Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

344

7 Bailey H. M.y Nasatir A. P. Latin America, the development of its civilization. Englewood Cliffs, New Jersey, I960, p. 335.

8 Rippy J. F. Historical Evolution of Hispanic America. New York, 1943, p. 227.

9 Паркс Г. История Мексики, с. 186.

10 Bailey H. M.y Nasatir A. P. Latin America…, p. 330.

11 Murray P. V. The Catholic church in Mexico (1519

12 Lloyd Mecham J. Church…, p. 350.

13 H. С. Ларин считает Мору выразителем идей радикально настроенной мелкой и средней буржуазии центральных штатов Мексики. Мора, будучи в 1824 г. председателем учредительного конгресса штата Мехико, настоял на включении в конституцию штата статьи с требованием запретить в будущем всем церковнослужителям приобретать имущество. См.: Ларин H. С. Борьба церкви с государством в Мексике. М.: Наука, с. 47.

14 Tulchin J. S. Problems in Latin American History: Modern Period. New York, 1973, p. 119—123.

15 Ларин П. С. Борьба…, c. 50.

16 В колониальное время миссионеры, действовавшие на Филиппинах, принадлежавших испанской короне, были подчинены церковному начальству в Новой Испании и располагали там собственностью.

17 Ларин П. С. Борьба…, с. 56.

18 Lloyd Mecham J. Church…, p. 355.

19 Паркс Г. История Мексики, с. 200.

20 Там же, с. 205.

21 В. Гомес Фариас умер в 1858 г. Опасаясь угроз клерикалов выбросить его тело на свалку, родственники похоронили его секретно в усадьбе одного единомышленника. Только в 1933 г. останки этого государственного деятеля были перенесены в Пантеон великих людей Мексики. См.: Ларин П. С. Борьба…, с. 60—61.

22 Galarza Е. The Roman catholic church as a factor in the political and social history of Mexico. Sacramento, 1928, p. 77.

23 Weyl N. and S. The Reconquest of Mexico: The years of Lazaro Cardenas. London, 1939, p. 143.

24 Хиль M. Наши добрые соседи. M.: ИЛ, 1959, с. 95.

25 Murray P. V. The Catholic church…, p. 133, 141, 144, 207.

26 Hale Ch. A. Jos

27 Очерки новой и новейшей истории Мексики: 1810—1945. М.: Соцэкгиз, 1960, с. 185.

28 Цит. по: Фостер У. 3. Очерк политической истории Америки. М.: ИЛ, 1953, с. 418.

29 Historia documental do M

30 Ларин II. С. Борьба…, с. 70.

31 Паркс Г. История Мексики, с. 214—215.

32 Григулевич И. Р. Крест и меч, с. 260—262; Costeloe M. Р. Church wealth in Mexico. Cambridge, 1967, p. 132.^

33 Teja Zabre A. Breve historia de M

34 Historia documental de M

35 Очерки новой и новейшей истории Мексики, с. 172.

36 The Conflict between church and state in Latin America. New York, 1964, p. 130-142.

87 Lombardo Toledano V. La Constituci

p. 26.

38 Lloyd Mecham J. Church…, p. 364.

39 Ibid., p. 366.

40 Tulcliin J. S. Problems…, p. 128.

41 Ibid., p. 129.

42 Mejia F. Epocas, hechos de mi vida. Mexico, 1865, p. 38.

43 Zertuche Munoz F. La primera presidencia de Benito Juarez. M

44 Хрестоматия по новой истории. M.: Экономика, 1960, т. И, с. 248.

45 Очерки новой и новейшей истории Мексики, с. 184.

43 Juarez

47 Очерки новой и новейшей истории Мексики, с. 185.

41 Zertuche Munoz F. La primera…, p. 111—112.

49 Ocampo M. La religion, la iglesia y el clero. Mexico, 1948, p. 219.

50 Lloyd Mecham /. Church…, p. 369.

61 Cuevas M. Historia de la iglesia en M

62 Паркс Г. История Мексики, с. 234.

63 Historia documental de M

64 Murray P. V. The Catholic church…, p. 210—211.

55 Lloyd Mecham /. Church…, p. 372.

56 Очерки новой и новейшей истории Мексики, с. 213.

57 Quirk Я. Е. The Mexican revolution and the catholic church, 1910—1929. Bloomington, 1973, p. 11.

58 Historia documental de M

59 Murray P. V. The Catholic church…, p. 298.

60 Ларин H. С. Борьба…, c. 84.

61 Murray P. V. The Catholic church…, p. 318—320.

62 Herring Я. A history of Latin America. New York, 1963, p. 343.

63 Паркс Г. История Мексики, с. 258.

64 Цит. по: Ларин Я. С. Борьба…, с. 87.

65 Там же, с. 88, 89.

66 Lloyd Mecham J. Church…, p. 380.

67 Ларин Я. С. Борьба…, с. 92.

61 Quirk Я. Е. The Mexican…, p. 38.

89 Gruening E. Mexico and its heritage. New York, 1928, p. 212.

70 Quirk R. Я. The Mexican…, p. 38.

71 Lloyd Mecham J. Church…, p. 383—384.

72 Паркс Г. История Мексики, с. 309.

73 Quirk R. Е. The Mexican…, p. 66, 67, 77, 78.

74 Lombardo Toledano V. La Constituci

75 Lloyd Mecham J. Church…, p. 387.

78 Quirk R. E. The Mexican…, p. 101.

77 Ibid., p. 111.

78 Ларин Я. С. Борьба…, с. 121.

79 Confederaci антикоммунистическую позицию.

80 Паркс Г. История Мексики, с. 331.

81 Quirk Я. Е. The Mexican…, p. 125, 127.

82 Ларин Я. С. Борьба…, с. 96.

83 Murray P. V. The Catholic church…, p. 319.

84 Этот памятник был задуман еще при Викториано Уэрте. Проект получил тогда его одобрение, а также благословение Пия X.

85 Bassols Batalla

88 Quirk Я. Я. The Mexican…, p. 136.

87 Посещение не состоялось из-за осложнения в политической обстановке Мексики.

88 Lombardo Toledano V. La Constituci

89 Herring Я. A history…, p. 369.

90 Lloyd Mecham J. Church…, p. 392.

91-92 Quirk Я. E. The Mexican…, p. 143—149.

93 Цит. по: Фостер У. 3. Очерк политической истории Америки, с. 429.

94 Апостолический делегат Чимино, выехавший в США якобы на лечепие, не получил от мексиканских властей въездной визы.

te Quirk R. E. The Mexican…, p. 162—163.

te Herring H. A history…, p. 371.

97 Ларин H. С. Борьба…, c. 108, 113.

98 Там же, с. 116.

99

100 Хрестоматия по новейшей истории. М.: Экономика, 1960, т. I, с. 550—552.

101 Мексика в административном отношении разделялась тогда на штаты во главе с избираемыми губернатором и местными ассамблеями, территории и Федеральный округ, которые управлялись непосредственно центральным правительством.

102 Хрестоматия по новейшей истории, т. I, с. 553—554.

103 Quirk R. Е. The Mexican…, p. 170.

104 В Мексике лотерея — государственное предприятие, доход от которого поступает в распоряжение министерства просвещения.

ios La trag

108 Quirk i?. E. The Mexican…, p. 182.

107 Ларин Я. С. Борьба…, с. 127.

108 La trag

109 Quirk R. E. The Mexican…, p. 195.

110 Lloyd M

111 Паркс Г. История Мексики, с. 330—331.

112 В начале 1928 г. в Мексике оставались только 9 церковных иерархов, большинство и8 которых находилось в подполье; 13 обосновались в США, 2 —во Франции, 2 —в Италии; 3, включая Мора-и-дель-Рио, — в Гаване: Quirk Я. Е. The Mexican…, p. 223.

113 Ларин Н. С. Борьба…, с. 243, 260—261.

114 Quird R. Е. The Mexican…, p. 243.

115 Lloyd M

116 Ларин H. С. Борьба…, c. 298.

117 Шульговский A. Мексика…, c. 150.

118 Там же, c. 153.

119 Lloyd M

120 Ibid., p. 409, 410.

121 Шульговский A. Мексика…, c. 155.

122 Nouvelle histoire de l’Eglise, p. 397.

123 The Conflict between church and state in Latin America, p. 231—232.

124 Наиболее ярко это проявилось во время посещения Мексики в 1979 г. папы Иоанна Павла II и проведения различных массовых религиозных актов в его честь.

125 Lloyd M

128 Nouvelle histoire de l’Eglise, p. 417.

127 Quirk R. E. The Mexican…, p. 247.

Глава четвертая

ЦЕРКОВЬ, ДИКТАТУРЫ, ИМПЕРИАЛИЗМ (Центральная Америка и Карибские страны)

Центральная Америка, как известно, состоит из пяти стран: Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики. К ним примыкает республика Панама. В колониальное время северная часть этого региода, в первую очередь Гватемала, тяготела к Мексике, южная —к Новой Гранаде, в состав которой тогда входила провинция Панама.

После войны за независимость Центральная Америка (за исключением Сальвадора) вошла в состав Мексики, но вскоре отделилась от нее. Процессу образования независимых республик, сформировавшихся в административных границах колониального периода, сопутствовало их стремление к объединению. Это стремление было естественным, ибо. население всего региона насчитывало в 1824 г. только 1300 тыс. человек, огромный район практически не имел дорог, от Гватемалы до Коста-Рики гонцы с почтой добирались месяц1. В XIX и XX вв. страны Центральной Америки неоднократно становились жертвами интервенций и длительной оккупации со стороны США. Интриги империалистов и провинциализм олигархии, слабое развитие капиталистических отношений препятствовали объединению центральноамериканских республик.

Имея между собой немало общего в области истории, экономики и культуры, страны Центральной Америки вместе с тем сильно отличаются друг от друга. Гватемала — крупнейшая по территории ш по количеству населения (около 30% всего населения региона). Далее по численности населения идет Сальвадор (около 20%), это государство имеет самую маленькую территорию и наиболее густо заселено. Коста-Рика — республика с наименьшим числом жителей — известна сравнительно высоким жизненным уровнем и наиболее стабильной политической системой, а также отсутствием армии (ее заменяет полицейский корпус). Панама — самая молодая республика — возникла в 1903 г. Ее жизнь и политическая судьба тесно связаны с Панамским каналом.

В этническом отношении республики региона также различны: в Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре преобладает население индейского происхождения, меньше его — в Никарагуа и совсем немного — в Коста-Рике и Панаме. Население Коста-Рики в основном европейское. Панамцы представляют собой смесь местного населения и выходцев из Европы, Азии и Африки. Присутствие негритянского компонента заметно и в других республиках этого региона.

На протяжении многих десятилетий страны Центральной Америки находились в зависимости от американской (банановой) компании «Юнайтед фрут», владевшей огромными земельными участками в этой части Америки. В XIX в. у власти в республиках чередовались консерваторы (сервилес, или «раболепные») и либералы, последние, как правило, отличались антиклерикализмом. Власть менялась чаще всего в результате насильственных переворотов — «революций», соответственно менялось и законодательство, относящееся к церкви. В конце концов церковь повсеместно лишилась своих колониальных привилегий и практически оказалась отделенной от государства.

В 30-е годы XX в. в большинстве стран региона власть находилась в руках диктаторов (Убико в Гватемале, Кариас в Гондурасе, Мартинес в Сальвадоре, Сомоса в Никарагуа), отражавших интересы крупных олигархов, за спиной которых орудовали американские империалисты. Как правило, местная церковная иерархия также поддерживала эти реакционные режимы. Ослепленная антикоммунистическими предрассудками, она ополчилась против прогрессивного режима Арбенса в Гватемале и участвовала в его свержении. Только после II Ватиканского собора в духовенстве стали намечаться течения, выступавшие за прогрессивные социальные изменения и оказывавшие растущее сопротивление ультрареакционным режимам. В 70-х годах особенно усилились эти течения в Никарагуа, Сальвадоре и Гватемале.

Одной из особенностей региона является активная деятельность протестантских культов, как правило финансируемых из США. Об этом говорят данные на 1960 г.2

СтранаНаселение,всего% католиковКатолическиесвященникиПротестантыAipuicvian i-ские проповедники

Гватемала3 546 000_279106 884337

Сальвадор2 520 00033,727754 918293

Гондурас1 887 00082,315628 593209

Никарагуа1 424 00071,022264 383169

Коста-Рика1 099 96294,324647 361267

Панама1 066 22283,0171——

ВсегоИ 543 1841351302 1391275

Гватемала

Разделение населения на сторонников «раболепных» и либералов произошло сразу же после провозглашения независимости. С падением империи Итурбиде в 1823 г. в Гватемале собралась Конституционная ассамблея, учредившая Федерацию стран Центральной Америки.

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн