Скачать:TXTPDF
Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин

пустозёрскому заточению диакон Феодор в послании к родным Аввакума: «Да помните ли вы, что глаголет чюдный пророк Аввакум в песне своей: оскудеша овцы от пищи и не будет волов при яслех? То христиане от причастья оскудеют неправыя ради службы; а волов при яслех не будет (толк) попов достойных и православных в олтаре не будет. Волы — попы, ясли — олтарь или церковь. Глаголет Писание: будет бо — что поп, то винопиица и пияница; что чернец, то вор».

3

Имеется в виду римский папа.

4

Папский нунций (посланник) на Востоке, иезуит Антонио Поссевино.

5

Игнатий (ок. 1540–1620) — церковный деятель греческого происхождения, де-факто патриарх Московский и всея Руси при Лжедмитрии I. Выходец с Крита. Прибыл в Москву в 1595 году в составе миссии Константинопольского патриархата и остался в России. Принимал участие в коронации Бориса Годунова. В 1603 году стал митрополитом Рязанским и Муромским. После смерти Годунова, как и большая часть высокопоставленных иерархов Русской Православной Церкви, примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Был возведён самозванцем на патриарший престол вместо сосланного Иова. Короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек. На следующий день после убийства Лжедмитрия — 18 мая 1606 года был лишён сана и заточён в Чудов монастырь. Так как попытка быстро избрать нового патриарха не увенчалась успехом (Ермоген был избран только 3 июля), Василий Шуйский венчался на царство митрополитом Исидором 1 июня 1606 года вообще без патриарха. После избрания Ермогена на Руси фактически оказалось сразу три патриарха. В 1611 году Игнатий был освобождён поляками и отправился в Речь Посполитую, где принял униатство. Последние годы провел в Троицком монастыре в Вильно.

6

Древняя разновидность чёток, сохранившаяся до наших дней у старообрядцев.

7

Нижегородская епархия былаучреждена лишь 24 марта 1672 года определением Московского собора. Вопрос об учреждении митрополичьей кафедры решался довольно длительное время, и ускорило это решение опасное для господствующей церкви умножение сторонников старообрядчества в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы — участники крестьянской войны 1670–1671 годов.

8

По данным академика Е. Е. Голубинского, в XVI — начале XVIII века практика отправления богослужений в приходах принципиально не менялась: обычный приходской священник совершал в год в среднем 50 воскреснопраздничных служб, то есть далеко не каждое воскресенье. По свидетельствам иностранцев (Герберштейн, Олеарий, Майерберг и др.), священник в городе обязан был служить два — три раза в неделю, а на селе — только в воскресенья и праздники.

9

Ручной блуд.

10

Евангельская стихера 1-го гласа: «На гору учеником идущим, за земное вознесение, предста Господь, и поклонишася Ему. И в данную власть всюду научивше, в поднебесную посылаются, проповедати еже из мертвых воскресение, и еже на небеса вознесение, имже и вечне спребывати неложныи обещася, Христос Бог и Спас душям нашим».

11

Именно так писалось и произносилось его отчество в то время.

12

Правый приток Волги.

13

Несомненно, в XVII веке это выражение звучало менее грубо, чем теперь (слово «блядь» попросту означало «ложь»), и было обычным ругательством. Так, например, архидиакон Павел Алеппский, посетивший Россию в 1656 году, замечает: «В этой стране у патриарха, царя и вельмож главное ругательство, обыкновенно: “мужик, блядин сын”, то есть крестьянин, безумный…»

14

По поводу их деятельности В. О. Ключевский пишет: «Выписанные учёные, кроме исполнения главного заказанного им дела, должны были удовлетворять и другим потребностям московского правительства и общества. По заказам царя или патриарха они составляли и переводили разные образовательные пособия и энциклопедические сборники, географии, космографии, лексиконы; все такие книги стали бойко спрашиваться московским читающим обществом, особенно при дворе и в Посольском приказе; такие же книги выписывали через русских послов из-за границы, из Польши. Епифаний перевёл географию. Книгу врачевскую анатомию. Гражданство и обучение нравов детских, т. е. сочинение о политике и педагогии. Сатановский перевёл книгу О граде царском, сборник всякой всячины, составленный из греческих и латинских писателей, языческих и христианских, и обнимавший весь круг тогдашних ходячих познаний по всевозможным наукам, начиная богословием и философией и кончая зоологией, минералогией и медициной». Что касается главной цели, ради которой киевские книжники официально были приглашены в Москву, — перевода Библии, — то он действительно был издан в 1663 году. Однако на поверку оказалось, что это было лишь переиздание Острожской Библии 1581 года, с незначительными исправлениями и поновлениями языка.

15

Кинопс (греч.) — языческий жрец («волхв»), выступивший против проповеди святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос. Похвалялся тем, что доведет апостола до гибели, и при помощи бесов творил всевозможные лжечудеса. Однако святой Иоанн разрушил все бесовские козни, и Кинопс бесславно погиб в морской пучине («якоже древнии фараон погрязнув окаянно»)

16

Что касается широко распространённого мнения о том, что в качестве справщиков в это время на Печатном дворе работали видные деятели старообрядческого движения (Аввакум, Лазарь, Никита Добрынин и другие), то оно не имеет под собой никаких оснований и не подтверждается никакими архивными материалами. Некоторые историки допускают лишь косвенное влияние протопопов Стефана Внифантьева и Иоанна Неронова на исправление книг при патриархе Иосифе.

17

Наглядным примером умеренного, или «разумного», многогласия может служить современная богослужебная практика старообрядцев-беспоповцев, наиболее строго сохраняющих дониконовские традиции. Так, кафизмы на воскресной и праздничной утрене исполняются у них следующим образом: избранные стихи из псалмов пропеваются хором, в то время как чтец «втай», то есть про себя, прочитывает всю кафизму. При этом сохраняется и благочиние службы, и сокращается время богослужения. Этот принцип издавна был известен во Вселенской Церкви.

18

Юрьевец-Повольский, или Юрьевец-Поволжский — город бывшей Костромской губернии, ныне в составе Ивановской области. Расположен на правом берегу Волги (Горьковское водохранилище), в 66 километрах к юго-востоку от железнодорожной станции Кинешма, в 168 километрах к северо-востоку от Иванова.

19

Впоследствии блаженный Симон Юрьевецкий станет жертвой чудовищной волны деканонизаций древнерусских святых, начатой никоновскими реформами. В 1722 году по распоряжению Синода почитание блаженного в господствующей церкви было прекращено.

20

В Первой челобитной царю Алексею Михайловичу Аввакум называет имя воеводы — Дионисий Крюков.

21

В этом смысле характерен эпизод, описываемый учёным хорватом Юрием Крижаничем. Ехавшего в Россию Крижанича нагнал в Нежине «некий Софоний, назвавший себя митрополитом Филиппополя и Драмы» (Македонская епархия). Софоний ехал на Русь для сбора милостыни, но не имел для этого соответствующих грамот. Нуждаясь в попутчике, который бы знал русский язык, он стал уговаривать Крижанича поехать с ним, а чтобы усыпить бдительность пограничных таможенных застав, — сочинить подложные грамоты якобы от имени патриарха Иоанникия — «по общим нуждам церковным». «Когда я не хотел этого исполнить, — пишет Крижанич, — он, вместе с одним другим митрополитом, хотел меня отстегать и, конечно, сделал бы это, если бы, вырвавшись, я не убежал к городскому писарю. Впрочем, признаюсь в своей вине: впоследствии я сочинил ему помянутые грамоты, боясь за свою жизнь».

22

В 1721 году царь Пётр Алексеевич, реформировавший господствующую церковь по англиканскому образцу, объявит Россию империей, а Сенат удостоит его титулами «Великий» и «Отец отечества».

23

В 1682 году царь Феодор Алексеевич отменит местничество — древнюю систему распределения служебных мест в Русском государстве.

24

Впоследствии эту идею также осуществит Пётр I, основав в 1703 году близ западной границы Санкт-Петербург и перенеся сюда столицу в 1712 году.

25

Личность этого человека, бывшего одним из главных вдохновителей никоновской церковной реформы, достаточно хорошо характеризует следующий факт: в результате его интриг в 1651 году погиб патриарх Константинопольский Парфений Младший. В октябре 1651 года архиепископ Фессалийский Даниил в особой отписке царю Алексею Михайловичу сообщал: «Грех ради наших сказывают, что Иеросалимский патриарх прислал денег немало тут же на помощь, чтоб ево, патриарха Парфения, сослали, потому что они имели меж себя недружбу». Дело закончилось тем, что патриарха Парфения обвинили в заговоре против Порты и повесили на Решётчатых воротах в Константинополе.

26

Получившим этот сан, думается, не в последнюю очередь благодаря его, Паисия, стараниям. Так, в частности, патриарх Паисий писал царю: «Еще пребываючи аз при вашей милости в прошлые дни, говорил есми со преподобным архимандритом спасским Никоном, и полюбилась мне беседа его; и он есть муж благоговейный, и досуж, и верный царствия вашего; прошу да будет имети повольно приходити к нам беседовати по досугу, без запрещения великаго вашего царствия».

27

Арсению Суханову (1600–1668), хорошо знавшему греческий язык, далеко не случайно была поручена эта миссия. Ему и прежде доводилось выполнять поручения Посольского приказа — в 1637–1640 годах он ездил в составе посольства в Кахети к царю Теймуразу I. В своём подробном отчете Арсений Суханов отметил множество отступлений грузинского богослужения от русского. По мнению С.А. Белокурова, в 1649 году Арсений Суханов был послан на Восток для того, чтобы проверить, насколько соответствовал действительности отзыв о греках и их благочестии, содержавшийся в недавно изданной в Москве «Книге о вере».

28

Иеродиакон Иона Маленький, сопровождавший Арсения Суханова в его экспедиции и посетивший вместе с ним в 1652 году Иерусалим, замечает по поводу небесного огня: «А того не ведомо, как у него (патриарха Паисия. — К. К.) те свещи засветятся: огнь вещественн, как есть огнь». Характерно, что сам Арсений Суханов, всегда столь внимательный к деталям, описывая церемонию небесного огня, ни слова не говорит о том, как он появляется и каковы его свойства. Возможно, что ответ на этот вопрос он предпочел дать в Москве в устной форме.

29

Впоследствии все аргументы Арсения Суханова в его полемике с греками будут почти буквально воспроизведены старообрядцами в их спорах с греками и в челобитных царю Алексею Михайловичу. В частности, эти аргументы приводил и протопоп Аввакум в споре со «вселенскими» патриархами на соборе 1666–1667 годов.

30

Здесь нужно отметить, что в дониконовской Русской Церкви при поставлении архиерея в более высокий сан (например, епископа в архиепископа или в митрополита), а также при поставлении на патриаршую кафедру над кандидатом полностью повторялось архиерейское рукоположение. Особый чин поставления патриарха появляется лишь начиная с Никона.

31

Для сравнения: в середине XVII века за год (!) тяжёлой крестьянской работы на хозяйском довольствии молодой крепкий мужчина получал пять рублей, женщина — два с полтиной, а лошадь стоила полтора рубля.

32

Нужно сказать, что на совести патриарха Никона не одна только эта смерть. Не менее жестоко поступил он с другим епископом — сербским митрополитом, приехавшим в Россию не для вступления в русское подданство, а для получения пожертвований. В 1654 году в Москве оказался митрополит Арсений Успенского Требинского монастыря. Он привёз «вестовые письма» и рассчитывал на получение даров для своей обители. Сохранившееся до наших дней дело описывает его приём у царя, выплату жалованья, пересказывает привезённые им политические известия и

Скачать:TXTPDF

Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин Старообрядчество читать, Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин Старообрядчество читать бесплатно, Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. Кирилл Яковлевич Кожурин Старообрядчество читать онлайн