уплатить барашками или другой живностью. А если крестят ребёнка, то тоже нужно платить. Все, как на рынке. Церковь стала для священника орудием торговли. Одним словом, церковь стала местом торговли, где продают людей, начиная с головы, то есть с крещения. Когда заключают церковный брак, то у нас съедают почти половину тела. Когда мы умираем, то съедают и ноги… Таков священник. Такова его жизнь. Именно поэтому, зная все о них, я держусь подальше от священников» 9.
Церковная карьера все меньше привлекает верующих. В 50-х годах XX в. в Перу больше половины священников (800 из 1500) составляли иностранцы. По признанию одного из перуанских церковников, лучшими прихожанами все еще являются богачи — «главные угнетатели бедных. Их капиталы позволяют им заставить замолчать любого противника… Наши богатые католики предпочитают сентиментальный католицизм динамичному» 10.
В Перу действует возникшая после второй мировой войны христианско-демократическая партия. На выборах 1956 г. она провела в сенат 5, а в палату депутатов 12 своих представителей. В 1963 г. представители ХДП впервые вошли в правительство тогдашнего президента Белаунде Терри. Некоторое время спустя партия раскололась на правое и левое крыло, последнее поддержало военных, свергнувших Белаунде Терри в 1968 г.
Боливийская церковь — тормоз прогресса
В Боливии, где с момента завоевания независимости произошло больше военных переворотов, чем в какой-либо другой латиноамериканской республике11, церковь столь же тесно сотрудничала с властями, как и в Перу.
Хотя при создании Боливии Симон Боливар предлагал вообще не упоминать о религии в конституции, что означало бы на практике отделение церкви от государства, конституционная ассамблея провозгласила католическую религию государственной. Конституция обязывала правительство покровительствовать и обеспечивать ей уважение, одновременно признавая, что «человеческая власть бессильна приказывать совести». Вместе с тем закон запрещал публичное исповедание некатолических культов. Только в 1871 г. была разрешена деятельность протестантских культов, а в 1905 г. — всех других религий; в 1908 г. кладбища были переданы в ведение муниципальных властей, установлен обязательный гражданский брак, в 1932 г. — развод. Эти мероприятия, постепенно сужавшие права церкви, не вызывали ее протестов, ибо духовенство состояло на иждивении властей, которые также выдвигали кандидатов на церковные должности.
К тому же среди служителей культа всегда преобладали иностранцы. Даже в начале 60-х годов XX в. иностранцами были один из трех архиепископов, двое из пяти епископов и все апостолические викарии, руководившие миссионерской работой12. Власти не препятствовали деятельности священников, а последние в свою очередь не возражали против секуляризаторских мероприятий властей.
Отношения Боливии с Ватиканом развивались без особых конфликтов. В середине XIX в. Боливия попыталась заключить конкордат с папским престолом. Он был подписан в 1851 г. в Риме и предоставлял президенту Боливии право патроната. Однако боливийский конгресс отказался утвердить конкордат, ибо считал патронат атрибуцией нацпонального суверенитета, следовательно, папа не мог «предоставить» Боливии то, чем она владела как самостоятельная страна. Другие попытки заключить конкордат с Ватиканом не увенчались успехом. Тем не менее на практике папский престол признавал за Боливией право натро-naira. Ё 1917 г. между Ватиканом и Боливией были установлены дипломатические отношения, которые продолжаются до настоящего времени. Духовенство, как н в других странах Латппской Америки, пыталось влиять па просвещение, особенно на его среднее звено. Свыше 10% школьников посещают церковные (частные) школы.
Боливия считается одной из самых отсталых стран в Латинской Америке. 40% боливийцев неграмотно. Около 63% ее населения — индейцы, их духовная жизнь находится под контролем католических и протестантских миссиоперов. В стране около 1% протестантов, и число протестантских проповедников (почти все они иностранцы) в 1960 г. было чуть меньше (приблизительно 569), чем католических (694) 13. Вера индейцев носит синкретический характер, среди них сильны дохристианские религиозные пережитки, с которыми миссионеры мирятся.
Состояние отсталости индейцев, пишет Мечэм, позволяет духовенству держать их под своим контролем. Индейцы относятся к церковникам со страхом, беспрекословно им подчиняются. Этим пользуются многие священники, которых не без основания обвиняют в жадности и развращенности. Как правило, сельские кураты — те же полуграмотные метисы или индейцы. В 1910 г. боливийский историк Альсидес Аргедас писал: «К несчастью, за редким исключением, сельский священник — развратник, скряга, полон пороков, неспособен вызвать к себе уважение. Оп берет деньги за молитвы, которые никогда не произносит, по крайней мере тогда и там, где он должеп это делать… Он занимается ростовщичеством и обогащается». Мечэм, приводя эту цитату, отмечает, что полвека спустя сельское духовенство оставалось таким же м.
В Тихоокеанскую войну Боливия потеряла в пользу Чили значительную часть своей территории, выход к морю. В результате войны с Парагваем (1932—1935) страна утратила значительную часть нефтеносного района Чако. Боливию, обладающую богатейшими минеральными ресурсами, называют нищим на золотом троне. На протяжении многих десятилетий свинец, олово, цинк,’медь, вольфрам и другое местное минеральное сырье принадлежало иностранным монополиям. В 1952 г. к власти пришло Националистическое революционное движение во главе с Пас Эстенсоро. За 12 лет правления НРД под давлением народа национализировало оловянную промышленность, начало аграрную реформу, вооружило рабочих-шахтеров. Церковники находились в оппозиции к правительству НРД, считая, что оно потворствует коммунистам. При участии церковников в эти годы возникают первые светские католические организации. В 1954 г. создается Социально-христианская партия Боливии, впоследствии переименованная в Христианско-демократическую, Она выдвигает программу в духе христианского реформизма. Консервативные католические деятели примкнули к ультраправой Боливийской социалистической фаланге, основанной в 1937 г.
Фаланга поддержала генерала Барриентоса, свергнувшего в 1964 г. президента Виктора Пас Эстенсоро, лидера НРД. Барриентос, который действовал в интересах правящих кругов США, выдавал себя за последователя социальных доктрин церкви, свою партию он назвал Христианским народным движением. В 60-е годы под влиянием развития революционного процесса в Боливии, с одной стороны, и решений II Ватиканского собора — с другой, местная церковная иерархия постепенно стала отходить от традиционных для нее консервативных позиций.
ПарагваЗ: диктаторы и епископы
Эта республика на протяжении почти 50 лет после провозглашения независимости в 1811 г. возглавлялась диктаторами Хосе Гаспаром Родригесом Франсией (1811—1840), Карлосом Антонио Лопесом (1844—1862) и его сыном Франсиско Солано Лопесом (1862—1870). Франсия, выступавший, как и Лопесы, в защиту национального суверенитета, превратил Парагвай в «закрытое» государство: выезд из страны и въезд в нее иностранцам были запрещены, связи с внешним миром крайне ограничены. Сам Франсия был доктором теологических наук (он закончил университет г. Кордоба, Аргентина). Это не помешало ему относиться к духовенству с регалистских позиций. Диктатор прервал отношения с папским престолом, выслал священников-испанцев, снял с поста епископа Асунсьона. На их посты Франсия назначал лично преданных ему и послушных церковников, превратив на деле католическую церковь в национальную. Он отменил все церковные праздники, за исключением воскресения, закрыл монастыри, секуляризировал церковную и монастырскую собственность, установил гражданский брак.
В результате этих мер «парагвайская церковь лишилась своего экономического могущества и стала покорным орудием светской власти. Священники получали казенное жалованье и превратились фактически в государственных служащих, беспрекословно выполнявших волю диктатора, который назначал и смещал их по своему усмотрению, а за неповиновение мог бросить в тюрьму. Таким образом Франсия добился резкого ослабления позиций церкви и освобождения ее из-под влияния внешних сил. Но ни о каком преследовании религии или ущемлении прав верующих при этом не шла речь. Смысл политики Франсии заключался лишь в том, чтобы поставить церковную организацию на службу своим целям» 15.
Отрицательное отношение к бывшей колониальной элите и стойкая защита национальных интересов Парагвая обеспечили Франсии поддержку большинства населения республики. Следует отметить, что будущий Пий IX, входивший в состав папской миссии, посетившей Чили, отмечал, что Франсию «все любят и почитают как отца родного» 1б.
При правлении Лопеса-старшего изоляция Парагвая была ослаблена. По отношению к церкви политика нового диктатора оставалась прежней. Конституция 1844 г. наделяла президента правом патроната и уполномачивала его назначать церковных иерархов. Вместе с тем конституция разрешала президенту заключать конкордаты с папским престолом, что означало отход от политики национальной церкви, проводившейся Франсией. Действительно, Лопес обратился к Пию IX с просьбой назначить епископом своего брата Басилио. Папа, надеясь задобрить Лопеса, дал согласие на это. Вскоре Лопес издал закон «О реформе привилегий епископов», запрещавший колокольный звон в их честь и ношение епископских одеяний как при богослужении, так и за пределами церквей. Закон вызвал недовольство Пия IX, отказавшегося принять сына Лопеса, посетившего Рим в 1863 г.
Новые трения с Ватиканом возникли в 1869 г., когда со смертью епископа Басилио Лопес попросил папу назначить на его место Хуана Грегорио Урбиету, слабовольного старца, известного своей преданностью диктатору. Пий IX в свою очередь потребовал от Лопеса вернуть церкви ранее отнятую у нее собственность и согласиться с назначением на епископский пост иностранца, который отвечал бы за свои действия перед папским престолом, а не перед президентом Парагвая. Возмущенный Лопес пригрозил папе объявить себя главой парагвайской церкви. Пий IX, больше всего опасавшийся образования национальных церквей, вновь уступил. Он согласился с назначением не только Урбиеты на должность епископа, но и его заместителя с правом наследия. Им стал другой доверенный человек Лопесов — Мануэль Антонио Паласиос.
При Лопесах, как и при Франсии, духовенство превозносило диктаторов с амвона, представляя их как божьих наместников. Священники сообщали властям имена противников режима, добывали нужные полиции сведения через исповедальню.
Независимая националистическая политика Парагвая вызывала недовольство Англии и находившихся под ее влиянием латиноамериканских республик. В 1864 г. Аргентина, Бразилия и Уругвай объявили войну Парагваю. Военные действия продолжались шесть лет и закончились победой союзников. В войне погибло почти все мужское население Парагвая, в том числе сам президент Ф. Солано Лопес. Часть территории Парагвая отошла победителям. Английский капитал вскоре прибрал к рукам экономику страны. Понадобились десятилетия, чтобы Парагвай залечил раны, нанесенные войной.
После войны политическая жизнь страны носила весьма хаотический характер. Переворот следовал за переворотом: с 1902 по 1940 г. сменилось 26 президентов (некоторые из них не удержались у власти и месяца) 17.
В XX в. Парагвай принял участие в новой разорительной для него войне против Боливии. И хотя война была выиграна, расходы, связанные с ней, привелп к еще большей зависимости страны от иностранного капитала. Попытки реформ наталкивались на сопротивление олигархии и военных, связанных с Пентагоном. В 1954 г. реакционным силам удалось захватить власть и водрузить на президентское кресло своего ставленника генерала Стресснера, диктаторский режим которого длится уже 27 лет.
В положении католической церкви за эти десятилетия не произошло существенных изменений. Конституции страны (1870, 1944) провозглашали католическую религию государственной, признавали за Парагваем право патроната, разрешали практику других культов. Министерство просвещения и культов регулирует отношения между государством и религиозными организациями. Ватикан мирился с таким положением вещей, учитывая, что власти не препятствовали деятельности