Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

Ассамблея присвоила новому государству право патроната, включая цензуру папских документов и назначение приходских священников. Она же запретила церковникам ввозить товары без уплаты пошлины. Конституция объявляла католическую церковь государственной, публичное исповедание других культов запрещалось. Одновременно провозглашался принцип свободы совести. Духовенство сочло конституцию слишком либеральной и вначале отказалось признать ее. Особенно решительно выступал против конституции архиепископ доминиканец Рамон Касаус-и-Торрес, испанец и откровенный враг независимости, сторонников которой он считал еретиками. Только боязнь потерять и другие привилегии заставила священников присягнуть конституции.

Между тем другие республики — члены Федерации — добивались у Ватикана права образования епархий и назначения епископов. Местные власти Коста-Рики и Сальвадора сами назначали епископов, однако ни Ватикан, ни Конституционная ассамблея их не признали.

В течение последующих двух лет Федерацией управляли либералы. Они наполовину сократили десятину, запретили членам монашеских орденов повиноваться своим руководителям в Испании, установили возрастной ценз в 23 года для поступления в монастыри. Это было для «раболепных» уже слишком. Им удалось склонить на свою сторону президента Федерации Арсе и в течение следующих двух лет вернуть церкви все ее прежние привилегии.

Засилие «раболепных» закончилось восстанием либералов во главе с гондурасцем Франсиско Морасаном, сторонником центральноамериканского едпнства и отделения церкви от государства. Либералы, возглавляемые Морасаном, находились у власти 15 лет (1824—1839). Они в первую очередь постарались отделаться от архиепископа Касауса и монахов. По распоряжению властей Касаус и 289 монахов различных орденов были высланы в Гавану, находившуюся под властью испанцев. Здесь Касаус и умер. Должность архиепископа была объявлена вакантной.

Либералы распустили монашеские ордены, конфисковали их собственность, запретили монахам въезд в страну. Конгресс узаконил принцип свободы совести, установил гражданский брак, уполномочил президента совершать церковные назначения. Это касалось всей Федерации. В республиках же, кроме того, были приняты еще и другие антиклерикальные законы. Гватемала секуляризировала кладбища, установила развод, монахиням разрешила возвращаться в светское состояние, изымая свое «приданое». Был принят закон, разрешавший гражданский брак служителям церкви. «Незаконнорожденные» дети священников получили право наследия3. В Коста-Рике было сокращено число религиозных праздников, отменена десятина и т. д.

Местная олигархия враждебпо встретила государственную деятельность Морасана. Особенно энергично выступали против него церковники, сохранившие свое влияние на невежественные, забитые индейские массы. Они распространяли слухи, что все болезни, в том числе свирепствовавшая с 1836 г. эпидемия холеры, — дело рук Морасана, якобы наславшего «порчу» на верующих. «Когда, — пишет H. С. Леонов, — правительство приняло закон о кладбищах, по которому запрещалось производить захоронения в церквах из-за гигиенических и санитарных соображений, это было превратно истолковано как «лишение усопших прав быть вместе с богом в его храме». Было рекомендовано не бить в колокола при похоронах, чтобы не травмировать население, но и это было встречено церковниками в штыки. Любая попытка распространить медикаменты встречалась враждебно. Известны случаи, когда фанатичные толпы заставляли санитаров или врачей публично выпить или съесть припасенные ими медикаменты, в результате чего жертвы часто умирали. Их гибель использовалась церковниками в качестве „доказательства» виновности правительства в отравлении населения» 4.

Морасан, проводивший в целом прогрессивную политику, не смог преодолеть господства олигархии в экономике и феодальноколониальных пережитков в сознании большинства населения. Олигархия использовала духовенство для натравливания верующих на Морасана. Послушным исполнителем ее воли стал крестьянский вожак Рафаэль Каррера, провозгласивший себя «защитником религии». Каррера пользовался большим авторитетом среди индейцев, составлявших тогда большинство населения Гватемалы.

Вот как описывает Карреру в день его прибытия в г. Гватемалу американский автор Уильям Крэм: «На нем была шинель с золотым шитьем, которую он украл из гардероба одного генерала, возглавлявшего разгромленные войска либералов, а грудь была увенчана медальонами с изображениями разных святых. На голове красовалась дамская шляпка с перьями и зеленой вуалью. То было поистине великолепное зрелище, достойное какого-нибудь большого торжества. Гватемальские консерваторы увидели смысл в том, чтобы соединить аристократию с варварством для сохранения порядка и религии. В течение почти тридцати лет Каррера, которым церковники вертели как угодно, вершил судьбы Гватемалы» 5.

Каррера сверг Морасапа и последний покинул Гватемалу. В 1842 г. он был казнен консерваторами в Коста-Рике. Со смертью Морасана — великого патриота, сторонника объединения государств Центральной Америки — созданная им Федерация государств распалась.

В этот черный период, пишет о режиме Карреры гватемальский прогрессивный историк Хаиме Диас Россотто, «колониальный режим продолжал существовать без изменения: клерикально-феодальные латифундии, рахитичное сельское хозяйство, заброшенные участки земли и обширные эхпдо, нехватка кредитов, разорительные налоги, отсутствие путей сообщения, т. е. все условия, препятствовавшие развитию капитализма» 6.

Каррера отменил все антиклерикальное законодательство. Церковь вновь обрела все свои «фуэрос». Были восстановлены монашеские ордены, вернулись иезуиты. Каррера пригласил архп-епископа Касауса в страну, но доминиканец предпочел остаться в Гаване. Когда же Касаус умер, Каррера распорядился перевезти его останки в Гватемалу, где они были торжественно погребены в кафедральном соборе.

В 1852 г. Ватикан и Гватемала подписали конкордат — первый в Латинской Америке, согласно которому католичество признавалось единственной государственной религией страны. Гватемала обязывалась сохранить десятину и ежегодно расходовать на нужды духовенства определенную сумму. Конкордат отдавал просвещение в руки церкви, которая к тому же наделялась цензорн скими правами. Каррера получал взамен право на «пласет».

Пий IX считал заключение этого конкордата большой победой для Ватикана и интересов церкви в Латинской Америке. Он превозносил «государственную мудрость» Карреры, правление которого отличалось произволом и кровавыми расправами над инакомыслящими. Год спустя после заключения конкордата благодарный папа наградил Карреру за заслуги перед церковью ватиканским орденом св. Григория Великого и в личном письме к нему отпустил ему все возможные грехи, а также любые полагающиеся за них церковные наказания.

Каррера скончался в президентском кресле в 1865 г., его захоронили в кафедральном соборе рядом с архиепископом Касау-сом. Помпезные почести, которыми были окружены похороны, не могли скрыть недовольства широких кругов населения результатами правления диктатора, режим которого служил интересам клерикально-помещичьей олигархии. Потребовалось, однако, еще долгих шесть лет борьбы, прежде чем в 1871 г. либералы смогли взять реванш и вновь вернуть себе власть.

Одним из первых актов нового либерального правительства во главе с Мигелем Гарсией Гранадосом была высылка из страны всех иезуитов, в большинстве иностранцев, и конфискация их имущества. Вслед за этим были запрещены монашеские ордены, монахи-иностранцы также высланы из страны, а монахи-гватемальцы получили пенсию, но им запретили ношение рясы. Собственность орденов подверглась конфискации. Были отменены и особые права церкви. Эти меры практически свели на нет конкордат, хотя формально он не был отменен. Но отношения с Ватиканом прервались.

Церковники в союзе с олигархами пытались сопротивляться. Реакционные мятежи решительно подавлялись либералами. В октябре 1871 г. из Гватемалы были высланы архиепископ Бернардо Пиньоль и еппскоп Мариано Ортис Урруэля. Правительство обвинило их в подрывной деятельностп.

В 1873 г. президентом страны стал лидер либералов Ху сто Руфипо Барриос, продолживший реформаторскую деятельность своего предшественника. Он запретил женские монастыри и все другие церковные конгрегации, изъял их собственность, использовал многпе церковные здаппя под школы, установил гражданский брак, секуляризировал кладбища, запретил церковникам появляться в рясах в общественных местах. Антиклерикально^ законодательство было включено в конституцию 1879 г., действовавшую с некоторыми изменениями до 1945 г.

Барриос железной рукой управлял страной. Он уделял большое внимание развитию просвещения; создал взамен старого, колониального новый университет Гватемалы. Однако экономика страны фактически осталась без изменений. Влияние церкви было подорвано, но ее союзники — олигархи продолжали владеть своими поместьями и мечтать о власти.

В 1874 г. Барриос предложил Ватикану подписать новый конкордат, по которому государство отказывалось от прав на патронат, предоставляя папе полную свободу отношений с гватемальской церковью по своему усмотрению. Пий IX согласился с этим предложением, считая, что при тогдашней ситуации в Гватемале и других католических странах Европы и Америки предложение Барриоса по крайней мере означало признание притязаний Ватикана на руководство католиками всего мира. Конкордат был подписан. Кроме фактической отмены патроната, он включал, с согласия Ватикана, национализацию церковной собственности (вместо нее — ежегодная субсидия церкви 30 тыс. песо) и освобождение ее служителей от воинской повинности. Разрешалось открытие духовной семинарии в столице.

Барриос последовательно выступал за объединение Центральной Америки. Для достижения этой цели он неоднократно прибегал к оружию. В 1875 г. в одном из сражений с сальвадорскими войсками Барриос был убит.

Реформы Барриоса, по его замыслу, должны были способствовать интересам мелких производителей, но в действительности они породили новую — буржуазную олигархию. Как отмечает X. Диас Россо.тто, реформы изменили статус собственности на землю, способствуя возникновению кофейных плантаций средних размеров. Латифундии католической церкви и пустующие земли государства перешли в собственность частных производителей, как и значительная часть общинных земель индейцев. В сельском хозяйстве появилась техника, однако в области контрактации рабочей силы сохранялись крепостнические формы. Отсутствие хорошо организованной системы кредита привело к тому, что владения мелких собственников, которые в большинстве случаев получали пустующие земли, были поглощены новыми богачами. Последние увеличивали свои латифундии также и за счет общинных земель 7.

После Барриоса либералы продолжают сохранять в своих руках власть. Но это были уже не реформаторы, а обычные каудильо, заботящиеся главным образом о личном обогащении и сохранении статус-кво. 22 года управлял страной Мануэль Эстрада Кабрера (1898—1920). В годы его, правления в Гватемалу проникает «Юнайтед фрут». Она захватывает обширные участки земли, создает банановые плантации. Гватемала становится «банановой республикой», впрочем, как и другие страны

Центральной Америки, находящиеся всецело во власти американского капитала. «Наша история, — писал об этих годах прогрессивный гватемальский писатель Энрике Муньос Меани, — сводится к распре между беззубыми либералами и консервативной кастой… В этой распре не слышится голос народа. Здесь звучал все заглушающий голос чужеземного господина, иностранных монополий, которым открыто и безоговорочно готовы служить правящие клики» 8.

В 1931 г. к власти приходит генерал Хорхе Убико, новый тиран на службе «Юнайтед фрут», беспощадно преследовавший прогрессивные силы. Он был свергнут в 1945 г. Затем последовал 9-летний период буржуазно-демократических реформ: была урезана собственность «Юнайтед фрут», Гватемала стала проводить независимый внешнеполитический курс, в 1949 г. установлены дипломатические отношения с Советским Союзом, возникла коммунистическая партия — Гватемальская партия труда. В 1954 г. правительство президента Арбенса, наиболее последовательно проводившее указанный курс, было свергнуто наемниками США. С того времени в Гватемале сменилось немало военных хунт и президентов, все они преследовали сторонников демократических форм правления. Достаточно сказать, что за истекшие после свержения Арбенса годы в Гватемале от террора властей погибло около 70 тыс. человек, многие десятки тысяч прошли через тюрьмы, подвергнуты пыткам и всякого рода надругательствам.

Как же вела себя церковь во время этих событий? После заключения конкордата 1884 г. она постепенно наращивала свои силы, стараясь не давать повода властям для недовольства. С годами

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн