веры. В том же году были приняты закон о патронате, дававший властям право контроля над деятельностью приходских священников, и закон о религиозной профессии, ограничивавший права монашеских орденов, вступать в которые могли только чилийцы, достигнувшие 25-летнего возраста. Была разрешена деятельность иезуитского ордена.
В 1865 г. вошел в силу Поясняющий закон (Ley interpretativa), разрешавший протестантам совершать богослужения в закрытых помещениях и преподавать детям свое вероучение.
Церковники резко осуждали эти уступки «еретикам» и рега-листскую политику консервативных правительств. В целом же в стране усиливались антиклерикальные настроения. Против засилья церковников выступило Общество равенства, основанное социалистами-утопистами Франсиско Бильбало и Сантьяго Аркосом.
Отношения государства с церковью резко обострились в 70-х годах XIX в., когда на смену консерваторам к власти пришли либералы и радикалы.
«В XIX в., — отмечает О. Мильяс, — прогрессивная позиция либеральных элементов буржуазии и мелкой буржуазии отождествлялась с антиклерикализмом. В течение последних десятилетий прошлого века, когда знамя передового отряда взяли в свои руки радикалы, произошло усиление светских тенденций, особенно в результате деятельности масонских лож, выступавших против католической церкви» 8. Либералы отменили особые права духовенства, включили в уголовный кодекс ряд статей, накладывавших на священников наказания за выступления против конституции и существующего правопорядка.
В годы президентства Франсиско Анибаля Пинто (1876— 1881) Ватикан отказался утвердить па посту архиепископа Сантьяго кандидата правительства Франсиско де Паула Тафоро, сочувственно относившегося к либералам. Папа направил в Чили своего представителя (апостолического делегата) Челестино дель Фрате. Он не только не рекомендовал утвердить архиепископом Тафоро, но даже заявил, что правительство незаконно пользуется правом патроната. В о.твет президент Доминго Санта-Мария (1881—1886) выслал папского представителя из страны и провел через конгресс ряд законов, известных под названием «теологических реформ». Автором их был министр внутренних дел Хосе Мануэль Бальмаседа, получивший образование в духовной семинарии, но затем утративший веру и перешедший на сторону антиклерикалов.
«Теологические реформы» включали законы о секуляризации кладбищ, о гражданском браке и разводе, о светской регистрации актов гражданского состояния. Однако пойти на отделение церкви от государства либеральная буржуазия тогда не решилась. В целом же, как отмечает Мечэм, «теологические реформы серьезно ослабили влияние католической церкви; в прямом столкновении с государством церковь потерпела поражение и оказалась униженной, ее авторитет был подорван, и она была вынуждена перейти к обороне» 9.
Избрание X. М. Бальмаседы президентом республики в 1886 г. напугало церковников. Но Бальмаседа вовсе не намеревался вести против них войну. Более того, стараясь ослабить консервативную оппозицию, президент пытался направить отношения церкви и государства в более спокойные воды. В этом была заинтересована и церковь. Поэтому и Ватикан, и местная иерархия не возражали против назначения на пост архиепископа умеренного по своим взглядам прелата Мариано Касановы.
Бальмаседа выступал в защиту национальной самостоятельности Чили, против засилья английских селитряных компаний. Это не устраивало англичан и их союзников из консервативной партии. В 1891 г. они спровоцировали мятеж против Бальмаседы, в нем приняли участие клерикалы и многие церковники. Мятежникам удалось свергнуть неугодного им президента, который вскоре покоцчил жизнь самоубийством.
Власть в стране вновь перешла в руки олигархии. Но теперь у нее появился новый грозный противник — рабочее движение, социализм. Церковники стали выступать в роли спасителей общества от анархии и «безбожного» социализма. Следуя призывам папы Льва XIII и его социальной энциклики «Рерум но-варум» (1891 г.), священники при поддержке консерваторов создавали религиозные рабочие братства, противопоставляя их подлинно рабочим организациям. Путем создания такого рода клерикальных и в то же время консервативных организаций, пишет прогрессивный чилийский историк Э. Рамирес Некочеа, делались попытки расколоть трудящихся, выдвигая на первый план «религиозную проблему совести, которая по самой своей природе является сугубо личным делом каждого человека и неправомерно переносить ее в сферу организации трудящихся» 10.
В 1893 г. архиепископ Сантьяго Мариано Касанова опубликовал антисоциалистическое пастырское послание, в котором утверждал, что отмена частной собственности на средства производства «привела бы к разрушению общества в том виде, в каком его создал бог. В самом деле, полная общность материальных благ уничтожила бы неравенство социальных условий, на которых зиждется общество».
Стремление уничтожить социальное неравенство расценивалось архиепископом Касановой как явная ересь, ибо существование богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых «есть дело не человека, а природы, т. е. бога, который неодинаково распределяет свои даяния». Отсюда Касанова делал выводы, что социалистическая доктрина «направлена на подрыв основ, на которых держится сотворенное богом общество». Касанова призывал трудящихся избегать социализма, отвергать его, ибо он ведет их к бунту, к борьбе и будит в них желание найти выход из их бедственного положения, тогда как божественное поведение предписывает им смириться. Архиепископ считал, что «их бедность есть сокровище в будущей жизни, есть плодоносное семя, сулящее в качестве урожая вечность». Пролетарии не должны стремиться улучшать условия жизни, они должны помнить, что, «ничего не имея в этом мире, они могут иметь все сокровища небес в другом мире, если с христианским смирением будут выносить лишения, порождаемые их бедностью».
Комментируя содержание послания Касановы, Э. Рамирес Некочеа писал: «Позиция, занятая верховным главой чилийской церкви, показывает, что высшее духовенство верно выполняло свою роль блюстителей, защитников интересов господствующих классов, к которым, кстати сказать, принадлежало само. Этим объясняется, что нападки архиепископа Касановы были абсолютно лишены теологических или философских обоснований и являлись, по сути дела, прямой атакой на социалистов, поскольку „они хотят разрушить общество, чтобы сделать счастливыми бедняков»» п.
Рабочий деятель Виктор Хосе Арельяно разоблачил антинародную деятельностсь архиепископа Касановы в брошюре «Католицизм и социализм», изданной в 1893 г. в Вальпараисо.
Антисоциалистическая проповедь церковников принесла им немалую выгоду — и не только политическую, но и финансовую. Правящая олигархия не скупилась на всякого рода подачки духовенству, которое в начале XX в. обладало уже весьма обширной собственностью. «Церковь имела такой большой капитал и такой большой доход, — указывает Мечэм, — что правительству не было нужды расходовать более одпого миллиона долларов в год на ее нужды» 12.
Отношения Чили с Ватиканом ничем не омрачались в эти годы, если не считать разногласий из-за провинций Такны и Арики, присоединенных к Чили в результате Тихоокеанской войны 1879—1884 гг. Чилийское правительство настаивало, чтобы Ватикан назначил в эти провинции церковную иерархию, завися-
Щую от Сантьяго. Папский же престол, не Желая портись отноше* ний с Перу, отказывался сделать это. В 1910 г. чилийские власти выслали из этих провинций всех перуанских священников. Отношения с Перу прервались, что заставило Ватикан назначить в указанные провинции военного викария, который в 1915 г. уступил место заместителю архиепископа Сантьяго. Конфликт был полностью улажен в 1929 г., когда Такна была возвращена Перу и перуанцы отказались от дальнейших притязаний на Арику.
Л. Э. Рекабаррен против религиозного влияния
Последовательно боролся с религиозным ханжеством и стремлением церкви настроить трудящихся против социалистов Луис Эмилио Рекабаррен, лидер Социалистической рабочей партии и один из основателей Компартии Чили. На севере страны, в г. Икике, где проживал тогда Рекабаррен, при его участии выходил в 10-х годах XX в. антиклерикальный еженедельник «Эль Бонете». Редакция еженедельника утверждала, что она имела «корреспондентов во всех церквах, во всех мужских и женских монастырях страны н за границей» и «поддерживала прямую беспроволочную телеграфную связь с небесной областью и самым глубоким адом». Чуть пониже заголовка печаталась стихотворная программа журнала:
Оргап антиклерикальный Зпает тайны всех монастырей,
И поскольку все они скандальны,
Сделает их достоянием людей.
Всыплем белому ослу,
Всыплем черному ослу,
Всыплем всякому ослу,
Если он виляет, правды пзбегает.
По свидетельству Элиаса Лаферте, соратника Рекабаррена и впоследствии видного деятеля компартии, еженедельник высмеивал власти, церковников и прочих врагов трудящихся и, как гласил его девиз, «всех, кто сворачивал с праведного пути» 13. Власти закрыли еженедельник, а Элиас Лаферте, назвавшийся его издателем, подвергся аресту и был оштрафован.
На заре чилийского рабочего движения революционному течению во главе с Луисом Эмилио Рекабарреном пришлось вести борьбу с анархистами и хосефинос14. Последним удалось вначале захватить руководство Рабочей федерацией Чили. И только после того, как в годы первой мировой войны в федерацию вошли наиболее закаленные отряды пролетариата, пмевшие давние боевые традиции, ее генеральным секретарем стал Луис Эмилио Рекабаррен 15.
В 1906 г. Рекабаррен был впервые избран в палату депутатов. Он стал первым депутатом-рабочим в Латинской Америке.
Согласно регламенту депутаты приносили присягу «именем бога и святым Евангелием» соблюдать конституцию. Рекабаррен такую присягу припое, по тут же заявил, что она не соответствует принципу свободы совести, зафиксированному в той же конституции. Заявление Рекабаррена вызвало взрыв негодования среди депутатов-консерваторов, которые потребовали лишить его мандата. Отвечая на нападки правых, Рекабаррен, в частности, сказал:
«С уважением относясь к вероисповеданиям других, я присутствовал при совместном принесении присяги сеньорами депутатами. Однако я должен заявить, что не верю в существование бога, как не верю и в Евангелие. Чуть ли не с рождения занятый работой в мастерской, я не имел возможности изучить эту материю. Поэтому никто из сеньоров депутатов не может поставить мне в вину мое невежество в отношении бога.
Следовательно, предъявляемое мне требование клясться именем бога при принесении присяги в соответствии с регламентом почтенной палаты обязывает меня тем самым лгать, обманывать палату, обманывать самого себя и своих избирателей, чьи права и чаяния я, как мне представляется, призван защищать. Должен, кроме того, высказать еще одно соображение.
Чтобы поступать в соответствии с конституцией и законами, по моему мнению, нет необходимости произносить клятву.
Я нахожусь здесь потому, что такова воля народа, и я не вижу причин ссылаться на божество, в которое не верю, как на свидетеля даваемых мною обещаний» 16.
Эти объяснения Рекабаррена, с которыми солидаризировался также другой рабочий депутат — Вес, еще больше накалили страсти в стане консерваторов. На рабочих депутатов посыпались обвинения в богохульстве, обмане, аморальности, и они оба были лишены депутатских мандатов.
Христианская вера не принесла избавления рабочим, неоднократно утверждал Рекабаррен. Священники, проповедуя смирение и любовь к ближнему, стремятся лишить рабочих желания бороться против эксплуататоров.
В одном из своих выступлений в 1910 г. Рекабаррен говорил: «Христиане вырабатывали свои теории и воззрения на протяжении двух тысяч лет; практически же их поступки в материальной и духовной областях в общем не соответствуют тому, чему они учат. Любовь к ближнему, любовь к себе подобному, проповедуемая с особой силой христианами на протяжении двух тысяч лет, привела к лицемерию, к «подделке» под любовь… Разве такая любовь может существовать на деле между эксплуататором и эксплуатируемым, между жертвой и убийцей, между господи-пом и подчиненным, между собственником и неимущим, между хозяином и рабочим?» 17.
«Рабочий, — учил Рекабаррен, — ведет борьбу за улучшение своей судьбы, и это его стремление человечно и справедливо, но даже одно это намерение рабочего является покушением на ин-
тересы предпринимателя