Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

лишался права занимать пост архиепископа и подлежал немедленной высылке за границу. Мендес отказался подчиниться. 30 ноября 1836 г. он был снова выслан из Венесуэлы на Кюрасао. Там он оставался три года, а затем перебрался в Новую Гранаду, где и умер в 1839 г.

Поражение Мендеса — идейного наследника испанских церковников — решило конфликт с церковью в пользу государства, тем более что Мендес не нашел сторонников не только в правящих кругах, но и среди верующей массы.

В 1837 г. конгресс закрыл все мужские монастыри в стране, национализировал их собственность, передав ее в распоряжение министерства просвещения. В 1841 г. конгресс предписал священникам не подчиняться инструкциям Ватикана, если они противоречат законам страны; обязал архиепископа и епископов при вступлении в должность приносить присягу на верность и послушание «конституции, законам и правительству республики», причем, как отмечалось в тексте закона, подчинение папскому престолу ни в коей мере не освобождало служителей церкви от этой присяги 12.

Плохо оплачиваемая церковная карьера перестала привлекать венесуэльцев. В 1843 г. в стране насчитывалось всего 329 священников и 84 монаха. Так как почти половина приходов не имела священников, правительство разрешило въезд в страну испанским церковникам. Но это вызвало резкие протесты со стороны либералов, опасавшихся, что испанские клирики превратятся в опору местной реакции.

Антиклерикализм консерваторов по мере того, как контроль правительства над церковью усиливался, шел на убыль. Теперь с антиклерикальными лозунгами выступала главным образом оппозиционная либеральная партия, ее руководители надеялись благодаря этому получить поддержку широких кругов населения.

В 1841 г. под предлогом того, что в провинциальных средних школах ощущался недостаток учителей, церковникам вновь разрешили заниматься в них преподавательской деятельностью. В том же году конгресс уполномочил президента привлечь католических миссионеров, правда под весьма строгим контролем гражданских властей, для работы среди нпдейского населения в штатах Гвиана и Маракайбо. Однако большинство прибывших с этой целью церковников осело в городских приходах. И в наше время иностранные миссионеры продолжают «цивилизовывать» венесуэльских аборигенов.

В 1847 г. на смену консерваторам пришли либералы, также связанные с олигархией, хотя и с более умеренными ее кругами. Либералы в лице их лидера, тогдашнего министра внутренних дел Антонио Леокадио Гусмана, еще более усилили контроль над деятельностью духовенства.

В 1848 г. правительство отказалось от услуг миссионеров, запретило деятельность иезуитского ордена и выслало из страны всех священников н монахов-иностранцев. Тогда же в связи со смертью архиепископа Фернандеса Пеньи конгресс утвердил на этот пост кандидатуру священника Переса, известного своими либеральными взглядами. Но папа- Пий IX отказался его утвердить. На рекламации венесуэльского правительства Ватикан ответил, что не признавал и не признает за Венесуэлой права на патронат. Безрезультатные переговоры с Ватиканом по этому вопросу продолжались до 1852 г., когда Перес умер и папа римский утвердил архиепископом правительственного кандидата Ге-вару-и-Лиру, родственника тогдашнего президента Венесуэлы Хосе Грегорио Монагаса.

В 1849 г. власти запретили священникам покидать свои приходы, устраивать религиозные процессии и другие публичные церковные демонстрации без особого па то разрешения. В том же году был запрещен въезд в страну церковников-пностранцев.

В 1862 г. Паэс вновь захватил власть. На этот раз он пытался опереться на церковников и их сторонников. С этой целью Паэс направил архиепископа Гевару в Рим, поручив ему заключить конкордат с Ватиканом. Гевара выполнил поручение, но привезенный им из Рима конкордат вызвал возмущение в стране, ибо фактически восстанавливал прежние привилегии церкви, ставил под ее контроль просвещение, вводил церковную цензуру на книги и т. д. Содержание конкордата показало, что Ватикан продолжал оставаться на прежних позициях и желал подчинить государство церкви.

И все же Паэс, подорвавший к тому времени свой авторитет, подписал конкордат, юридической фе силы этот документ не обрел. Вскоре Паэс был свергнут, а конгресс отказался ратифицировать конкордат. Новое правительство предложило Ватикану внести поправки в конкордат, по Пий IX настаивал на прежнем тексте и переговоры были прерваны.

Отношения государства с церковью осложнились в годы правления либерального каудильо Антонио Гусмана Бланко (1870— 1888), отец которого 13 в 40-х годах в бытность министром внутренних дел проводил антиклерикальную политику. Гусман Бланко пришел к власти, сместив консервативного президента Рупер-то Монагаса, пользовавшегося поддержкой церковников. Это навлекло на них репрессии со стороны Гусмана Блапко, считавшего участие церковников в политике противозаконным. В 1876 г. он писал: «Я желаю мира с церковью, но если духовенство будет столь неблагоразумно провоцировать столкновения с правительством, то я ликвидирую его. Поступить иначе означало бы невыполнение нашего долга по отношению к революциим, либеральному духу и республике. Мы никогда не должны допускать, чтобы слова, произносимые духовенством в печати или с трибуны, отражали голос реакции. Мы не только заставим замолчать всех тех, кто подвергает сомнению законность правительства, но и потребуем от архиепископа уволить всех приходских священников, известных своими контрреволюционными взглядами» 15.

Духовенство, несмотря на предостережение Гусмана Бланко, продолжало подстрекать верующих к борьбе с правительством. Архиепископ Гевара отказался отслужить благодарственный молебен в честь победы Гусмана Бланко над его консервативным противником мятежным генералом Саласаром, среди последователей которого насчитывалось немало служителей церкви. В ответ правительство приказало Геваре немедленно покинуть Венесуэлу. Архиепископ выехал на остров Тринидад.

В Венесуэле не утихала гражданская война. Церковники поддерживали противников Гусмана Бланко. Президент предложил Геваре вернуться в Венесуэлу, если он заявит о своей поддержке правительства. Но Гевара отказался — он рассчитывал на скорое свержение Гусмана Бланко.

Пытаясь обуздать мятежных церковников, президент закрыл монастыри, а также духовные семинарии, передав их функции университетским кафедрам богословия, запретил духовенству совершать браки, крестины и похоронные обряды до их регистрации светскими учреждениями, секуляризировал кладбища, отменил церковный налог на первые плоды урожая, разрешил монахам вступать в брак, подчинил церковников юрисдикции гражданских судов и т. д. Конституция 1874 г. закрепила за государством право на патронат и провозгласила принцип религиозной свободы, но только католической церкви разрешались религиозные акты за пределами молитвенных помещений. Собственность монастырей была национализирована, а правительственные расходы на церковь, в том числе жалованье духовенству, сведены до минимума.

Эти меры вызвали ожесточенную кампанию против правительства со стороны архиепископа Гевары, пребывавшего на Тринидаде, и его сторонников внутри страны, что создало хаос в церковной организации Венесуэлы. С одной стороны, Гевара отлучал церковников, сотрудничавших с правительством, с другой стороны, правительство отстраняло от церковных должностей неугодных ему священников. Одновременно Гусман Бланко добивался от папского престола отстранения Гевары от поста архиепископа и назначения на его место другого прелата.

ТТий IX отказался удовлетворить это требование. Ватикан назначил апостолическим викарием в Каракас венесуэльского священника Мигеля Лнтонио Баральта, который но существу выполнял функции архиепископа. Тогда по предложению Гусмана Бланко конгресс объявил место архиепископа вакантным и избрал на эту должность того же Баральта. Последний отказался принять сан от правительства без согласия Ватикана, за что был немедленно выдворен за пределы Венесуэлы. Конгресс избрал архиепископом Арройо, бывшего до этого епископом Гвианы. Арройо принял назначение и принес соответствующую присягу, однако воздержался от выполнения функций до утверждения своего назначения папой римским. Разумеется, Пий IX не только не утвердил Арройо, но еще наказал его за проявление «слабости духа». Таким образом, Гевара продолжал формально оставаться главой церковной иерархии в Венесуэле и управлять ею с Тринидада при помощи секретных инструкций.

Чтобы избавиться от назойливого противника, Гусман Бланко решил прибегнуть к крайнему средству: в 1875 г. он заявил, что если папа римский будет и впредь оказывать поддержку Геваре, то Венесуэла пойдет на окончательный разрыв с Ватиканом и создаст независимую от него национальную церковь, «руководимую принципами и практикой первобытной религии Иисуса» 16.

По указанию президента послушные ему члены конгресса приняли следующую декларацию: «Верные своему долгу, своим убеждениям и святой религии Иисуса Христа, этого великого существа, который, пролив свою кровь, сохранил свободу мира, мы не колеблемся освободйть венесуэльскую церковь от епископской власти, претендующей, считая себя пепогрешимой и всемогущей, подчинить себе из Рима энергию свободного народа, убеждения нашей совести и благородные помыслы и судьбы, принадлежащие нам как составной части великой человеческой семьи»17.

Декларация отрезвила Ватикан, который не без труда убедил Гевару «добровольно» отказаться от поста архиепископа Каракаса. Об этом лично сообщил Гусману Бланко прибывший впервые в Венесуэлу в 1876 г. апостолический делегат в Санто-Доминго Каччия. Гусман Бланко потребовал немедленно объявить должность архиепископа Каракаса вакантной. Каччия снесся телеграфно с Ватиканом и добился соответствующего согласия Пия IX. Конгресс поспешил избрать на этот пост Баральта, но когда тот начал упираться, отменил свое решение и сделал архиепископом более податливого священника — Хосе Антонио Леона. Последний, не дожидаясь папского подтверждения, впрочем вскоре пришедшего, немедленно приступил к исполнению своих обязанностей и к безудержному восхвалению диктатора, которого он сравнивал с Моисеем и Карлом Великим.

Таким образом Гусман Бланко одержал решительную победу над Ватиканом и своим противником Геварой. Церковная иерархия после этого конфликта, продолжавшегося шесть лет и подорвавшего ее силы и влияние (в 1881 г. в стране на 609 приходов оставался всего лишь 241 священник), смирилась с ролью покорной прислужницы правящих кругов Венесуэлы, которые в свою очередь вовсе не желали уничтожить религию. Этим обстоятельством не преминула воспользоваться церковь. Используя противоречия между враждующими политическими группировками, она со временем отвоевала многие утерянные при Гусмане Бланко позиции. Ряд уступок церковники добились от президента Рохаса Пауля (1888—1890), бывшего министром внутренних дел при Гусмане Бланко и в прошлом ярого антиклерикала, но в период своего президентства порвавшего <ю своим покровителем и в пику ему сблизившегося с церковью. Рохас Пауль разрешил въезд в страну монахинь, миссионеров, устроил за счет государства перенос останков Гевары в столицу и их торжественное захоронение в кафедральном соборе и т. д. При этом же президенте в 1890 г. стала выходить газета «Ла Релихион» — орган венесуэльского епископата, издававшаяся вплоть до нашего времени.

В последующие годы был разрешен въезд в страну салезиан-цев, августинцев и доминиканцев, а в 1900 г. вновь открылись духовные семинарии.

Вместе с тем в начале XX столетия был принят закон о разводе, а конституция 1904 г. вновь подтвердила, что право патроната принадлежит нации, которая будет им пользоваться согласно закону от 28 июля 1824 г.

Новые уступки церковникам удалось получить от полуграмотного, но хитрого тирана Хуана Висенте Гомеса (1909—1935). Сам Гомес безразлично относился к религии, но высоко ценил дифирамбы в его адрес со стороны церкви, которая не скупилась на самую беспардонную лесть (например, она сравнивала его с Иисусом Христом). Гомес считал церковь весьма полезной в деле одурмаппвания масс. Он говорил, что «попики (curitas) служат для того, чтобы отвлечь людей от опасных идей» 18. Ватикан высоко оценил услуги Гомеса, наградив его Большим крестом ордена св. Пия. Это вызвало

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн