необходимые для церковной жизни. Киновиарх Выгорецкого общежительства Андрей Дионисиевич, пребывая по делам обители в Москве, выкупил этот крест у стрелецкого сына и привёз его на Выг на вечное поклонение, о чём и была сделана гравировка на оборотной стороне. Можно предположить, что крест хранился в обители до самого разорения монастыря в середине XIX века, а позже был вывезен и стал храниться в одной из христианских семей. Вновь становится известно о кресте Аввакума в начале XX века. В ходе коллективизации началось раскулачивание, и многие семьи стали вынужденными переселенцами. В это время Аввакумов крест перешёл на хранение в другую семью. Теперь крест оказался в Сибири, в Кемеровской области, где передаётся по наследству как родовая реликвия и хранится до настоящего времени в семье староверов-поморцев.
6 мая на праздник святого великомученика Георгия, по окончании службы, крест был вынесен в зал храма Знамения, и все прихожане и участники собора имели возможность подойти ко кресту и поклониться. В те майские дни 2006 года и мне выпало величайшее счастье поклониться Аввакумову кресту. Думалось тогда: вот, тихо и незаметно, без шумной трескотни и завываний прессы, в город, выстроенный на костях многих тысяч русских людей и призванный, по замыслу его неистового основателя, перечеркнуть всю прежнюю историю столь любимой Аввакумом Святой Руси и начать собою историю новой цивилизации, прибыла эта величайшая святыня, омытая потом и кровью святого мученика, прошедшая с ним через все его мытарства и чудом сохранённая до наших дней, прибыла, чтобы вновь напомнить нам среди мирской суеты о самом главном, о том, ради чего люди не щадили своих жизней и не колеблясь шли на костёр, о том, что невозможно никогда и ни за что уничтожить… И не случайно, глубоко символично, что этой величайшей святыней, сохранившейся от Аввакума, стало то, что для каждого христианина дороже всех земных сокровищ — Крест Христов. Воистину: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Исуса Христа, имже мне весь мир распяся, и аз всему миру» (Гал. 6, 14). Да, Аввакум донёс свой крест до наших дней. Сумеем ли мы пронести его дальше?
Начато 14 апреля 2009 года, в Страстной вторник — окончено 30 октября 2010 года
Краткая библиография
Сочинения
Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М., 1991.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подг. текста и коммент. Н.К. Гудзия, В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазунина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафановой; вступ. ст. В.Е. Гусева; под общ. ред. Н.К. Гудзия. М., 1960.
Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927. Кн. 1. Вып. 1.
Памятники старообрядческой письменности / Подг. текстов Н.Ю. Бубнова, Н.С. Демковой, О.В. Чумичёвой. СПб., 2000.
Протопоп Аввакум. Житие. Челобитные к царю. Переписка с боярыней Морозовой. Париж, 1951.
Пустозёрская проза: Сборник / Сост., предисл., коммент., перев. отдельных фрагментов М.Б. Плюхановой. М., 1989.
Пустозёрские узники — свидетели Истины: Сборник/ Сост., предисл., коммент., оформл. под общ. ред. епископа Зосимы. Ростов н/Д., 2009.
Пустозёрский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания / Изд. подг. Н.С. Демкова, Н.Ф. Дробленкова, Л.И. Сазонова. Л., 1975.
Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. СПб., 1900.
Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995.
Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.
Денисов С. Виноград Российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие, написанный Симеоном Дионисиевичем (князем Мышецким). М., 2003.
Заволоко И.Н. Странник, идущий в гору. Рига, 2004.
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В 2 т. М., 2006.
Каптерев ?.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов: Время патриарха Иосифа. М., 2003.
Каптерев ?.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. М., 1996.
Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул, 2008.
Клибанов А.И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // История СССР. 1973. № 1. С. 76–98.
Кожурин К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007.
Кутузов Б.П. Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. М., 2003.
Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 277–322.
Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Н. И. Субботиным. М., 1874–1895. Т. I–IX.
Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк. СПб., 1893.
Никольский В.К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума // Учёные записки Института истории (РАНИИОН). М., 1927. Т. 2.
Панченко А.М. Аввакум как новатор//Русская литература. 1982. № 4. С. 142–152.
Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М., 2010.
Понырко Н.В. Три жития — три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии. СПб., 2010.
Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. М., 1963.
Шашков А.Т. Из истории сибирской ссылки протопопа Аввакума // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2004.
Ярош К. Характеры былого времени: Протопоп Аввакум. Харьков, 1898.
Основные даты жизни и деятельности протопопа Аввакума Петрова [77]
1620, 25 ноября — рождение Аввакума в селе Григорове Закудемского стана Нижегородского уезда, в семье священника местной церкви Петра Кондратьева и его супруги Марии.
1636 — смерть отца Аввакума попа Петра.
1638 — женитьба семнадцатилетнего Аввакума на четырнадцатилетней дочери григоровского кузнеца Анастасии Марковне.
1642 — Аввакум рукоположён в диаконы церкви Рождества Христова в селе Лопатищи.
1644 — Аввакум поставлен в священники лопатищинской церкви. В этом же году у него родился старший сын Иван.
1645, июнь (?) — рождение дочери Аввакума Агриппины.
12 июля — смерть царя Михаила Феодоровича.
13 июля — вступление на престол царя Алексея Михайловича. В Москве образуется кружок «боголюбцев».
1647, лето — первое бегство Аввакума в Москву.
Сентябрь — возвращение Аввакума в Лопатищи.
1648 — рождение сына Аввакума Прокопия.
1649, 17 января — приезд в Москву Паисия, патриарха Иерусалимского, указавшего на различия в церковных обрядах русских и греков.
19 марта — Никон посвящён в митрополиты Новгородские.
1651, 9 февраля — введение единогласного пения в монастырях и приходских церквах.
1652, 23 марта — Аввакум назначен протопопом в собор Входа Господня во Иерусалим в городе Юрьевец-Повольский.
15 апреля — смерть патриарха Иосифа.
Май — бегство Аввакума в Москву.
25 июля — митрополит Никон возведён в патриархи.
1653, 11 февраля — выход Псалтыря с молитвословом, где были исключены разделы о 16 поклонах при произнесении молитвы преподобного Ефрема Сирина во время великопостной службы и о крестном знамении.
Между 20 и 27 февраля — «Память» патриарха Никона протопопу Казанского собора Ивану Неронову о введении трёхперстного крестного знамения и об уменьшении числа земных поклонов при исполнении молитвы Ефрема Сирина во время великопостной службы.
С августа — начало разгрома движения «боголюбцев», сослано более 10 протопопов, лидеров движения. По стране сослано множество священников и мирян, сторонников «боголюбцев», некоторые из сосланных казнены.
4 августа — арест Ивана Неронова и заключение в Новоспасском монастыре «под крепким началом».
После 7 августа — Аввакум и Даниил Костромской пишут челобитную царю, прося за Ивана Неронова.
12 августа — Аввакум в Казанском соборе «…чел поучение на паперти… лишние слова говорил, что и не подобает говорить».
13 августа, «на завтрене первого часа» — Аввакум был взят под стражу Борисом Нелединским со стрельцами из сушила во дворе Неронова во время совершения «всенощнаго» и доставлен на Патриарший двор, где посажен на цепь.
14 августа — скованный Аввакум отвезён на телеге в Андроньев монастырь.
1 сентября — написана память Патриаршего двора — по указу царя и по приказу Никона «Входу Иеросалимского отставленаго протопопа» Аввакума с семьёй «за ево многое безчинство» сослать в «Сибирский город на Лену» в «Якутский острог».
8 сентября — рождение у Аввакума сына Корнилия.
15 сентября — Аввакум привезён в Успенский собор для расстрижения, но по просьбе царя расстрижение не состоялось.
17 сентября — Аввакум с семьёй отправился в ссылку в Сибирь.
Конец декабря — прибытие Аввакума в Тобольск.
1654, февраль — май — собор в Москве об исправлении церковных книг. Павел, епископ Коломенский, арестован и сослан в Новгородский край.
С мая — патриарх Никон фактически становится правителем Русского государства в отсутствие царя, отправившегося на войну с Польшей.
2 августа — полное солнечное затмение, истолкованное в народе как предзнаменование будущих несчастий Русского государства.
25 августа — бунт против Никона во время чумы. Один из лозунгов восставших: «Патриарх ненадёжен в вере и действует не лучше еретиков и иконоборцев».
1655, 25–31 марта — церковный собор в Москве против двоеперстия.
27 июня — в Тобольске получена царская грамота о переводе Аввакума с семьёй под стражей в Якутский острог с запрещением служить литургию.
29 июня — Аввакум с семьёй отправлен в Енисейский острог. Аввакум живёт в Енисейске, где в это время формируется даурский полк воеводы А.Ф. Пашкова.
1656, 3 апреля — мученическая кончина епископа Павла Коломенского.
23 апреля–2 июня — на соборе в Москве одобрена новопечатная книга «Скрижаль», осудившая двоеперстие, и провозглашено отлучение не повинующимся церкви последователям двоеперстия.
18 июля — экспедиция Пашкова отправилась в путь.
15 сентября — Аввакум прибыл в отряде Афанасия Пашкова на Долгий порог, где был бит палачом кнутом по спине и по бокам (72 удара) за «малое писанейце», посланное Пашкову и осуждающее воеводу за грубость и жестокость в обращении с людьми.
1 октября — отряд Пашкова прибыл в Братский острог. Аввакум заключён в «студёную тюрьму» — башню Братского острога, где сидел до Филиппова поста (15 ноября).
1657, лето — прибытие отряда Пашкова на Байкал.
Октябрь — полк Пашкова добрался до озера Иргень.
1658, конец зимы — весна — Пашков выходит к реке Ингоде.
Начало июня — полк Пашкова достиг устья реки Нерчи. Голод, смерть малолетнего сына Аввакума.
10 июля — Никон оставил патриаршество.
1660, начало весны — остатки отряда Пашкова уходят обратно на Иргень.
1662, 12 мая — сын боярский И.Б. Толбузин, назначенный нерчинским воеводой вместо А.Ф. Пашкова, принял от последнего в Иргенском остроге его даурский отряд и привёз царскую грамоту с приказом Аввакуму «ехать на Русь».
25 июля — восстание в Москве (так называемый Медный бунт).
Лето — Аввакум на Байкале.
Конец года — Аввакум со спутниками достигает Енисейска.
1663, конец июня — Аввакум прибыл в Тобольск, где оставался до середины февраля 1664 года.
1664, весна — прибытие Аввакума в Москву.
Лето — Аввакум имел «наедине» беседы с царским духовником протопопом Лукьяном Кирилловым, архиепископом Иларионом и окольничим Ф.М. Ртищевым «о сложении перстов, и о трегубой аллилуии, и о прочих догматех» старых и «нынешних нововводных».
27 июля — окольничий Ф.М. Ртищев обратился к Аввакуму с вопросом: «достоит» ли «учитися риторике, диалектике и философии?». Аввакум ответил письмом («Собрание от божественных писаний протопопа Аввакума Петрова»).
29 августа — Аввакума с семьёй и