Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

Коста-Рике борьба консерваторов и либералов вокруг вопросов секуляризации в XIX в. не принимала столь острого характера, как в других странах континента, здесь тоже не обходилось без высылки епископов, когда они отказались подчиняться законам страны, ущемлявшим, по их мнению, права и привилегии церкви.

Различные конституции Коста-Рики объявляли католическую церковь государственной, разрешая одновременно деятельность и других культов. Этого принципа придерживались не только консерваторы, но и либералы.

В 1852 г. Коста-Рика подписала конкордат с Ватиканом, который в основном повторял те же положения, что и конкордаты, заключенные с другими республиками Центральной Америки. Двумя годами раньше папский престол учредил епископство Сан-Хосе. До этого коста-риканская церковь подчинялась епископу Леона в Никарагуа. Первый епископ страны Ансельмо Льоренте-и-Льоренте за отказ уплатить налог в пользу госпиталей был в 1859 г. выслан из страны.

Новый конфликт с церковью произошел в 1884 г., когда президент Просперо Фернандес выслал епископа Бернарда Аугусто Тиля за то, что он осуждал правительственный декрет, не разрешавший иезуитам въезд в Коста-Рику. Кроме того, Фернандес запретил деятельность иезуитского ордена и отменил действие конкордата. Отношения с Ватиканом были прерваны. Правительство секуляризировало кладбища и приняло ряд других мер, которые привели к существенному ограничению прав церкви. В республике существует весьма прогрессивный закон о разводе. Вместе с тем церковное свидетельство о рождении и браке признается властями. Государство содержит духовенство, предназначая на эти цели ежегодно 1% своих доходов.

Судя по всему, церковь не возражала против таких порядков, воздерживаясь от активного участия в политической жизни страны. Однако ее позиция изменилась в 40-х годах XX в., когда Кальдерон Гуардия и Теодоро Пикадо приняли прогрессивное социальное законодательство. Тогдашний архиепископ Коста-Рики Виктор-Мапуэлъ Санабрияни-Мартинес поддержал это законодательство и даже появился на праздновании 1 Мая в одной машипо с президентом республики Пикадо и Геперальпым секретарем компартии Мануэлем Мора Вальверде. В результате обмена писем с Морой Вальверде архиепископ Сапабрия разрешил католикам вступать в партию «Народный авангард». После свержения президента Пикадо в 1948 г. весьма активно стал проявлять себя профсоюзный центр «Рерум новарум» (назван по одноименной социальной энциклике Льва XIII) во главе со священником Нуньесом, примыкавшим к партии «Национальное освобождение». Лидер этой партии Хосе Фигерес, придерживался тогда проамериканской ориентации. Под воздействием правых сил Коста-Рика возобновила дипломатические отношения с Ватиканом (формально существовавшие с 1908 г.)’, причем послом Коста

Рики при папском престоле был назначен Джулио Пачелли, известный римский делец, племянник Пия XII.

В 1949 г. новая конституция вновь провозгласила католическую церковь государственной, хотя запретила политическую пропаганду, основанную на религиозных воззрениях или религиозных верованиях.

В Коста-Рике преподавание религии в школах разрешено законом. Церковными делами в правительстве занимается министерство иностранных дел и культов.

В 1960 г. церковная иерархия Коста-Рики состояла из 1 архиепископа и 2 епископов, 94,3% населения (1099 962) — католики; духовенство насчитывало 246 священников. Протестантов разных деноминаций было около 50 тыс., их обслуживали 267 пасторов.

Католическая иерархия резко возражала против деятельности протестантских миссионеров. Архиепископ Санабрия назвал ее «инструментом угнетения и империализма». В одном из своих выступлений он заявил: «Если североамериканский политический протекторат оскорбителен для нашей испанской и латинской политической традиции, то религиозный протекторат вдвойне вреден» 26.

Панама

Панама возникла как самостоятельное государство только в 1903 г. До этого ее территория входила в состав Колумбии и отношения с церковью регулировались законами этой республики. История Панамы тесно переплетается с судьбой Панамского канала, рассекающего страну на две части. Стремясь завладеть стратегически важным Панамским перешейком, американцы навязали в 1903 г. Панаме неравноправный договор, по которому часть ее территории, предназначенной для прорытия межокеанского канала, переходила в «вечное пользование» Соединенных Штатов, получивших к тому же право на вооруженное вмешательство во внутренние дела республики. Впоследствии США превратили зону канала в американский колониальный анклав на панамской территории. Здесь на площади 1432 кв. км размещены военно-морские и военно-воздушные базы США, многочисленные форты, аэродромы, гарнизоны, военно-учебные заведения для переподготовки «лояльных» Пентагону офицеров из латиноамериканских стран с реакционными режимами.

Вся последующая история Панамы — это борьба ее народа за освобождение захваченной американцами зоны и за ее включение в территорию республики. В 1968 г. в Панаме к власти пришло правительство генерала Торрихоса, осуществившее ряд прогрессивных преобразований и добившееся от США заключения нового соглашения, согласно которому с 1 октября 1979 г. зона канала перешла под юрисдикцию Панамы, а полный панамский суверенитет над каналом будет восстановлен к 31 декабря 1999 г.

В 1960 г. в Панаме проживало около 900 тыс. человек. Население состояло в основном из креолов испанского происхождения, но имеются также индейцы (около 8% населения), негры и мулаты, небольшие группы китайцев и индийцев. Уровень жизни трудового населения — один из самых низких в Латинской Америке. Число незарегистрированных браков (30%) уступает только Гватемале (41%) и Гаити (39%)21 •

В стране церковь фактически отделена от государства. Правительство оказывает только финансовую помощь миссионерам, «опекающим» индейцев. Церковь вправе владеть недвижимой собственностью, и назначения на церковные должности производятся Ватиканом без консультации с местными властями. Дипломатические отношения с папским престолом существуют с 1929 г.

Панамское епископство — одно из первых в Америке. Оно было учреждено в 1514 г. и зависело от архиепископства Боготы, а с начала XX в.— от Картахены (Колумбия). Ватикан возвел Панаму в архиепископство только в 1925 г. Теперь в Панаме 1 архиепископ и 2 епископа28. Значительную часть священников (всего их 171) составляют иностранцы, главным образом выходцы из Северной Америки.

Ввиду частых переворотов в Панаме неоднократно менялись конституции, но на отношениях государства с церковью эти перемены не сказывались. Весьма типичной была конституция 1946 г. Она устанавливала принцип свободы культов, разрешала преподавание религии в школах в качестве необязательного предмета, запрещала служителям культа занимать государственные и военные должности, не связанные с благотворительностью и воспитанием. Ст. 14 конституции гласит: «Граждане, не имеющие религиозных верований, могут не упоминать бога при принесении присяги».

В Панаме действует закон о разводе, регистрация актов гражданского состояния носит светский характер. С 1910 г. кладбища находятся под контролем муниципальных властей.

В прошлом панамская иерархия неоднократно выступала с осуждением материализма и коммунизма, пытаясь через «Католическое действие» и другие клерикальные организации мобилизовать верующих на борьбу с прогрессивными силами страны. После II Ватиканского собора и событий 1968 г. церковные иерархи стали высказываться в поддержку требований народа установить суверенитет Панамы над зоной канала.

Гаити и Доминиканская Республика

Эти два соседствующие на одном острове государства в этническом и историческом планах развивались различно. Вместе с тем у них немало общего.

Гаити еще в колониальные времена стала французской колонией, испытала на себе влияние французской революции 1789 г., ее население, состоящее в основном из негров и мулатов, говорит по-французски. Доминиканская Республика, населенная главным образом креолами, — бывшая испанская колония. Обе республики неоднократно становились жертвами военных вторжений и оккупации со стороны США. Для политической истории обеих стран характерны частые военные перевороты, диктаторские режимы, отражающие интересы местных латифундистов и компрадоров, ориентирующихся на США. Жизненный уровень большинства населения в той и другой республике — один из самых низких в мире.

Гаити (западная часть одноименного острова) с момента открытия в конце XV в. в течение двух веков принадлежало Испании, а с 1697 по 1803 г. им владели французы. Они называли свою колонию Сан-Доминго. Здесь в 1798 г. проживали 40 тыс. белых, 28 тыс. свободных цветных и 452 тыс. негров рабов29, трудившихся на сахарных и кофейных плантациях. В 1795 г. французы завладели и испанской (восточной) частью острова, которая до 1844 г. оставалась под контролем Гаити.

В 1808 г. Жан Жак Дессалин, правитель независимого Гаити, провозгласил отделение церкви от государства, ввел гражданский брак, а впоследствии развод. Ватикан долго не мог простить Гаити этих мероприятий, вдвойне обидных для него: их осуществляли бывшие рабы-негры.

В колониальный период, хотя все население Гаити считалось католическим, немногие священники, находившиеся на острове, обслуживали главным образом белое население: рабовладельцев, колониальных чиновников. Негры сохраняли свои африканские верования.

С завоеванием независимости правители Гаити выдавали себя за вольтерьянцев, считали церковь полезным для народа институтом, приучающим людей к повиновению властям. Однако ввиду враждебного отношения Ватикана к Гаити было трудно найти в Европе церковников, желавших служить в этой стране. Среди тех, кто приезжал тогда в Гаити, преобладали попы-расстриги, многие с уголовным прошлым.

В 1826 г. гаитянские власти национализировали церковную собственность, что вызвало резкое недовольство духовенства. В 1830 г. за сопротивление властям архиепископ Санто-Доминго и епископ Порт-о-Пренса были высланы из страны.

Отношения с Ватиканом были установлены только в 1860 г., когда был подписан конкордат, действующий и поныне. Согласно этому документу, правительство назначает церковную иерархию, а Ватикан подтверждает это назначение, священники назначаются епископами с согласия правительства, которое платит им жалованье. Кроме того, они имеют право получать вознаграждение за церковные требы. Все служители церкви при вступлении в должность приносят присягу на верность властям.

В 1861 г. Ватикан учредил в Гаити архиепископство и четыре епархии. Церковная иерархия, как и другие служители культа, рекрутируются с того времени главным образом из рядов французского духовенства. В 1930 г. в стране из 205 священников было, всего 8 гаитянцев, из 105 монахов и 366 монахинь почти все иностранцы.

Во время оккупации Гаити войсками США (с 1915 по 1935 г.) различные американские протестантские организации энергично вербовали себе сторонников в этой стране. С тех пор правительство Гаити финансирует деятельность протестантских культов. На эти цели идет 10% бюджетных средств, предназначенных на расходы, связанные с содержанием духовенства.

Сложившаяся ситуация была отражена в конституции 1957 г. (ст. 20) следующим образом: «Все религии и секты, признанные в Гаити, являются свободными. Каждый имеет право на исповедание своей религии и отправление религиозных обрядов, если он не нарушает общественного порядка. Католическая религия, исповедуемая большинством гаитян, пользуется особым статусом согласно конкордату»30. Гаити поддерживает дипломатические отношения с Ватиканом, причем папская нунциатура в Порто-Пренсе содержится за счет гаитянского правительства. Церковными делами в правительстве ведает министерство иностранных дел и культа.

Католическая церковь в Гаити фактически управляет школьной системой. В 1960 г. в стране насчитывалось 513 католических школ, все священники-преподаватели являлись иностранцами.

Несмотря на официальную поддержку, влияние католической церкви на население невелико. Специалисты считают, что 90% гаитян хотя и числятся католиками, но исповедуют воду — разновидность синкретического афро-христианского культа дагомей-ского происхождения. Воду вобрало элементы как африканских верований, так и христианской (католической) религии. В результате скрещивания этих и порожденных местной действительностью разнородных элементов возник новый, типично гаитянский культ, имеющий многочисленных приверженцев в стране.

Водуистом* считался и диктатор Гаити Франсуа Дювалье. Он испытывал недоверие к католическому, преимущественно французскому, духовенству, обвинял его в осуществлении политики «духовной колонизации». В 1960 г. Дювалье выслал из страны

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн