Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

ли удивляться, что Учредительное собрание Кубы в 1901 г. подавляющим большинством голосов утвердило 26-ю статью конституции, отделявшую церковь от государства. Эта статья была сформулирована следующим образом: «Исповедание всех религий свободно, так же как практика всех культов, без каких-либо ограничений, при условии уважения к христианской морали и общественному порядку. Церковь отделяется от государства, которое не будет финансировать ни в коем случае какую-либо религию» 83. Конституция 1901 г. запретила также преподавание религии в школе. В 1918 г. был принят закон об обязательной гражданской регистрации браков и закон, разрешавший развод. На этом антиклерикальный запал кубинских властен исчерпал себя. Местная буржуазия все больше подчинялась империализму США, а это толкало ее на сотрудничество с церковной иерархией. Последняя в свою очередь была готова служить кубинской буржуазии так же, как она служила испанцам и американцам.

После ухода американцев кубинское правительство и конгресс отказались утвердить соглашение Вуда с церковниками о выплате им компенсации за ранее конфискованную испанцамп собственность, но отменить его они не могли ввиду пресловутой «поправки Платта», 4-я статья которой обязывала кубинское правительство «считать в силе, поддерживать и защищать» все распоряжения оккупационных властей и вытекающие из них права и обязанности. Применение этой «поправки Платта» потребовал папский представитель в Гаване епископ Шапелье. В телеграмме государственному секретарю Хэю в связи с отказом конгресса Кубы утвердить соглашение Вуда с церковью Шапелье писал: «Пожалуйста, телеграфируйте Штейнгарту (генеральному консулу США на Кубе.— Я. Г.) для передачи мне Вашего мнения о мерах, какие предпримут Соединенные Штаты для защиты наших прав согласно «поправки Платта» и Парижского договора. Он хорошо знаком с фактами этого дела, и римская церковь относится к нему с полным доверием» 84.

Правительство США, опасаясь реакции кубинцев, не сочло целесообразным применить «поправку Платта» в защиту церковников. Тем не менее Кардинал Гиббонс, епископ Айрланд и другие католические деятели продолжали настаивать па применении санкций против Кубы.

Последовавшая в 1906 г. новая американская оккупация Кубы позволила США удовлетворить претензии церковников. Адмирал Чарлз И. Магон, военный губернатор Кубы, вместо процентов выплатил (и в этот раз за счет кубинской казны!) церковникам в 1908 г. 1747 483 доллара, т. е. сумму, в которую оценивалась к тому времени церковная собственность, конфискованная некогда испанскими властями. Благодарный папа Пий X великодушно наградил адмирала Магона орденом св. Григория Великого.

Пожалуй, нигде в Латинской Америке так отчетливо не проявлялся космополитический характер католической церкви, как на Кубе. Подавляющее большинство церковников и после провозглашения независимости составляли испанцы. Это был подлинный иностранный легион на службе кубинских п североамериканских эксплуататоров. В 1918 г. Гонсалес дель Валье писал: «Духовенство и монашеские ордены или конгрегации состоят почти исключительно из испанцев и преследуют во всем цели, противоположные нашей национальности. Поэтому наша первейшая задача кубанизировать наше духовенство. Пора уже это сделать. Разве кубинский народ не вправе, подобно другим народам, иметь своих собственных священников и прелатов?»88. Ведь сама-то Испания запрещала у себя деятельность иностранных священников. И все-таки, несмотря на эти призывы, большинство служителей были иностранцами вплоть до победы революции в 1959 г.

Во время борьбы за независимость в сельских местностях Кубы церкви использовались испанцами как крепости и опорные пункты в борьбе против патриотов88. Многие из них были сожжены или разрушены. В республиканский период церковники не пытались восстановить сельские церкви, зато они строили пышные храмы в богатых городских районах в надежде привлечь состоятельных и влиятельных прихожан. Особое внимание духовенство уделяло родственникам президентов, министров н прочих влиятельных лиц, действуя через которых оно добивалось от властей различных льгот и уступок.

В 1916 г. Бенедикт XV провозгласил Медную деву, изображение которой почиталось негритянским населением острова, покровительницей Кубы. Этот акт папы римского должен был способствовать укреплению влияния церкви на местное негритянское население.

В 10—20-е годы открываются семинарии, церковные общеобразовательные школы и колледжи, учреждаются светские католические организации: «Рыцари Колумба» (1909), Ассоциация куби-нок-католичек (1918), Федерация католической молодежи (1928), Университетская католическая организация (1931), Ассоциация рыцарей-католиков (1929). Церкви покровительствует диктатор Херардо Мачадо (1925—1933). Ее деятельность находит поддержку реакционной печати, в особенности крупнейшей газеты острова «Диари де ла Марина», ставшей рупором сахарозаводчиков. 17 июня 1935 г. исполняющий обязанности президента Мен-диета, ставленник командующего армией Батисты, устанавливает дипломатические отношения с Ватиканом. В 1938 г. учреждается «Католическое действие», в которое вливаются другие светские католические организации. Вскоре ватиканский нунций становится дуайеном дипломатического корпуса в Гаване. Государство только в тюрьмах не разрешало иметь церковные часовни, а в больницах, армии и других учреждениях церковники действовали свободно. Церковь получала завещательные дары, что позволило ей вновь быстро обрести солидное недвижимое имущество, как правило не облагавшееся налогами. Опекаемая правящими кругами и американскими компаниями католическая церковь три десятилетия спустя после провозглашения независимости вновь превращается на Кубе в «респектабельный» институт, каким она была при испанских колонизаторах.

Запевалы антикоммунизма

Во второй половине 30-х годов кубинские церковники ведут оголтелую пропаганду против республиканской Испании, превозносят режим Франко, выступают с позиций воинствующего антикоммунизма и антисоветизма. Но в стране растут силы прогресса: крепнет рабочее движение, ширится национально-освободительная борьба.

В 1940 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию. Хотя в преамбуле к ней говорилось о «божьем покровительстве», конституция подтверждала принцип отделения церкви от государства. Статья 31 гласила: «Исповедание всех религий свободно, как и практика всех культов без других ограничений, за исключением уважения к христианской морали и общественного порядка. Церковь будет отделена от государства, которое не будет финансировать какую-либо религию». Последняя фраза звучит менее категорично по сравнению с текстом 1901 г., в ней опущены слова «ни в коем случае». Статья 51 новой конституции провозглашала: «Все образование, государственное или частное, должно быть проникнуто духом кубинского патриотизма и человеческой солидарности, преследуя цель воспитания у учащихся сознательной любви к Родине, к ее демократическим учреждениям и ко всем тем, кто за них боролся» 87.

И все же церковникам при поддержке буржуазных партий удалось провести в конституцию 1940 г. статьи, разрешавшие деятельность их учебных заведений, в том числе университетского типа, хотя и подлежащих государственному контролю и регламентации. Конституция разрешала преподавание религии учащимся начальных и средних школ и колледжей, но за пределами учебных заведений и только по желанию родителей.

Опираясь на эти уступки, церковники развязали в стране шумную кампанию за включение преподавания религии в школьную программу в качестве официального предмета. С этой целью была создана организация «За Родпну и школу», поддерживаемая газетой «Диарио де ла Марина». Церковники требовали исключения видного деятеля Народно-социалистической (коммунистической) партии Кубы Хуана Маринельо. из состава Национального совета по образованию и культуре. Демократические круги объединили свои силы в другой организации — «За свободную школу в свободной Кубе» — под председательством видного прогрессивного историка Эмилио Ройга де Леучсенринга, требуя строгого соблюдения конституции. Им удалось отразить натиск клерикалов и отстоять Хуана Маринельо в качестве члена Национального совета по образованию и культуре, где он на протяжении ряда лет добивался установления государственной инспекции и регламентации деятельности частных (церковных) учебных заведений с тем, чтобы они соответствовали демократическим и светским принципам конституции 1940 г.

Борьба вокруг конституции 1940 г. показала, что католическая церковь на Кубе считала своей главной политической задачей мобилизацию tfcex реакционных сил против коммунизма, против Народно-социалистической партии. Именно в 1940 г. в послании от 20 июня архиепископ Мануэль Артеага Бетанкур (будущий кардинал) впервые от имени католической церкви открыто запретил верующим голосовать за партии, программы которых включали атеистические и антирелигиозные положения. Хотя в программе Народно-социалистической партии такие положения отсутствовали, всем было ясно, что речь шла именно о ней. В посланиях от 17 февраля 1944 г., 1 февраля 1945 г. и 3 мая 1948 г. Артеага прямо призвал верующих голосовать против коммунистов. В заявлении архиепископа от 15 февраля 1950 г. говорилось, что католики «никоим образом не могут способствовать победе, распространению, укреплению коммунизма, морально пли экономически сотрудничать с коммунистическими партиями или помогать нм какими-либо средствами в достижении их целей» 88.

Но церковники не ограничивались только такого рода заявлениями. Они вели активную антикоммунистическую агитацию среди трудящихся путем всякого рода листовок, брошюр, выступлений в печати. Одна из таких листовок, выпущенная в 1940 г., начиналась с перечисления пунктов, по которым коммунисты и католики солидарны. Они солидарны, говорилось в листовке, в том, что существующий социальный порядок уродлив и что социальный вопрос должен быть решен в интересах трудящихся.

Затем перечислялись пункты, по которым коммунисты и католики расходились кардинальным образом. Согласно авторам листовок, кохммунисты утверждали якобы, что все должны быть рабочими — рабами государства, что нет другой жизни за пределами смерти; коммунисты якобы призывали «пить и есть, ибо завтра умрем», и т. д. Католики же якобы стремились всех превратить в собственников, добиться справедливого распределения богатств, призывали трудиться на пользу детей, Родины, во исполнение долга. Религия, утверждала листовка, отменила рабочее рабство и провозгласила всеобщее братство.

Генеральный секретарь Народно-социалистической партии Блас Рока89 в брошюре «Католики и коммунисты» 90 в популярной форме разоблачил всю несостоятельность этих клеветнических противопоставлений. Блас Рока показал, что социальная доктрина церкви, как она изложена в этой листовке, является не чем иным, как демагогией, цель которой — сбить с толку рабочих, увести их от классовой борьбы, заставить покорно сносить капиталистический гнет.

Позиция компартии по отношению к религии, писал Блас Рока, не должна каким бы то ни было образом смешиваться с позицией буржуазных радикалов, вульгарных антиклерикалов, равно как и с позицией анархистов, псевдореволюционеров — сторонников ведения любой ценой борьбы против бога как решающего и первостепенного вопроса социальной борьбы.

Коммунисты выступают против обеих этих тенденций. Будучи марксистами, последовательными материалистами, они отвергают всякую идеалистическую или религиозную интерпретацию жизни и без подвохов и сюсюканья пропагандируют свою научно обоснованную точку зрения. Именно потому, что они марксисты, а не анархисты, они отвергают всякую мысль об «объявлении» авантюристической войны богу и религии. В этом смысле действия анархистов всегда шли на пользу интересам буржуазии и круппых помещиков.

«Мпого раз мы непосредственно обращались к религиозным организациям, — писал Блас Рока, — приглашая их сотрудничать с нами в этой борьбе. Чтобы установить такое сотрудничество, мы не навязывали никакой дискуссии относительно религии; мы даже не помышляли о том, чтобы требовать от этих организаций или от их сторонников отказаться, принизить или скрыть свою веру в бога. Мы также не думали и о каком-либо обете непризнан ппя или даже утаивания своих материалистических принципов.

Мы просто-напросто просили всех работать вместе с нами ради общего и непосредственного блага, ради прогресса человечества. Мы обращались к верующим с тем, чтобы они усвоили формулу «На бога надейся, а сам не плошай», хотя мы им и

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн