Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

иностранцев. Духовенство обязывалось заканчивать богослужения фразами: «Боже, спаси Республику!» и «Боже, спаси правящего президента». Все противоречащие конкордату эквадорские законы отменялись.

В 1861 г. в счет десятины в казну поступило 288 044 песо, что составляло свыше четверти всех доходов государства4. 10% десятины направлялось в Ватикан в качестве добровольного дара папе римскому5.

Гарсия Морено потребовал от папы, чтобы одновременно с подписанием конкордата в Эквадор была направлена полномочная миссия для реформы (оздоровления) монашеских орденов. Пий IX согласился, но никакой реформы не было осуществлено.

В результате конкордата эквадорская церковь, по словам американского историка Томаса, «фактически стала самой могущественной силой в стране, сам же Гарсия Морено выступал в роли исполнителя ее воли… Вся система просвещения целиком перешла в руки монашеских орденов. Для подавлепия оппозиции были введены в действие суровые законы. Неверующих выдворяли из страны; масонские ложи были закрыты, либеральные мыслители изгнаны. Все книги, журналы и газеты подвергались церковной цензуре» 6.

При Гарсии Морено без согласия духовных властей нельзя было ни поступить на государственную службу, ни печататься, ни выезжать из страны, ни поступить в учебное заведение.

Огромную власть получили иезуиты, которые вновь вернулись в Эквадор в результате специального соглашения, подписанного с Гарсией Морено. Иезуиты до этого неоднократно изгонялйсьиз страны. Умудренные горьким опытом, они включили в соглашение пункт, который предусматривал: «… в случае, впрочем крайне неправдоподобном, запрещения правительством Общества Иисуса его члены могут быть высланы из Эквадора или их деятельность прекращена только восемь месяцев спустя после запрещения ордена. В течение этого периода онп будут пользоваться конституционными и правовыми гарантиями для того, чтобы подготовить свой отъезд из страны и ликвидировать свою собственность» 7.

Последующие события показали, что «случай», которого опасались иезуиты, произошел значительно быстрее, чем они могли предположить.

Заключение конкордата и возвращение иезуитов вызвали возмущение как в Эквадоре, так п в других странах Латинской Америки, где прогрессивное общественное мнение считало деятельность Гарсии Морепо предательством не только национальных, но и общелатиноамерпканских интересов. Особепно остро реагировала на действия Гарсии Мор«братьев-демократов» этой страны от «теократической тирании». Эквадор при Гарсии Морено также воевал с Перу. В 1864 г. диктатор закончил срок своих полномочий и, оставив на своем месте преданную ему марионетку, уехал в Европу. Во время его отсутствия в стране вспыхнуло восстание. Преемник Гарсии Морено поспешил отменить конкордат и запретил иезуитский орден. Но с возвращением в Эквадор диктатора в 1869 г. прежние порядки были восстановлены: вновь возобновлен конкордат и разрешена деятельность Общества Иисуса.

В 1869 г. созванное Гарсией Морено учредительное собрание приняло новую конституцию в духе пресловутого «Силлабуса» папы Пия IX. Ее назвали «черной хартией». Конституция провозглашалась от «имени единого и триединого бога, создателя, законодателя и стража вселенной». 9-я ст. была сформулирована следующим образом: «Римско-католическая религия провозглашается государственной религией, все другие религии запрещаются. Римско-католическая религия продолжает пользоваться извечными правами п прерогативами, присущими ей согласно божественным законам и каноническим постановлениям. Гражданские власти обязаны оказывать ей помощь и обеспечить ей уважение сограждан» 8.

Конституция провозглашала, что эта статья не могла быть подвергнута отмене или изменению. Гражданскими правами наделялись только католики. Осповные положения конкордата включались в конституцию.

Религиозный фанатизм Гарсии Морено, казалось, не знал пределов. Его выступления походили на церковные проповеди. Он порвал отношения с Италией в 1870 г., когда Рим был объявлен столицей итальянского государства. Гарсия Морено заставил послушный ему конгресс преподнести Пию IX 52 тыс. золотых франков в качестве частичного возмещения понесенных им убытков в связи с потерей светской власти.

В 1871 г. Гарсия Морено издал новый Уголовный кодекс, накладывавший суровые кары на тех, кто угрожал интересам церкви. Так, за попытку отменить или изменить в Эквадоре католическую религию полагалась смертная казнь (ст. 161 кодекса), за совершение некатолического богослужения — от 1 до 3 лет тюрьмы и высылка из страны (ст. 162), за несоблюдение католических обрядов, насмешки над ними, за пропа^нду учений, противоречащих католическим догмам, — от 3 до 6 лет тюрьмы (ст. 163), за профанацию евхаристии — 16 лет тюрьмы (ст. 164), за участие в руководстве обществ, запрещенных церковью, от 2 до 3 лет тюрьмы и от 4 до 6 лет ссылки, рядовые члены таких обществ приговаривались к шестимесячному тюремному заключению (ст. 170 и т. д.) 9.

В 1873 г. послушпый конгресс по приказу Гарсии Морено посвятил Эквадор «святому сердцу Иисуса».

Жестокий и фанатичный диктатор, которого церковники ПО сей день превозносят как великого патриота, умолял Наполеона III в благодарность за его покровительство, оказываемое папскому престолу, присоединить к своей империи Эквадор. Наполеон III, нацелившийся на завоевание Мексики, отказался от столь щедрого дара. Гарсия Морено, узнав об этом, с сожалением воскликнул: «Моя самая заветная мечта не осуществилась!». Когда же Наполеон III предпринял интервенцию против Мексики, его эквадорский почитатель встретил это событие с восторгом. 22 июля 1863 г. он писал: «Судьба Мексики открывает новую эру этим несчастным странам. Демагогии нанесен смертельный удар, и Америка теперь начнет дышать» 10.

Непримиримым врагом диктатора был страстный патриот публицист Хуан Монтальво: «Гарсия Морено разделил Эквадор на три равные части: одну часть он осудил на смерть, другую — на рабство, третью — на ссылку… Говорят, что Эквадор под господством Гарсии Морено достиг больших высот морального прогресса. Но без книг, без чтения, кому доступны образование, цивилизация? Солдат командует гражданином, монах — солдатом, палач — монахом, тиран — палачом, а дьявол — тираном, и все это происходит в атмосфере всеобщего разложения» п.

Гарсия Морено расстреливал своих врагов, подвергал порке, избивал палками, пытал, заточал в тюрьмы, ссылал. Даже его почитатель, аргентинский писатель Мануэль Гальвес, называет Гарсию Морено «божьим террористом» 12.

В 1875 г. группа молодых патриотов убила тирана на одной из площадей Кито. «Если бы Гарсия Морено умер в кровати, — писал по этому поводу Монтальво, — то Эквадор навсегда был бы заклеймен печатью рабства. Тиран пал под ударами кинжалов, и его жертвы получили тем самым право па уважение свободных народов» 13.

Образ Гарсии Морено ярко п точно обрисовал Пабло Неруда в одноименном стихотворении:

Оттуда явился тиран Гарсия Морено по имени.

В перчатках шакал, терпеливая летучая мышь алтаря; он пепел и муки в цилиндр собирает и когти купает в крови.

Изящные ножки в туфлях лакированных.

Крестясь беспрерывно и капая воском на мягкий ковер алтаря,— а фалды дрожат над водой освященной, — подплясывает он,

, бросаясь на трупы расстреляпньтх,

В грудь мертвых вгрызается, по кладбищам носится и топчет гробы, напялив наряд кудесника и ясновидца…

И вышел Гарсия Морено еще раз из залы дворцовой, помчался гробы инспектировать.

Но вот наконец докатился до самого дна преступлений: убийцу навек задержали его безымянные жертвы на свалке гнилой м.

И все же надежды передовых людей на то, что со смертью тирана положение в стране изменится, не оправдались. Власть перешла в руки реакционных генералов, за спиной которых стояли все те же церковники и помещики. Послушный им конгресс провозгласил Гарсию Морено «воскресителем родины и мучеником за католическую цивилизацию» и постановил воздвигнуть в его честь статую со следующей надписью: «Его превосходительству Гарсии Морено, самому великому сыну Эквадора, отдавшему свою жизнь за веру и родину». Статуя была воздвигнута также в Ватикане, в колледже «Пио Латиноамерикано», а его портрет красовался в кабинете ватиканского статс-секретаря до последнего времени. В католической литературе неоднократно поднимался вопрос о провозглашении этого кровожадного фанатика святым. В 1952 г. иезуит Северо Гомесхурадо утверждал, что Гарсия Морено стал жертвой международного заговора либералов во главе… с канцлером Бисмарком 15.

В 1876 г. власть захватил генерал Игнасио Вентимилья (свергнут в 1883 г.), провозгласивший себя верховным правителем и президентом Эквадора. Он отменил конкордат. В ответ церковники организовали беспорядки и мятежи. В следующем году в Кито во* время богослужения в соборе скончался архиепископ Чека. Хотя выяснилось, что его отравил священник Андраде, действовавший из чувства личной мести (архиепископ понизил его в должности), клерикалы обвинили в смерти Чеки генерала Вентимилью. Опасаясь свержения, Вентимилья в 1881 г. возобновил конкордат с Ватиканом. Хотя новый конкордат несколько ограничивал церковные «фуэрос», это не помешало духовенству вновь прибрать к рукам ключевые позиции в республике, которая во второй раз была посвящена «святому сердцу Иисуса». Конгресс выделил крупную сумму на строительство монументального храма в честь «святого сердца».

В 1890 г. был подписан еще один конкордат с Ватиканом, освобождавший церковную собственность от налогов. Церкви вместо 2/3 десятины выделялись 30 центов из каждых 100 сукре налогов, полученных государством в сельских районах.

В эти годы церковники продолжали выступать с погромными проповедями против либералов. В особенности старались иезуиты. Они доказывали, что утверждения либералов о народе как источнике верховной власти противоречат учению церкви, согласно которому верховным властелином всего сущего и живущего является бог. Орган клерикалов «Ла Сивилисасьон католика» в 1875 г. обличал либерализм, называя его «смертоносным оружием», «убийственным ядом», «зловредной заразой» 16.

В 1876 г. в Гуаякиле стала выходить газета левых либералов ««Эль Популяр». В ней была опубликована весьма благожелательная статья о I Интернационале. «Ла Сивилисасьон католика» немедленно отреагировала на нее, назвав Интернационал «чистейшим продуктом либерализма», «смертельным врагом религии», «сектой, стремящейся к вселенскому беспорядку», и тому подобными клеветническими эпитетами: «Только полное невежество относительно характера, происхождения, целей Интернационала и условий нашей страны и преступное коварство, использующее этот инструмент для удовлетворения кровожадных инстинктов, могут претендовать на внедрение у нас Интернационала. Это экзотическое растение на нашей земле не сможет прижиться и развиваться в чистой католической атмосфере» 17. В таком же духе выступили и многие эквадорские епископы.

Для борьбы с Интернационалом церковники предложили по европейскому образцу организовывать «католические рабочие кружки», участники которых сотрудничали бы с предпринимателями в духе примирения и христианской любви.

Когда в 1876 г. президент Борреро начал гонения на либералов, церковники приветствовали его действия, ибо они «отвечают самым настоятельным нуждам общества: уважать самим и заставлять уважать других религиозные принципы — крепкий фундамент социального порядка» 18.

Борьбу против правившей в Эквадоре военно-церковной клики возглавил Элой Альфаро, патриот, один из участников движения против диктатора Габриэля Гарсии Морено. Церковники призвали своих сторонников силой подавить движение Альфаро. Архиепископ Кито Педро Рафаэль Гонсалес Суарес опубликовал 15 июня 1895 г. обращение к верующим, в котором утверждал, что Альфаро представляет «либерализм и радикализм в своем самом отвратительном и извращенном виде». Глава эквадорской церкви призывал верующих взяться за оружие и изничтожить, истребить супостата Альфаро, ибо «лучше умереть, сражаясь, чем присутствовать при уничтожении нации и священной церкви» 19.

В развязанной церковниками и консерваторами гражданской войне победил Альфаро (1897), сплотив вокруг себя широкие народные массы. Особенно неистовствовал епископ Гуаякиля немец Шумахер. Организованные им банды фанатиков продолжали сражаться

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн