Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

церковные иерархи убедились, что либеральные правители вовсе не намерены разрушать существующий социальный порядок. Особенно тесные отношения у церкви установились с диктаторскими режимами в XX в. Таким был режим генерала Хорхе Убико. С ним тесно сотрудничал архиепископ Гватемалы Мариано Россель-и-Арельяно, получивший свой пост благодаря поддержке Убико.

В новой конституции Гватемалы, принятой после свержения Убико в 1945 г., отношения государства с церковью не претерпели особых изменений. Ст. 29 конституции разрешала религиозную практику, но только в помещениях, предназначенных для этого (церквах), всем культам, не отдавая предпочтения какому-либо из них. Верующие получили право проводить «религиозные демонстрации» вне церковных зданий. Вместе с тем религиозным обществам и духовенству запрещалось принимать участие в политической деятельности и рабочем движении, а также создавать конгрегации, монашеские учреждения и ассоциации.

Церковная иерархия во главе с архиепископом Росселем воздержалась от прямых нападок на новую конституцию, но зато она в духе «холодной войны» забила в набат антикоммунизма. Избрание в 1946 г. на президентский пост либерального деятеля

Хуана Аревало духовенство восприняло как «победу коммунизма», хотя в то время в Гватемале даже не существовало компартии.

Еще с большей нетерпимостью относились церковники к правительству президента Хакобо Арбенса, пытавшегося ограничить всесилие «Юнайтед фрут». Деятельность правительства Арбенса вызвала гнев Вашингтона. Американская пропаганда навесила на Арбенса ярлык коммуниста, «агента Москвы» и стала призывать к его свержению. В таком же духе выступал и тогдашний государственный секретарь США Джон Фостер Даллес. Более того, США организовали за пределами Гватемалы банды наемников во главе с агентом ЦРУ полковником Кастильо Армасом, которые под девизом «Бог, родина и свобода» стали готовить вооруженное вторжение в Гватемалу.

Одновременно с этими действиями архиепископ Россель опубликовал пастырское послание с призывом к верующим подняться на борьбу с «антихристианским коммунизмом», якобы грозящим Гватемале. Ссылаясь на папские энциклики, осуждавшие коммунизм, Россель взывал к верующим: «Народ Гватемалы как один человек должен подняться на борьбу с врагами бога и отечества. Наша борьба с коммунизмом должна опираться на националистические и католические основы. Начнем борьбу с коммунизмом во имя бога и с именем бога…»9.

Послание Росселя, изобиловавшее к тому же и клеветническими выпадами против Советского Союза, послужило своего рода сигналом для вторжения в Гватемалу наемников, которым при поддержке правящих кругов США и церковников удалось свергнуть Арбенса. Россель организовал в столице торжественную встречу наемникам.

Вступление Кастильо Армаса и его головорезов в Гватемалу напоминало, пишет X. Карнеро Чека, уже знакомое читателю вступление в столицу Рафаэля Карреры: боевые знамена смешались с религиозными хоругвями, знаменитый Христос Эскипулас-ский, которого особо почитали индейцы, получил титул «генерала армии освобождения» и его изображение несли впереди толпы; Кастильо Армас, весь увешанный оружием американского производства, проехал по улицам города вместе с архиепископом Гватемалы и послом Соединенных Штатов, прицепившим к поясу два автоматических пистолета. Над торжественной процессией ревели бомбардировщики. Теперь порядок, религия и интересы империалистов находились под надежной защитой10.

Наемники установили в стране царство террора. Пытки заключенных, массовые расстрелы демонстрантов стали в Гватемале обычным явлением. Россель, однако, продолжал превозносить «достоинства» Кастильо Армаса и его палачей. Когда же Кастильо Армас был убит одним из его сообщников во время очередного дворцового мятежа, архиепископ сравнил его с Иисусом Христом.

Тогдашний вице-президент США Ричард Никсон высоко оценил деятельность Ро.сселя. Прибыв в 1955 г. в Гватемалу, Никсон выразил архиепископу свое удовлетворение по поводу того, что «католическая церковь является одним из самых мощных препятствий для коммунизма во всех частях света» п.

Но не пройдет и пяти лет, как события опровергнут это утверждение Никсона: в католической стране на Кубе победят идеи коммунизма, в связи с избранием на папский престол Иоанна XXIII и решениями II Ватиканского собора произойдут изменения в традиционной ориентации Ватикана, что отразится и на событиях в Гватемале. Священники нового поколения не проявляют такой готовности служить интересам олигархии и империализма, как это было в прошлые десятилетия. За это многим из них пришлось поплатиться свободой, а некоторым и жизнью. Возникшая в 1955 г. Гватемальская христианско-демократическая партия также отказывается поддерживать реакционные проамериканские режимы, господствующие в этой республике после свержения президента Арбенса.

Гондурас

В начале XIX в. в Гондурасе насчитывалось всего около 130 тыс. жителей, в основном индейцы, метисы, негры и мулаты. Политическая жизнь страны развивалась весьма бурно. Подсчитано, что за 1827—1879 гг. произошло в Гондурасе не менее 173 восстаний, переворотов и вооруженных столкновений, сопровождавшихся человеческими жертвами 12, а из всех президентов страны до 1963 г. только двум удалось удержаться на своем посту в течение срока, предусмотренного конституцией. По словам американского историка А. Б. Томаса, «Гондурас являл собой прискорбное зрелище дворцовых переворотов, которые предпринимали богатейшие семейства с целью посадить своих сыновей в президентское кресло» 13.

Гондурас медленно консолидировался в нацию. Некоторые районы страны на протяжении десятилетий жили обособленно. Таким был департамент Олончо, составлявший треть территории республики, где хозяйничала семья латифундистов Селайа, район Атлантического побережья — гондурасская Москития, находившаяся под контролем англичан в 1819—1861 гг. В 1860 г. Гондурасом пытался завладеть американский авантюрист Уокер. В 1871—1872 гг. Гондурас воевал с Сальвадором и дважды — в 1893—1894, 1906 гг.— с Никарагуа. В XX в. страна становится вотчиной «Юнайтед фрут». С 1903 г. семь раз высаживались в Гондурасе войска США или их наемники. «Здесь, — пишет H. С. Леонов,—родилась „дипломатия канонерок», когда военный корабль, приходивший к берегам центральноамериканской республики, диктовал условия договора, добивался огромных компенсаций за малейший ущерб, нанесенный иностранным гражданам, а иногда и требовал полной капитуляции ее правительства» 14.

В 30-е годы началась массовая эмиграция из Сальвадора в Гондурас. В 60-е годы здесь проживали 300 тыс. сальвадорских рабочих, или 12% всего населения. Правящие круги Гондураса разжигали шовинистические страсти против сальвадорцев, якобы повинных в экономических трудностях, переживаемых страной. Сальвадорские власти в свою очередь обвиняли Гондурас в гонениях на их соотечественников. В 1969 г. между Гондурасом и Сальвадором произошел кровавый вооруженный конфликт, так называемая футбольная война. В действительности же в бедах Гондураса повинны не выходцы из Сальвадора, а американские банановые компании, заполнившие страну. «Гондурас, — как справедливо отмечает H. С. Леонов, — является классическим образцом „банановой республики», своего рода тропической теплицей, продукция которой идет на Атлантическое побережье США. Около 200 тыс. акров плодороднейших земель занимают банановые плантации, которые либо принадлежат непосредственно американской компании «Юнайтед фрут», либо контролируются ею в качестве монопольного покупателя этой продукции в Гондурасе» 15.

Гондурасец Франсиско Морасан дважды избирался президентом этой страны (1827, 1829). Под влиянием Морасана в республике осуществлялось антиклерикальное законодательство. С распадом Центральноамериканской федерации к власти в Гондурасе пришли консерваторы, они правили страной сорок лет (1840—1880). Консерваторы отменили антиклерикальные законы, покровительствовали духовенству, что не исключало конфликтов с церковью. В 1841 г. Ватикан назначил на должность епископа Тегусигальпы, пустовавшую с 1819 г., первого гондурасца Рейеса. Правительству он оказался неугодным, но вместо того, чтобы опротестовать это назначение, власти избрали более «дипломатический» путь: они сообщили Ватикану, что назначенный епископ скончался, хотя в действительности он здравствовал. В Ватикане поняли намек и поспешили назначить на «вакантное» место более приемлемого Гондурасу священника Франсиско де Паула Компой.

В 1861 г. президент Сантос Гуардиола (1856—1864) , доверенный человек Карреры, подписал с Ватиканом конкордат, почти совпадавший с текстом документа, заключенного ранее с Гватемалой. Конкордат, однако, не спас Гуардиолу от церковной анафемы. Произошло это так. Гуардиола предоставил жителям островов в заливе Байя, в основном выходцам из английских колоний, право исповедовать протестантизм, к чему обязывал его подписанный ранее договор с Англией. Это вызвало, резкий протест со стороны викария Гондурасской епархии Мигеля де Сида, который был зол па Гуардиолу, не продвигавшего его на епископскую должность. Когда Гуардиола отказался подчиниться викарию, последний отлучил его от церкви. Президент запретил публикацию решения викария, а его самого выслал из Гондураса. Пий IX поддержал Гуардиолу и приказал отменить отлучение.

Либералы, придя к власти, отменили конкордат (1880 г.) и лишили церковь привилегий и нрав, которыми она пользовалась до этого. Были приняты законы о гражданском браке и разводе, закрыты монастыри, изъята церковная собственность. Государство взяло на себя регистрацию актов гражданского состояния. Новая конституция 1936 г. пошла еще дальше: она отделила церковь от государства, отменила выплату церкви субсидий, запретила деятельность орденов и преподавание религии в школе. Эта конституция была принята в годы правления диктатора Тибур-сио Карриаса Андпно, ставленника «Юнайтед фрут». Карриас Андино пытался антиклерикализмом прикрыть свои преступления против гондурасского народа, что не помешало ему ответить тем, кто упрекал его в стремлении превратиться в пожизненного президента: «Господь бог, глубоко уважаемый нами, также является несменяемым владыкой, а мы созданы по его образу и подобию» 1б.

Конституция 1957 г. сняла некоторые ограничения церковной деятельности: разрешила преподавание религии в школах, восстановила монашеские ордены, государство получило право оказывать финансовую помощь церковным школам. Однако в силе остались отделение церкви от государства и запрет служителям церкви участвовать в политической жизни.

Гондурас — отсталая страна (в ней до последнего времени не было даже железпой дороги) с отсталой церковью. Большинство населения неграмотно. Только треть детей школьного возраста посещает школу. Местное духовенство, по мнению Мечэма, неграмотно, живет бедно17. Многие гондурасцы не имеют возможности оплатить расходы, связанные с браком. Поэтому 65% детей — «незаконнорожденные». И тем не менее даже в Гондурасе среди верующих и священников наблюдаются в последние годы симпатии к «мятежной» церкви, усиливаются антиимпериалистические настроения, растет тяга к единству действий с рабочими и другими прогрессивными организациями, выступающими против засилья олигархии и американских компаний.

Сальвадор

Сальвадор — «край вулканов» — самая маленькая по занимаемой площади (всего 5%!) республика Центральной Америки с наивысшей плотностью населения — 165 человек на 1 кв. км. В 1971 г. в Сальвадоре проживала четверть населения Центральной Америки — около 3500 тыс. человек. Жители страны в основном метисы и индейцы18.

Сальвадор — страна крупного землевладения. Основные сельскохозяйственные культуры — кофе и хлопок. Концентрация земли в Сальвадоре в руках пеболыпой группы людей, пишет американский исследователь Уильям Крэм, началась с 40-х годов

прошлого века, когда кофе стало важным предметом экспорта. Крестьян, отказывавшихся продавать землю, силой забирали на военную службу, а их участки попадали ростовиях пеоны едят дикие травы и жуют цветы, растущие по обочинам дорог, и только таким образом получают большую часть витаминов19. По данным 1961 г.,

30 семьям помещиков принадлежало 8% всей земли. Некоторые помещики владеют латифундиями в 20 тыс. га. Власть, как правило, находится в руках олигархии. Армия — около 6 тыс. человек, вымуштрованная американскими инструкторами, — тесно связана с Пентагоном и действует по его указке. Для истории Сальвадора характерны острые социальные конфликты, крестьянские восстания, захваты власти

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн