Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

Гомес Фариас. Президентом был избран Санта-Анна, а вице-президентом — Гомес Фариас. Но Санта-Анна, сославшись па болезнь, удалился в свое поместье, оставив Гомесу Фариасу бразды правления. Казна была пустой, и правительство могло раздобыть нужные средства или залезая дальше в долги, илп конфискуя капиталы и имущество церкви. Последнее больше привлекало либералов, которые надеялись таким образом не только пополнить государственную казну, но и ослабить одного из самых могущественных союзников консерваторов. Возможно, Санта-Анна, зная об этих настроениях либералов и не желая компрометировать себя перед правыми, ушел в тень, чтобы предоставить своему вице-президенту свободу действий в отношении церкви. Гомес Фариас воспользовался этой возможностью и провел первую в истории Мексики серию законов, лимитировавших как экономическое могущество церкви, так и ее пресловутые «фуэрос».

Гомес Фариас возглавлял правительство в течение года. За этот сравнительно короткий срок он осуществил, по словам Дж. Ллойда Мечэма, целую «оргию реформ» 12, в первую очередь антиклерикального характера. Одним из его ближайших сотрудников был Хосе Марпя Лупе Мора, бывший священник, отказавшийся от сана, блестящий публицист и непоколебимый сторонник отделения церкви от государства» 13.

Мора требовал ликвидации сословных привилегий, выступая за преобладание гражданского права («фуэро» комун) над сословным. «Сословный дух» ослабляет, разрушает «национальный дух», утверждал Мора. Наличие привилегированных сословий препятствует национальному единству, образованию и укреплению мексиканской нации. Отделение церкви от государства Мора мотивировал необходимостью ослабить влияние духовенства, считая его антидемократичным по своей сущности. «Духовенство, — писал Мора, — ненавидит религиозную терпимость и свободу мысли и печати, ибо эти принципы и созданные на их основе учреждения являются таковыми, что уничтожают или подрывают его господство над умами людей. Духовенство презирает равенство перед законом, устраняя особые привилегии иерархии… Духовенство противится светскому статусу граждан, ибо это лишает его влияния на основные моменты в жизни граждан — рождение, брак и смерть, а вместе с тем и контроля над семьями» 14.

Как отмечает H. С. Ларин, законы, принятые в 1833—1834 гг, правительством Гомеса Фариаса, можно подразделить на трп группы: а) ликвидация феодальных привилегий духовенства («фуэрос»); б) разрешение вопроса о выплате национального долга на основе секуляризации церковной собственности; в) реформа системы народного образования15.

17 августа 1833 г. конгресс ликвидировал власть церковных миссий в Верхней и Нижней Калифорнии. Собственность миссий была конфискована и роздана местным фермерам. Вместо миссий устанавливались приходы, содержание которых взяло на себя государство, гражданскими делами ведали местные власти. Вслед за этим была национализирована собственность Филиппинских миссий16, располагавших в Мексике поместьями и недвижимостью, а вскоре собственность п остальных миссий, действовавших на территории Мексики.

Гомес Фариас покончил с церковной монополией на просвещение. Он закрыл церковный колледж св. Марии и так называемый папский университет в Мехико, преподавание в которых контролировалось церковниками. Их собственность была конфискована и передана впервые созданному в Мексике правительственному департаменту народпого просвещения, которому было поручено организовать светскую школьную сеть. Гомес Фариас основал первую национальную библиотеку, открыл две учительские семинарии, школу для ремесленников.

27 октября 1833 г. конгресс принял закон, отменявший принудительную оплату десятины. До сих пор правительство собирало по этой статье около 2,5 млн. песо в год, из них 9/ю шло на жалованье церковникам, Vio — сборщикам. Теперь эти средства могли пойти на развитие экономики страны. Отмена десятины вызвала резкие нападки церковников на правительство. В ответ министерство юстиции запретило духовенству выступать с амвона по политическим вопросам.

6 ноября того же года правительство разрешило монахам и монахиням возвращаться в светское состояние, что церковь считала кощунством, а испанские колониальные власти строго ка* ралш

Декретом от 3 ноября 1883 г. правительство вернуло себе право патроната, отменив закон президента Анастасио Бустаманте от 16 мая 1831 г. об отказе от патроната как нарушающий конституцию 1824 г. и права нации. Таким образом, замещение церковных должностей впредь могло осуществляться только с согласия правительства, а деятельность приходов ставилась под контроль местной гражданской власти. Другим декретом— от >17 декабря 1883 г. — было предписано епископам назначать на все вакантные места священников только с предварительного согласия властей, что соответствовало праву патроната.

Епископы отказались подчиниться. В письме Гомесу Фариасу они настаивали, что правительство без согласия на то папского престола не может претендовать на право патроната.

22 апреля 1834 г. правительство предписало епископам в 48 часов выполнить требование о назначении священников па имеющиеся вакансии или незамедлительно покинуть страну. Некоторые из них подчинились, а другие ушли в подполье, начав готовить заговор против правительства.

Между тем власти продолжали свою реформаторскую деятельность. Было запрещено создаппе религиозных корпораций (в частности, новых монашеских орденов), регистрация всех актов гражданского состояния (рождение, браки, смерть) изымалась из ведения церкви п передавались государству.

Правительство предложило национализировать церковную собственность на сумму 15 млн. песо, равную приблизительно тогдашнему годовому бюджету государства. Но предложение не было одобрено конгрессом, который тем не менее объявил незаконной фиктивную продажу или передачу церковной собственности подставным лицам, чем занималось духовенство в широких масштабах с целью сокрытия церковного имущества.

Если бы реформаторская деятельность Гомеса Фариаса ограничилась только стремлением отделить церковь от государства, то, возможно, ему и удалось бы удержать власть на более длительный срок. Но когда он попытался лишить и военных их «фуэрос», сократить численность армии и упразднить использование армией наемников, восстания и заговоры против него под лозунгом «Да здравствуют религия и ,,фуэрос“!» приняли всеобщий характер. Этим воспользовался неожиданно «выздоровевший» Санта-Анна. Он поддержал мятежников и сместил Гомеса Фариаса, ставшего к тому времени для церковников самой ненавистной фигурой в стране. Они называли его Иудой, «Бешеным» (Фуриас) и прочими нелестными прозвищами, хотя Гомес Фариас был активным верующим. Санта-Анна, вернувшись к власти, выслал из страны своего вице-президента и его ближайших сотрудников.

В правительстве Санта-Анны, в которое вошли представители клерикалов и консерваторов, пост министра юстиции и церковных дел занял епископ из Мичоакана Хуан Кастаньо Португаль.

Сапта-Анна отменил все антиклерикальные законы и декреть! своего предшественника. «Фуэрос» были возвращены как духовенству, так и военным. Церковники справляли по этому поводу торжественные молебны, провозглашая Санта-Лнну «спасителем». Их излюбленным кличем стал «Да здравствует религия и святейший Санта-Анна!» Получая от духовенства 40 тыс. песо в месяц на «богоугодные» дела, Сапта-Апна не скупился на дифирамбы в адрес церкви.

Поражение либералов в 1834 г. H. С. Ларин объясняет «их крайней нерешительностью в борьбе с клерикалами, боязнью опереться на народные массы, страхом перед необходимостью обратиться к вооруженной борьбе. Имея подавляющее большинство в конгрессе, пользуясь поддержкой мелкой и средней буржуазии города и деревни, а также симпатиями широких народных масс, Гомес Фариас мог бы отстранить Санта-Анну, сосредоточить в своих руках всю полноту власти и довести до конца намеченные реформы. Слабость и неорганизованность мексиканской буржуазии предопределили нерешительность и непоследовательность Гомеса Фариаса» 17.

Конечно, Гомес Фарнас мог попытаться сместить Санта-Анну, но к тому времени политическое лицо этого деятеля еще не вполне определилось, Гомес Фариас ему доверял и поэтому не предпринимал против него каких-либо решительных действий. Более того, несмотря на предательство Санта-Анны, Гомес Фариас некоторое время спустя вновь выступит с ним вместе на выборах. Нет оснований упрекать Гомеса Фариаса и в нерешительности в борьбе с клерикалами, в боязни опереться на народные массы или обратиться к вооруженной борьбе. Скорее всего главная слабость его и его единомышленников заключалась в отсутствии политического опыта, в слишком большой уверенности в своей правоте и силе, в недооценке реакционного влияния церкви на широкие слои верующих и роли армии, точнее, ее склонного к мятежам и грабежам офицерства. Политический опыт поражения научит левых либералов (пурос) действовать в будущем и более решительно, и более осмотрительно — смотря по обстоятельствам.

Клерико-консервативная эйфория по случаю свержения ненавистного для реакционеров правительства Гомеса Фариаса длилась недолго. Вернув церкви все ее прежние привилегии, Санта-Анна все-таки постарался сохранить за собой право патроната, и это не могло не озлобить его недавних поклонников из числа церковников. Не желая вступать с ними в конфликт, Санта-Анна вновь отказался от президентского поста и удалился в свою асьенду «Манга де Клаво» в провинции Веракрус. Но и последующие президенты (генерал Мигель Баррагап, пришедший к власти в 1835 г., и Анастасио Бустаманте —в 1837 г.) настаивали признать за государством право на церковные назначения. Церковники пытались подкупить Бустаманте, предоставив ему заем в 750 тыс. песо18. инство получили либералы. Экономическое положение между тем продолжало оставаться критическим. В 1838 г. Мексика обязалась выплатить Франции 6000 тыс. песо в качестве компенсации за потерн, которые якобы понесли французские подданные в результатах гражданских войн. Пополнить казну можно было только за счет церковных капиталов. На этом настаивали левые либералы в конгрессе. Под давлением церковников и других реакционных элементов Санта-Анна разогнал конгресс, присвоив себе диктаторские полномочия. Новая конституция — «Органические основы» — подтвердила церковные п военные «фуэрос», объявила католическую религию государственной, хотя зарезервировала за государством право на церковные назначения и на заключение конкордата. Вскоре, однако, Санта-Анна был вновь свергнут, и власть перешла к умеренным либералам.

Между тем отношения Мексики с США продолжали обостряться. В 1845 г. американский конгресс официально присоединил Техас к США. Этим воспользовались консерваторы. Они заручились поддержкой генерала Паредеса. Он командовал 6-тысячным корпусом, который должен был из Сан-Луиса-де-По-тоси направиться на север для охраны мексиканской границы. Вместо этого Паредес двинулся на столицу и вскоре свергнул правительство либералов. Мятежная хунта во главе с архиепископом Посадой провозгласила его президентом. Он в свою очередь назначил епископа Чиапаса министром юстиции и церковных дел. Приходом к власти Паредеса воспользовались США: без объявления войны они вторглись в пределы Мексики, стремясь на этот раз захватить Калифорнию и другие северные штаты страны.

Продвижение американских войск в глубь Мексики выявило полную несостоятельность Паредеса оказать им успешное сопротивление. Его сторонники, вместо того чтобы мобилизовать население на ‘борьбу с североамериканским агрессором, вынашивали планы вновь объявить Мексику монархией и возвести на трон одного из Бурбонов, что, как они надеялись, обеспечит стране помощь Испании и Франции. Паредес был вынужден просить церковь вносить в казну государства 200 тыс. песо в месяц. Но церковники сочли, что их клеврет просит слишком много. Архиепископ согласился дать ему всего лишь 98 тыс. песо. В августе 1896 г. клерикалы свергли Паредеса и захватили власть, но и на этот раз они не смогли обойтись без помощи Санта-Анны, все еще пользовавшегося влиянием в армии. Санта-Анна находился в бегах в Гаване, где ему покровительствовали испанцы. Чтобы вернуться в страну, ему нужно было преодолеть американскую блокаду у берегов Мексики. Санта-Анна не постеснялся вступить в контакт с американским президентом Полком, которому обещал за пропуск в Мексику и за 30 млн. долларов уступить мексиканскую

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн