Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

был создан фонд для финансирования деятельности сельских приходов. Такие же реформы были осуществлены его братом Леопольдом — герцогом тосканским, Венецианской республикой. Затем последовали реформы французской революции, Наполеона, наконец, кадисских кортесов 1812 г. Кортесы закрыли монастыри с числом монахов меньше 12 и запретили вступление в монашеское состояние особам моложе 24 лет. Кортесы закрыли ряд орденов, в частности кармелитов и бенедиктинцев, а францисканцам запретили строить новые монастыри или иметь больше одного на район. Это законодательство было затем отменено Фердинандом VII и вновь возрождено после победы либеральной революции в Испании в 1820 г. Ла Серна, вице-король Перу, пытался осуществить его в Горном Перу в июле 1823 г. В таком же духе действовали и Сан-Мартин, и Боливар, верховные правители Парагвая — Франсия и Чили — Фрейре 3°.

Реформа Ривадавии вызвала ожесточенное сопротивление реакционных церковников. Против него высказался провизор (временный глава местного духовенства) Медрано, обвинявший членов конгресса в том, что они «ученики Вольтера» 101. Ривадавия сместил его, назначив провизором каноника Мариано Савалеру, который, как и Грегорио Фунес, одобрил реформу и сотрудничал с правительством. Таким образом, к концу войны за независимость в районе Ла-Платы представители колониальной церковпой иерархии были смещены, высланы или бежали, а на их место назначены сочувствующие патриотам священники, церковь оказалась подчиненной государству, ее связи с заграпицей, в частности с папским престолом, прервались.

Церковная иерархия Чили, Перу, Эквадора и других областей Южной Америки также выступала против независимости. Епископ Сантьяго Родригес всемерно помогал испанцам. После освобождения Сантьяго вождь чилийских патриотов Бернардо О’Хиггинс выслал его в Мендосу, заставив предварительно назначить на свое место сочувствовавшего патриотам прелата Сьенфуэгоса. Епископы городов Лимы и Трухильо за подобпые же действия подверглись той же участи. Свирепо сопротивлялся епископ Май-нас (Перу) Санчес Ранхель. В 1821 г., сопровождая испанские войска, Санчес Ранхель отлучил от церкви всех прихожан, выступавших за независимость, предал анафеме церковников, сотрудничавших с патриотами, наложил интердикт на города, население которых выступало против колонизаторов.

В 1957 г. в одном из пастырских посланий аргентинского епископата утверждалось, что католическая церковь, начиная с Майской революции 1810 г., всегда участвовала в решении национальных задач, боролась за единство и мир аргентинского народа. В действительности все происходило наоборот: большинство католического духовенства (и не только в Аргентине, но и в других частях Америки) поддерживало испанцев, выступало против национальных интересов. Таковы факты. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 3 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

подлинного автора письма, ии что в оригинале оно было паписано по-французски.

22 Villanueva

23 Batllori M. El abate…, p. 640.

24 Murray P. V. The catholic church in Mexico (1519—1910). Mexico, 1965, v. I. p. 53.

25 Vargas Ugarte R. El episcopado en los tiempos de la emancipaci

26 Piaggio A. Influencia del klero en la inaependencia argentina. Buenos Aires, 1934, p. 246—247.

27 Schmitt K. The Catholic church in Latin America since idependence. Washington, 1968, p. 8.

28 «Гачупины» — презрительная кличка испанцев в Мексике.

29 Alaman L. Historia de M

30 Amunategui M. L.} Barros Arana D. La Iglesia…, p. 114—115.

31 Los procesos militar e inquisitorial del Padre Hidalgo y de otros caudillos insurgentes. M

32 Amunategui M. L., Barros Arana D. La Iglesia…, p. 120—121.

33 Lop

34 Los procesos militar e inquisitorial…, p. 326—329.

35 Ibid., p. 259, 262.

3(3 Ibid., p. 275.

37 Andr

38 Cuevas M. Historia de la Iglesia en M

39 Amunategui M. L., Barros Arana D. La Iglesia…, p. 126.

40 A ndr

41 Amunategui M. L., Barros Arana D. La Iglesia…, p. 131.

42 Cuevas M. Historia…, p. 101.

43 Morelos y la Iglesia Cat

44 Medina J. T. Historia del Tribunal del Santo Oficio de la Inquisici

45 Cuevas M. Historia…, p. 98.

40 Kennedy /. /. Catholicism, nationalism and democracy in Argentina. Notre Dame, Indiana, 1958, p. 5.

47 Felice Cardot C. El Impacto de la

48 Lopez Camara F. La genesis…, p. 170.

49 Eyzaguirre J. Intereses cat

50 Vargas Ugarte A. El episcopado…, p. 114—115.

51 1 bid., p. 119.

r2 Navarro N. E. La cristiana muerte del Libertador. Caracas, 1955, p. 69.

53 Andr

f4 Burke TV. Derechos de la America del Sur y M

35 Leturia P. de. Relaciones entre la Santa Sede e Hispanoam

5G Memorias del General Don F. O’Leary. Caracas, 1952, v. I, p. 91.

57 Diaz J. D. Recuerdos sobre la Rebeli

58 Memorias____v. I, p. 92.

59 Or

60 Bolivar S. Obras completas. La Habana, 1950, v. III, p. 545, 546.

51 Andr

52 Bolivar S. Obras completas. La Habana, 1950, v. I, p. 59—60.

63 Vargas Ugarte R. El episcopado…, p. 232—233.

64 Cartas del Libertador. Caracas, 1959, t. XII, p. 130.

05 f

66 Memorias…, v. I, p. 258.

07 Ibid., p. 258.

68 Documentos para el Historia do la vida publica del Libertador de Colombia, Per

69 Andr

70 Cartas del Libertador, t. XII, p. 142.

71 Хосе Томас Бовес, вожак жителей степей (льянеро) в Венесуэле, поддерживавший испанцев и отличавшийся жестокостью.

72 Leturia Р. de. Relaciones…, p. 138.

73 Ibid., p. 178—179.

74 Hoenigsberg J. Santander…, p. 62.

75 Revista Chilena de Historia y Geograf

76 Ibid., p. 259—260; Католицизм и свободомыслие в Латинской Америко в XVI—XX вв. М.: Наука, 1980, с. 66.

77 Revista…, р. 261.

71 Ibid., р. 262, 264; Католицизм и свободомыслие…, с. 69.

79 Vargas Uragte R. El episcopado…, p. 259.

80 Ibid., p. 261—262.

81 Bolivar S. Obras completas, v. II, p. 905.

82 Per

83 Ibid., p. 192-194.

84 Leturia P. de, Batllori M. La Primera misi

85 Amunategui M. L., Barros Arana D. La Iglesia…, p. 142, 169—170.

86 Esquivel H. D. R

87 Zuretti J. C. Historia eclesi

88 Ingenieros 7. La evoluci

89 Carbia R. D. La revoluci

90 Piaggio A. Influencia…, p. 111.

91 Vargas Ugarte R. El episcopado…, p. 292.

92 Ingenieros 7. La evoluci

93 Amunategui M. L., Barros Arana D. La Iglesia…, p. 183—185.

94 Vargas Ugarte R. El episcopado…, p. 185.

95 Ingenieros 7. La evoluci

96 Штрахов В. И. Война за независимость Аргентины, с. 387.

97 Gallardo G. La pol

98 La Primera mission, p. 225.

99

100 Tonda A. A. El dean Funes y la Reforma de Rivadavia: Los Regulares. Buenos Aires; Santa F

101 Gallardo G. La pol

Глава вторая

ПАПСТВО — ПОСОБНИК КОЛОНИЗАТОРОВ

Как относился папский престол к продолжавшейся в Испанской Америке в течение 15 лет войне за независимость?

Ватикан, утверждает иезуит Фурлонг, придерживался нейтралитета. По словам ученого иезуита, папство считало, что «поддерживать и вдохновлять неизвестных повстанцев, подлинные намерения которых оставались невыясненными, означало бы нанести оскорбление (испанскому. — И. Г.) королю и народу, имевшим высокие заслуги перед церковью и папами, а это было бы не только политической ошибкой, но и низостью» 1.

Остановимся сначала на вопросе об отношении патриотов к папскому престолу. Патриоты считали, что с провозглашением независимости все права испанской короны, в том числе и право патроната, перешли к новым республикам. Право патроната давало возможность властям смещать контрреволюционных священников и назначать на их место сторонников независимости.

Фактически все правительства патриотов пользовались правом патроната. Представители же контрреволюционного духовенства утверждали, что это право связано не с испанской короной, а с особой короля, таким образом с изгнанием испанцев из колоний церковь становилась независимой от местных властей и возвращалась непосредственно в подчинение папы римского. Такое положение лишало правительства молодых республик права смещения враждебных церковников и по существу ставило церковь под контроль сочувствующей испанцам ватиканской верхушки. Поэтому патриоты считали важнейшей задачей, во-первых, заручиться дипломатическим признанием папского престола и, во-вторых, добиться от него признания за ними права патроната. Это выбило бы почву из-под ног происпанских церковников и оказало бы положительное воздействие на массы верующих, которым контрреволюционное духовенство без устали внушало, что папский престол выступает за сохранение испанского колониального режима.

В 1813 г. в Париж прибыли агенты патриотов Мануэль Пала* сио Фахардо (Новая Гранада) и Луис Дельпеч (Венесуэла). Они ходатайствовали перед Наполеоном, чтобы французское правительство заставило Пия VII, находившегося тогда в Фонтенбло, поддержать патриотов, а Фердинанда VII, тоже пребывавшего пленником императора, призвать своих сторонников в колониях прекратить борьбу против патриотов. Миссия Паласио и Дельпеча не увенчалась успехом. Наполеон в свою очередь рассчитывал завладеть испанскими колониями в Америке, и укрепление позиций сторонников независимости вовсе не входило в его планы.

Папство поддерживает испанцев

Крушение наполеоновской империи в 1814 г. и попытка со стороны участников Священного союза вернуть Европу к положению, предшествовавшему революции 1789 г., ослабили международные позиции патриотов. В Испанию вернулся Фердинанд VII, полный решимости не только покончить со сторонниками конституции 1812 г. у себя в стране, но и наказать бунтовщиков за океаном. Вернулся в Рим и Пий VII, такой же ретроград, как и испанский король.

Для Пия VII сторонники независимости испанских колоний являлись якобинцами, которых следовало стереть с лица земли. И хотя патриоты публично провозглашали свою преданность церкви и обещали поддерживать и защищать ее, Пий VII не доверял им: ведь эти мятежники, выдававшие себя за католиков, были республиканцами, сторонниками народовластия и просвещения и пытались совместить католицизм с приверженностью к крамольному учению Руссо и ему подобных французских еретиков XVIII в.

Следует ли в свете сказанного удивляться, что Пий VII превратился в верного союзника Фердинанда VII по борьбе с движением независимости в испанских владениях Америки? Вскоре после своего возвращения в Рим папа по представлению Мадрида замещает вакантные епископские должности в Америке прелатами, преданными испанской короне. Многие из вновь назначенных — креолы, легитимизм которых не вызывает сомнений. Выдвигая на эти посты верных Испании креолов, Мадрид надеялся завоевать доверие уроженцев колоний. Кроме того, развитие событий после 1810 г. показывало, что далеко не все креолы выступали за независимость. Те же, кто выступал против, оказались даже более непримиримыми легитимистами, чем сам Фердинанд VII, и поэтому вполне заслуживали доверия испанцев. С 1814 по 1820 г. Ватикан утвердил 28 новых епископов в колониях (всего там было 42 епархии), подавляющее большинство которых относились с нескрываемой враждебностью к патриотам2.

С возвращением Пия VII в Рим в Ватикане возникают планы опубликования энциклики с осуждением сторонников независимости. Вначале Фердинанд VII не особенно стремился получить такую энциклику, не желая быть обязанным папе, ибо за издание такого документа папа мог потребовать немалую компенсацию. В 1815 г. испанцам удалось восстановить свою власть по всей Америке, за исключением Буэнос-Айреса. Однако сопротивление колонизаторам продолжало шириться и Фердинанд VII решил, что в борьбе с патриотами без помощи Ватикана не обойтись, он попросил Пия VII издать соответствующую опцпклпку.

Папа с молниеносной быстротой удовлетворил просьбу короля. Энциклику под названием «Этси лонгиссимо» («Хотя огромные») сочинил по поручению папы прелат

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн