результатом «жертв и страданий богачей», пользующихся «продуктом своих тяжких трудов и трудов своих предков» 27.
Такое отношение к рабочему движению и социализму помогло церкви обрести доверие эквадорской буржуазии и вновь укрепить свои позиции в период между двумя мировыми войнами.
В 1937 г. президент Эквадора Федерико Паэс подписал с Ватиканом соглашение («модус вивенди») и Добавочную конвенцию, согласно которым между ними устанавливались дипломатические отношения, прерванные в начале XX в., и принципы содружества церкви и государства. Церковь получала полную свободу для своей деятельности, включая область образования, государство же обязывалось оказывать помощь миссионерам в восточных районах страны. Церковь получила право юридического лица и таким образом вновь могла приобретать недвижимую собственность. Папский нунций становится дуайеном дипломатического корпуса. Ватикан же обязывался запретить духовенству участвовать в политике и при назначении на церковные должности консультироваться по поводу возможных кандидатур с правительством.
Добавочная конвенция уточняла, что запрет заниматься политикой не относится к праву церковников «проповедовать, учить и защищать догматические и моральные католические доктрины; им разрешалась бесцензурная публикация и распрострапение папских документов, не включающих политических вопросов». Пенсии священникам, выплачиваемые с 1908 г. в счет компенсации за конфискованную церковную собственность, заменялись единой выплатой церкви в размере 1500 тыс. сукре. Взамен церковь и Ватикан отказывались от каких-либо финансовых претензий к государству 28.
В годы гражданской -войны в Испании и после второй мировой войпы церковная иерархия Эквадора неоднократно выступала с клеветническими посланиями против коммунистов и Советского Союза. В особенности такие выступления усиливались в период «холодной войны».
В эти годы увеличивалось влияние церкви на школьную систему (табл. 1).
Таблица 1 *
ГодОбщее число школИз них
правительственные%-частные (католические)%
193931082868922407,7
19513419304689,137310,9
1958466140108665114
19685620480185,481914,5
* Albornoz О• Historia … , р. 266—267.
Еще большее влияние оказывала церковь на школы высшего звена (колледжи) (табл. 2).
Таблица 2 *
ГодОбщее число колледжейИ8 НИХ
правительственные%частные (католические)%
1939473268,11531,9
195124514559,210040,8
195824911445,813554,2
196232613240,519459,5
* Albornoz О. Historia …» р. 267—268.
Таким образом, при поддержке, олигархических кругов, находившихся у власти, церковь сумела восстановить свои позиции, подорванные некогда реформами Элоя Альфаро и его сторонников.
Особенно большое влияние оказывала церковь на индейские массы, которые она подвергала упорной идейной обработке начиная с XVI в.
Современные индейцы, как и их предки, относятся к духовенству и церковной службе с суеверным страхом, ибо многовековой опыт научил их, что неповиновение священнику, на стороне которого сила и власть, приносит пм только горести и страдания в земной жизни. Следовательно, в загробном мире их ожидают не менее ужасные муки.
«Страх, — пишет американский исследователь Рикфорт, — одпп из наиболее действенных инструментов церкви, с помощью которого она влияет на индейцев. За каждое прегрешение индейца ждет жестокое и беспощадное наказание, ужасные, нескончаемые и неотвратимые муки в загробной жизни. Наглядно это представлено в картине ада, находящейся перед алтарем иезуитского, собора в Кито. На ней изображены все виды грешников и постигших их наказаний. Эта картина, утверждают знатоки, производит большее впечатление на индейцев, чем десятки миссионерских проповедей» 29.
Взаимоотношения между миссионерами и индейцами широко отображены в художественной литературе Эквадора. Этому сюжету посвящены многие страницы классического произведения известного эквадорского писателя-реалиста Хорхе Икасы «Уаси-пунго», впервые опубликованного в 1934 г.30 Уасипунго — это клочок земли, который выделяет помещик индейцу за то, что тот батрачит на него. Кровососу-латифундисту помогает поработить и эксплуатировать индейцев местный кура — священник. Икаса даже не называет его по имени, подчеркивая этим, что речь идет не о каком-то особенном, а о типичном представителе духовенства в Эквадоре.
Прошло немало лет после выхода в свет произведения Хорхе Икасы. Что же изменилось в жизни эквадорских индейцев? Об этом мы узнаем из романа другого видного эквадорского писателя, Хорхе Риваденейры, «Уже рассветает», изданного в 1957 г.31
Автор показывает нам уасипунгеро, которые, хотя и продолжают оставаться жертвами эксплуатации помещиков, церковников и их американских компаньонов, располагают уже своим профсоюзом, связаны с рабочими города и сознают, что только путем борьбы они могут избавиться от своих угнетателей.
Роман Риваденейры также начинается с приезда хозяина в свое поместье «Кондорпамба», расположенное в районе Сьерры. Его только что купил Сантос (по-испански святой!) Кордобес, такой же плут и стяжатель, как и Перейра, герой произведения Хорхе Икасы. И Сантос связан с американскими монополиями. На его землях американцы ищут нефть, и он готов выслуживаться перед ними, надеясь разбогатеть. Ему помогает обманывать и обирать местных индейцев сельский священник Рафаэль Пачеко.
Роман завершается восстанием индейцев против своих угнетателей, на усмирение индейцев прибывает вместе с жандармами и священник Пачеко, которого убивают уасипунгеро в одной из стычек.
Несмотря на кровавую расправу, индейцы продолжают борьбу, она в конце концов завершается победой. Кордобес вынужден принять главные требования уасипунгеро.
Художественные произведения X. Икасы и X. Риваденейры довольно точно отражают эквадорскую действительность. В отчете Эквадорского института антропологии и географии о положении крестьян в 1960 г. говорится: «Труд индейца не только приносит доходы хозяину, собственнику или арендатору земли, но и обеспечивает привольную жпзпь приходскому священнику, ибо, согласно установленному обычаю, священник использует каждую возможность — от крестин до похорон — для того, чтобы обобрать индейца. Например, священник в Кохабамбе требует, чтобы каждая индианка, выходящая замуж, находилась в его услужении в течение месяца под предлогом религиозной подготовки к браку. А будущий супруг должен обслуживать священника, обрабатывать его землю. Кроме того, за свадебную церемонию индеец должен уплатить 80 сукре».
Католическая церковь в Эквадоре, земельная собственность которой была формально национализирована в начале этого столетия, в последующие годы вновь превратилась в крупнейшего латифундиста страны. Только в одной провинции Каньяр церковные поместья оценивались в 10 млн. сукре. В провинции Чимборасо церкви принадлежали латифундии «Санта Крус», «Кольта Мерсед», «Монхас Корраль», «Сан Висенте» и «Сула» (эта последняя занимала площадь в 12 000 га и стоила около 120 млн. сукре). Такая же картина наблюдалась и в других провинциях Сьерры.
На землях церковников работали тысячи уасипунгеро, подвергаясь той же эксплуатации, что и в поместьях светских латифундистов. Уасипунгеро, работающие на землях церковников, не получали даже нищенской зарплаты 3 сукре, установленной законом. Они получали 1 или 2 сукре, как, например, в церковных поместьях провинций Каньяр и Асуай.
В церковных поместьях не было школ, духовенство поощряло индейцев к употреблению алкоголя.
В городах церковники содержали торговые компании, участвовали в финансовых спекуляциях, занимались ростовщичеством. В одном из отчетов эквадорского Национального планового совета говорится: «Обращает на себя внимание, что большое число ростовщиков состоит из мужчин и женщин, принадлежавших к монашеским орденам» 32.
Обо всем этом рассказывается и в повести И. Гирскиса и Я. Яунишкиса «Я — миссионер» 33. Авторы этого произведения — бывшие миссионеры — литовцы несколько лет трудились на «ниве господней» в Эквадоре. Индейцы хибаро, среди которых находились указанные миссионеры, населяют в основном южную часть Восточного района страны, примыкающую к бассейну Амазонки. Хотя индейцев хибаро сравнительно немного — около 20 тыс. человек, они составляют весьма стойкую и компактную этническую группу. Хибаро свободолюбивы и воинственны, и тем не менее миссионерам удалось в значительной степени подчинить их своему влиянию и использовать в качестве даровой рабочей силы.
В последние 10—15 лет в эквадорской церкви, как и во всем католическом мире, наблюдаются новые явления и веяния. Вековая связь церковной иерархии с латифундистами, с реакцией в условиях быстро растущего революционного процесса в странах Латинской Америки вызывает все более резкие и решительные протесты со стороны верующих. И среутт самих церковппков происходит брожение, ширится недовольство, множатся выступления «мятежных» священников, выступающих в поддержку радикальных социальных преобразований, осуждающих империализм и тесно связанную с нпм местную реакцию.
1 Pareja Diascanseco А. Historia del Ecuador. Quito, 1954, у. II, p. 74.
2 Albornoz P.
3 Ibid., p. 112.
4 Naranjo P. La I Internacional en Latinoam
5 Albornoz P. O. Historia…, p. 134, 136.
6 Томас A. В. История Латинской Америки. М.: ИЛ, 1960, с. 421.
7 Lloyd Mecham /. Church and State in Latin America. Chapel Hill, 1934, p. 149.
8 Naranjo P. La I Internacional…, p. 293—315.
9 Albornoz P. O. Historia…, p. 119—120.
10 Pareja Diascanseco A. Historia del Ecuador, v. Ill, p. 195, 244.
11 Ibid., p. 317.
12 Galvez M. La vida de Don Gabriel Garcia Moreno. Buenos Aires, 1942, p. 124
13 Pareja Diascanseco A. Historia del Ecuador, p. 317.
14 Неруда П. Соч. M.: Худож. лит., 1979, т. II, с. 243.
15 Readings in Latin American History. V. II. Since 1810/ Ed. L. Hanke. New York, 1966, p. 197.
16 Naranjo P. La I Internacional…, p. 174—175.
17 Ibid., p. 181, 333.
11 Ibid., p. 186.
19 Albornoz P. O. Historia…, p. 167—168.
20 Pareja Diascanseco A. Op. cit., v. III, p. 359.
21 Albornoz P. O. Historia…, p. 291.
22 Reservado Memorandum del Plenipotenciario del Ecuador al Encargado de Negocios de la Santa Sede. Documentos Anexos. Informe del Ministro de Negocios Eclesi
23 Mensaje del Presidente de la Rep
24 Informe del Ministro de Negocios Eclesi
25 Albornoz P. O. Historia…, p. 175—176.
26 Ibid., p. 181, 183, 187, 189.
27 Ibid., p. 284—285.
23 Naranjo P. La I Internacional…, p. 365—376.
29 Rycjort W. S. Religion and Faith in Latin America. Philadelphia, 1958, p. 124.
30 См.: Икаса X. Уасипунго/ Пер. В. Виноградова. М.: Гослитиздат, 1976.
31 Риваденейра X. Уже рассветает. М.: Гослитиздат, 1962.
32 Ma
36 Гирскис И., Яунишкис Я. Я — миссионер. М.: Политиздат, 1975.
Глава седьмая
В СОЮЗЕ С ОЛИГАРХИЕЙ (Перу, Боливия, Парагвай, Уругвай)
В Перу без перемен
Многие исследователи считают, что Перу — единственная страна в Латинской Америке, где не было острых конфликтов с церковью и массовых антиклерикальных движений. Такая «гармония» церкви с государством объясняется отсталой социальной структурой перуанского общества, в котором преобладала олигархия вплоть до прихода к власти военных — реформаторов во главе с генералом Хуаном Веласко Альварадо в 1968 г.
Перу считалась самой богатой колонией Испании в Южной Америке. В отличие от других испанских владений креольская знать в этой стране была настроена происпански, она опасалась, что с провозглашением независимости утратит свои земельные владения, влияние, привилегии. Перу оставалась последним оплотом испанского колониализма на континенте, который был разгромлен только в результате объединенных усилий аргентиночилийских войск с юга во главе с генералом Сан-Мартином и колумбийской армии с севера во главе с Симоном Боливаром. Чтобы ослабить власть местной олигархии, Боливар содействовал выделению Горного Перу в самостоятельную республику — Боливию (названную в его честь).
После провозглашения независимости Перу неоднократно становилась ареной гражданских войн, переворотов, почти не менявших социальное лицо страны. Как правило, у власти чередовались военные группировки. В 1865 г. Испания предприняла попытку вновь захватить Перу, но потерпела поражение. Во время Тихоокеанской войны страна потеряла в пользу Чили богатый селитряный район Атакамы. В XX в. Перу неоднократно воевала с Эквадором и Колумбией из-за пограничных вопросов.
В сельском хозяйстве