Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

полномочиями и правами каноника этой церкви дона Педро Вивара. Это распоряжение не может быть опротестовано, по нему не будут рассматриваться обращения, жалобы, соображения или сомнения. Да охранит бог Вашу светлость. Сантьяго, 26 февраля 1817. Бернардо О’Хиггинс»15.

Испанцы же патриотически настроенных священников бросали в тюрьмы, ссылали, а священника Хуана Фариньяса даже приговорили к смертной казни за связь с партизанами и патриотами 16.

Тем не менее О’Хиггинс был заинтересован в установлении нормальных отношений с папским престолом: признание Римом правительства патриотов значительно укрепило бы их международную позицию. Именно с этой целью и был направлеп в Рим прелат X. Игнасио Сьеифуэгос, временпо исполняющий обязанность главы соборного капитула в Сантьяго.

В 1823 г., незадолго до своей кончины, Пий VII воспользовался приглашением О’Хиггинса, переданным через Сьенфуэ-госа, и направил в Чили апостолического викария. Им стал бывший сотрудник нунциатуры в Вене архиепископ Джованни Муци. Его помощниками были назначены прелат Саллюстн и молодой священник граф Джан-Мария Мастай Феррети, будущий папа Пий IX. В связи со своим назначением Муци был возведен в номинальное звание (без епархии) архиепископа Филипос. Такими званиями наделялись посланцы папы, действовавшие «в стра-пах неверных» (in partibus infidelium). Одна, если не главная, причина, побудившая папский престол пойти на такой шаг, заключалась в победе либеральной революции в Испании, вызвавшей резкое обострение отношении между папством и этой страной.

Известие о посылке Ватиканом миссии Муци было встречено патриотами с удовлетворением. Они усмотрели в этом акте шаг к признанию независимости. Орган перуанских патриотов «Га-сета» писал 6 декабря 1823 г.: «Святой престол признал, что нашей борьбе за независимость свойствен дух религии и Евангелия, что борьба, начатая за уничтожение испанской системы нашего унижения и рабства, не только не враждебна морали и учению Спасителя, но укрепляет его. Папа оказал нам благодеяния, которые до этого оказывались только королям… Наша республика, которая гордится своим послушанием папе, испытывает чувство безопасности и справедливости, будучи уверенной, что политическая свобода обеспечивает существование святой веры, исповедуемой ею» 17.

Пий VII, направляя Муци в Чили, всемерно подчеркивал, что его миссия носит чисто духовный характер и вовсе не означает признания независимости испанских колоний. Такое утверждение с формальной точки зрения соответствовало действительности, но сам факт вступления папского престола в дипломатические отпошения с правительством Чили свидетельствовал об отказе от прежней его позиции, что было, несомненно, на руку патриотам.

Накануне отъезда Муци из Италии в Чили скончался Пий VII. Потребовались подтверждения полномочий Муци новым папой Львом XII. Объясняя причины, побудившие Ватикап направить Муци в Чили, кардинал Гонзальви, бывший статс-секретарь Пия VII, говорил Льву XII: «Я всемерно старался получить от испанских кортесов согласие на замещение вакантных должностей в Америке, но не добился этого, ибо они хотели использовать нашу позицию во вред мятежникам. Между тем нам было необходимо сохранить католицизм в тех областях во всей его чистоте. Если бы испанское правительство разрешило нам пазначпть епископов в Колумбии, Мексике и других местах, где нас просили это сделать, я считаю, что за три десятилетия закоппый порядок был бы там восстановлен. В противном случае спасайте свою церковь, как можете! Тогда будет слитком поздно для Рима» 18.

Лев XII, хотя и принадлежал к партии ультраправых «зс-ланти», подтвердил по той же причине полномочия Муци в пртсьме па имя «любимого сына Рамопа Фрейре. пынешнего верховного директора Республики Чили». Письмо было подписано 3 октября 1823 г., а 16 октября в Риме было получено известие о падении 30 сентября в результате французской интервенции либерального правительства в Испании и наделении Фет) динанда VII прежними полномочиями абсолютного монарха19. Лев XII встретил это известие с огромным облегчением и удов-

летворением. Теперь он был вправе рассчитывать на восстановление позиции церкви в Испании, что не могло не затормозить процесса сближения с республиками в Америке.

В инструкциях, подготовленных Гонзальви для Муци, отмечалось со слов происпански настроенных церковников, жаловавшихся папе на действия патриотов, что в Объединенных провинциях Ла-Платы, «революцию начали, как и в других колониях, люди, лишенные любой религии и морали, стремившиеся подорвать в одинаковой степени как гражданский, так и религиозный порядок. Следовательно, они в первую очередь добивались отмены инквизиции, признания принципа веротерпимости, свободы печати, распространения трудов Руссо, Вольтера и других неверующих, но главным образом — начать беспощадное преследование епископов и большинства законного клира, которое было испанским по происхождению (основной недостаток в их глазах) или, будучи американским, по своим религиозным взглядам отвергало бунт».

По поводу правительства Буэнос-Айреса в инструкции отмечалось, что оно, «кажется, следует примеру революционного правительства Испании, тем более что никто там не отстаивает дело религии настойчиво и решительно. Секретарь (глава правительства.-—Я. Г. ) , некий Ривадавия, во время пребывания во Франции пропитался принципами якобинизма и современного философизма. По мнению информаторов, его главная цельсоздать церковь, отделенную от Рима, он считает папство иностранной державой» 20.

Инструкция призывала Муци вести себя с особой осторожностью и осмотрительностью, а в случае, если, прибыв на место, окажется, что имеются шансы на реставрацию испанской власти, вообще воздержаться от какой-либо деятельности, чтобы не поставить под угрозу отношения папского престола с Испанией21.

Однако миссия папского викария успеха не имела. И в Буэнос-Айресе, где высадился Муци, и в Сантьяго его встретили с недоверием, настороженно. В Буэнос-Айресе у власти находился Ривадавия, сторонник отделения церкви от государства. Муци назвал его «главным министром ада в Южной Америке, врагом веры, а следовательно, Рима, папы, апостолического викария и его миссии» 22.

Приезд Муци в Буэнос-Айрес вызвал оживление деятельности происпанского духовенства, ввиду чего власти запретили папскому легату участвовать в церковных церемониях и он под конвоем отбыл в Чили. По дороге из Мендосы он писал в Рим ‘(18 февраля 1824 rj о положении в этой части света: «Повсеместно самой крупной партией является партия религии, хотя всюду все еще существует и партия развратников с центром в Буэнос-Айресе, дышащая революцией и жаждущая разрушить все, что имеет отношение к религии. Во Франции переводят сочинения Вольтера, Руссо на испанский. В Англии их печатают и распространяют по Южной Америке».

В другом своем сообщении — от 14 июня 1824 г. — статс-секретарю папского престола Муци пишет, что в результате происшедших событий, т. е. завоевания независимости, «власти назначили провинциалов-патриотов вместо заслуженных монахов, занимавших высокие посты, но неугодных властям из-за своей враждебности» (к независимости). Муци жаловался, что в результате попустительства новых настоятелей монахи, в частности доминиканцы в Сантьяго, исповедуют «развращающие максимы», читают Руссо и Вольтера, не носят монашеского одеяния, не соблюдают молитв, постов, прелюбодействуют и т. д.23

К моменту его приезда в Чили власть находилась в руках диктатора Фрейре, по приказу которого была конфискована церковная собственность, а священникам правительство обязалось выплачивать жалованье. Газеты Буэнос-Айреса и Сантьяго писали о Муци как об агенте Священного союза, его обвиняли в шпионской деятельности.

Чилийское правительство, ознакомившись с полномочиями Муци, сочло, что они «превышают» те, о которых ходатайствовали чилийцы через Сьенфуэгоса. Поэтому правительство выразило Муци пожелание, чтобы он воздержался предавать их гласности, соглашаясь на публикацию только верительных грамот.

Судя по всему, чилийские власти были недовольны не столько превышением полномочий Муци, сколько тем обстоятельством, что в них не входило фактическое признание новой республиканской власти и принципа независимости. Тем не менее чилийское правительство пыталось использовать Муци именно в этих целях.

В ноте мипистра Диего Бепавенте, направленной Муци 9 июня 1824 г., указывалось: «Учитывая влияние приходских священников на паству, особенно в сельских местностях, чилийское правительство считает, что на эти посты должны назначаться не только грамотные и достойные пастыри, но и известные своим патриотизмом и заинтересованные в поддержке справедливого дела, отстаиваемого нами»24. Однако зная, что таких пастырей трудно найти в нужном количестве, правительство просит Муци разрешить занимать эти должности монахам, соответствующим указанным выше требованиям.

Муци ответил, что согласен в случае отсутствия достойных священников рассматривать кандидатуры правительства на должности кураторов из числа монахов. Иначе говоря, фактически он оставлял за собой окончательное решение по поводу их назначения. Но Муци был вынужден согласиться на упразднение многих церковных праздников, число которых было сокращено до одиннадцати.

Муци не ограничился только ролью пассивного наблюдателя за положением в Чили и других областях Испанской Америки. В своем пастырском послании от 6 марта 1824 г., напечатанном в Сантьяго и широко распространенном в Чили и за ее пределами, папский викарий открыто ополчился против «врагов религии», которые якобы намеревались создать национальную церковь, независимую от Рима, подчинить своей воле епископов, завладеть источниками доходов религиозных корпораций, самовольно реформировать монашеские ордена под предлогом распущенности нравов монахов. Он не отрицал, что «скандалы» всегда происходили в церкви, но утверждал, что даже сам Христос считал их неизбежными, учитывая склонность человека к пороку, и полезными, ибо их наличие позволяет по достоинству оценить подвиг истинных праведников. Но, утверждал Муци, правом исправлять пороки церкви пользуется только она сама, а не светская власть. На практике же он отказался одобрить предложение правительства подчинить монахов священникам, утверждая, что контролировать их деятельность поручено папой римским ему лично 25.

Такие публичные высказывания Муци вызывали не только возмущение чилийских патриотов, но и их соседей в Буэнос-Айресе. Об этом говорит содержание следующей официальной ноты правительства Буэнос-Айреса от 25 октября 1824 г., направленной местному епархиальному провизору Мариано Сава-лере: «Правительство располагает сведениями, что дон (!) Джованни Муци, называющий себя апостолическим викарием при Республике Чили, издавал распоряжения, которые касаются лиц, проживающих в этих провинциях и находящихся в юрисдикции этого правительства. Такие действия не только противоречат законам и решительным заявлениям правительства Объединенных провинций, но являются в высшей степени оскорбительными для авторитета независимого правительства, которое не признало никаких полномочий за доном Джованни Муци. Правительство уверено, что во исполнение своего долга господин провизор-губернатор епископства запретит распространение любого рескрипта, исходящего из названного источника. Правительство, кроме того, желает, чтобы ему направлялась любая информация, получаемая по этому делу»26. Мариано Савалера ответил, что полностью согласен с точкой зрения правительства Буэнос-Айреса по данному вопросу.

Муци резко воспротивился декрету чилийского правительства от 6 сентября 1824 г. о монашеской реформе, хотя она основывалась па подобном же акте от 10 сентября 1820 г. испанского патриарха архиепископа Толедского. Декрет повторял в общих чертах реформу Ривадавии. Он обязывал монахов жить в монастырях, соблюдать орденский устав, разрешал им секуляризацию (выход из монашеского состояния), вступление в монашеские ордены только лицам не моложе 21 года, закрывал монастыри, имеющие меньше 8 монахов, запрещал иметь больше одного монастыря одного и того же ордена в одном районе, монахам заниматься деламп, связанными с управлением имуществом, которое переходило в руки правительства. Последнее обеспечивало, монахам жалованье в размере

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн