 1. С. 76–98.

Кожурин К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007.

Кутузов Б.П. Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. М., 2003.

Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 277–322.

Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Н. И. Субботиным. М., 1874–1895. Т. I–IX.

Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк. СПб., 1893.

Никольский В.К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума // Учёные записки Института истории (РАНИИОН). М., 1927. Т. 2.

Панченко А.М. Аввакум как новатор//Русская литература. 1982. № 4. С. 142–152.

Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М., 2010.

Понырко Н.В. Три жития — три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии. СПб., 2010.

Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. М., 1963.

Шашков А.Т. Из истории сибирской ссылки протопопа Аввакума // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2004.

Ярош К. Характеры былого времени: Протопоп Аввакум. Харьков, 1898.

Основные даты жизни и деятельности протопопа Аввакума Петрова [77]

1620, 25 ноября — рождение Аввакума в селе Григорове Закудемского стана Нижегородского уезда, в семье священника местной церкви Петра Кондратьева и его супруги Марии.

1636 — смерть отца Аввакума попа Петра.

1638 — женитьба семнадцатилетнего Аввакума на четырнадцатилетней дочери григоровского кузнеца Анастасии Марковне.

1642 — Аввакум рукоположён в диаконы церкви Рождества Христова в селе Лопатищи.

1644 — Аввакум поставлен в священники лопатищинской церкви. В этом же году у него родился старший сын Иван.

1645, июнь (?) — рождение дочери Аввакума Агриппины.

12 июля — смерть царя Михаила Феодоровича.

13 июля — вступление на престол царя Алексея Михайловича. В Москве образуется кружок «боголюбцев».

1647, лето — первое бегство Аввакума в Москву.

Сентябрь — возвращение Аввакума в Лопатищи.

1648 — рождение сына Аввакума Прокопия.

1649, 17 января — приезд в Москву Паисия, патриарха Иерусалимского, указавшего на различия в церковных обрядах русских и греков.

19 марта — Никон посвящён в митрополиты Новгородские.

1651, 9 февраля — введение единогласного пения в монастырях и приходских церквах.

1652, 23 марта — Аввакум назначен протопопом в собор Входа Господня во Иерусалим в городе Юрьевец-Повольский.

15 апреля — смерть патриарха Иосифа.

Май — бегство Аввакума в Москву.

25 июля — митрополит Никон возведён в патриархи.

1653, 11 февраля — выход Псалтыря с молитвословом, где были исключены разделы о 16 поклонах при произнесении молитвы преподобного Ефрема Сирина во время великопостной службы и о крестном знамении.

Между 20 и 27 февраля — «Память» патриарха Никона протопопу Казанского собора Ивану Неронову о введении трёхперстного крестного знамения и об уменьшении числа земных поклонов при исполнении молитвы Ефрема Сирина во время великопостной службы.

С августа — начало разгрома движения «боголюбцев», сослано более 10 протопопов, лидеров движения. По стране сослано множество священников и мирян, сторонников «боголюбцев», некоторые из сосланных казнены.

4 августа — арест Ивана Неронова и заключение в Новоспасском монастыре «под крепким началом».

После 7 августа — Аввакум и Даниил Костромской пишут челобитную царю, прося за Ивана Неронова.

12 августа — Аввакум в Казанском соборе «…чел поучение на паперти… лишние слова говорил, что и не подобает говорить».

13 августа, «на завтрене первого часа» — Аввакум был взят под стражу Борисом Нелединским со стрельцами из сушила во дворе Неронова во время совершения «всенощнаго» и доставлен на Патриарший двор, где посажен на цепь.

14 августа — скованный Аввакум отвезён на телеге в Андроньев монастырь.

1 сентября — написана память Патриаршего двора — по указу царя и по приказу Никона «Входу Иеросалимского отставленаго протопопа» Аввакума с семьёй «за ево многое безчинство» сослать в «Сибирский город на Лену» в «Якутский острог».

8 сентября — рождение у Аввакума сына Корнилия.

15 сентября — Аввакум привезён в Успенский собор для расстрижения, но по просьбе царя расстрижение не состоялось.

17 сентября — Аввакум с семьёй отправился в ссылку в Сибирь.

Конец декабря — прибытие Аввакума в Тобольск.

1654, февраль — май — собор в Москве об исправлении церковных книг. Павел, епископ Коломенский, арестован и сослан в Новгородский край.

С мая — патриарх Никон фактически становится правителем Русского государства в отсутствие царя, отправившегося на войну с Польшей.

2 августа — полное солнечное затмение, истолкованное в народе как предзнаменование будущих несчастий Русского государства.

25 августа — бунт против Никона во время чумы. Один из лозунгов восставших: «Патриарх ненадёжен в вере и действует не лучше еретиков и иконоборцев».

1655, 25–31 марта — церковный собор в Москве против двоеперстия.

27 июня — в Тобольске получена царская грамота о переводе Аввакума с семьёй под стражей в Якутский острог с запрещением служить литургию.

29 июня — Аввакум с семьёй отправлен в Енисейский острог. Аввакум живёт в Енисейске, где в это время формируется даурский полк воеводы А.Ф. Пашкова.

1656, 3 апреля — мученическая кончина епископа Павла Коломенского.

23 апреля–2 июня — на соборе в Москве одобрена новопечатная книга «Скрижаль», осудившая двоеперстие, и провозглашено отлучение не повинующимся церкви последователям двоеперстия.

18 июля — экспедиция Пашкова отправилась в путь.

15 сентября — Аввакум прибыл в отряде Афанасия Пашкова на Долгий порог, где был бит палачом кнутом по спине и по бокам (72 удара) за «малое писанейце», посланное Пашкову и осуждающее воеводу за грубость и жестокость в обращении с людьми.

1 октября — отряд Пашкова прибыл в Братский острог. Аввакум заключён в «студёную тюрьму» — башню Братского острога, где сидел до Филиппова поста (15 ноября).

1657, лето — прибытие отряда Пашкова на Байкал.

Октябрьполк Пашкова добрался до озера Иргень.

1658, конец зимы — весна — Пашков выходит к реке Ингоде.

Начало июня — полк Пашкова достиг устья реки Нерчи. Голод, смерть малолетнего сына Аввакума.

10 июля — Никон оставил патриаршество.

1660, начало весны — остатки отряда Пашкова уходят обратно на Иргень.

1662, 12 мая — сын боярский И.Б. Толбузин, назначенный нерчинским воеводой вместо А.Ф. Пашкова, принял от последнего в Иргенском остроге его даурский отряд и привёз царскую грамоту с приказом Аввакуму «ехать на Русь».

25 июля — восстание в Москве (так называемый Медный бунт).

Лето — Аввакум на Байкале.

Конец года — Аввакум со спутниками достигает Енисейска.

1663, конец июня — Аввакум прибыл в Тобольск, где оставался до середины февраля 1664 года.

1664, весна — прибытие Аввакума в Москву.

Лето — Аввакум имел «наедине» беседы с царским духовником протопопом Лукьяном Кирилловым, архиепископом Иларионом и окольничим Ф.М. Ртищевым «о сложении перстов, и о трегубой аллилуии, и о прочих догматех» старых и «нынешних нововводных».

27 июля — окольничий Ф.М. Ртищев обратился к Аввакуму с вопросом: «достоит» ли «учитися риторике, диалектике и философии?». Аввакум ответил письмом («Собрание от божественных писаний протопопа Аввакума Петрова»).

29 августа — Аввакума с семьёй и

Скачать:TXTPDF

Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин Старообрядчество читать, Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин Старообрядчество читать бесплатно, Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин Старообрядчество читать онлайн