Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

влекло наказание, преду-смо.тренное законом, а собрания подлежали немедленному закрытию властями.

Закон категорически запрещал в государственных школах преподавать предметы, предназначенные для профессиональной подготовки служителей какого-либо культа. Лица, виновные в нарушении этой статьи, подлежали увольнению. Им запрещалось занимать какую бы то ыи было должность в том же ведомстве в течение периода от одного до трех лет.

Религиозные илц другие издания, проповедующие какое-либо религиозное учение, что следовало из программы или названия этих изданий, лишались права комментировать политические вопросы или публиковать информацию о действиях властей либо отдельных лиц, которые непосредственно связаны с деятельностью государственных органов. Руководители подобных изданий за нарушение данной статьи подлежали наказанию соответственно закону.

Создание политических организаций любого типа, названия которых содержали хотя бы одно слово или указание на их связь с какой бы то ни было религией, категорически возбранялось. За нарушение этой статьи руководящий орган или лица, возглавлявшие такую организацию, подлежали наказанию согласно закону, а организация — роспуску.

Закон не допускал проводить политические собрания в церквах или других местах, предназначенных для публичных богослужений. Церковные лица за непосредственную организацию такого собрания, приглашение на него людей или личное участие в нем подлежали наказанию в соответствии с законом, в равной степени, как и за разрешение провести такое собрание или сокрытие факта его проведения. В обоих случаях федеральная исполнительная власть могла отдать приказ о временном или постоянном закрытии церкви 10°.

Как явствует из текста этого закона, он не заключал в себе ничего нового по сравнению с конституцией 1917 г., а лишь регламентировал нормы осуществления ее антиклерикальных статей.

Позднее был опубликован президентский декрет о реформе уголовных кодексов Федерального (столичного) округа и территорий101, предусматривавший детальные наказания за нарушение антиклерикального законодательства. Эта реформа должна была вступить в силу в том же 1926 г.

25 июля мексиканская церковная иерархия в составе 8 архиепископов и 29 епископов опубликовала послание верующим, в котором объявляла о начале с 31 числа указанного месяца бойкота государства «вплоть до того момента, когда будут пересмотрены законы о свободе совести и католической церкви». Церковники постановили прекратить все религиозные службы, «требующие участия священника»: молебны, крестины, браки, похороны и т. п. Детям верующих запрещалось впредь посещать государственные школы. __

В своем послании церковные иерархи угрожали отлучением от церкви всем, кто ослушается их приказа о бойкоте государства. Они заявляли: «И с еще большим основанием заслужил бы позорное прозвище предателя своей религии и подверг бы себя тяжелым каноническим наказаниям тот, кто осмелился бы доносить на лиц духовного звания или имущество церкви». Далее в послании перечислялись кары, которые ожидали противников церкви.

Заслуживают особого отлучения Ватикана, говорилось в послании, те, кто издает законы, приказы или декреты, направленные против свободы или прав церкви; кто прямо или косвенно препятствует осуществлению церковной юрисдикции во внутренних или внешних делах, используя для этого гражданскую власть; кто осмеливается подавать в мирской суд на своего епископа.

Заслуживают простого отлучения Ватикана те, кто вступает в масонские ложи или другие подобные секты, которые действуют против церкви или против законных гражданских властей; кто подает в мирской суд на своего епископа или на главу монастыря или ордена с епископскими правами; кто захватывает для себя или для других какое-либо церковное имущество, движимое или недвижимое, или препятствует в получении плодов или доходов тем, кому они принадлежат по праву; кто похитит, уничтожит, украдет или подделает документ, принадлежащий епископской курии.

Церковники заявляли: «В первый день августа наместник Иисуса Христа его святейшество Пий XI вместе со всем католическим миром будет молиться за мексиканскую церковь; объединимся со святым отцом и нашими братьями во всем мире, превратив этот день в день молитвы и покаяния» 102.

Церковные иерархи вовсе не скрывали, что действуют с согласия и по указанию Пия XI. Как стало позже известно, незадолго до публикации указанного выше документа статс-секретарь Ватикана кардинал Гаспарри телеграфировал Каруане в Гавану: «Святой престол осуждает закон (Кальеса от 14 июня 1926 г. —

0. Г.) и, следовательно, любой акт, могущий означать или быть истолкованным верующими как согласие или признание этого закона» 103. Этой телеграммой Ватикан давал «добро» на развязывание конфликта церкви с государством.

Послание мексиканского епископата зачитывалось во всех церквах Мексики перед толпами верующих.

Вслед за этим посланием Лига защитников свободы религии опубликовала следующую программу бойкота.

1. С 31 июля все католики должны отказываться от прогулок, развлечений, посещений кино, театров, балов и всякого рода общественных и частных развлечений. Да будет проклят католик, который в то время, когда в нашей стране забыли бога, осмеливается развлекаться!

2. Католики отказываются покупать одежду, лакомства, фрукты и другие потребительские товары. Что же касается продуктов питания, то нужно брать лишь предметы повседневной необходимости; одежду — по самой острой необходимости (ни лишних расходов, ни преждевременных-покупок: это противоречило бы бойкоту).

3. Католики не будут пользоваться трамваями, автобусами и другим транспортом. В случае острой необходимости они обратятся к самым дешевым средствам передвижения.

4. Католики не станут покупать лотерейные билеты 104 и посещать светские школы.

5. Они откажутся покупать газеты, выступающие против этой программы или не поддерживающие ее. Не будут давать таким газетам рекламных объявлений.

6. Католики будут преподавать катехизис у себя дома. Они станут молиться вместе со своей семьей за свободу церкви, будут покупать только католические газеты, организуют центры по изучению катехизиса и, если только церкви останутся открытыми, примут участие как можно в большем количестве религиозных служб.

7. Все католики, без исключения, станут усердными пропагандистами этой программы среди населения в мастерских, на фабриках, в магазинах, с тем чтобы добиться всеобщего участия в бойкоте вплоть до завоевания победы105.

Подрывные действия мексиканских церковников сопровождались антимексиканскими заявлениями! духовных иерархов в других странах Латинской Америки, США, Франции, Германии, фашистской Италии, в печати Ватикана. Пий XI призвал верующих мира 1 августа выступить с осуждением правительства Мексики. Вместе с тем в поддержку Кальеса выступили все профсоюзные и другие светские организации и партии Мексики, прогрессивная мировая общественность. В Мехико состоялась 100-тысячная демонстрация рабочих в знак солидарности с властями.

На этот раз, однако, церковникам п их покровителям в США не удалось убедить американское правительство встать на их защиту и оказать решительное давление на Кальеса. Последний не только не трогал протестантов, но всячески им благоволил. Президент США Куллидж, опасаясь прослыть покровителем папы и потерять голоса протестантов, предпочел воздержаться от резких выпадов против Кальеса. Вашингтон рассчитывал, что президент Мексики в поисках выхода будет в конце концов вынужден пойти на сговор с США. Как мы увидим ниже, эти надежды вполне оправдались.

Мексиканские епископы тоже были не прочь договориться с Кальесом на приемлемых для них условиях. Уже в начале августа епископский комитет, понимая, что бойкот не продлится долго, стал искать встречи с Кальесом для поискод решения религиозного конфликта. Кальес принял Мору и Диаса 21 августа 1926 г., но пойти на какие-либо уступки решительно отказался. Президент предложил церковникам обратиться с петицией в конгресс о пересмотре антиклерикальных статей конституции. Контакты Моры и Диаса с Кальесом обеспокоили Ватикан. Кардинал Гаспарри телеграфно потребовал от Моры объяснения. Архиепископ поспешил его заверить, что «при божьей помощи мы никоим образом не отойдем от инструкции святого престола» 106.

Надеясь на компромисс с Кальесом, церковники представили в конгресс соответствующую петицию, но депутаты 21 сентября отклонили ее почти единодушно (за петицию голосовал только один депутат).

«Отклонение епископской петиции в конгрессе, — отмечает H. С. Ларин, — означало крупное поражение церковников: они исчерпали все дозволенные методы апелляции к общественному мнению и ни один из них не дал желаемых результатов; широкие народные массы не откликнулись на реакционные призывы духовенства поддержать его требования реформировать конституцию. Расчет князей церкви на возникновение волнений и даже вооруженных выступлений против правительства провалился. Это обстоятельство свидетельствует о значительно возросшем уровне политической сознательности мексиканского народа, и в первую очередь рабочего класса, в руководстве которым коммунистическая партия играла не последнюю роль. Слишком живы были воспоминания о революции 1910—1917 гг. и слишком глубокие корни пустили в народе антиимпериалистические и антиклерикальные настроения, чтобы можно было легко обмануть народ, принесший столько жертв в борьбе за свои идеалы, достижение которых казалось столь близким» 107.

Параллельно с подрывными действиями церковники пытались создать респектабельную легальную партию под названием Национальный союз, которая должна была являться видимой частью католического подполья на случай разгона католических организаций, объединенных в лиге. Но и из этой затеи ничего путного не получилось: духовенство оказалось не в состоянии сочетать подпольные и легальные методы борьбы с правительством.

18 поября 1926 г. Ватикан опубликовал циркуляр (эпистолу) Пия XI, в котором папа брал под защиту подрывные действия мексиканского духовенства; этим он открывал дорогу для организаторов клерикального мятежа в Мексике. Уже в середине 1926 г. стали возникать в сельской местности вооруженные банды верующих, нападавшие па местные органы власти, убивавшие сторонников правительства и грабившие население под предлогом помощи церкви. Организаторами таких банд были священники, активисты лпги, местные олигархи и зажиточные ранчеро. Этих бандитов, боевым кличем которых был «Да здравствует король Христос!», стали называть крпстеросамп. В начале 1927 г. восстание охватило ряд штатов.

Официально епископский комитет не поддерживал движения кристеросов, но это был тактический ход: Мора и Диас боялись навлечь на себя репрессии правительства. В действительности же без их поддержки вооруженное движение кристеросов не могло бы возникнуть.

Более решительно действовали местные церковные власти. Так, архиепископ Дуранго Гонсалес-и-Валенсия в пастырском письме от 11 февраля 1927 г. заявлял: «В связи с тем что в нашей архиепархии многие католики прибегли к оружию и спрашивают мнение об этом своего епископа (а он не может отказать своим чадам), мы считаем своим пастырским долгом высказаться по этому вопросу. Полностью осознавая значение этого нашего пастырского акта перед богом п перед историей, мы обращаемся к ним со следующими словами. Мы ни в коей мере не способствовали появлению этого вооруженного движения; но так как мирные средства были исчерпаны, это движение существует. И мы должны сказать своим чадам-католикам, которые взялись за оружие ради защиты своих социальных и религиозных прав: „Пусть ваша совесть будет спокойна, и примите наше благословение». Мы говорим это после длительного размышления перед богом, после того как проконсультировались у самых ученых теологов г. Рима» 108.

Тем более не стеснялись открыто поддерживать кристеросов мексиканские церковные иерархи, бежавшие или высланные за рубеж. Пий XI также откровенно поддержал мятежников. 18 ноября 1926 г. он опубликовал энциклику «Иникиус аффоик-тискуэ», в которой назвал мексиканских государственных деятелей варварами, а выступающих против них церковников — борцами за католическую веру против «большевистских и коммунистических принципов». Папа благословлял церковников и католических деятелей, «стремящихся испытать муки и

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн